Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешняя политика Московской Руси при Иване III и в начале XVI в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это дало возможность проводить наступательную внешнюю политику.
Русь продвигалась на северо-восток, колонизуя там обширные, но малонаселенные и слаборазвитые просторы. После похода русских в 1472 г. по верховьям Камы к Руси была присоединена «Великая Пермь». В 1480-е гг. частью Руси стала Вятка (древний Хлынов) и земли по реке Оби. Местные угро-финские князьки и западносибирские вогульские и югорские племенные вожди признали зависимость от Москвы. Московия времен Ивана Великого, освободившись от ордынского ига, успешно противостояла татарским ханствам на Востоке. Надо заметить, что Иван III, в отличие от своих наследников, находился в союзе с Крымским ханством, и это ханство не только не опустошало русские земли, но помогало Руси в ее восточной политике и в военных спорах с Литвой. Борьба с Литвой Москва провозгласила себя наследницей всех земель, входивших некогда в Киевскую Русь. Поэтому у Великого княжества Литовского и Русского, находящегося в унии (союзе) с Польшей, Москва хотела отвоевать смоленские, белорусские (западнорусские) и украинские (южнорусские) земли. В Южной и Западной Руси в то время продолжался процесс формирования самостоятельных украинской и белорусской народностей, но еше свежи были воспоминания о древнерусском единстве, и население Белоруссии и Украины называло себя русским народом, литовцы и поляки также именовали русскими жителей этих земель. С 80-х гг. XV в. русские отряды начали опустошать литовское пограни-чье. Однако Иван III действовал не только силой, но и дипломатическими методами. Ему порой удавалось, играя на противоречиях между литовскими князьями и великим князем литовским, переманить на свою сторону часть литовских князей и вельмож. Когда в конце XV в. к Москве добровольно подались князья верховских окских княжеств, их примеру последовали правители ряда уделов Чернигово-Северской земли, принадлежавшей тогда Литве. Это были князья Воротынские, Одоевские, Трубецкие и другие. Великий князь литовский Александр Казимирович, сын известного недоброжелателя Московской Руси короля Казимира IV, не мог снести все это спокойно. Началась «пограничная война» (1487-1494), но москвитяне ее выиграли. Великий князь Александр передал Вязьму и ряд чернигово-северских городов Руси. В знак примирения он женился на дочери Ивана III Елене. Однако вскоре Иван Великий переманил у зятя еше ряд князей: они вместе с уделами решили перейти к Москве. В 1501 г. началась новая война. Русские планировали отвоевать Смоленск и закрепиться во всей Чернигово-Северской земле. Великий князь литовский Александр в 1501 г. стал королем Польши, поэтому Руси пришлось сражаться с литовско-польскими войсками и с союзником Литвы и Польши Ливонским Орденом. Предвидя союз литовцев с Орденом, Иван III заблаговременно велел построить напротив рыцарской пограничной крепости Нарвы русскую крепость Ивангород. Ивангород стал местом расположения русских войск, успешно действовавших против крестоносцев. В итоге рыцари вышли из войны, признав права Москвы на Тарту (древнерусский Юрьев) и обязуясь платить за обладание Тарту «юрьевскую дань». Потерпели ряд поражений и литовцы с поляками. Война окончилась в 1503 г. заключением перемирия на 6 лет. По условиям перемирия за Москвой остались все Чернигово-Северские земли и восточная часть Смоленщины. После смерти в 1505 г. Ивана III король Александр Казамирович уже в союзе с крымским ханом безуспешно пытался отвоевать утерянное в 1507-1508 гг. В Москве оптимистично смотрели в будущее, надеясь в скором времени отнять у Литвы всю Украину и Белоруссию. Заговор и мятеж в пользу Москвы готовил литовский князь Михаил Глинский. Этот авантюрист думал, что с помощью Москвы добудет себе престол киевского князя. Планы Глинского рухнули, он с небольшим окружением бежал в Москву. В новой войне, которая началась в 1512 г. после нападений на русские земли союзника Литвы крымского хана Менгли-Гирея, великий князь московский Василий III рассчитывал на присоединение Смоленщины. Война длилась 10 лет. В 1514 г. русские войска захватили Смоленск. (Немалая в том была заслуга Михаила Глинского. Он в этот раз лелеял мечту стать князем Смоленским, но и эта мечта не сбылась.) Война 1512-1522 гг. завершилась новым перемирием, по которому к московскому государству отошло все Смоленское княжество. В целом же, характеризуя внешнюю политику Московской Руси в 1462-1522 гг., следует констатировать достигнутые ею большие внешнеполитические успехи. Вслед за военными победами и приращением земель рос авторитет страны, которую в Западной Европе чаще всего именовали Московией. В русских землях московское государство начали тогда называть Россией. Это название к концу XVII столетия вытеснит прежнее «Русь». § 19. Общество Московской Руси в XV — начале XVI вв. 1. Социальная лестница Руси. Население Руси было разделено на ряд общественных групп. Шел процесс формирования сословий. Великий князь На вершине социальной лестницы стоял великий московский и прочие князь московский и государь всея Руси. Все осталь- Исключение составляли «братья молодшие» — удельные князья московского дома и другие отдельные князья, служившие Москве в рамках договора, как правители-вассалы. Но их число постепенно сокращалось. Государь всея Руси был богатым земельным собственником. У него имелись личные дворцовые вотчины, но и для всей остальной «черной» земли он выступал как верховный господин. Князья (бояре-княжата) сохранили часть вотчин в бывших своих уделах, но они получили также, взамен отобранных, земельные дачи в московском княжестве, приобрели покупкой или как приданое села в различных концах русского государства. В итоге их исконные владения не составляли уже большинства их земельной собственности. Местничество В княжение Василия III продолжала складываться новая государственная система Руси, в частности, оформилось местничество, которое возникло еше при Иване III. Местничество было специфическим московским явлением. Местничество определило порядок службы родовитых московских бояр — потомков старинных слуг московского князя и сыновей бывших самостоятельных князей, обосновавшихся в столице после ликвидации удельных и великих княжеств. Главным при получении боярином «места» (чина в Боярской Думе, должности воеводы, наместника или какого-либо другого назначения) являлись не личные заслуги, а знатность его рода и длительность службы этого рода московским правителям. Фактически дети знатных родителей должны были занимать то же положение в обществе, что и их отцы. Бояре вели местнические споры, ибо получить «невместное» (более низкое) назначение было «порухой чести всему роду». Местничество явилось своеобразным компромиссом между старым московским боярством и нахлынувшими в Москву после объединения Руси княжатами Рюриковичами и Гедиминовичами1, обрусевшими потомками знатных татарских родов и прочими аристократами. Местничество давало аристократии гарантии ее высокого положения при московском дворе, но при этом сохраняло привилегии тех родов, которые издавна жили в Москве, верно служа еще первым московским правителям. Боярство Среди боярства самые сильные экономические и поли- тические позиции, почет имели московские бояре, старинные слуги великих московских князей. Московское боярство отодвинуло бояр иных земель на второй план, но многие из них успели вовремя перебежать к московским князьям и пополнили число московских бояр. С расширением границ московского государства московские бояре приобрели много земельных владений в новых для Москвы землях. Поэтому бояре были заинтересованы в укреплении и росте единого государства. С другой стороны, шел процесс измельчания части боярских вотчин, которые дробились между наследниками. Обедневшие потомки старинных, особенно местных (ростовских, суздальских, ярославских и прочих), родов, теряли боярское достоинство, становились порой даже холопами у преуспевающих бояр. Много вотчин переходило во владение монастырей на помин души. По представлениям людей XV в., молитвы монахов могли принести покойнику прощение его прижизненных грехов и тем спасти его душу. В результате наблюдался рост монастырского землевладения. Поместные раздачи Обезземеливание вотчинников вредило государственным интересам. Вотчинники крупные и мелкие были наместниками, слугами, волостелями, судьями, воеводами и прочими слугами великого государя князя, они сражались в войске. Государство не имело денег, чтобы оплатить полностью их службу. Бояре и вольные слуги московского князя жили с оброков своих крестьян и немногочисленной барской запашки. Чтобы приостановить обеднение бояр и мелких вотчинников, Иван III произвел земельные раздачи, в основном из фонда конфискованных у новгородского боярства земель и владений тверских князей. Давали земли не на правах вотчины, а на правах известных еще с домонгольских времен поместий. Поместья XV в., в отличие от вотчин, нельзя было продавать, дарить или закладывать в монастырь на помин души. Особо много поместий получили мелкие слуги московского князя. Они составляли ос нову возросшего московского войска — конницу московского князя. Испомещенные на новых местах назывались помещиками. Основную массу помещиков составляли служилые люди по отечеству (дети боярские). Крестьяне, холопы, Самой многочисленной группой населения Москов- стьяне. Часть их жила общинами на черных землях (землях государства). Это были свободные люди, платящие государству налоги. Другая часть крестьян жила на землях светских владельцев (помещиков или вотчинников) или на землях монастырей. Это были зависимые крестьяне. За получение надела земли они выполняли повинности — оброк и барщину1. Зависимые крестьяне могли покинуть помещика или вотчинника в Юрьев день, уплатив особый налог— пожилое. Новым местом поселения крестьян могли стать неосвоенные черные земли или земля светских либо церковных собственников. Отдельные группы крестьян уходили на юг, юго-восток и восток и сели-лись на русском пограничье. Они занимались рыбной ловлей, охотой, другими промыслами и военными набегами за добычей. Так стало формироваться казачество, автономное (самоуправляющееся) население русского пограничья, которое играло роль своеобразной пограничной стражи Руси. В XV в. на Руси продолжала существовать категория несвободных людей — холопов. - 1 Некоторые литовские князья, переехавшие на Русь и перешедшие на московскую службу; к ним, например, относились князья Голицыны и Куракины. Население Городского населения на Руси было мало. Жители горо- Церковь и духовенство. Духовенство Руси делилось, как и ранее, на черное и белое. Белое духовенство — священники и дьяконы, служили в храмах. Черное духовенство составляли монахи, живущие в монастырях. Монахи отказывались от семьи и всего мирского, все их помыслы должны были устремляться к Богу. Среди монахов были младшие — иноки и старшие — старцы. Из числа старцев назначались настоятели монастырей — игумены, и все остальные иерархи православной церкви — епископы, архиепископы, глава русской церкви митрополит — Владимирский и Московский. Общежитийные монастыри С конца XIV в. распространился новый тип монастыря — монастыря был Сергий Радонежский. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством, но в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троиие-Сергиев монастырь при Василии Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода — так, в масштабе одной монастырской вотчины появилось на Руси крепостное право. Власть духовная и Отношения между светской властью и церковью
Религиозное вольнодумство, нестяжательство, ереси. Иван III много размышлял, откуда взять земли для новых раздач, как прекратить «уход» вотчин в мон ас тыри. Одно время он сблизился с религиозными Вольнодумцы увлекались Ветхим Заветом (первой частью Библии, которая является общей и для христиан, и для иудеев), что наводило церковных иерархов на подозрение, что они изменяют христианству, склоняются к иудейству. Вольнодумцы осуждали богатство церкви. Среди церковных деятелей последнее встретило сочувствие. Ряд иерархов во главе с Нилом Сорским выступили с идеей отказа церкви от богатств, в частности от землевладения. Сторонников Нила Сорского прозвали нестяжателями. Им противостояла большая часть духовенства во главе с Иосифом Волоцким. Нестяжатели и вольнодумцы привлекали великого князя проповедью освобождения церкви от богатства и вотчин. Иван мог подумывать о секуляризации (конфискация церковной земельной собственности). Но в конце концов он отказался от этой идеи, тем более, что у него под рукой для поместных раздач оказался большой фонд земель на Новгородчине и в Тверском княжестве. Ивану не нравилась прямота и независимость суждений вольнодумцев и нестяжателей. Постепенно он охладел к ним. Церковный собор 1503 г. критиковал нестяжателей за их призывы к отказу церкви от земельной собственности. На соборе 1504 г. религиозных вольнодумцев приговорили к смертной казни как еретиков. Многие из них, например, ранее близкие к Ивану III дьяки братья Федор и Иван Волк Курицыны, кончили свою жизнь на костре, спаленные в железной клетке. Их раскаяния не тронули сердца судий, т.к., по их мнению, шли не от чистого сердца, а от боязни смерти. Иван Великий тоже не спас их. Его устраивал союз с иосифлянами, которые принялись прославлять и возвеличивать дела светскою монарха. Близкий к еретикам Дмитрий Внук еще в 1502 г. потерял право на престол и жил в опале под охраной. Его мать, дочь молдавского господаря, была умерщвлена в тюрьме. Последнее испортило отношение Руси с молдавским государством, союз московского князя с господарем оказался расторгнутым. Религиозное вольнодумство и ереси возникали не только в привилегированных слоях. С 1370-х гг. на Руси стали распространяться народные ереси, грозившие волнениями и бунтами. В Новгороде появилась ересь стригольников. Происхождение названия неясно. Эта ересь, захватившая ремесленников и низшее духовенство, критиковала Библию с позиции разума, отрицала церковные обряды, осуждала обращение свободных людей в холопов. Со стригольниками боролись. Многих из них утопили в Волхове. Но в середине XV в. данная ересь еше была жива в Новгороде и Пскове. Другой ересью являлась ересь жидовствующих. Думали, что жидовствуюшие приняли иудаизм, но так ли это было — неизвестно. Жидовствующие отказывались верить в троичность Бога, потому что. по их мнению, человеческий разум не может представить Троицу; иконы и обряды еретики считали идолопоклонством и отрицали; они также не верили в чудеса. Ересь жидовствующих была осуждена на церковном соборе 1490 г. В Новгороде состоялась расправа. § 20. Русь в 1505—1549 гг. Княжение Василия III, регентство и реформы Елены Глинской, боярское правление. Справочный материал. План. I. Русь в княжение Василия III. 1. Внутренняя политика. Усиление великокняжеской власти. 2. Внешняя политика. Успехи в соперничестве с Литвой (полное присоедине П. Регентство Елены Глинской. 1. Вступление на престол Ивана IV. Борьба за власть, казни и опалы в придворном круге. 2. Централизаторские реформы (денежная; мер веса, объема, длины; начало 3. Внешняя политика Елены Глинской. III. Боярское правление. 1. Попытки продолжать прежнюю политику. Борьба боярских группировок 2. Детство Ивана IV, формирование его характера. Основные понятия и исторические термины. Централизация, самодержавие, «Москва — третий Рим», государь всея Руси, регентство, бояре, боярская дума, боярские группировки, придворная борьба, Китай-город — второе кольцо каменных укреплений в Москве, великое княжество литовское. Крымское ханство. Исторические имена. Василий III, его брат и долгое время наследник Юрий Дмитровский, другой брат Андрей Старицкий, Соломония Сабурова — первая жена Василия III, Елена Глинская — вторая жена Василия III, ее старший сын Иван IV, боярин Берсень Беклемишев, бояре Глинские, Шуйские, Вельские, Иван Овчина-Телепнев-Оболенский — фаворит Глинской, Петр Малый Фрязин — итальянский зодчий, строитель Китай-города.
1 Оброк —плата хозяину земли (натурой или деньгами, на Руси XV в. натурой — черном, мясом и т.д.) за пользование наделом. Барщина — работа в пользу хозяина земли.
Основные даты. 1505-1533 — княжение Василия III. 1530 — рождение Ивана IV (Грозного). 1512—1522 — война с Литвой. 1514 — присоединение Смоленска. 1533-1584 — правление Ивана IV. 1533—1538 — регентство Елены Глинской. 1535 — начало строительства Китай-города в Москве. 1538—1549 — боярское правление. 1. Княжение Василия III (1503-1533). Продолжение С 1505 по 1533 гг. на московском престоле находился политики Ивана III Василий III. Правление этого государя всея Руси стало прямым продолжением княжения Ивана III: 1) было закончено присоединение к Москве северо-восточных русских земель (в 1510 г. в состав московского княжества вошел Псков, в 1514 — Смоленск, в 1521 была присоединена Рязань); 2) в области внешней политики Великое Московское княжество успешно противостояло на западе — Литве и Ливонскому Ордену, а на востоке — татарским ханствам. Новым во внешних связях было то, что при Василии III разорвали союз Москвы и Крыма. Крымское ханство превратилось в злейшего врага Руси. Крымцы принялись совершать опустошительные набеги на южное пограничье Руси. Они часто выступали союзниками Литвы, что значительно усложнило борьбу Москвы за западные и южные территории, входившие некогда в Киевскую Русь и отошедшие в XIII— XIV вв. к Литве. Так было, в частности, в войну 1512—1522 гг. После успешного захвата Смоленска (1514) русские потерпели жестокое поражение под Оршей, в то же время крымцы начали набеги на русские владения, и пришлось значительную часть войск держать на юге для отражения татар. Война кончилась для Москвы успешно. По условиям перемирия 1522 г. к Руси перешла Смоленская земля, что было признано Литвой. Но на далеко идущих планах присоединения к Москве украинских и белорусских земель пришлось тогда поставить крест.
Великокняжеская власть при Василии III усилилась. — Государь всея Руси, правитель «Третьего Рима», все более напоминал самодержца. Современник Василия III германский посол Герберштейн отмечал в «Записках о московских делах», что великий князь обладает огромной властью, не сравнимой с властью других монархов; подданные Василия полагают: «Что ни сделает государь, он делает по воле БожиеШ», поэтому ослушаться его невозможно. Как-то в осаду Смоленска вельможа, Берсень Беклемишев, осмелился высказать свое мнение. «Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне», — услышал он от великого князя. Позже в беседах с приезжим монахом Максимом Греком Берсень сетовал, что Василий 111 «встречи» (спора) не любит, в отличие от своего отца Ивана III, и все дела решает без совета с боярами. Эти «новшества» Берсень приписывал влиянию на государя Софьи Палеолог и приехавших с ней греков. «Непристойные речи» Берсеня стали известны Василию III, и Беклемишева казнили. Другой пример самовластия московского правителя являет его поведение в отношении братьев и жены. Двадцатилетний брак Василия с Соломонией Сабуровой оказался бездетным. В тшетном ожидании наследника великий князь запретил жениться своим братьям, чтобы их дети не составили конкуренции его будущему сыну. В конце концов, Василий решился на развод, хотя это было не в традициях времени и запрещалось церковью. Большинство церковных иерархов-иосифлян и митрополит Даниил одобрили решение Василия. (Возможно, на них оказал влияние случай с митрополитом Варлаамом, предшественником Даниила. Варлаам вследствие разногласий с великим князем был вынужден оставить митрополичью кафедру. Позже его заключили в один из северных монастырей.) Наша летопись гласит, что Соломония Сабурова добровольно постриглась в монахини, Герберштейн же утверждает, что пострижение совершили без ее воли.' В январе 1526 г. Василий III женился на юной литовской княжне Елене Глинской, племяннице находившегося в заточении перебежчика из Литвы Михаила Глинского. Последний, конечно, был выпущен на свободу. Вступая во второй брак, Василий позволил жениться и своему младшему брату Андрею Старицкому. В угоду молодой жене Василий III сбрил бороду и порой облачался в литовский костюм, чем немало шокировал своих подданных. Когда в 1530 г. родился долгожданный наследник, сын Василия — Иван, великий князь удостоил многих приближенных и монастыри щедрыми дарами. Княжение Василия III кончилось неожиданно. В 1533 г. пустячный, как казалось вначале, недуг («болячка величиной с булавочную головку») вследствие неумелого лечения перерос в заражение крови. Великий князь умер, завещав трон своему трехлетнему сыну Ивану2, в связи с малолетством которого стала править его мать — Елена Глинская.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.196 (0.015 с.) |