Август 1991 - октябрь 1993 года



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Август 1991 - октябрь 1993 года



Поражение ГКЧП создало предпосылки для радикальных политических и экономических реформ, которые собиралось провести российское руководство, сконцентрировавшее в своих руках все рычаги управления страной. Первые два года развития постсоветской России носили ярко выраженный переходный характер. Происходило формирование новых российских властных структур и новой политической элиты. Демонтаж системы советской власти, непригодной для демократического общества, сопровождался сложным процессом создания новых органов представительной, исполнительной и судебной власти. Отказ от государственной планово-распределительной экономики сопровождался построением новой экономической модели. Параллельно шла выработка правовой базы, соответствующей новым реалиям. Преобразования разворачивались в обстановке социальной напряженности и острой политической борьбы. Необходимость одновременно решать несколько глобальных задач: строить новое государство, проводить экономические и демократические реформы, да еще и искать новое место в мире - все это существенным образом осложняло российские реформы.

 

Идеология

Идейная жизнь общества в постперестроечный период характеризуется идейным плюрализмом, отсутствием четкой и устойчивой официальной идейной линии. Правящая группировка, оппозиция, средства массовой информации не смогли отказаться от построения новых мифологем. Часть населения их принимает, однако новые мифы очень быстро разрушаются, соприкасаясь с реальной жизнью. Отсюда растерянность и подавленность значительных масс населения, растущее их озлобление на власть предержащих при полном непонимании того, как можно изменить ситуацию к лучшему.

Официальная идеология после августа 1991 г. первоначально выстраивалась как идеология радикальных рыночных реформ, что соответствовало реформаторскому курсу правительства.

 

Основные постулаты идеологии реформаторов

- Частная собственность и рынок быстро превратят Россию в общество среднего класса, создадут общественную гармонию, упрочат демократию.

 

- Только свободный рынок может быть эффективным регулятором экономики, государственное регулирование будет повторением пройденного.

 

- Участие всего населения в приватизации быстро превратит большую часть общества в собственников-акционеров, появится мощный средний класс, который будет социальной базой реформ.

 

- Государственную систему, утвердившуюся в Советском Союзе, следует ликвидировать.

Точка зрения. Идеологические мотивы во многом определили курс на построение общества, абсолютно альтернативного социализму. По мнению историка В.В.Согрина, абсолютизация достоинств рыночного капитализма и возможности быстрого перехода к такому обществу были утопичны. Однако этот утопизм помог реформаторам быстрее разрушить старую экономическую и политическую систему.

 

Характерной чертой общественного развития становится утверждение средств массовой информации в качестве "четвертой власти".

СМИ получают значительные возможности свободного выражения собственной позиции, несмотря на то, что приходится подчиняться определенному давлению "сверху". Власть предержащие экономически воздействуют на СМИ, лишенные большей части государственных дотаций. Тем не менее СМИ становятся выразителем общественного мнения. Правда, в отличие от прошлых лет, заметным явлением становится идейно-политическая пестрота СМИ. В целом ведущим мотивом для большинства СМИ становится выражение морально-нравственного протеста против перерождения власти и общества. Постоянными темами становятся: разоблачения коррупции, перераспределение в пользу высокопоставленных чиновников и народных депутатов квартир, дач и других спецблаг, обучение их детей за границей и т.п.

 

В связи с довольно быстрым разочарованием масс в радикальных рыночных реформах официальная идеология постепенно утрачивает свою четкую ориентацию на поддержку радикального реформирования. Типичным становится прагматический курс, направленный на обоснование тех или иных конкретных акций власти, без представления обществу стройной системы идейных ориентиров.

Охлаждение к политике и личности Президента Ельцина стало ощущаться уже с апреля 1992 г. К осени недовольство "капитализацией" страны, несущей большинству народа обнищание, стало очевидным. В октябре 1992 г. Президент отступил. Для снятия социального напряжения он публично отказался от тезиса об ориентации на построение капитализма. Эта уступка означала лишь отказ от неприкрытой и безоглядной апологетики капитализма, поскольку курс на построение рыночной экономики под сомнение не ставился.

 

Экономика

Кризисное состояние экономики находило выражение в следующих явлениях:

- развал финансовой системы;

- "бегство" от рубля;

- рост цен;

- спад производства;

- потеря управляемости народным хозяйством;

- разрыв экономических связей, сложившихся в рамках СССР и социалистического содружества.

 

Стратегические цели экономических реформ выделялись Президентом и его сторонниками достаточно четко: рыночная саморегулирующаяся экономика на базе частной собственности. Однако целостной программы реформ правительством представлено не было. Вокруг будущих преобразований развернулась идейная борьба; обществу и руководству было представлено множество проектов, концепций, частных предложений. Все их можно условно свести к двум альтернативным вариантам: радикальному и консервативному.

 

Альтернативы экономической политики

Радикальный вариант Консервативный вариант

 

Приоритеты   1.Контроль над инфляцией 2.Ускорение реформ 3.Поддержание уровня жизни 4.Поддержка производства   1.Поддержка производства 2.Поддержание уровня жизни 3.Контроль над инфляцией 4. Ускорение реформ
Роль государства Минимальное вмешательство в экономику Широкое государственное регулирование экономики  
Политика цен и доходов   Максимально возможная либерализация   Широкомасштабное регулирование цен и доходов  
Финансовая и кредитная политика Бездефицитный бюджет, сокращение государственных расходов, высокие налоги, отказ от субсидий и льготных кредитов   Сохранение дефицита бюджета, низкие налоги, индексирование доходов и сбережений, льготные кредиты и субсидии производителям  
Производствен-ная и инвестиционная политика Минимальная поддержка и инвестирование производства, ликвидация убыточных и бесперспективных предприятий для улучшения структуры производства   Недопущение спада производства, поддержка его субсидиями и льготами. Стимулирование инвестиций. Государственные заказы. Медленная структурная перестройка с опорой на имеющиеся производства  
Внешне- экономическая политика   Открытость экономики, ликвидация государственной монополии и ограничений (лицензии, квоты). Низкий таможенный тариф, свободный валютный курс. Привлечение иностранного капитала   Протекционизм. Высокие пошлины на импорт для защиты отечественного производителя. Регулирование экспорта лицензиями и квотами. Настороженность в отношении иностранных инвесторов  
Приватизация   Ускоренная приватизация, демонополизация, приоритет частной собственности и акционирования, полный и и скорейший отказ от распределительных механизмов в пользу рыночных Умеренные темпы приватизации, приоритет трудовых коллективов и старых структур управления (министерства, главки и т.п.). Сохранение сильного государственного сектора  
Социальная политика   Свобода для инициативных, экономически самостоятельных лиц и групп. Допустимость невысокого уровня безработицы для стимулирования работающих. Социальная поддержка строго избирательна. Участие граждан в финансировании социальной сферы Недопущение снижения уровня жизни и усиления социальной дифференциации. Поддержка трудовой занятости населения. Сохранение высокого уровня социальных гарантий, бесплатность социальных услуг  

 

В конце 1991 г. был взят курс на реализацию радикального варианта реформ. Законодательная власть поддержала действия Президента. Ельцин получил полномочия главы правительства. Фактическим руководителем кабинета стал его первый заместитель Е.Т.Гайдар, сторонник радикальных мер экономического оздоровления. Правительственную "команду Гайдара" составили министры А.Н.Шохин (экономика), П.О.Авен (внешняя торговля), М.Н.Полторанин (печать, информация), А.Б.Чубайс (приватизация) и другие.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.011 с.)