Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коэффициенты отражения некоторых красок, фона (бумаги) и деревянной облицовкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При рекламном оформлении интерьера следует помнить, что светлые оттенки всех цветов уменьшают поглощение света, улучшают условия зрительного восприятия.
1См.: Смирнов СИ. Указ. соч. С. 87. Поэтому для фона плакатов и других рекламных обращений, входящих в рекламный комплекс, требуются по возможности наибольшие коэффициенты отражения. Несколько меньшие коэффициенты могут быть у сюжетно-декоративных элементов комплекса, а также у открытых рекламных конструкций. Решение интерьерных комплексов в едином цветовом ключе подразумевает совместное использование групп цветов, чтобы ни один элемент не выпадал из общего цветового строя. В условиях общего, естественного или электрического освещения наиболее благоприятны цвета бледных, пастельных оттенков, позволяющие создать впечатление большого объема помещений. Светлый фон, кроме того, обеспечивает надлежащий контраст со шрифтом. Иное дело — оформление выставочных помещений и отдельные средства наружной рекламы. В этом случае путем цветовых контрастов и применения специально направленного света можно выделять (поднимать) наиболее интересные в рекламном отношении информационные блоки, оставляя в тени менее существенные места, все то, что могло бы помешать сосредоточить внимание потребителя. Выбор цветового решения рекламного обращения зависит и от условий освещения. Один и тот же цвет оказывается иным при освещении лампой накаливания, люминесцентном освещении или естественном дневном. Сочетание цветов будет правильным, если выбор сделан с учетом естественного и искусственного освещения. Специально направленное освещение может способствовать активизации воздействия рекламы. Другая возможная форма — подсвет, который может придавать рекламным плакатам различные цветовые оттенки. Могут использоваться и другие формы подсвета и динамизации — световое табло, проекция на экран или стену, голографические динамические эффекты, внутренняя подсветка, вращающиеся, перемещающиеся, рельефные, объемные и другие формы рекламных обращений. Рекомендуемое сочетание цветов различных элементов интерьера1 приводится в табл. 17.
1См.: Смирнов СИ. Указ. соч. С. 86. Таблица 17 Примерная совместимость групп цветов
Продолжение табл. 17
При работе с табл. 17 (СИ. Смирнова) следует учитывать, что некоторые цвета из этой группы можно применять комбинированно. Не рекомендуется применять следующие сочетания спектральных цветов: синий с зеленым, синий с желтым, красный с зеленым. Цвета светлых оттенков могут быть одинаковыми для потолков и степ. Панели стен могут не выделяться цветом. Отделка натуральным деревом (лучше светлых тонов) применима во всех случаях. Можно использовать и другие варианты сочетаний цветов, различных оттенков и топов, так как приведенные данные не являются универсальными и даются как возможные варианты. Предпосылкой расширения инновационного подхода к использованию сочетаний цвета в рекламе является выдающееся открытие российского ученого Ю.Н. Денисюка в 70-е годы XX в., который разработал метод отображения голографических объектов в отраженном свете. Ранее объемные голографические изображения могли проецироваться и отображаться по методу Дэниса Габора только с помощью лазерного излучения. При этом окраска могла быть только одного цвета, соответствующего длине волны лазерного источника, воспроизводящего изображение; отображаться могли только объекты в основном небиогенного характера. Метод Денисюка позволил преодолеть эти ограничения. Голография постепенно начинает использоваться в рекламе, и она может занять еще более достойное место в рекламной практике в ближайшем будущем благодаря тенденции ее совершенствования и одновременно удешевления соответствующих технологий. Кроме акцентирования внимания на различных аспектах цветового сочетания потребители вольно или невольно обращают внимание на характер надписей и текстов рекламного обращения, каким шрифтом они воспроизводятся. Шрифт в рекламе Термин «шрифт» имеет следующие значения: 1) совокупность букв, цифр и знаков определенного рисунка, стиля и размера (кегля), служащая техническим средством воспроизведения речи на каком-либо языке в рамках определенных традиций культуры;
2) комплект наборных литер (гарнитура), например литер для типографского набора, фотонабора, служащих тем же целям; 3) рисунок и конфигурация букв, цифр и знаков (термин «шрифт» — нем., иногда применяется в этом значении), хранящихся в каком-либо банке данных, например на бумажных носителях, а также на дисках или в программах компьютерного обеспечения. Графическая основа современных шрифтов следующая: — на основе латинского алфавита построены шрифты почти всех народов Западной и Центральной Европы, Америки, Австралии и некоторых государств Азии и Африки; — на основе арабского алфавита построены шрифты Арабских стран, а также Ирана, Афганистана и некоторых других стран; — некоторые народы применяют шрифты, построенные на своей национальной древней графической основе; это, например, Греция, алфавит которой лежит в основе латиницы и кириллицы, Индия, Израиль; — в Германии часто используют готический шрифт, буквы которого имеют характерную изломанную и вытянутую форму; — славянский алфавит, на основе которого построены шрифты всех народов Российской Федерации, а также шрифты некоторых немногочисленных стран мира. Высота букв шрифта измеряется в «кеглях». В свою очередь в полиграфии «кегль» измеряется в «пунктах». В России один «пункт» равен 0,3759 мм. Некоторые кегли имеют собственные названия. Это, например, «Бриллиант», с высотой букв 3 пункта; «Нонпарель» — 6 пунктов; «Петит» — 8; «Цицеро» — 12. По оценке О.И.Нестеренко, все типографские шрифты условно можно подразделить на следующие виды: — текстовые шрифты — предназначены для печатания основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей — от 6 до 12 пунктов; — титульные шрифты — более крупных кеглей (от 14 до 48 пунктов), применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными; — акцидентные шрифты — преимущественно декоративные, имитационные, а также крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль — размер шрифта, определяется по прописной (заглавной) букве, что необходимо учитывать при оформлении заказа. С точки зрения построения шрифтов, все латинские и славяно-русские прямые шрифты можно разбить на две типичные группы: антиквенную (с лат. — древний) и медиевальную (с фр. — средневековый). В первой группе — антиквенной — основой для построения букв является прямоугольник. Большинство букв алфавита, за исключением широких (например, Щ, Ы, Ю), вписываются в прямоугольник и имеют одинаковую ширину. Буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) имеют овальную форму. Во второй группе — медиевальной — основой для построения букв является квадрат, и буквы с округлыми очертаниями строятся циркулем. При этом внешнее очертание буквы О есть окружность, закругления других округлых букв представляют собой дуги окружностей разных радиусов. Благодаря этому особому принципу построения буквы алфавита имеют разную ширину. Например, В уже, чем Н и П, а последние уже, чем О, и т.д. При подборе вариантов шрифтов для разработки макета рекламного обращения целесообразно пользоваться компьютерной графикой. То же самое можно сказать о выполнении задачи цветоделения для изобразительного ряда. Применение специальных рукописных шрифтов (например, на выставках) позволяет смягчать сухость технических приемов стандартной графики, однако это должно быть оправдано общим планом экспозиции. В ряде случаев могут применяться объемные шрифты из плотного пенопласта, оргстекла, бумаги, различных видов пластика и других материалов. Иногда предварительно выклеенные таким образом композиции фотографируют в боковом или рассеянном свете и увеличивают фотоспособом. Для облегчения труда художника-рекламиста при изготовлении макетов
рекламных обращений в ряде случаев может использоваться старый проверенный способ светового проектора. Для того, чтобы разнообразить шрифт графически, осуществляют его модификацию контуром. Используя различные способы модификации, можно определенным образом психоэмоционально воздействовать на потребителя, вызывая различные ассоциации: тяжести, строгости, легкости, воздушности, иллюзорности, хаоса, древности и т.п. При графическом исполнении рекламных обращений на рекламных щитах и плакатах необходимо учитывать важные факторы гармонизации шрифтового и изобразительного ряда, подбирать выигрышное сочетание вида и цвета шрифта, а также их соответствие фону. Вот какие рекомендации имеются в работах СИ. Смирнова, известного специалиста в области шрифтов и плакатной графики1. Всего в мире существуют тысячи вариантов шрифтов, которые подразделяются на стандартные и оригинальные. К стандартным шрифтам относятся такие, которые используются длительное время и входят в соответствующие реестры, а также практически постоянно применяются. Из них издавна наиболее часто используются различные варианты шрифтов, буквы которых имеют на концах тонкие штрихи с разными вариантами примыкания к основным составляющим буквы. Эти шрифты имеют название «Антиква». К стандартным шрифтам относятся их следующие основные группы: 1) группа рубленых шрифтов. К ней относятся шрифты, не имеющие засечек — декоративных штрихов, завершающих концевые части или штрихи букв; 2) группа шрифтов с едва наметившимися засечками. К этой группе относятся гарнитуры — специальные наборы букв, с несколько утолщенными концами штрихов, т.е. с некоторым подобием засечек;
1См.: Смирнов СИ. Указ. соч. С. 40-47. 3) группа медиевальных шрифтов. К ней относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов, с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся по своей форме к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв; 4) группа обыкновенных шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением; округлые буквы с вертикальными осями; 5) группа брусковых шрифтов. К этой группе относятся гарнитуры с неконтрастными или малоконтрастными штрихами, с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением; 6) группа новых малоконтрастных шрифтов. К ней относятся гарнитуры, имеющие малоконтрастные штрихи с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением; 7) группа дополнительных шрифтов. К этой группе относятся шрифты, построение и характер которых сильно отличаются от шрифтов других основных групп. Оригинальные шрифты разрабатываются по специальному заказу, могут иметь значительные отличия от рекомендуемых стандартов написания и часто бывают весьма дорогими для заказчика. Основные требования, предъявляемые к работе со шрифтом в рекламе: 1) четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм; 2) органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта; 3) зависимость рисунка букв от техники их исполнения; 4) ритм; 5) цветовая гармония; 6) стилевое единство шрифтов в рамках одного рекламного обращения; 7) смысловая акцентировка в шрифтовой композиции; 8) целостность, композиционная слаженность всего построения рекламного обращения. При написании шрифтов выделяют их прямой и выворотный варианты. Исполнение надписи прямым способом подразумевает написание более темных букв по сравнению с фоном.
Это соответствует идеоматической фразе «черным по белому». Если фон оказывается более темным, по отношению к окраске букв, то говорят, что надпись сделана «выворотным» шрифтом, или инверсным начертанием. В большинстве случаев предпочтение при производстве рекламных обращений отдается «прямому» варианту использования шрифта. Однако в ряде случаев, для особой контрастности или по чисто технологическим причинам (например, когда поверхность, на которую наносится рекламное обращение, изначально темная), может успешно применяться «выворот», или «выворотный» шрифт. При использовании шрифта для плаката или транспаранта важно учитывать следующее требование1. Чтобы объявление хорошо читалось, высоту букв Н следует определять по формуле: Н = 5 S/3, где S — выбранная ширина буквы. Тогда длина надписи L не должна быть больше, чем: L = пН, где п — количество букв. Считается, что в тексте предпочтение следует отдавать рубленым шрифтам, все элементы которых одинаковой толщины. Они видны издалека, выполнены без засечек и излишних «украшений», усложняющих чтение. Требования к основным изобразительным элементам в рекламном обращении Требования к изобразительному, или визуальному ряду, в рекламе. Данные требования вырабатывались на протяжении длительного промежутка времени и сегодня имеют достаточно сложившийся и устойчивый характер. К ним относятся следующие основные элементы: пропорциональность, наличие пробела, сбалансированность формальная и неформальная, оригинальность, гармоничность, контраст, рациональная последовательность этапов визуального восприятия, холистический подход, функциональность.
1См.: Гольман И.А. Рекламная деятельность: Планирование. Технология. Организация. М.: Гелла-принт, 2002. С. 213. Пропорциональность. Преимущественное использование пропорций «Золотого сечения». Термин «Золотое сечение» в конце XV в. ввел Леонардо да Винчи, знаменитый итальянский художник, изобретатель и ученый. Он использовал этот термин при описании совершенных пропорций человеческого тела, проиллюстрировав свои расчеты рисунками, на которых силуэт человека последовательно вписывался в круг и прямоугольник. По сведениям ученых, данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в пирамиде близ Мемфиса, которая была построена около 3 тыс. лет до н.э. Известен египетский канон таких пропорций времени фараонов, канон эпохи Птоломеев, каноны Древней Греции и Рима. Подобные исследования проводились Поликлетом, Альберти, Леонардо да Винчи, Микелаиджело, Дюрером, А. Цейзингом, Э. Месселем и другими учеными. Эти исследования осуществлялись в различных странах и регионах с периода Древнего Мира по настоящее время. Результаты исследований показали, что многие живые существа, в том числе растения, имеют приятные для человеческого глаза пропорции, близкие или совпадающие с пропорциями «Золотого сечения». С древних времен все здоровое и естественное является для людей красивым, гармоничным. Все противоестественное, аномальное, нездоровое, грубое воспринимается как нечто уродливое, безобразное, диссонирующее. Перенося представления о гармонии на творения рук своих, люди часто непроизвольно, неосознанно, воспроизводят пропорции «Золотого сечения». Например, большинство флагов, из более чем двухсот флагов стран мира, имеют подобные пропорции. Из них менее десяти по своей конфигурации отличаются от гармонично воспринимаемого прямоугольника. Специалисту в рекламной сфере деятельности необходимо четко осознавать закономерности пропорций «Золотого сечения» и использовать их в рекламной практике. Отсюда, например, следует пропорциональность форм щитовой рекламы, призмовизоров, плакатов и другой полиграфической рекламной продукции; использование и разработка шрифтов с буквами, соответствующими гармоничным пропорциям; рекламное оформление интерьера и экстерьера в соответствии с этими требованиями. Пропорция «Золотого сечения» — это отношение отрезков прямых, фигур, тел, основные размеры которых относятся друг
к другу как 1:0,618 (наиболее близкое значение при 21:34). Это соотношение получается из следующих геометрических построений и их математических обобщений: при делении целого на две неравные части — большая из них так относится к целому, как меньшая к большей. При разработке макетов рекламных обращений, важно учитывать следующую формулировку данного соотношения: два участка поверхности приятно гармонируют друг с другом, если площадь одного из них составляет от 1/2 до 2/з площади другого; таким образом, хорошо воспринимаемые пропорции воспринимаются отношениями 2/3; 3/5; 4/6; 8/ 10 и т.д. Наличие пробела между краями и основной частью рекламного обращения. Ширина пробела должна находиться в пределах от l/8 до 1/4 формата (от его габаритных размеров, или основных размеров сторон периметра). Сбалансированность на основе формального баланса. Учитывается особенность несовпадения геометрического и оптического центров изображения, соответственно — несовпадение геометрического и композиционного центров рекламного обращения. Геометрическим центром листа или щита является точка пересечения его диагоналей. Физиологические особенности человека и его глаз таковы, что он неосознанно осматривает любой объект одновременно снизу вверх, слева направо, т.е., по существу, по часовой стрелке со смещением оптического центра вверх в точку, делящую объект в пропорции 5/8 по вы. соте, и несколько вправо (примерно около 1/10 габаритного размера ширины). Если композиционный центр рекламного обращения помещается в точку оптического центра, то такой изобразительный ряд считается формально сбалансированным. Сбалансированность на основе неформального баланса. Неформальный баланс достигается путем нахождения баланса несимметрично расположенных изобразительных элементов рекламного обращения. Это достигается варьированием размеров, площадей, плотности размещения, цветов и полутонов элементов рекламного обращения, а также использованием принципа рычага, или «моментов сил». В соответствии с этим принципом, элемент, зрительно выглядящий более легким и имеющий меньшие размеры, помещается по другую сторону от
мнимой осевой линии, проходящей через точку композиционного центра или другую точку равновесия на расстояние, большее, чем элемент, выглядящий более весомым или имеющий большие размеры. Соответственно больший элемент располагается с другой стороны от мнимой точки, или оси равновесия, и в соответствии с правилом рычага, или «моментов сил», уравновешивает меньший элемент, находящийся на более дальнем расстоянии от этой точки с другой ее стороны. Иначе это правило можно трактовать следующим образом: «центр масс» изобразительного ряда рекламного обращения должен совпадать (быть близок) с соответствующим композиционным центром. Оригинальность. Включает использование уникальных свойств и преимуществ рекламируемого объекта, его необычности и специфичности в качестве основной составляющей рекламного послания. Изображение товара должно быть увязано с нацеленностью на удовлетворение конкретных потребностей человека. В ряде случаев представляется полезной увязка форм рекламного обращения с мотивами — «якорями». Таковыми могут быть, например, семейная среда, эмоциональные и сексуальные мотивы и др., особо значимые для людей элементы рекламных воздействий. Гармоничность. Представляет собой гармоничное, пропорциональное и сбалансированное сочетание оригинальных и стандартных элементов в оформлении рекламного обращения. Контраст. Используется для привлечения большего внимания ко всему рекламному обращению или акцентирования внимания на его отдельной части. Достигается контрастным выбором цветовой гаммы; применением разных по форме и величине (в основном более крупных) шрифтов в заголовках и местах рекламного обращения, требующих особого внимания потребителей; необычным расположением отдельных элементов с акцентом на их разграничение и дифференциацию. Рациональность этапов визуального восприятия. Требуемая рациональная последовательность этапов визуального восприятия достигается путем анализа и последующего синтеза отдельных частей рекламного обращения, функционально-обоснованным расположение этих элементов и правильным
определением их масштаба и взаимосвязей в рамках всего рекламного обращения. При этом необходимо добиваться того, чтобы взгляд потребителя последовательно скользил по заранее сформированной траектории. Примером такой траектории может быть направление от крупного заголовка к выделенному оригинальным шрифтом слогану, затем переключение внимания на иллюстрации и основной текст, после чего — на товарный знак и реквизиты. Холистический подход. Представляет собой восприятие рекламного объекта в качестве целостного послания, все части которого находятся в неразрывной внутренней связи. Целостность достигается путем синтеза отдельных элементов рекламного обращения и их тестирования в комплексе на органичность и запоминаемость, глубину и эмоциональность восприятия. Функциональность. Достигается путем показа возможных преференций и выгод от пользования рекламируемым объектом, визуальным и описательным объяснением его возможностей, свойств и технологических характеристик. При этом рекомендуется показывать рекламируемый объект в действии, по возможности, раскрывать особенности его функционирований и правильного использования. Дополнительная функциональность рекламного обращения достигается возможностью его использования в качестве настольного или настенного календаря, объекта розыгрыша лотереи или в каких-либо еще качествах, способных заинтересовать потребителя с позиций узкоутилитарных свойств носителя рекламного обращения. Примером использования данных правил в практике рекламной деятельности является серия плакатов, выпущенная Саратовским электроагрегатным производственным объединением — СЭПО в 1993 г., рекламирующих холодильники и морозильники марки «Саратов» (рис. 15 и 16). На плакатах в целом правильно выполнены стандартные требования. Соблюдены правила пробела, тщательно подобрана цветовая гамма, имеются зацепки внимания — красивые девушки в платьях с глубоким декольте, пользующиеся данным товаром. Соблюдено требование баланса и композиционного центра, в рекламном обращении имеются соответствующие реквизиты. Функциональность достигается
показом работы холодильника и морозильника данной конкретной марки в действии, при открытой дверце, и выкладкой, хранящихся в них аппетитных продуктов. Дополнительная функциональность — наличие календаря. Некоторым отступлением от стандартов выглядит отсутствие товарного знака СЭПО в рекламном обращении. И откровенно досадной ошибкой художника-рекламиста является заполненный отсек морозильника товарами, которые обычно в нем не хранятся. На плакате, рекламирующем морозильник, потребитель с удивлением видит шоколад й конфеты, заполняющие его нижний отсек. Но в целом основные требования к подобного рода рекламным обращениям выполнены достаточно полно. Однако при творческом подходе к рекламе, требования могут частично или полностью нарушаться, в соответствии с индивидуальной концепцией автора. При этом эффект может быть как негативным, так и позитивным. Позитивный эффект рекламного обращения в данном случае возможен при развитой интуиции и высоком творческом потенциале авторов нестандартных рекламных решений. .Покажем на примере, что подобное явление в рекламной практике вполне возможно. В 1994 г. дилерами СЭПО в Польше был выпущен в свет собственный рекламный плакат холодильников той же марки «Саратов». Однако художник, подготовивший его макет, пошел по творческому пути, нарушив большинство канонов рекламы (рис. 17). Взяв за основу общую, аналогичную первичному варианту изобразительного ряда, основу, художник полностью изменил акценты отдельных элементов. За холодильником по-прежнему стоит красивая девушка. И хотя она несколько странным образом одета — в шинель полковника Советской Армии, сексуальность образа не только не уменьшается, а напротив, увеличивается. Хотя девушка одета и требования морали формально выполнены, но имеется вполне реальное ощущение обнаженного тела под грубой офицерской шинелью. Зацепка внимания усиливается, кроме того, фактом актуальности советской и российской воинской тематики для Европы того периода. Это связано с поражением Советского Союза в холодной войне и решением о выводе российских войск из Германии и других европейских стран. Сам холодильник, изображенный на плакате, отнюдь не является рекламируемым объектом. Он представляет «древнюю» модификацию холодильников данного предприятия «Саратов-Н». Соответственно дверца его закрыта, и единственным продуктом, возможно, отдаленно имеющим к нему отношение, является апельсин лежащий наверху ржавого «ветерана» холодильного оборудования. То есть в плакате нарушается правило функциональности, и лишь дополнительная функциональность обеспечивается календарем. Пробел в нижней части плаката полностью отсутствует. Несколько легким выглядит и слоган, в состав которого входит фраза: «система, не требующая ремонта». Отметим, что этот творческий ход па самом деле исключительно удачный, так как главная традиционная особенность саратовских холодильников — это их высокое качество и исключительная
длительность работы агрегата без поломок. Продолжительность работы этих холодильников без преувеличения — легендарна. Это обстоятельство и было умело обыграно в рекламном обращении. В целом, данный плакат выглядит более предпочтительным по сравнению со своими аналогичными предшественниками и воспринимается как хорошо сбалансированный, целостный, пропорциональный и гармоничный образ. Он является настоящим произведением рекламного искусства, творческим образцом самого высокого уровня. Хозяйственная практика полностью подтвердила это утверждение. Партия холодильников, поставленная в Польшу и рекламируемая с помощью данного рекламного обращения, разошлась в мелкооптовой и розничной торговле за короткий промежуток времени. Общие требования к плакату. Плакат — наиболее массовая форма изобразительного искусства, выполняющая определенную утилитарную функцию и нацеленная на выполнение конкретных рекламных задач. Описание требований к плакату приведено в исследовании П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова и А.А. Митькина1. Приведем основные положения их исследования: 1. Основная идея плаката должна быть высказана ясно, доходчиво, непротиворечиво. В плакате в художественной форме подается экспресс-информация, рассчитанная в большинстве случаев на весьма ограниченное время воздействия на зрителя. 2. Из необходимости быстрой и однозначной передачи информации вытекает требование простоты и лаконичности художественного решения, сокращение глубины пространства, ограничение планов до одного-двух, минимальное использование светотени, локальности цвета, простота и резкость контура, силуэтность изображения, отсутствие воздушной перспективы. Оперативное полиграфическое тиражирование плакатов выдвигает дополнительные требования к ограничению количества цветов и стандартным размерам листа. 3. Самое трудное в искусстве плаката — достижение органического единства содержания и художественной формы. Это может быть достигнуто в результате целостного и разностороннего воздействия плаката на зрителя, путем обращения к его памяти, интересам, мышлению, эмоциональной сфере, навыкам
1См.: Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митъкин А.А. Психология восприятия цвета/Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход: Учебное пособие. Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. С. 515-576. восприятия, к его творческим возможностям, поскольку восприятие и оценка художественного произведения всегда включают элементы сотворчества. 4. Плакат работает в условиях улицы, производственных и офисных помещений, мест отдыха. Поэтому он должен сразу же привлекать внимание. Если такое свойство отсутствует, плакат не будет замечен и все усилия его создателей и распространителей пропадут даром. Поэтому знание и практическое использование художником-рекламистом психологических приемов привлечения непроизвольного внимания в значительной мере определяет успех исполнения плаката. Динамичность изображения. В обычных условиях внимание людей активнее всего привлекается каким-либо внезапным изменением в окружающей обстановке: движением человека или предмета, изменением какого-либо объекта либо появлением нового объекта. Изображения на плакате не могут физически перемещаться или изменяться. Однако динамичность изображения — распространенный и оправдывающий себя прием в искусстве плаката. Художник схватывает наиболее выразительный момент начавшегося, но не завершенного движения и фиксирует его. Рука, поднятая для приветствия или в ораторском жесте, молот, занесенный над наковальней, фигура человека, выполняющего какое-либо движение, летящий предмет — это типичные примеры подобного художественного решения. Воображение зрителя невольно достраивает предшествующие зафиксированному моменту ситуации и прогнозирует дальнейшие возможные изменения. Поэтому динамическое изображение — это всегда небольшое повествование о каком-то событии или действии, имеющем начало, течение и предполагаемый конец. Таким событием, например, может быть покупка счастливым потребителем товара определенного качества. Контраст. Существует множество средств привлечения внимания, применяемых художниками. Одни из них опираются на особенности сенсорной организации человека, т.е. на работу системы его органов чувств. Другие включают смысловые элементы. Позитивное воздействие оказывают большие площади яркого цвета и особенно цветовой контраст с резкой грани-
цей перехода. Контраст может быть хроматическим и ахроматическим. Общий принцип зрительного контраста строится на сочетании сходного и различного, внесении разнообразия в однообразие. Если, например, в длинном ряду автомобилей белого цвета поместить красную машину, то она непременно привлечет внимание. Наиболее частый прием смыслового контраста — соединение объектов, обладающих какими-либо противоположными качествами: гигант и карлик, старик и ребенок, больной и здоровый, красивый и уродливый и пр. Контраст такого типа может быть усилен нарочитой необычностью ситуации, внесением элементов фантастики, использованием всевозможных аллегорий. Широко используются в плакате приемы постепенного или внезапного преобразования предметов. Зритель, включившись в рассматривание цепочки превращений, обычно доводит этот процесс до конца. Ряд приемов привлечения внимания строится на использовании привычных ассоциаций и информативности рутинных изображений. Вспомним хорошо известный жест бойца, указывающего пальцем прямо на зрителя и вопрошающего: «Ты, записался добровольцем?». Предостерегающий жест человека на плакате может быстрее подействовать па наблюдателя, чем соответствующий знак или надпись. В силу жизненного опыта людей поза человека, его лицо всегда информативны и потому всегда привлекают внимание. Исследования показали, что при рассматривании портретов и фотографий наблюдатель преимущественно фиксирует свой взгляд на глазах. Поэтому изображение глаза или глаз является эффективным способом привлечения внимания. При изображении массовых сцеп, объектам
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.015 с.) |