Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мнения некоторых имамов и ученых о суфизме↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Из книги «Аль-фикру-с-суфи» («Идеи суфизма») с небольшими изменениями и сокращениями: Слово «суфизм», или «тасаввуф» не было известно во времена сподвижников и таби’ун. Появилось оно лишь в конце второго века по хиджре. А одного этого достаточно, чтобы назвать его нововведением. Поэтому его не застали два имама Абу Ханифа и Ахмад (да помилует их Аллах) и не говорили о нем, начал же говорить о нем имам аш-Шафи’и и пришедшие после него. Имам аш-Шафи’и: Он застал начало суфизма и принадлежал к числу ученых, более других выражавших порицание суфиям. Он даже сказал о них: «Если в начале дня человек стал суфием, он еще до полудня становится глупцом». Он также сказал: «Кто сопровождал одного из суфиев в течение сорока дней – к нему навсегда возвращается разум». И он сочинил: Оставь тех, которые, приходя к тебе, предельно скромны, А, оставаясь одни, становятся волками увиливающими[730]. Он также сказал, отправляясь в Египет: «Я оставил Багдад, а еретики создали нечто, названное ими «ас-сама’» («Гармония»)» - имея в виду суфизм[731]. Имам Ахмад: Имам Ахмад устроил суфиям засаду. Сказал он о том, о чем начал говорить аль-Харис аль-Мухасаби, а это внушения и внезапные мысли: «Такого не говорили ни сподвижники, ни таби’ун». Он предостерег людей от общения с ним и сказал его другу: «Я не советую тебе общаться ним». Ибн аль-Муляккын написал биографию аль-Хариса аль-Мухасаби в книге «Табакату-ль-авлийа», сказав: «Аль-Харис ибн Асад аль-Мухасаби аль-Басри, Абу ‘Абдуллах, один из ватадов и объединивших между явным (захир) и сокрытым (батын), прозван аль-Мухасаби, поскольку он постоянно требовал отчета (мухасаба) от своей души, умер в 243 году по хиджре». Имам Абу Зар’а ад-Димашкы: После имама Ахмада ибн Ханбаля пришел имам Абу Зар’а (да помилует его Аллах), и он также говорил о книгах аль-Хариса аль-Мухасаби, когда у него спросили о них: «Остерегайтесь этих книг, ибо эти книги – нововведения и заблуждения. Читайте же хадисы и слова сподвижников, и вы найдете в них то, что избавит тебя от необходимости читать эти книги». Ему сказали: «В этих книгах – назидание». Он сказал: «Для кого Книга Аллаха не является назиданием, для того и эти книги не назидание. Слышали ли вы о том, чтобы Малик ибн Анас, Суфйан ас-Саури, аль-Авза’и и предшествующие им имамы писали книгу о внушениях, внезапно появившихся мыслях и тому подобных вещах? Они (т.е. суфии) пошли наперерез ученым. Порой они говорят словами аль-Хариса аль-Мухасаби, порой Абду-р-Рахима ад-Дубейли, порой – Хатима аль-Асамма, а порой – Шакыка аль-Бальхи». Затем он сказал: «Как быстро устремляются люди к нововведениям!»[732]. Имам Ибн аль-Джаузи: Что касается имама ‘Абду-р-Рахмана ибн аль-Джаузи аль-Багдади (ум. В 597 г.х.), то он написал уникальную книгу, критикуя все группы людей – ученых, чтецов, паломников, суфиев и других. Назвал он ее «Тальбис Иблис» («Обман Иблиса») и посветил большинство глав в ней суфиям, разъяснив то, как обманул их Шайтан. Книга эта, как говорят о ней некоторые, достойна того, чтобы быть написанной золотыми чернилами и приобретаться в каждый дом с целью ознакомления с ошибками разных направлений. Имам, шейх Ислама, Ибн Таймиййа: Что же до имама Ибн Таймиййа (да помилует его Аллах), то он лучше многих людей разъяснил людям истинную сущность суфизма и отслеживал и изучал высказывания еретиков и безбожников из числа суфиев, особенно Ибн ‘Араби, ат-Талямсани и Ибн Саб’ин. Он комментировал их высказывания, рассказывал сокрытое в них и предостерегал Умму от их зла во многих своих книгах и сочинениях, а также в своих «Фатава» («Фетвы»). Он изучал также высказывания искренних из них, у которых смешалось благое и мерзкое слово, как ат-Тирмизи, автор книги «Хатму-ль-виляйа», и аль-Газали, автор книги «Ихйа ‘улюми-д-дин» и других. Написанного, собранного и сделанного Ибн Таймиййей слишком много, чтобы описать его подробно... Что же касается наших дней, то, несмотря на распространение суфизма на фоне незнания мусульманами как Корана, так и Сунны, и невероятных усилий тех, кто плетет интриги против Ислама и мусульман, Всевышний Аллах послал мусульманам ученых, раскрывших истинную суть суфизма и их тайны. Сильнее всего налег на них имам шейх Ислама, Мухаммад ибн ‘Абду-ль-Ваххаб, благословенному призыву которого на Аравийском полуострове принадлежит, после Аллаха, заслуга в пробуждении Уммы от ее глубокого сна и познании ею истинной сущности заблудшего суфизма. Призыв к Таухиду распространился на западе и востоке. И искренние люди настигали осколки суфизма во всех уголках земли – так, что туча рассеялась или почти рассеялись, по милости Аллаха… После того, как тьма и зло окутали всю землю, кроме немногих приверженцев религии Истины и Таухида. Современные ученые выпустили ценные книги, раскрывающие мерзость суфизма и разъясняющие его истинную сущность, без чтения которых не обойтись человеку, желающему хорошо знать суфизм и уберечься от него: - «Аль-фикру-с-суфи» («Идея суфизма») - ‘Абду-р-Рахман ‘Абду ль-Халик. - «Ат-тасаввуф аль-манша’ ва-ль-масадир» («Суфизм: происхождение и источники») - Ихсан Иляхи Захар. - «Хазихи-хийа-с-суфиййа» («Таков суфизм») - ‘Абду-р-Рахман аль-Вакиль (в прошлом суфий). - «Ат-тасаввуф бейна-ль-Хакк ва-ль-хальк» («Суфизм между Аллахом и творениями») - Мухаммад Фахр Шакафа. - «Ат-тасаввуфу-ль-ислями фи-ль-адаб ва-ль-ахляк» («Исламский тасаввуф: этикет и поведение») - доктор Заки Мубарак. - «Аль-кашф ‘ан хакыкати-с-суфиййа ли-аввали марра фи-т-тарих» («Раскрытие истинной сущности суфизма впервые в истории») - Махмуд ‘Абду-р-Рауф аль-Касим. - «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфи» (Освящение личностей в суфийской идеологии») - Мухаммад Ахмад Ляух. - «Ан-накшбандиййа» («Накшбандийский тарикат») - ‘Абду-р-Рахман Димашкыййа. - «Ат-тасаввуф фи мизани-ль-бахс ва-т-тахкык» («Суфизм на весах изучения и исследования») - ‘Абду-ль-Кадир ибн ХабибуЛлах ас-Санади. Я воспользовался этими книгами при написании этой книги. Что меня удивляет, так это то, что некоторые ученые и выдающиеся представители обновительного движения исламской Уммы заняли по отношении к суфизму весьма мягкую позицию и описали его не так, как он есть на самом деле. Например, имам-шахид Хасан аль-Банна (да помилует его Аллах), который считал, что вначале суфизм был на верном пути, потом его исказили. И выдающийся ученый Абу-ль-А‘ля аль-Маудуди (да помилует его Аллах), который считал практику суфизма делом, очищающим человека изнутри. Я считаю, что эти ученные, несмотря на их высокое положение и обширные знания, допустили некоторые ошибки в описании суфизма и его оценке. И я думаю, что их оправдывает то, что они не углублялись в изучение суфизма, и от них укрылось то, что не укрылось от нас. И да простит Аллах и нас и их… И я считаю, что ученные прошлого не обратили внимания на суфизм, не придали ему особого значения и пренебрегли им, и он распространился в таких масштабах, как мы видим это сейчас. А если бы они искоренили его при первом его появлении, он бы не смог так распространиться… Однако Аллах предопределил и сделал, как пожелал.
Заключение (хукм) Ислама относительно суфиев
Ахлю-с-Сунна выносят постановление о том, что суфизм – нововведение и заблуждение, поскольку даже само слово «суфизм» и название им – нововведение, не упомянутое ни в Коране, ни в Сунне, а каждое нововведение – заблуждение. Однако они не считают суфиев – только потому, что они суфии, - кяфирами, и не говорят о каком-то конкретном суфии, что он – кяфир, до тех пор, пока в его словах, делах или убеждениях не проявится ширк и куфр. Если же в его словах, делах и убеждениях замечен куфр как обращение с ду’а к мертвым, вера в существование у вали особого «шариата», отличающегося от Шариата Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)… Если за ним замечено это, и ему разъяснили ложность и несостоятельность этого с приведением доказательств, однако он не отказывается от этого – в таком случае он считается кяфиром из-за его слов, действий или убеждений, заключающих в себе куфр. Такое же решение выносится и в отношении того, кто, не являясь суфием, совершает, говорит или верит в то, что является куфром, при соблюдении необходимых для вынесения постановления о куфре условий, упомянутых в книгах.
Заключение
Это – некоторые различия между суфизмом и Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’. И я восхваляю Аллаха за то, что Он облегчил мне написание этой книги. Я ограничился таким объемом, поскольку посчитал, что книга окажется слишком длинной, а иначе я написал бы больше, поскольку разногласия их не ограничиваются теми, о которых я упомянул, а каждое такое разногласие есть различие между суфиями и Ахлю-с-Сунна. После того, как мы узнали эти огромные различия между суфиями и Ахлю-с-Сунна, и узнали, что различия эти связаны не с чем-то маловажным и ничтожным, но они касаются важнейших столпов и основ религии, и что суфии в каждом случае ошибаются и не опираются на доказательство (далиль) из Корана и Сунны... Найдется ли после этого говорящий: «Поистине, суфии – из числа Ахлю-с-Сунна, и они опираются на Коран и Сунну, и действия их основаны на Коране и Сунне, и они следуют по пути, ведущему к Аллаху»?. Некоторые люди говорят: «Почему существуют разногласия между суфиями и Ахлю-с-Сунна? Ведь перед ним общий враг-кяфир, так что же мешает им объединиться?». Я говорю: пусть сказавший эти слова поразмышляет над этими различиями, а затем посмотрит, есть ли путь к их объединению, если каждый останется приверженным своей ‘акыде. Особенно учитывая то, что суфии встали на сторону этого самого общего врага-кяфира и борются с Ахлю-с-Сунна. Даже если бы мы согласились на это, захотят ли суфии объединяться с нами? Разве не они создали вокруг нас эти мифы о «ваххабизме», и не они устроили великую смуту? Или же говорящий это желает, чтобы Ахлю-с-Сунна отказались от своей ‘акыды и поклонения ради суфизма? Поистине, это невозможно. Если же суфии откажутся от своей ‘акыды и своих действий, представляющих собой ширк и нововведения, и вернутся к Корану, Сунне и книгам имамов, тогда произойдет объединение, и они станут нашими братьями. И мы ждем, чтобы они образумились и оставили путь заблуждения и вступили на путь Истины. И, в завершение, прошу Аллаха принять эту книгу и сделать так, чтобы труд этот был проделан только ради Его Благородного Лика, и мусульмане в наших странах и за их пределами получили бы от нее пользу и поняли истинную сущность суфизма. Да простит Он меня за ошибки и промахи, допущенные мною в этой книге. Поистине, Он – Всемогущ и отвечает на мольбы. И да благословит Аллаха Мухаммада, его семью и его сподвижников и приветствует. И последнее слово наше: «Хвала Аллаху, Господу Миров!». Абу Харун Бахауддин Мухаммад ад-Дагестани 14 Шавваля 1419 г.х. / 31 января 1999 года.
[1] Тарикат – название суфийских братств, а также: система или школа обучения в суфийском братстве, принятый в каждом из этих братств «способ следования по пути к Аллаху». (Прим. пер.) [2] «Ихйа ‘улюм ад-дин»: 3\65. [3] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа»: 181. [4] «Кылядату-ль-джавахир»: 177. [5] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа»: 313, «Аль-анвару-ль-кудсиййа»: 525. [6] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа»: 170. [7] Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а – те, кто придерживается истинной, неискаженной исламской акыды (идеологии), основанной на Священном Коране и Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). (Прим. пер.) [8] Согласован: аль-Бухари (№3968, 6021,6236,6952), Муслим (№2704). Его начало: «Умерьте свой пыл – поистине, вы взываете не к глухому, и не к отсутствующему…Поистине, вы взываете к Слышащему, Близкому, и Он с вами». [9] Приведено Муслимом в длинном хадисе. [10] Приведен Ахмадом и другими. [11] Маджму’уль-фатава: 1\126. [12] «Ат-табакату-ль-кюбра» [13] Приводит ат-Табарани, он назвал этот хадис хорошим. [14] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», №5884. [15] Передает Муслим (№177) и ат-Тирмизи. [16] Согласован, передают аль-Бухари и Муслим. [17] Передает ибн Исхак в «Аль-магази». [18] «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1/199-200, «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 210-213. [19] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 107, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 125. [20] Передает ат-Тирмизи. [21] Передает ат-Тирмизи. [22] «Аль-фуйудату-р-раббаниййа», 194-196 [23] «Аль-ибриз», 238. [24] «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1/222-223. [25] «Аль-ибриз», 24. [26] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 2342. [27] То есть, я не желаю, чтобы один из вас рассказывал мне о неблаговидных поступках или дурных словах другого в его отсутствие, чтобы потом, когда вы оба предстанете передо мной, желая чтобы я рассудил между вами, я был настроен одинаково благожелательно по отношению к вам и не относился предвзято к тому, о чьем нехорошем поступке или поведении сообщил мне его товарищ перед этим. (Прим. пер.) [28] Передают Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи. [29] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1/189. [30] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/19. [31] Вали – «святой», суфийский шейх, обладающий сверхъестественными способностями и творящий чудеса. Его также называют «валийуЛлах» - «наиболее близко стоящий к Аллаху». (Прим. пер.) [32] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 258 [33] «Сейру-ль-авлия», 58 [34] Передают аль-Бухари и Муслим [35] Джахилиййя – «эпоха невежества»; эпоха язычества, доисламские времена. [36] «Аль-умм», 1/252 [37] «Аль-ибриз», 193 [38] «Ар-римах», 1/191 [39] Окийя – мера веса, равная 37,44 г. (Прим. пер.). [40] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 139-140. [41] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 144. [42] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 199. [43] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/128. [44] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/128. [45] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 177. [46] Этот хадис передает аль-Бухари и другие в главе «Медицина». [47] «Аль-ибриз»: 193. [48] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 133-134, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 137, «Джами’а карамати-ль-авлийа», 1/146. [49] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 2/700. 4 «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/150-151. 5 «Аль-джавахиру ва-д-дурар», 130-131. [52] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/91. [53] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 143. [54] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 143. [55] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 2/709. [56] «Ар-рисаля», 2/710-711. [57] «Джами’у» ан-Набхани, 2/154. [58] «Ат-табакату-ль-кубра», 1/172 [59] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/150-151. [60] «Ар-римах»», 1/22. [61] Передают аль-Бухари и Муслим. [62] Передает аль-Бухари. [63] «Аль-джавахиру ва-д-дурар», 130-131 [64] «Аль-кюбра», 259. [65] «Аль-кюбра», 2/116. [66] «Табакат» ибн ДойфуЛлах, 325. [67] Аль-Гаус (букв. «помощь, избавление») – почетное прозвище некоторых суфийских вали, среди них ‘Абдуль-Кадир аль-Джиляни, основатель кадиритского тариката. (Прим. пер.) [68] «Аль-ибриз», 189. [69] Саййид – господин. (Прим пер.) [70] «Аль-кюбра», 1/157. [71] Ахлю-т-тасарруф – вали, наделенные сверхъестественными способностями, которые, согласно утверждениям суфиев, говорят чему-нибудь: «Будь!» - и оно тут же сбывается. (Прим пер.) [72] «Аль-ибриз», 193. [73] «Аль-кюбра», 1/159. [74] «Аль-кюбра», 1/158. [75] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/8. [76] «Аль-фусус», 1/129. [77] «Ар-рихляту-ль-канакириййа», 6. [78] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/152. [79] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/76-77. [80] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2/273. [81] Передают аль-Бухари и Муслим. [82] Передают аль-Бухари и Муслим, приведена версия Муслима. [83] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 163. [84] «Танвиру-ль-кулюб», 530. [85] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 118-119. [86] Передает аль-Бухари. [87] Приводит ат-Табарани. [88] Приводит аль-Баззар в своем «Муснаде». [89] Приводят авторы «Сунан». [90] Этот хадис приводит Малик в «Аль-джами’»; аль-Альбани назвал его достоверным. [91] Муракаба – концентрация помыслов с целью «духовного общения» с Аллахом, Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), вали или шейхом наставником у суфиев. (Прим. пер.) [92] Рабита – психологическая практика суфиев: духовная связь с шейхом-наставником посредством воссоздания в сердце его образа (вплоть до «растворения» в нем). (Прим. пер.) [93] «Кылядату-ль-джавахир», 177. [94] Вирд – особые молитвенные формулы у суфиев. (Прим. пер.) [95] «Ад-дурару-с-сунниййа», 8. [96] Приводит Муслим в составе длинного хадиса. [97] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 317. [98].«Адль-мавахибу-с-сармадиййа», 145-146. [99] «Ихйау-ль-‘улюми-д-дин», 4/205. [100] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 2960. [101] Передает Муслим: 291. [102] Передает Муслим: 289. [103] Передает Муслим: 287. [104] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 3. [105] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 5. [106] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 130, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 135. [107] «Аль-ганиййа», 2/164. [108] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/153. [109] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/169. [110] «Тарбийатуна-р-рухиййа», 206. [111] «Тазкирату-ль-авлийа», 1/171. [112] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 138, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 140, «Джами’у-ль-карамати-ль-авлийа», 1/151. [113] «Аль-ибриз», 186. [114] «Сахиху-ль-джамии-с-сагыр», 7520. [115] Передают аль-Бухари и Муслим. [116] Передают аль-Бухари и Муслим. [117] «Ас-сирату-н-набавиййа» ибн Хишама. [118] «Танвиру-ль-кулюб», 534. [119] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 142. [120] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 142. [121] «Танвиру-ль-кулюб», 410. [122] Передают аль-Бухари и Муслим. [123] Приводится у Муслима. [124] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 6841. [125] Приводится у Ахмада, 5/397. [126] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 154. [127] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7217. [128] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7227. [129] «Сахиху-джами’и-с-сагыр», 4379. [130] «Карамату-ль-авлийа», 1/373. [131] «Танвиру-ль-кулюб», 534. [132] Приводит Муслим. [133] Приводит аль-Бухари. [134] Передают аль-Бухари и Муслим. [135] Приводит аль-Бухари. [136] «Ат-тавассуль» и «Вадыху-ль-ишара» с некоторыми изменениями. [137] «Авдаху-ль-ишара», с небольшими изменениями, 121. [138] «Ад-дину-ль-халис»,4/19. [139] «Ад-дину-ль-халис», 4/30. [140] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1/243. [141] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 667. [142] «Ат-табакат», 460. [143] «Аль-ибриз», 298. [144] «Ар-рисаля», 521. [145] «Аль-ибриз», 301. [146] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1/252. [147] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 4515. [148] Передают аль-Бухари и Муслим. [149] «Дурару-ль-гаввас мин фатава сеййиди ‘Али аль Хаввас», 62-63. [150] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/67. [151] «Аль-йавакыту ва-ль-джавахир», 1/151. [152] «Аль-ихйа’», 2\270. [153] «Аль-кылядату-ль-джавахир», 433. [154] «Аль-кылядату-ль-джавахир», 433. [155] Передают аль-Бухари и Муслим. [156] Передают аль-Бухари и Муслим. [157] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 4379. [158] «Аль-фатава», 26\150. [159] «Ахкаму-ль-джанаиз», 191. [160] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/95. [161] «Аль-ибриз», 29. [162] «Джавахиру-ль-ма’ани», 11/158. [163] Передают аль-Бухари и Муслим. [164] «Ар-римах», 1\118 – 119. [165] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 3124. [166] Передают аль-Бухари и Муслим. [167] «Табакату-ш-шафи’иййа», 9/211. [168] «Аль-кавакиб», 2/67. [169] «Аль-кавакиб», 2/98. [170] «Аль-мутриб фи машахир авлийаи-ль-Магриб», 51. [171] «Ат-тайсир», 484. [172] Имеется в виду удержание от порицаемого, произнесение слова Истины и т. д. [173] Приводится у Ахмада и Ибн Маджи. Шейх аль-Альбани упомянул его в сборнике «Слабые хадисы Ибн Маджи». [174] «Джамхарату расаили-ль-‘араб», 1/210. [175] «Тафсиру-ль-Кур’ани-ль-‘Азым», 2/450. [176] «Ар-римах», 1/142. [177] «Ар-римах», 1/143. [178] «Ар-римах», 2/151. [179] Приводится у Муслима. [180] Приводит Малик в «Аль-муватта’», 1711, аль-Хаким в «Аль-мустадраке», 7314, и Ибн Хаббан в своем «Сахихе», 575. [181] «Риммах хизби-р-Рахим», 2/143. [182] «Ар-римах», 2/143. [183] «Багйату-ль-мустафид», 216. [184] «Табакат» аш-Ши’рани, 2/90. [185] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2/163. [186] «Аль-‘акыдату-т-Тахавиййа». [187] Передает аль-Бухари и другие. [188] Приводится у Муслима и других. [189] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [190] Передают аль-Бухари и Муслим. [191] «Аль-бидайату ва-н-нихайа», 1/334. [192] Передают ьль-Бухари и Муслим. [193] Аль-Бухари и Муслим. [194] Аль-Бухари и Муслим. [195] Передает Муслим и другие. [196] Передает Муслим. [197] «Тахзиру-с-саджид», 47. [198] Приводит Абду-р-Раззак в «Аль-муснаф», №1581. [199] «Маджму’ату-р-расаиль», 1/67. [200] «Маджму’у-ль-фатава», 27/448. [201] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1/125. [202] «Маджму’у-ль-фатава», 11\504. [203] «Шарху-с-судур», 11. [204] Приводится у Муслима. [205] «Шарх сахихи-ль-Муслим», 13\141. [206] Упомянуто аль-Куртуби в «Аль-джами’». [207] Рафидиты – представители одного из направлений шиизма. Прим. пер. [208] «Фираку-ш-ши’а», 44. [209] Упоминает аш-Ши’рани и комментирует: «Так сказал мой господин ‘Али аль-Хаввас…», «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\39. [210] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\77. [211] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфий». [212] Ат-табакат», 2\162. [213] «Тальбису-ль-Иблис». [214] «Ат-табакат», 1\157. [215] «Ат-табакат», 2\147. [216] «Аль-арвах», Тантави Джаухари. [217] «Акыдату-р-радж’ати ‘инда-ш-шиа’», 254. [218] Передают ибн Маджа и аль-Хаким. Ат-Тирмизи и аль-Альбани назвали его «хорошим» (хасан). [219] Кутб («ось», «полюс», «точка опоры») — верховный ранг в иерархии вали. Прим пер. [220] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1\267. [221] Гаус – верховный ранг в иерархии вали. Так называется Кутб в том случае, когда к нему обращаются за помощью и защитой. Прим. пер. [222] «Аль-джавахир», 1\227. [223] «Дурару-ль-гаввас», 15-16. [224] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1\172. [225] Ватад – ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер. [226] «Муштаха-ль-харифи-ль-джани», 559. [227] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\128. [228] Приводится у ат-Тирмизи, №3095. [229] «Танвиру-ль-кулюб», с небольшими изменениями от меня, 528. [230] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 89. [231] Приводится у Муслима. [232] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 494. [233] Приводит Абу Дауд в «Сунан» и ан-Насаи в «Делах ночи и дня», и ибн Баз назвал его иснад «хорошим» (хасан). См. «Тухфату-ль-ахйар», 24. [234] «Танвиру-ль-кулюб», 529. [235] Упоминает Ибн Исхак в «Сире». [236] Приводится у Муслима. [237] «’Аварифу-ль-ма’ариф» на полях «Аль-ихйа». [238] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\103, «Джами’» ан-Набхани, 1\294. [239] «Танвиру-ль-кулюб». [240] Приводит Муслим. [241] «Кылядату-ль-джавахир», 278. [242] Барзах – промежуточный мир, в котором пребывают умершие вплоть до Судного Дня. Прим. Пер. [243] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1\161. [244] «Шатахату-с-суфиййа»,182. [245] «Бедные» (фукора’, ед. ч. факыр) - самоназвание суфиев. Прим. пер. [246] «Аль-футухату-ль-иляхиййа», 308. [247] «Аль-футухату-ль-иляхиййа», 339. [248] Упоминается в книгах по сире. [249] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 2\36. [250] «Нафахату-ль-хакк», глава «Иршад ва хидайа». [251] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 1\168. [252] «Аль-ганиййа», 2\164. [253] Передает ат-Тирмизи и ибн Хаббан в своем «Сахихе». [254] Часть хадиса, переданного Ахмадом, ат-Тирмизи и другими. [255] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1\5, «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\365. [256] «Аль-кавакибу-д-дурриййа», 246. [257] «Ат-табакат», 5. [258] «Иказу-ль-хумум фи шархи-ль-хикам», ибн ‘Аджиба, 1\5. [259] Передают Абу Дауд и ат-Тирмизи. [260] «Рисаляту фи ‘ильми-ль-батын ва-з-захир», 1\251. [261] Салик – путник, идущий по мистическому пути. Прим. Пер. [262] «Масрау-т-тасаввуф», 81. [263] «Аль-бад’у ва-т-тарих», аль-Макдиси, 5\ 91. [264] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 48. [265] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 47. [266] ‘Ариф – тот, кому даровано мистическое знание. Прим. Пер. [267] «Аль-фусус», 192. [268] «Аль-фусус», 1\92. [269] «Ат-тасаввуфу-ль-ислями фи-ль-адаб ва-ль ахляк», 1\179. [270] «Ми’раджу-т-ташаввуф иля хакыкати-т-тасаввуф», 39. [271] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 161. [272] «’Ильму-ль-кулюб», 157. [273] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3\243. [274] «Мишкяту-ль-анвар», 57. [275] Из книги «Аль-халлядж», Таха ‘Абу-ль-Бакы’ Сурур, 104. [276] «Аль-фикру-с-суфи», 62. [277] «Фусусу-ль-хикам». [278] «Захаиру-ль а’ляк фи шархи тарджумани-ль-ашвак», ибн ‘Араби, 39. [279] «Фусусу-ль-хикам». [280] «Аль-инсану-ль-кямиль», 116. [281] То же, 116. [282] То же, 11. [283] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\384. [284] «’Азаб» означает «мука, страдание». Но глагол «’азуба» имеет значение «быть приятным, сладким». Прим. пер. [285] «Аль-фусус», 1\94. [286] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-хальк», 108. [287] «Ат-тавасин», 42. [288] То же, 51-52. [289] Жена Фир’ауна не имела детей, и в этом было ее «несовершенство». Муса же устранил его, заменив ей сына и заполнив собой эту пустоту. Прим. пер. [290] «Фусусу-ль-хикам», 201 [291] То же, 212. [292] «Аль-Джавахир ва-д-дурар», 175. [293] «Аль-хильйа», 10\37. [294] То же, 10\39. [295] Приводится у аль-Бухари. [296] «Ат-та’арруф ли-мазхаб ахли-т-тасаввуф», 155. [297] «Танвиру-ль-кулюб», 486. [298] То есть, пророки. [299] Приводится у Абу Дауда, ибн Маджи и Ахмада. Аль-Альбани назвал его иснад достоверным. [300] Приводится у Ахмада и Абу Дауда. [301] Название дерева. Другие его названия – христов терн и лотус. Прим. пер. [302] Приводится у ат-Тирмизи, он назвал его достоверным. [303] Приводится у Аль-Бухари и Муслима. [304] Достоверный хадис. Его передает Ахмад и другие. [305] Приводится у Ан-Насаи, хадис с хорошим иснадом. [306] То есть мясо животных. Прим. пер. [307] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\37. [308] Абдаль, ед. ч. бадаль («заменяющие») — ранг в суфийской иерархии вали. [309] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3\65. [310] «Аль-ихйа», 3\66. [311] «’Аварифу-ль-ма’ариф». [312] То же. [313] Ибн аль-Джаузи сделал заключение о том, что этот хадис – присочиненный (вымышленный). [314] Передает ибн Маджа от ибн ‘Умара. [315] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль хальк», 175. [316] Приводится у Муслима. [317] «Аль-фикру-с-суфи» ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Абду-ль-Халика. [318] Приводится у аль-Бухари. [319] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [320] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [321] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [322] Приводится у аль-Бухари, Ахмада и аль-Байхакы. [323] Приводится у Ахмада, ат-Тирмизи и ибн Маджи. Аль-Альбани назвал его достоверным. [324] Приводится у ат-Тирмизи и ибн Хаббана. [325] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 213, «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1\204, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 196. [326] «Аль-мавахиб», 203, «Аль-анвар», 192. [327] «Аль0анвар», 207, «Аль-мавахиб», 231-232. [328] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 184, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 182. [329] «Аль-мавахиб», 185. [330] «Ат-табакату-ль-кюбра» аш-Ши’рани, 1\16-17. [331] «Аль-бидайа ва-н-нихайа», 11\140. [332] «Аль-анвар», 103, «Тальбису-ль-иблис», 341. [333] «Аль Мавахиб», 61, «Аль-анвар», 104. [334] «Аль-мавахиб», 50. [335] «Хазихи хийа-с-суфиййа», 19. [336] Смотрите главу «Таухид у суфиев». [337] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 215, «Джами’у карамати-ль-авлийа», 1\204. [338] Приводится у Муслима и Абу Дауда. [339] «Ар-рисаляту-ль-кушейриййа», 151, «Аль-мунтазым», 2\162, «Тарих Багдад», 8\121. [340] Салик — путник, идущий по мистическому Пути. Прим. пер. [341] То есть Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Прим пер. [342] «Аль-‘икду-с-самин», 5\329. [343] «Аль-бидайа ва-н-нихайа», 13\161. [344] «Ахбару-ль-Халлядж», 35. [345] «Аль-лям’» ат-Туси, 461. [346] «Аль-лям’», 463. [347] «Аль-лям’», 464. [348] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 47. [349] «Аль-лям’», 50. Имеются в виду пояса «зуннар», которые носили христиане в мусульманских странах, чтобы отличаться от мусульман. [350] «Аль-лям’», 490. [351] То же. [352] То же. [353] «Аль-хакыкату-т-тарихиййа», 343. [354] Приводится у аль-Хакима, и он назвал его иснад достоверным. [355] «Аль-ка’идаду-ль-джалиля», 169. [356] «Мизану-ль-и’тидаль», 2\504. [357] «Аль-инсану-ль-кямиль», 102. [358] То же, 104. [359] «Аль-ибриз», 2\84. [360] «Ар-римах», 1\14 [361] Куту-ль-кулюб», 30-31. [362] Приводится у Муслима. [363] Приводят Ахмад и ибн Маджа. [364] Приводит ат-Табарани и ибн Шахин.Сказал аль-Хейсами: «В его иснаде Абу-ль-‘Атуф, которого я не знаю; другие же передатчики надежды, но относительно некоторых существуют разногласия». [365] Приводится у Ахмада и ат-Тирмизи, который сказал о нем: «Хасан сахих». [366] «Хазихи хийа-с-суфиййа», 89. [367] «Аль-кибриту-ль-ахмар» аш-Ши’рани. [368] «Тазкирату-ль-авлийа», 2\158. [369] «Ар-римах», 1\226. [370] «Аль-ибриз», 1\172. [371] «Ат-табакату-ль-кюбра», 1\172. [372] «Ат-табакат», 2\75. [373] «Ат-табакат», 2\77. [374] «Ат-табакат», 2\160. [375] «Ар-римах», 1\199. [376] «Ар-римах»,1\208. [377] «Ар-римах», 2\29. [378] Приводит аль-Бухари. [379] Приводит аль-Бухари. [380] Приводит аль-Бухари. [381] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом. [382] Приводит Малик. Аль-Альбани назвал его достоверным. [383] «Ат-тахзир мина-ль-бида’», 18. [384] Приводят аль-Бухари и Муслим. [385] «Джавахиру-ль-ма’ани», 1\141. [386] «Аль-джавахир», 2\132. [387] «Аль-джавахир», 1\51. [388] «Аль-джавахир», 1\53. [389] «Мафатих кунузи-с-самавати ва-ль-ард…», 8-9. [390] «Аль-фикру-с-суфи», 441-442. [391] Приводят аль-Бухари и Муслим. [392] Под малым Джихадом подразумевается джихад как война, сражение на Пути Аллаха. А под великим Джихадом – джихад, т. е. борьба, с собственной душой (нафс), ее желаниями, упрямством, ленью и капризами. Прим. пер. [393] Приводят Ахмад и Абу Дауд. [394] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 6149. [395] Приводит Абу Дауд, и приводит Ибн Маджа хадис с таким же смыслом. [396] «Сахихи-ль-джами’и-с-сагыр», 7226. [397] Приводит Абу Дауд, хадис с хорошим иснадом. [398] Приводит Муслим. [399] Приводит аль-Бухари. [400] Приводит Абу Дауд. Он назвал его достоверным. [401] Часть хадиса, приводимого Муслимом и другими. [402] «Вопросы, вокруг которых затянулся спор», 116-117. [403] «Приводит аль-Бухари и Муслим. [404] Приводит ат-Тирмизи. Аль-Альбани назвал его достоверным. [405] Приводит Абу Дауд. [406] См. главу 61. [407] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 5434 [408] Приводит ат-Тирмизи. Он назвал его «хорошим». [409] Приводит ат-Тирмизи. Он назвал его «хорошим достоверным». [410] Достоверный хадис, приводимый Ахмадом. [411] Приводит ан-Насаи. Хадис с хорошим иснадом. [412] «Ад-дуррату-ль-харида», 4\128. [413] «Аль-джавахир», 96. [414] «Аль-джавахир», 2\183. [415] «Аль-джавахир», 1\135-136. [416] «Аль-джавахир», 1\137. [417] «Аль-джавахир», 1\139. [418] Вали – «приближенный Аллаха».Согласно понятиям Ахлю-с-Сунна, вали является каждый верующий (му’мин) и богобоязненный. Суфии же применяют этот термин к своим шейхам и к некоторым другим людям, никак не связывая это с иманом и богобоязненностью, но основывая свои утверждения на «чудесах», совершаемых ими, или просто странном, неестественном поведении, необычных словах или поступках, считая это признаком их «избранности» Аллахом. Прим. пер. [419] Автад (ед. ч. ватад) - «колья»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер. [420] Абдаль (ед. ч. бадаль) – «заменяющие»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер. [421] Нукаба (ед. ч. накыб) - «глава»; ранг в суфийской иерархии вали. Прим. пер. [422] «Ат-табакату-ль-кюбра», 2\94. [423] «Ат-табакат», 2\12. [424] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2\67. [425] «Аль-джавахир», 2\8. [426] «Аль-джавахир», 2\51. [427] «Джавахиру-ль-ма’ани», 2\49-59. [428] «Аль-ибриз», 571. [429] «Табакат» Ибн Дойфуллах, 325. [430] «Табакат» Ибн Дойфуллах, 162. [431] «Табакат», Ибн Дойфуллах, 142. [432] «Сахих джами’и-с-сагыр», 103. И он не говорил: «Слабоумные». См. «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль-хальк». [433] «Аль-джами’ ли-ахками-ль-Кур’ан», 1\297-298. [434] «Аль-фикру-с-суфи», 358. [435] Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 213, «Джами’ карамати-ль-авлийа», 1\204. [436] «Суфиййат», 56. [437] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\43. [438] «Аль-футухат», 1\297. [439] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\103. [440] «Куту-ль-кулюб», 2\71, «Аль-ихйа», 4\305. [441] «Аль-кут», 2\69. [442] «Аль-кут», 2\70, «Аль-ихйа», 4\304. [443] «Аль-ихйа», 4\305. [444] «Аль-кут», 2\70. [445] Куту-ль-кулюб», 2\43, «Аль-ихйа», 4\299. [446] Приводится у ат-Тирмизи. [447] «Аль-лям’», 255, «Табакат» Ибн аль-Муляккын, 148. [448] «Табакат» аш-Ши’рани, 1\46. [449] «Аль-анвару-ль-кудсиййа». [450] «Сахиху-ль-джами’и-с-сагыр», 7506. [451] «Аль-фатху-р-раббани», 375. [452] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\141. [453] Джазб – состояние влечения к экстазу и трансу; реже – само состояние транса. Прим. пер. [454] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\141. [455] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\144. [456] Ма’мунийа – еда в Сирии. Прим. пер. [457] «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 2\44. [458] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\142. [459] Мулямиты – суфийская секта, члены которой намеренно совершают порицаемые действия, скрывая свое положение от людей. Прим. авт. [460] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\142. [461] Хирка – рубище, одеяние суфиев. Прим. пер. [462] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\148. [463] «Табакат» аш-Ши’рани. [464] «Джами’» ан-Набхани, 2\366. [465] «Табакат» аш-Ши’рани, 1\157. [466] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\136, «Джами’» ан-Набхани, 1\296. [467] «Табакат» аш-Ши’рани, 1\104. [468] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [469] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\66. [470] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\107, «Джами’» ан-Набхати, 2\428. [471] Буквально – «халь»; состояние, напоминающее транс, которое суфии считают даром Аллаха некоторым из Его рабов. Прим. пер. [472] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\126. [473] «Табакат», 1\148. [474] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\87. [475] «Табакат» аш-Ширани, 2\102, «Джами’» ан-Набхани, 2\463. [476] «Таьака» аш-Ши’рани, 2\103, «Джами’» ан-Набхани, 1\284. [477] «Джами’» ан-Набхани, 1\284. [478] То же, 1\523. [479] То же, 2\349. [480] То же, 2\379. [481] То же, 2\470. [482] «Джами’ан-Набхани, 2\42. [483] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\126. [484] Маджзуб – «влекомый»; тот из суфиев, кого привлекает Истина (т. е. Аллах) в Свое присутствие (хадра) и наделяет какими пожелает удивительными способностями. И все это без приложения каких-либо усилий, духовной борьбы и упражнений со стороны самого суфия. Прим. пер. [485] «Джами’» ан-Набхани, 2\286. [486] «Куту-ль-кулюб», 2\70. [487] «Джами’» ан-Набхани, 2\114. [488] «Нашру-ль-махасини-ль-галийа», 203. [489] То есть, крепко связаны с ними. Имеются в виду сердца людей, постоянно посещающих мечеть и проводящих там много времени в поклонении, размышлении и т. д. Прим. пер. [490] «Табакат», аш-Ши’рани, 1\128. [491] «Нашру-ль-махасини-ль-галийа», 72. [492] Имеется в виду состояние, напоминающее экстаз. Прим. пер. [493] «Аль-мавахибу-с-сармадиййа», 118-119, «Аль-анвару-ль-кудсиййа», 130. [494] Приводится у Муслима. [495] Приводится у аль-Бухари и Муслима. [496] «Джами’» ан-Набхани, 2\221. [497] Приводит аль-Бухари и другие. [498] «Табакату-ль-авлийа», 2\159. [499] «Такдису-ль-ашхас фи-ль-фикри-с-суфи». [500] «Джами’» ан-Набхани, 2\299. [501] «Аль-кашф ан хакыкати-с-суфиййа», 461. [502] «Джами’» ан-Набхани, 2\396. [503] «Табакат» аш-Ши’рани, 2\153, «Джами» ан-Набхани, 2\372. [504] «Джами’» ан-Набхани, 1\414. [505] То же, 2\46. [506] «Табакат» аш-Ши’рани, 1\150. [507] «Аль-кашф ан хакыкати-т-тасаввуф ли-аввали марра фи-т-тарих», 443. [508] Виляйа – «святость»,приближенность к Аллаху;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.251.103 (0.016 с.) |