Эволюция экономической стратегии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция экономической стратегии



Уже в 1988 г. экономическая стратегия "ускорения" показала свою бесперспективность. Темпы роста экономики в 1987 г. оказались в 2 раза ниже ожидаемых. Гигантские инвестиции, призванные дать толчок экономическому развитию, были распылены на 350 тыс. объектов (2/3 которых не были завершены в срок), вложены в ВПК и тяжелую промышленность (где инвестиционный цикл наиболее длительный), омертвились в никому не нужных изделиях и запасах. Таким образом, были репродуцированы все перекосы доперестроечной экономики.

Однако итоги развития народного хозяйства в 1988 г. породили на некоторое время надежды на исправление положения без радикальных мер. Горбачев в своих выступлениях стал говорить, что экономика выправляется, перестройка дала свои плоды и т.д. Злую шутку с руководителями сыграла необъективная советская статистика: по данным Госкомстата среднегодовой прирост национального дохода составил в 1986-1987 гг. 3%, в 1988 г. он был равен 4,4%. По альтернативным оценкам экономиста Ханина, 1886-1987 гг. дали 2% прироста, а 1988 г. дал -0,3% (т.е. началось разорение). Не случайно в докладе ЦРУ американскому Конгрессу весной 1989 г. было сказано: "...Те экономические реформы, которые уже были проведены, привели к неразберихе в планировании и управлении и построены на принципах брежневской эры".

 

Летом 1989 г. провал курса на "ускорение" стал очевиден и для политического руководства страны. Осенью 1989 г. разрабатывается (под руководством Л.И.Абалкина) и принимается программа "чрезвычайных мер". Она означала отказ от политики ускорения и была ориентирована на сдерживание экономического роста, финансовое оздоровление и усиление социальных приоритетов в экономике.

Для реализации программы предполагалось: снизить госзаказ до 40% выпускаемой продукции, продолжить сокращение капиталовложений и военных расходов, увеличить налоги, заморозить заработную плату на 3%-ном уровне, поощрять выпуск потребительских товаров для связывания "свободных" денег населения.

Результат был далек от ожидаемого. Госпредприятия предпочли снижать объемы производства, а не задействовать сверхнормативные запасы для выпуска потребительских товаров. Альтернативный сектор контролировал лишь 2% производства и не мог сыграть существенной роли в подъеме экономики. Основные министерства добились "в виде исключения" снятия ограничений на рост зарплаты. Отпечатав 10 млрд. необеспеченных ничем рублей (для выполнения социальных программ), государство еще более подстегнуло инфляцию. Итогом стало введение снабжения по карточкам в большинстве регионов страны.

 

Выполнение новой правительственной программы (весна 1990) было подорвано механическим повышением оптовых государственных цен. Государственные расходы на собственные нужды и на дотации потребителям резко возросли. Вновь были отпечатаны "лишние" деньги. Результат - новый виток инфляции и почти полное исчезновение товаров с прилавков. К середине 1990 г. из 115 видов товаров, по которым велось постоянное наблюдение, в свободной продаже не было ни одного.

 

В августе 1990 г. группа экономистов под руководством С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского разработала программу "500 дней".

За это время предполагалось стабилизировать экономику и создать основы рыночного хозяйства. Программа предусматривала принятие основных рыночных законов, разгосударствливание экономики, приватизацию, либерализацию цен и т.д. К концу действия программы прогнозировалось начало экономического подъема. Главным политическим условием было сохранение единого экономического пространства. По оценкам отечественных и зарубежных экономистов, это был лучший работоспособный проект.

Однако по политическим причинам проект не был реализован.

Программа была одобрена 14 республиками (кроме Эстонии). За нее проголосовал Российский парламент. Ее публично поддержал президент Горбачев. Верховный Совет СССР ее отклонил, предложив создать новую программу, сочетающую лучшие элементы из "правительственного" варианта и из программы Шаталина-Явлинского.

Компромиссная программа быстро показала свою нежизнеспособность. Единственной ее реальной частью оказалась финансовая стабилизация за счет снижения уровня жизни. Первым шагом нового министра финансов, а впоследствии - премьер-министра В.С.Павлова стал обмен 50- и 100-рублевых купюр на новые в трехдневный срок. Происхождение сумм более 500 руб. нужно было объяснить. Заявлялось, что эта мера была направлена против теневой экономики. На деле пострадали прежде всего простые граждане. В апреля 1991 г. были повышены розничные цены, однако изобилия не наступило. Либерализации цен не произошло, поскольку не были сформированы механизмы рыночного ценообразования. Производство падало, инфляция росла.

 

Осенью 1990 г. российские законодатели приняли ряд законов, создающих условия для проведения экономических реформ в республике (о собственности, о предпринимательской деятельности, о земле и т.д.). Однако их реализация была, по существу, невозможна, так как основные экономические рычаги были в руках союзного правительства.

 

Состояние экономики к лету 1991 г. было критическим. Внешние займы лишь усугубили его. Многомиллиардные кредиты, полученные Горбачевым под обещание реформ, помогли разве что оттянуть радикальные реформы. Деньги были растрачены на закупки продовольствия, на финансирование затратных проектов, на военные нужды. Внешний долг страны вырос с 17 млрд. в 1985 г. до 90 млрд. в 1990 г. и тяжелым грузом лег на плечи новых правительств.

 

Социальная сфера

Экономические трудности не могли не отразиться на социальной сфере. Наиболее острой проблемой стало неуклонное падение уровня жизни.

Рост денежных доходов не приводил к желаемому улучшению жизни. Вследствие нехватки товаров и выпуска дополнительной денежной массы снижался покупательский вес рубля. Нарастал ажиотажный спрос на товары длительного пользования, в покупке которых население видело способ защитить свои сбережения. Время от времени пропадали товары первой необходимости ("сахарный кризис" - лето 1989 г., "чайный кризис" - осень 1989, "табачный кризис" - лето 1990 и т.д.). В 1990 г. в большинстве регионов существовало нормированное снабжение продуктами и товарами первой необходимости. Проведенные Павловым обмен денег и повышение цен еще более усугубили положение.

В обществе нарастали, с одной стороны, недовольство деятельностью руководства, с другой стороны, пассивность и неверие в реформы.

1989 г. был отмечен началом забастовочного движения и массовым созданием "неформальных" организаций политического и неполитического характера.

 

Годы перестройки показали, что социальные ожидания масс в основном сводились к пассивному получению плодов реформ сверху. Обществу, привыкшему к социальному иждивенчеству, трудно было в течение нескольких лет отказаться от социалистических, уравнительных идеалов, переориентироваться на рыночные принципы (тем более, что до цивилизованного рынка было очень далеко). Руководители государства стремились стимулировать инициативу граждан, обыватели искали у государства социальной защиты, которую оно не могло дать.

В годы перестройки обнажились социальные язвы: появилась безработица, усилилось пьянство, возросла преступность, увеличились в размерах и стали всем заметны наркомания и проституция. Былые нравственные ориентиры молодежи (коллективизм, общественное благо, честность, целомудрие, образованность и т.д.) меняются на индивидуализм, культ наживы, развлечений, материальный достаток и т.п.

 

Политика

 

Борьба за личную власть

Каждый политически значимый шаг Горбачева был шагом к усилению его личной власти. Сначала он сместил значительную часть номенклатуры как сопротивляющуюся перестройке, одновременно укрепив аппарат и силовые структуры послушными людьми.

На апрельском (1988) пленуме ЦК КПСС Горбачев удачно славировал, отправив на пенсию 120 членов и кандидатов в члены ЦК, Центральной Контрольной и Центральной Ревизионной комиссий. Таким образом в одночасье 1/3 высших партийных органов была очищена от консерваторов и усилена сторонниками Горбачева.

На XIX партконференции (июнь 1988), поставив вопрос о разделении власти между КПСС и советами, он добился, к вящему удовольствию партократии, решения о совмещении высших партийных и советских постов (если выдвинутый на пост главы Совета соответствующего уровня 1-й секретарь обкома, горкома и т.д. будет избран народом). Номенклатура не сразу поняла подоплеку этого маневра Горбачева. Этот ход позволил ему избавиться от наиболее одиозных партийных начальников на местах и усилить свое влияние в качестве председателя Верховного Совета.

 

Постепенно Горбачев дистанцировался от традиционных властных структур. Аппарат ЦК КПСС утрачивает позиции на стадии аналитической проработки важнейших решений. Эту функцию берет на себя аналитическая команда под руководством самого Горбачева. Все меньше Горбачев управляет как генеральный секретарь ЦК КПСС, обретая независимость от партийного аппарата. Все больше Горбачев управляет как глава государства.

Избрание Горбачева Президентом СССР (март 1990) еще более усиливает его власть в этом качестве. Однако несмотря на обретение Горбачевым независимости от Политбюро, ЦК и аппарата, несмотря на формирование личных силовых, аппаратных и аналитических структур власти, Горбачев не отказывался от поста генерального секретаря ЦК КПСС, видя в этом возможность контролировать партократию и партию в целом. Высшие партийные чиновники, несмотря на недовольство Горбачевым аппарата, утрачивавшего свои позиции и привилегии, на желание наиболее консервативной части КПСС сместить Горбачева, даже на последних этапах перестройки (1990-1991) не решались отправить его в отставку, видя в сохранении партийных связей средство влияния на Президента, опасаясь резкого усиления консервативного крыла.

 

Втягивание широких масс в политическую жизнь привело к выдвижению альтернативного лидера - Б.Н.Ельцина, который олицетворял стратегию более радикальных реформ и, что немаловажно, имел имидж гонимого борца за народные интересы, казался более демократичным и решительным одновременно, выступал против привилегий ненавистной номенклатуры. Благодаря широкой общественной поддержке Ельцину удалось снова включиться в политическую борьбу после своей отставки, пробиться в Верховный Совет СССР (июнь 1989), возглавить Верховный Совет Российской Федерации (лето 1990). В июне 1991 г. всенародным голосованием Ельцин был избран первым Президентом РСФСР (что делало президентство Ельцина более легитимным, нежели президентство Горбачева, избранного только съездом депутатов).

Горбачев, опиравшийся на старые государственные и партийные структуры, имевший в своих руках силовые ведомства, финансы и т.д., имел явное преимущество перед своим политическим конкурентом. Все изменила попытка восьми крупных сановников вмешаться в борьбу за власть. Провал путча в августе 1991 г. позволил Ельцину взять все рычаги управления на себя. Горбачев вынужден был тихо уйти с политической арены.

 

Эволюция государственного строя

Главными задачами политических преобразований на втором этапе перестройки Горбачев и его окружение считали восстановление роли советов как органов власти, перераспределение власти при сохранении ведущей роли партии. На XIX партконференции Горбачев добился одобрения политических реформ. Во второй половине 1988 г. были приняты поправки к Конституции 1977 г. Была создана двухуровневая представительная система - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет, избираемый из депутатов съезда. Возглавлял законодательную власть Председатель ВС, а впоследствии - Президент СССР, наделенный широкими полномочиями. Большими полномочиями были наделены и местные советы.

 

В 1988-1990 гг. принят ряд законов и указов, способствующих демократизации общества. Среди наиболее важных были: Закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; Закон о государственной безопасности; Закон о прессе и средствах массовой информации; Закон об общественных организациях; Закон о въезде и выезде из СССР. Начинается пересмотр Основ уголовного законодательства (в частности, отменена статья об "антисоветской пропаганде" и т.д.).

 

В марте 1989 г. состоялись альтернативные выборы народных депутатов СССР. Однако выборы нельзя назвать демократическими и свободными, поскольку они не были в полной мере ни всеобщими, ни прямыми, ни равными, ни тайными.

- Всеобщим голосованием избирались только 2/3 депутатов. Треть мест досталась депутатам от общественных организаций, которые в большинстве случаев назначались их руководством и формально утверждались на пленумах. Причем сотня от этих мандатов предназначалась КПСС. Эта процедура нарушала принципы всеобщности (этих депутатов избирал не весь народ) и равенства (участник пленумов избирал больше депутатов, чем рядовой гражданин).

- Помимо избирательных комиссий был создан институт окружных собраний избирателей с неопределенным статусом. Собрания обладали правом утверждать выдвинутых депутатов открытым голосованием. Тем самым нарушались принципы прямого и тайного голосования.

В результате 67% избранных оказались коммунистами, 64% народных депутатов были управленцами нижнего и среднего эшелонов власти. Это позволило Горбачеву сформировать послушное большинство Верховного Совета.

I съезд народных депутатов СССР (май-июнь 1989) продемонстрировал свою неспособность к настоящей законодательной работе. Громоздкий (2125 человек) и непрофессиональный, он превратился во всесоюзный митинг: реальной передачи власти из рук номенклатуры в руки представителей народа не состоялось. Тем не менее работа I съезда стала важным шагом на пути к демократизации общества:

- народ познакомился со всевозможными концепциями развития общества, увидел альтернативных лидеров;

- отменены уголовные преследования за инакомыслие;

- созданы депутатские комиссии по расследованию расправы над демонстрантами в Тбилиси, по оценке пакта Молотов-Риббентроп, по делу Гдляна-Иванова, по привилегиям;

- избран Верховный Совет, ставший работающим парламентом (при всем его непрофессионализме и нечетком разделении властей);

- на съезде появилась легальная парламентская демократическая оппозиция в лице межрегиональной депутатской группы (МДГ).

МДГ, объединившая около 300 депутатов, не обладала большинством голосов и не могла проводить свои решения. Не смогла она выработать и общей для всех ее участников позитивной программы, объединяющим началом служила борьба против властной монополии КПСС. Тем не менее МДГ стала генератором ряда важных реформаторских идей, которые первоначально встречались Горбачевым и его окружением в штыки, а через некоторое время, под давлением обстоятельств, реализовывались ими же как свои собственные. Так было с предложениями о введении президентской формы правления, об отмене 6-й статьи Конституции (возведшей в закон руководящую и направляющую роль КПСС), о перезаключении Союзного договора и т.д. Экономические требования радикальных демократов отличались большей неопределенностью и разноплановостью. Одни настаивали на урезании монопольной власти и аппарата министерств и ведомств, другие обрушивались на колхозы и совхозы, третьи отстаивали принципы республиканского и регионального хозрасчета, четвертые выдвигали идеи полномасштабного и незамедлительного перевода экономики на рыночные рельсы. Вместе с тем демократы не отказывались и от популистских лозунгов, выступая, подобно правительству, за реформы без ухудшения жизни народа и при сохранении всех социальных гарантий.

 

Выборы и работа съезда народных депутатов России, а также работа ВС РСФСР еще более изменили обстановку в стране. Созданный представителями демократической общественности блок "Демократическая Россия" завоевал более 50% мест в российском парламенте, около 50% досталось сторонникам КПСС. Впоследствии они создали парламентские фракции "Коммунисты России", "Смена", "Аграрный Союз". Хрупкий успех российских демократов позволил начать подготовку законодательной базы для более радикальных политических и экономических реформ в России. Важнейшим шагом на этом пути было принятие декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Одновременно в семи других советских республиках победили антикоммунистические силы и были приняты декларации о суверенитете.

 

Изменения в политической системе, носившие противоречивый и непоследовательный характер, привели к кризисной ситуации, означавшей кризис второго этапа перестройки.

 

Политический кризис определялся следующими факторами:

- власть союзного партийно-государственного аппарата была подорвана;

- в России сложилось реальное двоевластие: ВС РСФСР и Ельцин олицетворяли углубление реформ, ВС СССР и Горбачев - их торможение;

- начался распад СССР.

 

Политический кризис обострялся в течение года (лето 1990 - лето 1991). Ситуации обострялась развалом экономики и падением жизненного уровня народа. Избранные народом в российский парламент демократические представители оказались не готовы к государственному управлению: отсутствовало идейное и организационное единство; реальные рычаги власти оставались в центре - у союзного парламента, на местах у старой номенклатуры; правовая база для демократических политических и экономических реформ была крайне ограниченной.

В этих условиях консервативные силы партийно-государственного аппарата и союзного парламента начали наступление с целью полностью взять ситуацию под свой контроль. Горбачеву пришлось, ради сохранения своей власти, отправить в отставку видных реформаторов (В.В.Бакатина - министра внутренних дел; Э.А.Шеварнадзе - министра иностранных дел; А.Н.Яковлева - секретаря ЦК КПСС по идеологии). Было предпринято несколько попыток опробовать вариант восстановления контроля силой (попытка передать власть в Литве "Комитету национального спасения" в январе 1991 г., запрет на митинги и введение войск в Москву во время работы I съезда народных депутатов России, Указ о совместном армейско-милицейском патрулировании улиц). Усиление позиций российского парламента и Ельцина, ставшего Президентом России, не позволяло консерваторам восстановить свою власть аппаратным способом, подталкивало их к экстремистским действиям. Провал попытки государственного переворота в августе 1991 г. привел к коренному изменению политической ситуации: распался СССР, утратили власть союзный парламент и КПСС, персональная власть перешла от Горбачева и его команды к Ельцину и его окружению.

 

Переход к политическому плюрализму

Гласность и ослабление карательной машины государства привели к тому, что с 1988 г. в политическую жизнь включаются различные общественные движения, многие из которых встают в оппозицию правящей коммунистической партии.

Можно выделить такие основные формы общественных движений:

- движения и организации неполитического характера (которые, тем не менее, иногда активно включаются в политическую жизнь, например "зеленые");

- рабочее движение, первой крупной акцией которого стала волна шахтерских забастовок летом 1989 г.;

- независимые профсоюзы;

- политические партии, организации и движения.

 

Из политических объединений одними из первых оформились организации национального и националистического характера: народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, комитет "Карабах" в Армении, "Рух" на Украине, общество "Память" в России.

С 1989 г. начался бурный рост политических партий. К 1991 г. их было более двухсот. Это были, скорее, клубы единомышленников, а не политические партии в полном смысле слова. Влияние их на массы и на политический курс властей было ничтожно. Даже самые крупные партии в 1990-1991 гг. включали в себя мизерную долю населения (Демократическая партия России - около 60 тыс., Социал-демократическая партия России - около 10 тыс., Российское христианско-демократическое движение - около 2 тыс. человек); численность большинства партий не превышала нескольких десятков человек. Идейная палитра была многоцветной: имелись национал-патриотические, коммунистические, социал-демократические, либеральные, христианско-демократические, популистские, национально-демократические течения и др. Общей чертой большинства партийных платформ была их нигилистическая направленность, слабая проработка позитивной программы. Ни одна из партий и даже крупные партийные блоки (вроде "Демократической России") не могли составить конкуренции КПСС, поэтому многое в политической жизни зависело от ситуации внутри коммунистической партии. Тем не менее формирование политических организаций (как говорят политологи, протопартий) стало одним из важнейших процессов в развитии политического плюрализма, заложило основы для становления многопартийности в России.

 

 

Кризис КПСС

В 1990-1991 гг. мощнейшая правящая партия, насчитывавшая около 19 млн. членов и кандидатов, оказалась перед лицом глубокого идейного, нравственного, организационного и политического кризиса.

 

Идейный кризис проявился в резком падении авторитета марксистско-ленинской теории в массах, в идейном разброде в самой коммунистической партии. Согласно социологическим исследованиям, в победу коммунизма верили 2,8% беспартийных и 5,5% членов КПСС. В начале 1990 г. в КПСС выделяется несколько теоретических платформ. Наибольшее число сторонников имела платформа ЦК КПСС, представлявшая официальную партийную идеологию и являвшая странный симбиоз социал-демократических и тоталитарно-коммунистических идей. "Демократическая платформа", аккумулировавшая основные идеи социал-демократии, к лету 1990 г. пользовалась поддержкой не менее трети коммунистов. Немного сторонников (около 10%) имела "Марксистская платформа", олицетворявшая претензии некоторых профессоров-обществоведов на толкование истинного, "очищенного" марксизма-ленинизма. Были и те, кто желал вернуться к сталинизму ("Единство" Н.Андреевой), хотя число их было ничтожно малым.

 

Главным выражением нравственного кризиса была открытая постановка вопроса об ответственности партийного руководства и КПСС в целом за ошибки и преступления за все время пребывания компартии у власти. Некоторые настаивали на необходимости суда над КПСС. Кроме этого, болезненным был и вопрос о привилегиях, предоставленных всем коммунистам: от руководителей до рядовых.

 

Организационный кризис имел следующие проявления.

- Началось формирование внутрипартийных фракций (появление платформ), что вело и к организационному размежеванию внутри партии; уже летом 1990 г. некоторые фракции становятся самостоятельными политическими партиями.

- Внутрипартийная борьба стала фактом; она проявилась не только в борьбе за личную власть в верхних эшелонах, но и в противоборстве платформ (например, попытка ЦК организовать изгнание из КПСС представителей "Демплатформы" весной 1990 г.), а также в консолидации консервативного крыла в КПСС (создание КП РСФСР во главе с И.К.Полозковым летом 1990 г.).

- Номенклатура открыто предъявила свои претензии на руководство партией в собственных интересах.

Состав высших партийных органов - самое убедительное тому доказательство. Из 303 членов и кандидатов в члены ЦК КПСС 110 были партработниками, 94 - министрами и заместителями министров. Если ранее социальный состав делегатов партсъездов тщательно подбирался, то выборы делегатов XXVIII съезда КПСС стали "свободными". В результате среди избранных оказалось 45% партийных работников, 20% хозяйственников и около 10% работников аппарата.

- Стало очевидным наличие огромного партийного балласта, состоящего из людей, формально принадлежащих к КПСС, но на деле не желающих проявлять какую-либо политическую активность (например, защищать КПСС от всевозможных нападок).

- Начался массовый выход из партии (с лета 1990 до лета 1991 г. ряды КПСС покинуло около 4 млн. человек).

 

Политический кризис выразился в постепенной утрате КПСС реальной власти. Власть все больше и больше перетекала из партийных структур в структуры государственные; ослаблялась власть партийных органов, усиливалась власть советов; силовые структуры уходили из-под контроля партийных органов; массы не желали поддерживать обанкротившуюся компартию.

Кульминацией политического кризиса КПСС стал августовский путч 1991 г. Его инициаторы, занимавшие, помимо основных, крупные партийные посты и выражавшие волю консервативно-номенклатурных кругов, попытались вернуть власть "на круги своя". Провал этой попытки привел КПСС к полному краху.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.059 с.)