Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Многое сделано по методике исследования молоди рыб Т. С. Рассом, которым составлены инструкции таких исследований (1935) и даны указания по орудиям и способам лова молоди.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Т. С. Расе различал следующие фазы развития рыб: а) личинки—«характеризуется наличием желточного мешка»; б) неоформившегося малька—«характеризуется отсутствием желточного мешка и отсутствием лучей в спинном и анальном плавниках», эта стадия длится от момента всасывания желточного мешка до появления лучей в спинном и анальном плавниках: в) оформившегося малька—характеризуется наличием лучей, до появления чешуи.
Рис. 27. Фазы развития трески (по Рассу, 1939): И— икринка; Л —личинка; MI— малек неоформившийся, МII— малек оформившийся. Описанные Т. С. Рассом фазы изображены на рис. 27. Позднее (в 1946 г.) Расе предложил другую номенклатуру индивидуального развития рыб. Он различал две категории ступеней развития: фазы и стадии. Четыре основные фазы: икринка (ovum), предличинка (praelarva) или личинка с желточным мешком (Правильнее фазу «предличинка» называть «личинка с эндогенным питанием».), личинка (larva) и малек (juvenis), обычно сеголеток. Эти четыре фазы -существенно отличаются между собой морфологически и экологически». «Фаза личинки длится от моментарезорбции желтка до окончания метаморфоза, обычно совпадающего с появлением чешуи на боках тела». Фаза малька или молоди начинается после окончания метаморфоза и длится до наступления половозрелости. Фазы развития рыб Расе подразделяет на стадии. В работе М. П. Рыженко (1939) имеется ряд полезных сведений по изучению личиночных и мальковых стадий мурманской сельди. Пелагических личинок сельди ловили икряными (диаметр зева 1 м) и планктонными (диаметр зева 0,5 м) сетями путем вертикальных (от дна до поверхности) и горизонтальных обловов. Икру и придонных личинок ловили мальковым тралом Расса (см. ниже). Применяли драги с газовой сеткой внутри и дночерпатели. В заливах мальков ловили тяглыми мальковыми неводами с ячеёй 4—5 мм и наживочными неводами с такими же размерами ячей в кутке. В открытых частях моря употребляли 6-футовый оттертрал с ячеёй 8—10 мм, пользовались также рингтралами с ячеёй 4—5 и 6—8 мм, с диаметром круга 1,5 м. Н. В. Европейцева (1949а), занимаясь морфогенезом молоди трех форм ладожских сигов (волховского, свирского и лудоги), выращиваемых в прудах, различает следующие стадии развития (по морфологическим признакам) личинок сигов (с момента выклева до появления чешуи): I. Стадия желточного мешка (рис. 28, а) — с момента выклевывания и до полной резорбции желточного мешка. Характеризуется наличием пассивного питания. II. Стадия начала формирования хвостового плавника (рис. 28,6). Начинающий формироваться хвостовой плавник представлен скоплением мезенхимных элементов вокруг конца хорды или первыми гипуралиа и продолжается до начала загибания вверх уростиля. III. Стадия образования симметричного хвостового плавника и окончательного формирования лучей во всех плавниках (рис. 28,в). IV. Стадия предмальковая: после сформирования плавниковых лучей и до появления чешуи (рис. 28, г). Номенклатура стадий личиночного периода, предлагаемая Н. В. Европейцевой, немного отличается от номенклатуры Т. С. Расса. Поэтому при подобных работах нужно ссылаться на автора, методика которого принимается. Европейцева подробно описывает каждую из четырех принимаемых ею стадий развития молоди сигов. Работа Н. В. Европейцевой снабжена хорошими рисунками личинок сигов. Этими рисунками можно пользоваться как определителем для распознавания нескольких форм ладожских сигов. У Н. В. Европейцевой есть работа и по личинкам окуневых (19496). Подобные исследования необходимо продолжить и по другим промысловым рыбам. Об этапах развития молоди рыб можно найти материалы в работах В. В. Васнецова (1947) и других авторов. М. Ф. Вернидуб (1950) проследила темп роста личинок плотвы в зависимости от развития различных систем органов и пришла к выводу, что рост этих личинок проходит этапами. Автор различает 4 качественно различных этапа:
Рис. 28. Стадии развития личинок сига (по Европейцевой, 1949): а— стадия желточного мешка; б —стадия начала формирования хвостового плавника; в — стадия формирования симметричного хвостового плавника; г — стадия предмальковая. I—при длине личинки 8—11,5 мм, II—при длине 14,5— 16 мм. III—при длине 19—22 мм, IV—при длине 26—29 мм. Каждый этап автор характеризует и физиологически. Много полезного по изучению морфологии молоди рыб содержится в работах Б. В. Веригина (1950), Я. И. Гинзбурга 1 (1950) и М. М. Мешкова (1951). Работы снабжены рисунками. Успех выращивания на рыбоводных заводах молоди ценных промысловых рыб всецело определяется степенью изучения биологии молоди этих рыб в естественных условиях. Знание биологии и экологии молоди рыб, начиная с эмбриона, абсолютно необходимо для освещения вопросов по динамике численности рыб. В первую очередь этими причинами следует объяснить небывалый рост литературы по молоди рыб. И в учебниках (например, у Б. И. Черфаса, 1956) и особенно в специальных статьях последнего времени можно найти необходимые сведения о молоди рыб и о методике исследования молоди. В этом отношении необходимым пособием, кроме названных выше, может служить 11-й том Трудов Амурской ихтиологической экспедиции 1945—1949 гг. Главнейшей статьей в этом томе служит большая статья С. Г. Крыжановского, А. И. Смирнова, С. Г. Соина—Материалы по развитию рыб р. Амура (1951). В статье содержатся многочисленные данные по морфологии, анатомии и биологии эмбрионов, личинок и мальков рыб, а также по икре и нересту многих рыб. Статья снабжена многочисленными рисунками, облегчающими видовое распознание личинок. Методический интерес представляет статья Е. С. Кожиной (1956) по наблюдениям над ранними стадиями жизни леща. Автор наблюдал эмбриональное развитие леща в естественных и лабораторных условиях и проследил развитие личинок и мальков от трех нерестовых сезонов (1952, 1953, 1954 гг.), что обеспечило получение более надежных выводов. При понижении температуры воды ниже 11° лещ приостанавливал нерест и возобновлял его при 12 °С. Икра леща способна развиваться при значительном снижении содержания кислорода в воде (до 54% О2); диаметр икринки в среднем 1,99 мм. Подробно описано развитие оплодотворенной икры. Такие же подробные наблюдения у Е. С. Кожиной и над личинками и мальками леща. В книге приведены соответствующие рисунки. Для изучения морфологических признаков часть мальков отбирается для подробных измерений. Рекомендуется взять 30 мальков в первый момент после всасывания желточного мешка, через 5 дней снова 30 рыбок и еще одну такую же пробу через 5 дней после второй, затем 3 пробы по 30 мальков через каждые 10 дней, потом 3 таких же пробы через каждые 15 дней и далее брать молодь через каждый месяц также по 30 штук. Здесь указано минимальное число рыб (30), которое можно будет обрабатывать обычными вариационно-статистическими методами. Если исследователь сможет продолжить сбор месячных проб до той поры, когда рыба станет половозрелой (у многих рыб это наступает на 3—5-м годах жизни), то, несомненно, будет получен ценнейший научный материал, обработка которого углубит познания проблемы- морфологии вида. Сбор материала по морфологическим признакам мальков следует сочетать с этапами развития, но для огромного большинства рыб такие этапы еще не окончательно установлены, а поэтому пока приходится группировать сборы мальков совершенно искусственно (через 5, 10, 15 и 30 дней после рассасывания желточного мешочка). В. И. Казанский советует при сборе материала по молоди карповых рыб останавливаться нанести стадиях развития молоди—в стадии выклевывания, в стадии 3, 7, 14 и 21 дня и в стадии месячного возраста. Так как в эти моменты представлены последовательно все особенности строения личинок, то они могут служить для характеристики развития отдельных видов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.139.144 (0.007 с.) |