Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Все, Что было совершено в опричнину, имело лишь одну цель: укрепить личную власть Ивана Грозного, и, надо отдать ему должное, — в этом царь преуспел.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Но государство его было ввергнуто в разорение, население сократилось, государственный аппарат, разделенный на земские и опричные органы власти, дезорганизован, законы вытеснил произвол, войско было ослаблено, а его опричная часть больше напоминала банду лихих людей разбойников. Набеги Все это не замедлило сказаться и на внешней политике и Девлет-Гирея привело к военным поражениям русского царя во время нашествия в 1571 г. крымского хана Девлет-Гирея на Москву. Земское войско заняло указанные ему рубежи обороны, а опричное даже не подошло к своим. В итоге Девлет-Гирей сжег Москву. Россия чуть было не потеряла Астрахань: перепуганный Иван Грозный приказал послам на переговорах с крымцами уступить ее, но хан требовал Казани. Переговоры прервались. На следующий год Девлет-Гирей повторил набег. Но его встретило объединенное войско во главе с земским воеводой М.И.Воротынским, которого спешно вернули из опалы. В 50 верстах от Москвы у деревни Молоди Воротынский наголову разбил татар. Через год Иван весьма своеобразно отблагодарил воеводу. Воротынского, как изменника, опалили на медленном огне и повезли в ссылку, но несчастный умер по дороге. Отмена опричнины События 1571-1572 гг. показали несостоятельность опричнины. Иван Грозный объединил страну. Слова «опричнина» и «опричник» запретили упоминать под страхом смерти. Исчезли черные одеяния, собачьи головы, метла, в казнях 1573-1575 гг. сложили головы многие деятели опричнины.3. Великий князь Симеон Бекбулатович и удельный князь Иван Грозный. После опричнины в 1572—1584 гг. репрессий, подобных новгородскому погрому, уже не случалось, но методы правления остались жесткими, и в ближайшем царском окружении опалы и казни были заурядным делом. В 1575 г. произошло нечто, чему отгадку историки так и не нашли. Возможно, Иван IV поверил гадателям, которые предрекали в тот год смерть московскому царю, и решил обмануть судьбу. Он вдруг передал титул великого князя крещеному татарскому царевичу Симеону Бекбулатовичу, а сам стал смиренно называться князем московским и писать Симеону униженные письма, в которых, однако, давал наставления, как править страной. Русь опять поделили на «двор» Ивана Московского и земщину Симеона. Современники было восприняли возведение на трон Симеона как начало новой опричнины, но на этот раз обошлось. В 1576 г. политический фарс мирно кончился: Симеона Бекбулатовича перевели «на великое княжение в Тверь», а Иван Грозный вернулся на московский престол. Дополнительный материал. 1. Филипп Колычев1. Ивану скоро пришлось вступить в борьбу с церковной властью за свой произвол, доведенный до сумасбродства. Иван задался убеждением, что самодержавный царь может делать все, что ему вздумается... В это время митрополитом московским был избран Филипп, игумен Соловецкой обители. При первом представлении царю Филипп только просил отпустить его назад в Соловки. Это имело вид обычного смирения. Царь, епископы и бояре уговаривали его. Тогда Филипп открыто начал укорять епископов, что они до сих пор молча смотрят на поступки царя и не говорят царю правды. «Не смотрите на то, — говорил он, — что бояре молчат; они связаны житейскими выгодами, а нас Господь для того и отрешил от мира, чтобы мы служили истине, хотя бы и души наши пришлось бы положить за паству, иначе вы будете истязаемы за истину в день судный». Епископы, непривычные к такой смелой речи, молчали, а те, которые старались угодить царю, восстали на Филиппа за то. Никто не смел говорить царю правды; один Филипп явился к нему и сказал: «Я повинуюсь твоей воле, но оставь опричнину, иначе мне быть в митрополитах невозможно. Твое дело небогоугодное... На такое дело нет и не будет тебе нашего благословения». Иван рассердился, грозил ему своим гневом, приказывал ему быть митрополитом... Несколько времени после того царь действительно воздерживался от своей кровожадности, но потом опять принялся за прежнее, опять начались пытки, казни, насилия и мучительства. Филипп не требовал уже больше уничтожения опричнины, но не молчал, являлся к царю ходатаем за опальных и старался укротить его свирепость своими наставлениями. Царь вскоре невзлюбил настойчивого митрополита и не допускал его к себе. Митрополит мог видеть царя только в церкви. Царские любимцы возненавидели Филиппа еще пуще царя. 31 марта 1568 года, в воскресенье, Иван приехал к обедне в Успенский собор с толпой опричников. Все были в черных ризах и высоких монашеских шапках. По окончании обедни царь подошел к Филиппу и просил благословения. Филипп молчал и не обращал внимания на присутствие царя... Наконец бояре сказали: «Святой владыка! Царь Иван Васильевич требует благословения от тебя». Тогда Филипп, взглянув на царя, сказал: «Кому ты думаешь угодить, изменивши таким 1 «Рассказы по русской истории». — М., 1995, с.140—142.
образом благолепие лица своего? Побойся Бога. Мы здесь приносим бескровную жертву, а ты проливаешь христианскую кровь твоих верных подданных. Доколе в русской земле будет господствовать беззаконие? У всех народов, и у татар, и у язычников есть закон и правда, только на Руси их нет... Опомнись: хоть Бог и возвысил тебя в этом мире, но и ты смертный человек». Потом последовало еше несколько стычек царя с митрополитом. В итоге по повелению Ивана Грозного церковный собор низложил Филиппа. «В день архангела Михаила Филипп в полном облачении готовился начать обедню. Вдруг входит Басманов с опричниками; богослужение приостанавливается; читают всенародно приговор церковного собора, лишающий митрополита пастырского сана. Вслед затем воины вошли в алтарь, сняли с митрополита митру, сорвали облачение, одели в разодранную монашескую рясу, потом вывели из церкви, заметая за ним след метлами, посадили на дровни и повезли в Богоявленский монастырь. Народ бежал за ним следом и плакал; митрополит осенял его на все стороны крестным знамением. Опричники кричали, ругались и били едущего митрополита метлами. По царскому приказанию, ему забили ноги в деревянные колодки, а руки — в железные кандалы, посадили в монастырь св. Николая Старого и морили голодом... Через несколько дней царь приказал отправить Филиппа в Отроч-монас- тырь в Тверь». Опале подверглись многие бояре из старинного рода Колычевых, некоторые из них были казнены. Филипп был по понятиям того времени уже глубоким стариком, ему минуло 60 лет. Вскоре его жизнь оборвалась. Царь отправился громить Новгород. В свое время новгородский архиепископ донес на Филиппа, поэтому Иван Грозный надеялся, что получит благословение на месть Новгороду. За благословением был послан Малюта Скуратов, но Филипп отказал. Тогда Малюта задушил старца, а монахам сказал: «В келье душно, старец умер!» Иноки погребли Филиппа в самом почетном месте за церковным алтарем. 2. Юродивый Никола Салох и Иван Грозный1. Из Новгорода царь отправился в Псков с намерением и этому городу припомнить его древнюю свободу. Жители были в оцепенении, исповедовались, причащались, готовились к смерти. Когда утром он въехал в город, его приятно поразила покорность народа, лежащего ниц на земле, но более всего на него подействовал юродивый Никола, по прозвищу Салох (что значит по-гречески «юродивый»). Этого рода люди, представлявшие из себя дурачков и пользовавшиеся всеобщим уважением, часто осмеливались говорить сильным людям то, на что бы не решился никто другой. Никола поднес Ивану кусок сырого мяса. «Я христианин и не ем мяса в пост», — сказал Иван. «Ты хуже делаешь, — сказал ему Никола, — ты ешь человеческое мясо». По другим известиям, юродивый предрекал ему беду, если он начнет свирепствовать во Пскове, и вслед затем у Ивана издох его любимый конь. Это так подействовало на царя, что он никого не казнил, но все-таки ограбил церковную казну и частные имения жителей. 3. Из посланий князя Андрея Курбского царю Ивану Грозному2. Царю, Богом препрославленному и более того — среди православных пресветлым явившемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных.... Зачем, царь,... истребил, и воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врага- 1 «Рассказы по русской истории». — М, 1995, с.143. 2 «Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века».— М.1986, с.17—21.
ми, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах Божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, оболгав православных в изменах и чародействе и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем провинились перед тобой и в чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их к покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не отданы ли тебе Богом крепости немецкие, благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать пред неподкупным судией — надеждой христианской, Богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их... Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел!... Но обо всем вместе скажу: всего лишен был и из земли Божьей тобою без вины изгнан.... Полки твои водил и наступал с ними и никакого тебе бесчестия не принес, одни лишь победы... И все это не один год и не два, а в течение многих лет неустанно трудился в поте лица своего, так что мало мог видеть родителей своих, и с женой своей не бывал, и вдали от отечества своего находился... Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.... Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины и заточены и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно легкой победой похваляясь: казненные тобой, у престола Господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточенные же и несправедливо изгнанные тобой из страны, взываем день и ночь к Богу, обличая тебя. 4. Из посланий Ивана Грозного Андрею Курбскому.1 ... Исполнение этого истинного православия самодержавство Российского царства началось по Божьему изволению от великого царя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого царя Владимира Мономаха, удостоившегося высокой чести от греков, и от храброго великого государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы великого государя Дмитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами вплоть до отомстителя за неправды — деда нашего, великого князя Ивана, и до приобретателя исконных прародительских земель, блаженной памяти отца нашего великого государя Василия, и до нас пребывает, смиренных скипетродержателей Российского царства.... Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу?... Даже если ты приобретешь весь мир, смерть напоследок все равно похитит тебя; зачем ради тела душой пожертвовал, если устрашился смерти, поверив лживым словам своих бесами наученных друзей и советчиков?... Не полагай, что это справедливо — разъярившись на человека, выступить против Бога; одно дело — человек, даже в царскую порфиру облеченный, а другое дело — Бог. Или мнишь, окаянный, что убережешься? Нет уж! Если тебе придется вместе с ними (литовцами) воевать, тогда придется тебе и церкви разорять, и иконы попирать, и христиан убивать; если где и руками не дерзнешь, то там много зла принесешь и смертоносным ядом своего умысла. Представь же себе, как во время военного нашествия конские копыта попирают и давят нежные тела младенцев! Когда же зима наступает, еще больше жестокостей совершается. И разве твой злобесный собачий умысел изменить не похож на злое неистовство Ирода, явившегося убийцей младенцев? Это ли считаешь благочестием — совершать такие злодейства? Если же ты возразишь, что мы тоже воюем с христианами — германцами и литовцами, то это совсем не то.... 1 «Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века».— М.1986, с.22-41.
... Если бы и христиане были в тех странах,... но сейчас, как нам известно, в этих странах нет христиан, кроме мелких церковных служителей и тайных рабов Господних. Кроме того, и война с Литвой вызвана вашей же изменой... Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей, и на человека разъярившись, против Бога восстал....апостол Павел сказал (и этим словам ты не внял): «Рабы, слушайтесь своих господ, работая на них не только на глазах, как человекоугодники, но как слуги Бога, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». На это уж воля Господня, если придется пострадать, творя добро. Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни?.. Как же ты не стыдишься раба своего Васьки Шибанова? Он ведь сохранил свое благочестие, перед царем и перед всем народом стоя, у порога смерти, не отрекся от крестного целования тебе, прославляя тебя всячески и вызываясь за тебя умереть. Ты же не захотел сравняться с ним в благочестии: из-за одного какого-то незначительного гневного слова погубил не только свою душу, но и души своих предков, — ибо по Божьему изволению Бог отдал их души под власть нашему деду, великому государю, и они, отдав свои души, служили до своей смерти и завешали вам, своим детям, служить детям и внукам нашего деда. А ты все это забыл, собачьей изменой нарушив крестное целование, присоединился к врагам христианства; и к тому же еше, не подумав о собственном злодействе, нелепости говоришь этими неумными словами, будто в небо швыряя камни, не стыдясь благочестия своего раба и не желая поступить подобно ему перед своим господином.... Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься!... Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется?...Неужели же это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма — когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет?...А мук, гонений и различных казней мы ни для кого не придумывали; если же ты вспоминаешь о изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят. § 24. Внешняя политика Ивана Грозного. План. I. Внешняя политика в период Избранной Рады. Присоединение к России среднего и нижнего Поволжья (§ 22). 1. Отношения России с татарскими ханствами. 2. Войны с Казанским ханством. Завоевание Казани. 3. Присоединение к России Астраханского ханства. 4. Вхождение в состав России Башкирии и ногайских земель. П. Ливонская война. 1. Начало Ливонской войны: причины, повод, ход событий в 1558—1560 гг. (разгром Ордена, перемирие Руси и Ордена, осложнение ситуации), противники России. 2. Союз Ивана IV с датским принцем Магнусом, создание вассального России Ливонского королевства, осада Риги и Ревеля. 3. Объединение Польши и Литвы в Речь Посполитую. 4. Походы короля Речи Посполитой Стефана Батория. Неудачи России, оборона Пскова. 5. Окончание Ливонской войны и ее итоги: русско-польское Ям-Запольское перемирие (1582), русско-шведский Плюсский мир (1583). III. Покорение Сибири. 1. Владения России у сибирских рубежей. Строгановы.
2. Поход Ермака в Западную Сибирь. Разгром хана Кучума. 3. Закрепление России на западносибирских землях. Значение начала освоения Сибири. 1. Ливонская война и ее окончание. Союз Ивана IV с Магнусом Между тем Россия продолжала вести изнурительную Ливонскую войну. Союзником России выступила Дания. Датское королевство конкурировало в Прибалтике с Швецией. Датский принц Магнус, родственник короля, женился на племяннице Ивана, дочери Владимира Старицкого. Русь и Дания рассчитывали создать Ливонское королевство с этой четой на троне. Противниками этого плана были Швеция и Польша с Литвой, которые, по счастью для Москвы, враждовали друг с другом. Войска Ивана Грозного и герцога Магнуса осадили «шведский» Ревель и безуспешно пытались его взять (1576—1577). Не овладели союзники и Ригой, зато к 1577 г. в их власти оказалась вся остальная территория Прибалтики. Создание Речи Посполитой В Литве и Польше по ходу войны произошли Походы Стефана Стефан Баторий заключил антирусский союз с Кры- Посполитой. Шведы договорились также с датчанами, перешел на сторону Батория и принц Магнус. За дипломатическими победами Батория последовали победы военные. В 1578 г. русские сдали полякам ряд небольших ливонских крепостей. В 1579 г. армия Батория штурмом взяла По- 1 Люблинская уния завершила длительный процесс сближения великого княжества Литовского и Польского королевства. Он начался с Кревской унии (1385), когда два государства, сохраняя внутреннюю независимость, объединились под властью одного монарха (личной унией) Ягайло. Великий князь Литовский и Русский Ягайло женился на единственной наследнице умершего польского короля Ядвиге и стал, по решению польской знати, польским королем. Ягайло принял католичество и вскоре крестил по католическому обряду языческую Литву, большая часть территории его княжества (западнорусские и южнорусские земли) остались православными. Объединение Литвы и Польши в конце XIV в. укрепило их силы, не случайно они вскоре нанесли тяжкое поражение Тевтонскому Ордену и навсегда остановили его экспансию на славянские и литовские земли. Речь идет о знаменитой Гюнвальдскои битве (15 июля 1410г.). В ней особенно отличились тяжеловооруженные пехотинцы из западнорусских (белорусских) и смоленских владений Литвы. лоцк. В 1580 г. шведы захватили у России Нарву и часть исконно русских владений в Прибалтике. В 1581 г. войска Батория вторглись в северные пределы Руси, разрушили Великие Луки и осадили Псков1. Только благодаря героическим действиям псковичей под руководством воеводы И.П.Шуйского поляки и литовцы были остановлены. Но всем было ясно: Ливонская война проиграна Россией. Москва не только не приобрела новых территорий в Прибалтике, но и потеряла часть собственных у Финского залива. Итоги Ливонской В 1582 г. в Ям-Запольске заключили перемирие с Речью
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.105 (0.012 с.) |