Внешняя политика Московской Руси при Иване III и в начале XVI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика Московской Руси при Иване III и в начале XVI в.



Это дало возможность проводить наступательную внешнюю политику.

Продвижение на Восток

Русь продвигалась на северо-восток, колонизуя там об­ширные, но малонаселенные и слаборазвитые просторы. После похода русских в 1472 г. по верховьям Камы к Руси была присоеди­нена «Великая Пермь». В 1480-е гг. частью Руси стала Вятка (древний Хлынов) и земли по реке Оби. Местные угро-финские князьки и западно­сибирские вогульские и югорские племенные вожди признали зависи­мость от Москвы.

Московия времен Ивана Великого, освободившись от ордынского ига, успешно противостояла татарским ханствам на Востоке. Надо заметить,

что Иван III, в отличие от своих наследников, находился в союзе с Крым­ским ханством, и это ханство не только не опустошало русские земли, но помогало Руси в ее восточной политике и в военных спорах с Литвой.

Борьба с Литвой Москва провозгласила себя наследницей всех земель, входивших некогда в Киевскую Русь. Поэтому у Ве­ликого княжества Литовского и Русского, находящегося в унии (союзе) с Польшей, Москва хотела отвоевать смоленские, белорусские (западно­русские) и украинские (южнорусские) земли.

В Южной и Западной Руси в то время продолжался процесс формирования са­мостоятельных украинской и белорусской народностей, но еше свежи были вос­поминания о древнерусском единстве, и население Белоруссии и Украины назы­вало себя русским народом, литовцы и поляки также именовали русскими жите­лей этих земель.

С 80-х гг. XV в. русские отряды начали опустошать литовское пограни-чье. Однако Иван III действовал не только силой, но и дипломатическими методами. Ему порой удавалось, играя на противоречиях между литовски­ми князьями и великим князем литовским, переманить на свою сторону часть литовских князей и вельмож. Когда в конце XV в. к Москве добро­вольно подались князья верховских окских княжеств, их примеру после­довали правители ряда уделов Чернигово-Северской земли, принадлежав­шей тогда Литве. Это были князья Воротынские, Одоевские, Трубецкие и другие. Великий князь литовский Александр Казимирович, сын известно­го недоброжелателя Московской Руси короля Казимира IV, не мог снести все это спокойно. Началась «пограничная война» (1487-1494), но москви­тяне ее выиграли. Великий князь Александр передал Вязьму и ряд чернигово-северских городов Руси. В знак примирения он женился на дочери Ивана III Елене.

Однако вскоре Иван Великий переманил у зятя еше ряд князей: они вместе с уделами решили перейти к Москве. В 1501 г. началась новая вой­на. Русские планировали отвоевать Смоленск и закрепиться во всей Чер­нигово-Северской земле. Великий князь литовский Александр в 1501 г. стал королем Польши, поэтому Руси пришлось сражаться с литовско-польскими войсками и с союзником Литвы и Польши Ливонским Орде­ном.

Предвидя союз литовцев с Орденом, Иван III заблаговременно велел построить напротив рыцарской пограничной крепости Нарвы русскую крепость Ивангород. Ивангород стал местом расположения русских войск, успешно действовавших против крестоносцев. В итоге рыцари вы­шли из войны, признав права Москвы на Тарту (древнерусский Юрьев) и обязуясь платить за обладание Тарту «юрьевскую дань». Потерпели ряд поражений и литовцы с поляками.

Война окончилась в 1503 г. заключением перемирия на 6 лет. По услови­ям перемирия за Москвой остались все Чернигово-Северские земли и восточная часть Смоленщины.

После смерти в 1505 г. Ивана III король Александр Казамирович уже в союзе с крымским ханом безуспешно пытался отвоевать утерянное в 1507-1508 гг.

В Москве оптимистично смотрели в будущее, надеясь в скором времени отнять у Литвы всю Украину и Белоруссию. Заговор и мятеж в пользу Москвы готовил литовский князь Михаил Глинский. Этот авантюрист ду­мал, что с помощью Москвы добудет себе престол киевского князя. Пла­ны Глинского рухнули, он с небольшим окружением бежал в Москву. В новой войне, которая началась в 1512 г. после нападений на русские зем­ли союзника Литвы крымского хана Менгли-Гирея, великий князь мос­ковский Василий III рассчитывал на присоединение Смоленщины. Война длилась 10 лет. В 1514 г. русские войска захватили Смоленск. (Немалая в том была заслуга Михаила Глинского. Он в этот раз лелеял мечту стать князем Смоленским, но и эта мечта не сбылась.) Война 1512-1522 гг. за­вершилась новым перемирием, по которому к московскому государству отошло все Смоленское княжество.

В целом же, характеризуя внешнюю политику Московской Руси в 1462-1522 гг., следует констатировать достигнутые ею большие внешне­политические успехи. Вслед за военными победами и приращением зе­мель рос авторитет страны, которую в Западной Европе чаще всего имено­вали Московией.

В русских землях московское государство начали тогда называть Росси­ей. Это название к концу XVII столетия вытеснит прежнее «Русь».

§ 19. Общество Московской Руси в XV — начале XVI вв.

1. Социальная лестница Руси.

Население Руси было разделено на ряд общественных групп. Шел про­цесс формирования сословий.

Великий князь На вершине социальной лестницы стоял великий

московский и прочие князь московский и государь всея Руси. Все осталь-
князья ныелюди воспринимались как его слуги и холопы.

Исключение составляли «братья молодшие» — удельные князья москов­ского дома и другие отдельные князья, служившие Москве в рамках дого­вора, как правители-вассалы. Но их число постепенно сокращалось. Госу­дарь всея Руси был богатым земельным собственником. У него имелись личные дворцовые вотчины, но и для всей остальной «черной» земли он выступал как верховный господин.

Князья (бояре-княжата) сохранили часть вотчин в бывших своих уделах, но они получили также, взамен отобранных, земельные дачи в москов­ском княжестве, приобрели покупкой или как приданое села в различных концах русского государства. В итоге их исконные владения не составля­ли уже большинства их земельной собственности.

Местничество В княжение Василия III продолжала складываться новая государственная система Руси, в частности, оформилось местничество, которое возникло еше при Иване III. Местни­чество было специфическим московским явлением. Местничество опре­делило порядок службы родовитых московских бояр — потомков старин­ных слуг московского князя и сыновей бывших самостоятельных князей, обосновавшихся в столице после ликвидации удельных и великих кня­жеств. Главным при получении боярином «места» (чина в Боярской Думе, должности воеводы, наместника или какого-либо другого назначения) яв­лялись не личные заслуги, а знатность его рода и длительность службы этого рода московским правителям. Фактически дети знатных родителей должны были занимать то же положение в обществе, что и их отцы. Боя­ре вели местнические споры, ибо получить «невместное» (более низкое) назначение было «порухой чести всему роду».

Местничество явилось своеобразным компромиссом между старым мос­ковским боярством и нахлынувшими в Москву после объединения Руси кня­жатами Рюриковичами и Гедиминовичами1, обрусевшими потомками знат­ных татарских родов и прочими аристократами. Местничество давало арис­тократии гарантии ее высокого положения при московском дворе, но при этом сохраняло привилегии тех родов, которые издавна жили в Москве, верно слу­жа еще первым московским правителям.

Боярство Среди боярства самые сильные экономические и поли-

тические позиции, почет имели московские бояре, ста­ринные слуги великих московских князей. Московское боярство отодви­нуло бояр иных земель на второй план, но многие из них успели вовремя перебежать к московским князьям и пополнили число московских бояр. С расширением границ московского государства московские бояре при­обрели много земельных владений в новых для Москвы землях. Поэтому бояре были заинтересованы в укреплении и росте единого государства.

С другой стороны, шел процесс измельчания части боярских вотчин, которые дробились между наследниками. Обедневшие потомки старин­ных, особенно местных (ростовских, суздальских, ярославских и прочих), родов, теряли боярское достоинство, становились порой даже холопами у преуспевающих бояр. Много вотчин переходило во владение монастырей на помин души. По представлениям людей XV в., молитвы монахов могли принести покойнику прощение его прижизненных грехов и тем спасти его душу. В результате наблюдался рост монастырского землевладения. Поместные раздачи Обезземеливание вотчинников вредило государст­венным интересам. Вотчинники крупные и мелкие были наместниками, слугами, волостелями, судьями, воеводами и прочи­ми слугами великого государя князя, они сражались в войске. Государство не имело денег, чтобы оплатить полностью их службу. Бояре и вольные слуги московского князя жили с оброков своих крестьян и немногочис­ленной барской запашки.

Чтобы приостановить обеднение бояр и мелких вотчинников, Иван III произвел земельные раздачи, в основном из фонда конфискованных у новгородского боярства земель и владений тверских князей. Давали зем­ли не на правах вотчины, а на правах известных еще с домонгольских вре­мен поместий. Поместья XV в., в отличие от вотчин, нельзя было прода­вать, дарить или закладывать в монастырь на помин души. Особо много поместий получили мелкие слуги московского князя. Они составляли ос нову возросшего московского войска — конницу московского князя. Испомещенные на новых местах назывались помещиками.

Основную массу помещиков составляли служилые люди по отечеству (дети боярские).

Крестьяне, холопы, Самой многочисленной группой населения Москов-
казаки ской Руси, как и в прежние времена, оставались кре-

стьяне. Часть их жила общинами на черных землях (землях государства). Это были свободные люди, платящие государству налоги. Другая часть крестьян жила на землях светских владельцев (помещиков или вотчинни­ков) или на землях монастырей. Это были зависимые крестьяне. За полу­чение надела земли они выполняли повинности — оброк и барщину1. За­висимые крестьяне могли покинуть помещика или вотчинника в Юрьев день, уплатив особый налог— пожилое. Новым местом поселения кресть­ян могли стать неосвоенные черные земли или земля светских либо цер­ковных собственников.

Отдельные группы крестьян уходили на юг, юго-восток и восток и сели-лись на русском пограничье. Они занимались рыбной ловлей, охотой, другими промыслами и военными набегами за добычей. Так стало форми­роваться казачество, автономное (самоуправляющееся) население русско­го пограничья, которое играло роль своеобразной пограничной стражи Руси.

В XV в. на Руси продолжала существовать категория несвободных людей — холопов.

-

1 Некоторые литовские князья, переехавшие на Русь и перешедшие на московскую служ­бу; к ним, например, относились князья Голицыны и Куракины.

Население Городского населения на Руси было мало. Жители горо-
городов дов — посадские люди — занимались ремеслом и торговлей. Основное число горожан являлось простыми небогатыми (черными) людьми. В городах также проживали состоятельные торговцы — купцы.

Церковь и духовенство.

Духовенство Руси делилось, как и ранее, на черное и белое. Белое духо­венство — священники и дьяконы, служили в храмах. Черное духовенство составляли монахи, живущие в монастырях. Монахи отказывались от се­мьи и всего мирского, все их помыслы должны были устремляться к Богу. Среди монахов были младшие — иноки и старшие — старцы. Из числа старцев назначались настоятели монастырей — игумены, и все остальные иерархи православной церкви — епископы, архиепископы, глава русской церкви митрополит — Владимирский и Московский.

Общежитийные монастыри С конца XIV в. распространился новый тип монастыря —
общежитийный. Родоначальником идеи общежитийного

монастыря был Сергий Радонежский. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые мо­нахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных со­братьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского брат­ства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил мо­нахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать мона­стырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в ча­стности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятив­шим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руко­водствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством, но в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собст­венниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, дра­гоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троиие-Сергиев мона­стырь при Василии Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода — так, в масштабе одной монастырской вотчины появилось на Руси крепостное право.

Власть духовная и Отношения между светской властью и церковью
власть светская складывались сложно. С одной стороны, церковь ос­
вящала усиление власти государя всея Руси. Союз с церковью, опора на ее
авторитет были выгодны Ивану Васильевичу и его преемникам. Однако
быстрый рост монастырского землевладения и способ осуществления
этого процесса ослабляли мощь единого государства.

 

Религиозное вольнодумство, нестяжательство, ереси. Иван III много размышлял, откуда взять земли для новых раздач, как прекратить «уход» вотчин в мон ас тыри. Одно время он сблизился с религиозными
вольнодумцами. Из числа близких к великому князю людей составился даже придворный круг религиозных вольнодумцев, к которым благоволили сам Иван III, его наследники Иван Младой и Дми­трий Внук, жена Ивана Младого и мать Дмитрия — Елена Волошанка.

Вольнодумцы увлекались Ветхим Заветом (первой частью Библии, ко­торая является общей и для христиан, и для иудеев), что наводило церков­ных иерархов на подозрение, что они изменяют христианству, склоняют­ся к иудейству. Вольнодумцы осуждали богатство церкви.

Среди церковных деятелей последнее встретило сочувствие. Ряд иерар­хов во главе с Нилом Сорским выступили с идеей отказа церкви от бо­гатств, в частности от землевладения. Сторонников Нила Сорского про­звали нестяжателями. Им противостояла большая часть духовенства во главе с Иосифом Волоцким.

Нестяжатели и вольнодумцы привлекали великого князя проповедью освобождения церкви от богатства и вотчин. Иван мог подумывать о секу­ляризации (конфискация церковной земельной собственности). Но в конце концов он отказался от этой идеи, тем более, что у него под рукой для поместных раздач оказался большой фонд земель на Новгородчине и в Тверском княжестве. Ивану не нравилась прямота и независимость суж­дений вольнодумцев и нестяжателей. Постепенно он охладел к ним.

Церковный собор 1503 г. критиковал нестяжателей за их призывы к от­казу церкви от земельной собственности. На соборе 1504 г. религиозных вольнодумцев приговорили к смертной казни как еретиков.

Многие из них, например, ранее близкие к Ивану III дьяки братья Федор и Иван Волк Курицыны, кончили свою жизнь на костре, спаленные в железной клетке. Их раскаяния не тронули сердца судий, т.к., по их мнению, шли не от чистого сердца, а от боязни смерти. Иван Великий тоже не спас их. Его устраивал союз с иосифлянами, которые принялись прославлять и возвеличивать дела светскою монарха. Близкий к еретикам Дмитрий Внук еще в 1502 г. потерял право на пре­стол и жил в опале под охраной. Его мать, дочь молдавского господаря, была умерщвлена в тюрьме. Последнее испортило отношение Руси с молдавским госу­дарством, союз московского князя с господарем оказался расторгнутым.

Религиозное вольнодумство и ереси возникали не только в привилегированных сло­ях. С 1370-х гг. на Руси стали распространяться народные ереси, грозившие волне­ниями и бунтами. В Новгороде появилась ересь стригольников. Происхождение названия неясно. Эта ересь, захватившая ремесленников и низшее духовенство, критиковала Библию с позиции разума, отрицала церковные обряды, осуждала обращение свободных людей в холопов. Со стригольниками боролись. Многих из них утопили в Волхове. Но в середине XV в. данная ересь еше была жива в Новго­роде и Пскове.

Другой ересью являлась ересь жидовствующих. Думали, что жидовствуюшие приняли иудаизм, но так ли это было — неизвестно. Жидовствующие отказыва­лись верить в троичность Бога, потому что. по их мнению, человеческий разум не может представить Троицу; иконы и обряды еретики считали идолопоклонством и отрицали; они также не верили в чудеса. Ересь жидовствующих была осуждена на церковном соборе 1490 г. В Новгороде состоялась расправа.

§ 20. Русь в 1505—1549 гг. Княжение Василия III, регентство и реформы Елены Глинской, боярское правление.

Справочный материал.

План.

I. Русь в княжение Василия III.

1. Внутренняя политика. Усиление великокняжеской власти.

2. Внешняя политика. Успехи в соперничестве с Литвой (полное присоедине­
ние Смоленской земли). Начало борьбы с Крымским ханством.

П. Регентство Елены Глинской.

1. Вступление на престол Ивана IV. Борьба за власть, казни и опалы в придворном круге.

2. Централизаторские реформы (денежная; мер веса, объема, длины; начало
губной реформы). Укрепление границ, строительство крепостей.

3. Внешняя политика Елены Глинской.

III. Боярское правление.

1. Попытки продолжать прежнюю политику. Борьба боярских группировок
(Вельских, Шуйских, Глинских) за власть. Итоги правления бояр.

2. Детство Ивана IV, формирование его характера.

Основные понятия и исторические термины.

Централизация, самодержавие, «Москва — третий Рим», государь всея Руси, ре­гентство, бояре, боярская дума, боярские группировки, придворная борьба, Ки­тай-город — второе кольцо каменных укреплений в Москве, великое княжество литовское. Крымское ханство.

Исторические имена.

Василий III, его брат и долгое время наследник Юрий Дмитровский, другой брат Андрей Старицкий, Соломония Сабурова — первая жена Василия III, Елена Глин­ская — вторая жена Василия III, ее старший сын Иван IV, боярин Берсень Бекле­мишев, бояре Глинские, Шуйские, Вельские, Иван Овчина-Телепнев-Оболенский — фаворит Глинской, Петр Малый Фрязин — итальянский зодчий, строитель Ки­тай-города.

 

1 Оброк —плата хозяину земли (натурой или деньгами, на Руси XV в. натурой — черном, мясом и т.д.) за пользование наделом. Барщина — работа в пользу хозяина земли.

 

Основные даты.

1505-1533 — княжение Василия III.

1530 — рождение Ивана IV (Грозного).

1512—1522 — война с Литвой.

1514 — присоединение Смоленска.

1533-1584 — правление Ивана IV.

1533—1538 — регентство Елены Глинской.

1535 — начало строительства Китай-города в Москве.

1538—1549 — боярское правление.

1. Княжение Василия III (1503-1533).

Продолжение С 1505 по 1533 гг. на московском престоле находился политики Ивана III Василий III. Правление этого государя всея Руси ста­ло прямым продолжением княжения Ивана III:

1) было закончено присоединение к Москве северо-восточных русских земель (в 1510 г. в состав московского княжества вошел Псков, в 1514 — Смоленск, в 1521 была присоединена Рязань);

2) в области внешней политики Великое Московское княжество успешно противостояло на западе — Литве и Ливонскому Ордену, а на востоке — та­тарским ханствам. Новым во внешних связях было то, что при Василии III разорвали союз Москвы и Крыма. Крымское ханство превратилось в злейшего врага Руси. Крымцы принялись совершать опустошительные набеги на южное пограничье Руси. Они часто выступали союзниками Литвы, что значительно усложнило борь­бу Москвы за западные и южные территории, входившие некогда в Киевскую Русь и отошедшие в XIII— XIV вв. к Литве. Так было, в частности, в войну 1512—1522 гг. После успешного захвата Смоленска (1514) русские потерпели жестокое пораже­ние под Оршей, в то же время крымцы начали набеги на русские владения, и при­шлось значительную часть войск держать на юге для отражения татар. Война кон­чилась для Москвы успешно. По условиям перемирия 1522 г. к Руси перешла Смо­ленская земля, что было признано Литвой. Но на далеко идущих планах присоеди­нения к Москве украинских и белорусских земель пришлось тогда поставить крест.

Усиление великокняжеской власти

Великокняжеская власть при Василии III усилилась. — Государь всея Руси, правитель «Третьего Рима», все более напоминал самодержца.

Современник Василия III германский посол Герберштейн отмечал в «Записках о московских делах», что великий князь обладает огромной властью, не сравнимой с властью других монархов; подданные Василия полагают: «Что ни сделает госу­дарь, он делает по воле БожиеШ», поэтому ослушаться его невозможно.

Как-то в осаду Смоленска вельможа, Берсень Беклемишев, осмелился выска­зать свое мнение. «Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне», — услышал он от ве­ликого князя. Позже в беседах с приезжим монахом Максимом Греком Берсень се­товал, что Василий 111 «встречи» (спора) не любит, в отличие от своего отца Ивана III, и все дела решает без совета с боярами. Эти «новшества» Берсень приписывал влиянию на государя Софьи Палеолог и приехавших с ней греков. «Непристойные речи» Берсеня стали известны Василию III, и Беклемишева казнили.

Другой пример самовластия московского правителя являет его поведение в от­ношении братьев и жены. Двадцатилетний брак Василия с Соломонией Сабуро­вой оказался бездетным. В тшетном ожидании наследника великий князь запре­тил жениться своим братьям, чтобы их дети не составили конкуренции его будущему сыну. В конце концов, Василий решился на развод, хотя это было не в тра­дициях времени и запрещалось церковью. Большинство церковных иерархов-ио­сифлян и митрополит Даниил одобрили решение Василия. (Возможно, на них оказал влияние случай с митрополитом Варлаамом, предшественником Даниила. Варлаам вследствие разногласий с великим князем был вынужден оставить митро­поличью кафедру. Позже его заключили в один из северных монастырей.) Наша ле­топись гласит, что Соломония Сабурова добровольно постриглась в монахини, Гер­берштейн же утверждает, что пострижение совершили без ее воли.'

В январе 1526 г. Василий III женился на юной литовской княжне Елене Глин­ской, племяннице находившегося в заточении перебежчика из Литвы Михаила Глинского. Последний, конечно, был выпущен на свободу. Вступая во второй брак, Василий позволил жениться и своему младшему брату Андрею Старицкому. В угоду молодой жене Василий III сбрил бороду и порой облачался в литовский костюм, чем немало шокировал своих подданных. Когда в 1530 г. родился долго­жданный наследник, сын Василия — Иван, великий князь удостоил многих при­ближенных и монастыри щедрыми дарами.

Княжение Василия III кончилось неожиданно. В 1533 г. пустячный, как казалось вначале, недуг («болячка величиной с булавочную головку») вследствие неумелого лечения перерос в заражение крови. Великий князь умер, завещав трон своему трехлетнему сыну Ивану2, в связи с малолетст­вом которого стала править его мать — Елена Глинская.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.043 с.)