КПСС и общественные организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КПСС и общественные организации



КПСС оставалась важным рычагом власти, она не утратила своих прежних функций резервуара партийно-государственных кадров и "приводного ремня" власти. Однако роль партийных структур в политической системе несколько изменилась.

Съезды КПСС, собиравшиеся теперь регулярно каждые пять лет, формально считались высшим партийным органом, призванным определять генеральную линию партии. На деле съезды становились парадами партократов, государственной бюрократии и статистов из рабочих, спектаклями единодушного одобрения директив, выработанных руководящими органами аппарата. Кадровые изменения в составе Политбюро или секретариата происходили не на съездах, а на Пленумах ЦК. Однако все меньше решений принималось коллегиально членами ЦК и все больше бюрократическими структурами отделов аппарата ЦК. Пленумы становились все более краткими и сводились к утверждению подготовленных аппаратом решений. Тем не менее ЦК сохранял свое значение как орган, в котором были представлены различные бюрократические аппараты страны. Неслучайно имели место тщательный отбор и дозировка представителей различных бюрократических структур в ЦК.

Распространено мнение, будто в области (крае) всеми делами вершили обком (крайком), его первый секретарь. Это не совсем так. Большинство предприятий находились в подчинении центральных министерств, имели свои планы, утвержденные в центре. Конечно, директора стремились выполнять просьбы секретарей, но в первую очередь проводили в жизнь министерские установки.

Партийные руководители употребляли все свое влияние, чтобы выпросить у министерств дополнительные капиталовложения в экономику регионов, партийные работники месяцами занимались вопросами материально-технического снабжения предприятий, подменяя хозяйственников. Умения "доставать" и "выбивать" становились главными для управленцев независимо от сферы деятельности. Партийные кадры без труда перемещались с партийной работы на хозяйственную или профсоюзную. Так осуществлялось сращивание партийного и хозяйственного управления.

 

Профсоюзы, комсомол, другие общественные организации какой-либо реальной властью практически не обладали. Однако они, наряду с КПСС, играли особую роль в советской политической системе. Все общественные организации были призваны аккумулировать общественную активность масс для решения хозяйственных задач и для навязывания личности приоритета "общественных" интересов. С другой стороны, через официальные общественные организации проще было осуществлять контроль за общественной активностью.

КПСС для большинства коммунистов была структурой, привлекавшей людей к общественной жизни. Из 17 млн. членов КПСС каким-то образом были приобщены к управлению 4 млн. членов партийных комитетов, к реальной власти и привилегиям, согласно рангу, были причастны только 400 тыс. профессиональных аппаратчиков и 30 тыс. партийных секретарей. Большинство рядовых коммунистов через членство реализовывали свою общественную активность. Для многих людей с высшим образованием, а таких в КПСС к концу 70-х гг. было более четверти, партбилет становился полезным дополнением к диплому, поскольку без него сложно было рассчитывать на профессиональную карьеру. Обязательства, налагаемые на владельца "красной книжицы", были минимальными: "уважать правила игры", закрывать глаза на противоречия между политическими речами и реальной жизнью.

 

Ю.В.Андропов и попытки наведения порядка

В ноябре 1982 г. после смерти Л.И.Брежнева пост генерального секретаря ЦК КПСС занял Ю.В.Андропов.

Андропов шел к власти постепенно и сознательно, особенно после назначения на пост председателя КГБ в 1967 г. Его избрание на пост секретаря ЦК КПСС по идеологии вместо ушедшего из жизни М.А.Суслова летом 1982 г. означало, что он становился фактическим наследником Брежнева. Уже тогда были сделаны серьезные шаги в борьбе с коррупцией, что одновременно было борьбой за власть. Андропов добился перемещения первого секретаря Краснодарского крайкома С.Ф.Медунова в кресло зам. министра второстепенного ведомства - Минполдовощхоза СССР. После этого на Кубани стали раскручиваться сочинское, геленджикское и другие дела. (Впоследствии только за 1984-1986 гг. в крае были исключены из КПСС более пяти тысяч человек, причем полторы тысячи из них были преданы суду.)

Сразу же после прихода к власти Андропова начались серьезные подвижки в эшелонах власти. Отправлен в отставку министр внутренних дел Н.А.Щелоков, понижен в должности его заместитель Ю.М.Чурбанов. За пятнадцать месяцев (с середины ноября 1982 г. по середину февраля 1984) поменялось 18 союзных министров и приравненных к ним лиц, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК компартий союзных республик. Такие темпы ротации не наблюдались с 30-х годов.

В глазах общественного мнения Андропов первоначально предстал как либерал-реформатор. Однако интеллигенция принимала желаемое за действительное. Андропов был знаком с реформаторскими идеями разного сорта, но вряд ли был готов повернуть к новому политическому мышлению. Он оставался приверженцем командно-административных методов управления. Приоритеты его выстраивались таким образом: 1) интересы партии, 2) интересы государства, 3) интересы коллективов, 4) интересы личности. Преследования диссидентов, начатые Андроповым еще в бытность его председателем КГБ, не прекращались, о гласности не было речи.

 

Основные направления деятельности Андропова

- Борьба с коррупцией.

Еще на посту председателя КГБ Андропов накопил немало компрометирующего материала, который использовал в борьбе со злоупотреблениями на всех уровнях. К слову сказать, подобные меры не были чем-то невиданным в советской истории: популистские кампании против коррупции высокопоставленных князьков неоднократно проводил Сталин. Андроповские меры борьбы с "теневой экономикой", взяточничеством, приписками и т.п., конечно, дали определенные результаты. Однако до искоренения злоупотреблений, порождаемых системой, было еще далеко. Через некоторое время кампания против коррупции затихла.

 

- Борьба за укрепление трудовой дисциплины.

В ходе этой кампании был усилен надзор за соблюдением трудящимися производственной дисциплины, самые строгие меры принимались по отношению к отсутствующим на службе в рабочее время (их, в нарушение всех конституционных норм, милиция "отлавливала" на улицах и в магазинах, в банях и в кинотеатрах). Были изменены часы работы магазинов, чтобы дать возможность населению делать покупки не в рабочее время.

 

Мероприятия по наведению порядка и дисциплины все же дали определенный эффект. Возросли темпы развития экономики. Если в 1981-1982 гг. они составили 3,1%, то в 1983 г. - 4,2%. Однако, очевидно, что улучшение носило временный характер, на устойчивую стабилизацию экономики не приходилось рассчитывать. Мизерность полученных результатов - наглядное подтверждение факта, что даже честный и деятельный человек, оказавшись на главном государственном посту, не способен добиться существенных улучшений в рамках командно-административной системы.

 

Деятельность К.У.Черненко

Смерть Андропова в феврале 1984 г. привела на пост генерального секретаря ЦК КПСС К.У.Черненко.

Точка зрения. Приди Черненко на этот пост пораньше, вероятно, он смог бы принести больше пользы, чем Брежнев. Но он пришел к власти слишком поздно и для себя (был уже старым и больным), и для системы (закончилась стадия ее относительной продуктивности).

Самой яркой чертой периода секретарства Черненко стала абсолютная безликость. Полная недееспособность системы стала видна всем.

 

За время правления Андропова и Черненко ни одна серьезная проблема ни внутренней, ни внешней политики, унаследованная от 18-летнего периода правления "олигархии стариков", не была решена хотя бы частично. Тоталитарная система продемонстрировала свою неэффективность. Факторы, ранее ее подпитывающие: страх, энтузиазм, идеологическая убежденность, пуританская нравственность - перестали действовать. Народ пришел к выводу "Так жить нельзя!" и уже жаждал перемен.

 

Оппозиция

Сопротивление режиму нашло отражение в различных формах пассивного и активного протеста:

 

- Критика социалистической системы в узком кругу знакомых и коллег.

- Распространение политических анекдотов.

- Возникновение культуры молодежного андеграунда (прежде всего увлечение западной поп- и рокмузыкой).

- Создание художественных произведений нонконформистского характера (которые ждали своего часа или "протаскивались" всеми правдами и неправдами через цензуру).

- Экологические кампании (из них наиболее яркими были борьба против загрязнения Байкала и против поворота северных рек, проведенные под руководством С.Залыгина).

- Критика частных недостатков системы на партийных, комсомольских, производственных собраниях.

- Письменные частные и коллективные протесты в адрес руководителей страны, в судебные и карательные инстанции.

По различным данным "подписантов" насчитывалось более 700 человек. Наиболее представительными акциями были: обращение в 1966 г. к депутатам ВС СССР по поводу внесения в Уголовный кодекс статьи, предусматривавшей наказание за распространение слухов и информации, порочащих государственный и общественный строй (190'), открытое письмо Брежневу о недопустимости возрождения сталинизма, письмо XXIII съезду КПСС и Президиуму ВС СССР с требованием освободить писателей Ю.Даниэля и А.Синявского.

 

- Индивидуальные попытки публичного протеста против официального политического курса.

Типичным примером такого протеста может служить акция замполита противолодочного корабля "Сторожевой" В.Саблина, попытавшегося вывести корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к вождям с "революционными" предупреждениями о пагубности проводимой ими политики. Финал был плачевен: военные самолеты преграждают путь "Сторожевому", В.Саблин отдан под трибунал и расстрелян.

 

 

- Движение диссидентов

Диссидентство как форма оппозиции представляло из себя конгломерат идеологически и организационно разнородных движений. Идеология инакомыслия (dissido - несогласный) могла иметь коммунистическую, социалистическую, либеральную, монархическую, националистическую, религиозную окраску. По характеру сопротивления можно выделить три наиболее заметных течения:

Национально-освободительные движения

Наибольший размах они приобрели в Армении, Грузии и особенно на Украине, в Прибалтике. Целью их была борьба с русификацией, с массовой миграцией русскоязычного населения в республики, за большую культурную и государственную самостоятельность республик, вплоть до полного их отделения. Среди характерных черт национальных движений следует отметить значительную массовость (от нескольких десятков тысяч до сотен тысяч человек в различных регионах), наличие программ национального освобождения (у большинства движений), выдвижение признанных лидеров, широкий социальный состав.

Религиозные движения

Как правило, протест верующих провоцировался самими властями, не желавшими официально признавать целый ряд религиозных течений и сект. Борьба велась, по существу, за возможность свободного отправления религиозных потребностей вне рамок официально разрешенных и подконтрольных государству религиозных конфессий.

Правозащитное движение

Основное содержание деятельности правозащитников - добиться реального выполнения Конституции и существующих в СССР законов государственными органами. При этом одной из важнейших задач становилась борьба за юридически признанные демократические свободы (слова, печати, собраний, демонстраций, совести). Одним из методов борьбы стало осуществление этих свобод явочным порядком.

Наиболее распространенные методы ненасильственного сопротивления диссидентов:

- издание и распространение "самиздата" и нелегальной литературы правозащитного характера;

- организация митингов и демонстраций под правозащитными лозунгами;

- отправка петиций с протестом против нарушений прав человека в адрес карательных органов, прокуратуры, руководителей государства и международных организаций;

- создание правозащитных ассоциаций;

- помощь политзаключенным и их семьям;

- индивидуальные акции в защиту прав человека.

 

5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади столицы состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами (по поводу ареста писателей Ю.Даниэля и А.Синявского). "Самиздат" с середины 60-х годов приобретает все более "политизированный" характер. Постепенно вырабатываются основные принципы правозащитного движения. Наиболее авторитетными лидерами в среде правозащитников становятся А.Сахаров, Ю.Галансков, А.Гинзбург, В.Буковский, А.Амальрик, Л.Богораз, Н.Горбаневская, А.Вольпин.

Актом гражданского мужества диссидентов стала организация сидячей демонстрации на Красной площади 25 августа 1968 г. Протест против советской интервенции в Чехословакии выразило семь человек: лингвист К.Бабицкий, филолог Л.Богораз, поэт В.Делонэ, рабочий В.Дремлюга, физик П.Литвинов, искусствовед В.Файнберг и поэтесса Н.Горбаневская.

С апреля 1968 г. правозащитникам удалось начать издание "Хроники текущих событий", первоначально выходившей нелегально каждые два-три месяца, а после арестов 1972 г. - эпизодически. В журнале сообщались конкретные сведения о посягательствах властей на свободу, о судьбах диссидентов. За несколько лет (1967-1973) вопрос о правах человека в Советском Союзе стал международной проблемой первой величины.

В 1969 г. появилась первая правозащитная ассоциация - "Инициативная группа защиты прав человека в СССР". В ноябре 1970 г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР. Основателями его были В.Чалидзе, А.Твердохлебов и А.Сахаров. В качестве основных целей Комитета выдвигались: консультативное содействие органам государственной власти в создании и применении прав человека, разработка теоретических аспектов этой проблемы, правовое просвещение. Так как органы власти не консультировались с членами Комитета, его деятельность свелась к изучению состояния прав человека в советской практике, к теоретической разработке этой проблемы в советском законодательстве и в определенной мере к правовому просвещению. Оказывал Комитет и практическую помощь конкретным людям в их тяжбах по пересмотру неправых судебных приговоров и т.п. Значение создания правозащитных ассоциаций, прежде всего, в том, что явочным порядком утверждалось право на независимые объединения, что утверждалось право этих объединений бороться с проявлениями государственного произвола. Формирование подобных организаций не противоречило закону. Например, Комитет прав человека был основан как ассоциация авторов, что не требовало ни разрешения властей, ни регистрации. Впоследствии как независимые ассоциации были учреждены хельсинкские группы, Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях, инициативная группа защиты прав инвалидов в СССР, группа "Право на эмиграцию" и т.д.

В 1976 г., через год после международного совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки), на котором СССР, вместе с другими участниками, взял на себя обязательства по соблюдению прав человека, в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР. В число ее активистов вошли Ю.Орлов, Л.Алексеева, Е.Боннер, П.Григоренко, А.Марченко. Вскоре образовались Украинская, Литовская, Грузинская, Армянская хельсинские группы. Хельсинские группы сыграли серьезную роль в информировании свободного мира о требованиях советских граждан к их правителям и в организации давления Запада на СССР в интересах соблюдения прав человека.

Кроме того, значимыми актами сопротивления были индивидуальные выступления П.Григоренко, А.Солженицына, А.Сахарова и других. "Неучастие во лжи" - таков был призыв А.Солженицына к соотечественникам в 1974 г. Публикация за рубежом его книги "Архипелаг ГУЛАГ" в 1973 г. стала сильным ударом по теории, истории и практике тоталитарного режима. Гуманистические идеи А.Сахарова, впервые изложенные им в 1968 г. в эссе "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", стали идейным манифестом для значительных слоев читающей "самиздат" интеллигенции. Его "Памятная записка", направленная на имя Брежнева в марте 1971 г. (Сахаров опубликовал ее в июне 1972 г., т.к. не получил ответа), становится подлинной программой диссидентского движения.

 

Действия диссидентов вызвали стандартный ответ властей - репрессии. Были организованы мощные пропагандистские кампании по дискредитации диссидентов. В условиях отсутствия свободы слова сделать это было нетрудно, приписав диссидентскому движению нигилистическую направленность, отсутствие конструктивных идей. В обществе, пораженном ксенофобией, властям нетрудно было убедить население в антипатриотичности выступлений против социалистической демократии, в незаконности нелегального распространения изданных на Западе произведений, в справедливости обвинений диссидентов в связях с западными спецслужбами. Характерно, что, оказавшись перед дилеммой: потеря престижа на Западе или ослабление контроля над собственными гражданами, советские правители предпочли пожертвовать престижем. Ряд диссидентов был выдворен за границу (А.Солженицын, М.Ростропович и другие), А.Сахаров оказался под домашним арестом. Для части инакомыслящих достаточно было проведения "профилактических" бесед в КГБ, наказаний по партийной линии или, на худой конец, лишения хорошей работы. Большинство боялось продолжать борьбу и отходило от движения. Непокорных, а их число все же следует измерять сотнями, ждали тюрьмы, концлагеря и психиатрические клиники. Назначенный на пост председателя КГБ в мае 1968 г. секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов разворачивает тщательно разработанное наступление на диссидентов. В КГБ для борьбы с внутренней оппозицией создается специальное "Пятое управление". В апреле 1969 г. Андропов предлагает целый план развертывания специальных психолечебниц "для защиты советского государственного и общественного строя", впоследствии получивший одобрение Политбюро и Совмина. С годами использование психиатрии в политических целях усиливается. Более двух третьих обвиняемых в антисоветской пропаганде в 1972-1976 гг. были признаны экспертами невменяемыми. Нарастает административное давление на инакомыслящих (снятие с работы, лишение прописки в Москве и т.п.). Венцом атаки на оппозицию становится "генеральное наступление" на диссидентов в конце 1979 - конце 1980 гг., результатом которого становится арест практически всех активных деятелей правозащитных, национальных и религиозных организаций (более 500 человек). Новая волна репрессий, практически обезглавившая диссидентское движение, сопровождалась ужесточением приговоров (10-15-летний срок теперь не считается чрезмерным), а также возвращением к сталинской практике повторных арестов и усилением режима содержания политзаключенных.

В 60-е гг. большинство политзаключенных были сконцентрированы в специальных лагерях Мордовии. В 70-е гг. заключенные, осужденные по ст.70 УК РСФСР и аналогичным статьям УК республик бывшего СССР ("антисоветская агитация и пропаганда"), были перемещены в новые политлагеря - "Пермь-35", "Пермь-36" и "Пермь-37". Эти политлагеpя, прозванные заключенными "пеpмским тpеугольником", вместе с Чистопольской тюpьмой замыкали тот кpуг, в котоpый попадали люди, возведенные pежимом в ранг особо опасных госудаpственных преступников. Пеpмская политзона аккумулиpовала лучшие, совестливейшие силы общества. За двадцатилетний пеpиод существования пеpмских политлагеpей их заключенными были практически все известные пpавозащитники как России, так и бывших союзных республик. Среди них были Сергей Ковалев, Владимир Буковский, Анатолий Марченко, Леонид Бородин, Степан Хмара, Глеб Якунин и сотни других.

 

Силы противостояния были неравными, диссидентство как течение было подмято в конце концов государственной репрессивной машиной. Влияние оппозиции на политический процесс было минимальным. Тем не менее деятельность политической оппозиции сыграла определенную роль в размораживании сознания значительного количества людей, в подготовке идейных и социально-политических предпосылок грядущих перемен.

 

Духовная жизнь

 

Скрытым нервом духовной жизни общества становится противоборство двух направлений в отечественной культуре: официально-охранительного и неформального, демократического.

 

В качестве официальной идеологии по-прежнему выступал марксизм-ленинизм. Однако он не мог оставаться неизменным. Требовалось хотя бы в какой-то мере уменьшить разрыв между теорией и жизнью, оправдать все существующее в реальности. Эту задачу политическое руководство попыталось решить, выдвинув концепцию "развитого социализма". Она позволяла отказаться от мифа о скором переходе к коммунизму, в то же время акцентируя внимание на достигнутом СССР за годы советской власти и "доказывая" перспективность "реального социализма".

Пропаганда концепции "развитого социализма" нашла свое логическое завершение в принятии в 1977 г. новой Конституции СССР. Этот акт имел, скорее, не политическое и правовое значение, а идеологическое. Конституция декларировала построение в СССР развитого социалистического общества, провозглашала основные демократические свободы и даже такие права, которых не было в конституциях развитых государств: на жилье, на бесплатное медицинское обслуживание и среднее образование. Однако подавляющее большинство людей осознавало, что содержание реальной жизни определяется не Конституцией, а решениями партийно-государственной верхушки в центре и на местах.

Официальная идеология все больше и больше приобретала догматический, заформализованный характер. Анализ реальных противоречий подменялся комментированием цитат Маркса, Ленина, Брежнева. Началось осторожное оправдание сталинщины, почти полностью прекратились упоминания о репрессиях. В 1966, 1969 и 1983 гг. в ЦК КПСС даже готовились проекты "реабилитации" Сталина. Раболепное окружение Брежнева попыталось сконструировать его культ. Однако догматизм и казенщина официальной идеологии вызывали только отвращение и протест у большинства населения.

Власти стремятся жестко навязать культуре выполнение социального заказа: пропаганду социалистических ценностей. С начала 70-х годов получает широкое внедрение практика государственных заказов на постановку фильмов, написание романов и пьес для которых партийные инстанции не только определяли тематику, но и распределяли роли. Произведения в духе "социалистического реализма" заполонили библиотеки, кинотеатры, выставочные залы. Цензура стремилась отсекать все нестандартное. Авторы идеологически сомнительных произведений были "выдавлены" за рубеж (В.Некрасов, А.Тарковский, Ю.Любимов и другие) или осуждены (А.Синявский, Ю.Даниэль). Неофициальная выставка художников-неформалов 15 сентября 1974 г. уничтожается бульдозерами. Знакомство с произведениями зарубежной культуры ограничивается до предела.

 

Однако, несмотря ни на какие препоны, далекая от официоза гуманистическая культура все же находила дорогу к соотечественникам. Фальшь официального искусства отталкивала советских граждан. Популярными становились мастера, сумевшие донести правду сквозь цензурные рогатки (проза В.Астафьева и Ю.Трифонова, поэзия Е.Евтушенко и А.Вознесенского, песни В.Высоцкого и Б.Окуджавы, фильмы В.Шукшина и Э.Рязанова и другие произведения). Произведенная бардами и сатириками "магнитофонная революция" позволила им обойти официальные запреты и разрушить завесу умолчания. Чтение "самиздата" и "тамиздата" становится частью образа жизни творческой интеллигенции крупных городов. Запретительство властей зачастую только усиливает стремление "неформалов" к независимому творчеству. В частности, несмотря на сопротивление властей, независимые художники начиная с 1975 г. практически ежегодно отмечали годовщину "бульдозерной выставки" презентацией своих новых работ. Так постепенно накапливаются предпосылки для духовных перемен в обществе.

 

Внешняя политика

Брежневская олигархия поставила три приоритетные внешнеполитические задачи:

- устранить угрозу распада социалистического лагеря, укрепить его;

- нормализовать отношения между Востоком и Западом;

- поддерживать "прогрессивные", с советской точки зрения, движения и режимы в странах третьего мира.

 

СССР и страны социализма

Во всех регионах мира, где существовали коммунистические режимы, СССР стремился усилить свое влияние.

 

- В Латинской Америке позиции Советского Союза окрепли благодаря поддержке вооруженной борьбы во многих латиноамериканских странах. Это было и демонстрацией решимости нового руководства Советского Союза не уступать районы вооруженных действий китайскому влиянию.

 

- В Юго-Восточной Азии основное внимание советских лидеров было направлено на противоборство с Китаем и поддержку Северной Кореи и Северного Вьетнама.

Именно благодаря большой экономической и военной помощи Советского Союза Северная Корея и Северный Вьетнам, которые были, скорее, "клиентами" Китая, заняли позицию строгого нейтралитета по отношению к советско-китайскому конфликту.

Военная помощь латиноамериканским и юго-восточным странам со стороны СССР - свидетельство того, что Советский Союз отдавал приоритет налаживанию отношений с социалистическими странами, даже в ущерб своим отношениям с США.

Военный переворот в Индонезии, обезглавив компартию этой страны, лишил Китай главного союзника в его азиатской политике. "Культурная революция", начавшаяся в КНР в 1966 г., на время почти полностью исключила Китай из международной жизни.

В 60-е гг. произошел разрыв советско-китайских отношений на всех уровнях, что было вызвано в основном субъективными причинами. Ситуация усугубилась вооруженными пограничными конфликтами в 1969 г. Наиболее крупным было столкновение на о-ве Даманский, унесшее более тысячи жизней. В результате Советский Союз сосредоточил на Дальнем Востоке значительный военный контингент, что дестабилизировало обстановку в регионе. В 70-е гг. отношения с КНР оставались напряженными, что подогревалось взаимными пропагандистскими обвинениями.

 

- В Восточной Европе продолжалось навязывание советского образа жизни, хотя не так агрессивно, как в предшествующий период.

В 70-е гг. наметился переход от двусторонних контактов к реальной экономической интеграции восточноевропейских стран.

В 1971 г. страны СЭВ приняли Комплексную программу социалистической экономической интеграции, рассчитанную на 15-20 лет. В целях дальнейшего совместного развития энергетической базы были построены газопроводы "Союз" и Ямбург - западная граница СССР, энергосистема "Мир". Однако ожидаемых результатов интеграция не принесла, поскольку базировалась не на рыночных механизмах и твердой валюте, а на многочисленных технологических взаимоувязках.

Одной из важнейших задач советские лидеры считали сохранение завоеваний социализма в Восточной Европе, что, с легкой руки западных аналитиков, вошло в политическую лексику как "доктрина Брежнева", или "доктрина ограниченного суверенитета". Суть этой доктрины можно сформулировать, перефразируя тезис передовой статьи из "Правды": СССР не вмешивается во внутренние дела других государств, однако, если опасность угрожает социализму, то вмешательство допускается. Яркими примерами реализации "доктрины ограниченного суверенитета" было советское вмешательство во внутренние дела Чехословакии в 1968 г. и Польши в 1981 г.

В Чехословакии в январе 1968 г., под давлением усилившейся оппозиции, руководство компартией перешло в руки А.Дубчека. Для завоевания доверия новое партийное руководство решило незамедлительно провести ряд реформ под лозунгом построения "социализма с человеческим лицом". Была упразднена цензура, КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей, мелкие партии внутри Народного фронта вновь обрели самостоятельность, встал даже вопрос о возможности существования оппозиционной партии социалистического толка. Была подготовлена экономическая реформа, предусматривавшая ряд шагов к самоуправлению, связь с рынком и относительную самостоятельность предприятий в рамках индикативного планирования (т.е. такого планирования, где основные показатели являются не директивой, а лишь ориентирами, индикаторами для развития). Несмотря на заявления Дубчека о том, что КПЧ стремится не к любой демократии, а только к социалистической, вскоре в СССР стали рассматривать "Пражскую весну" как проявление ревизионизма, опасный заразительный пример для соседей. Либерализация Чехословакией границ с Австрией и ФРГ выглядела как подтверждение опасений. На руководство КПЧ неоднократно и безрезультатно пытались оказать давление в ходе специально для этого собираемых конференциях социалистических стран. На последнюю из них, проходившую в июле 1968 г., чешские лидеры, не желающие терпеть нападки, не приехали, что "подлило масла в огонь". Наконец, под давлением ГДР, Советский Союз вместе с Польшей, Венгрией, Болгарией и ГДР 21 августа 1968 г. начинает интервенцию. Реформа была задавлена танками.

В 1979 г. в Польше в связи с продовольственными трудностями прокатилась волна забастовок, которые достигли апогея летом 1980 г. Правительство оказалось перед необходимостью признания независимого профсоюза "Солидарность", сеть организаций которого в течение нескольких недель покрыла всю страну. "Солидарность", играя роль противовеса официальной власти, набирала силу, предлагая альтернативу отнюдь не социалистического характера. СССР вновь стоял на грани интервенции. С трибуны XXVI съезда КПСС (1981) Брежнев заверил делегатов: "Братскую Польшу мы в беде не оставим..." "Нормализация" положения в Польше с помощью поляка - генерала Ярузельского - оказалась оптимальным вариантом как для Советского Союза, которому удалось удержать ПНР в зоне своего влияния, так и для Польши, избежавшей интервенции. Введя военное положение в декабре 1981 г., В.Ярузельский по существу предотвратил прямое вмешательство СССР во внутренние дела Польши. Польская "нормализация" пополнила черный список осуждаемых международной общественностью деяний СССР.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.049 с.)