Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая реформа второй половины шестидесятых годовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вторая половина 60-х гг. - время проведения экономической реформы, мероприятия, прямо противоречащего усилению консерватизма в идеологии, сворачиванию "оттепели". Точка зрения. Н.Верт считает, что достигнутое консервативными "верхами" согласие все же не позволяло им отказаться от некоторых перемен, проведенных в середине 50-х гг., в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и поддержание высоких темпов развития (альтернативой могло быть только возвращение к террору как к методу государственного управления). Решение двух названных задач было невозможно без проведения экономических реформ. Вероятно, сказалась и определенная "инерция" экономического развития. Политическое руководство не могло отказаться от реформы, в течение ряда лет подготовлявшейся группой экономистов под руководством И.Либермана. Дискуссии о ее принципах еще с начала 60-х годов разворачивались в прессе и на конференциях экономистов и хозяйственников. Кроме того, активным проводником реформы стал председатель Совета Министров А.Н.Косыгин, с мнением которого приходилось считаться. Отправные идеи и ход реформы были весьма противоречивыми.
Важнейшие направления реформы - Осуществлен переход на отраслевой принцип управления. В 1965 г. были ликвидированы совнархозы и восстановлены ведомственные монополии в виде центральных промышленных министерств и ряда вновь созданных государственных комитетов (Госкомцен, Госснаб и т.д.).
- Коррекция системы планирования: - сокращение обязательных плановых показателей до минимума; - недопущение изменения планов вышестоящими органами без согласования с предприятиями; - нацеленность планов прежде всего на максимальный объем реализованной продукции.
- Совершенствование экономического стимулирования: - улучшение системы ценообразования; - оценка результатов хозяйственной деятельности прежде всего по реализованной продукции (наряду с выполнением заданий по поставкам важнейших видов изделий и по валовыми показателям, от которых не смогли отказаться, несмотря на их признанное несовершенство); - финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; - улучшение системы оплаты труда (централизованное увеличение ставок заработной платы; создание фондов материального стимулирования на предприятиях, чтобы поставить индивидуальную оплату труда в зависимость от результатов работы предприятия).
В январе 1966 г. хозяйственная реформа взяла старт. На новые условия работы были переведены первые 43 предприятия 17 отраслей промышленности. В 1967 г. в реформу были втянуты целые отрасли. К концу этого года в новых условиях работало уже 15% предприятий, на долю которых приходилось 37% промышленной продукции. Были пересмотрены оптовые цены 1955 г., что позволило с 1968 г. всем отраслям стать рентабельными. В 1967 г. возник знаменитый щекинский эксперимент. Сущность его в том, что Щекинскому химкомбинату (Тульская область) был определен стабильный фонд заработной платы на 1967-1970 гг., а вся экономия этого фонда, полученная в результате повышения производительности труда за счет высвобождения значительной части работающих, поступала в распоряжение коллектива комбината. За двухлетний период работы в новых условиях численность работающих на предприятии сократилась на 870 человек при перевыполнении планов. К концу 1970 г. на новую систему хозяйствования перешло более 41 тыс. промышленных предприятий (из 49 тыс. имеющихся). На их долю приходилось свыше 95% прибыли и 93% общего производства промышленной продукции. В 1970 г. на самоокупаемость была переведена работа целого ведомства - Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления.
Относительная сбалансированность заданий восьмого пятилетнего плана, введение даже ограниченного хозрасчета, повышение степени профессиональной свободы работников позволили добиться ряда позитивных сдвигов в народном хозяйстве. По подсчетам экономиста Г.И.Ханина, по сравнению с 1961-1965 гг. удельный вес интенсивных факторов в обеспечении прироста национального дохода увеличился с 34% в 1966 г. до 40% в 1970 г. Введено в строй около 2 тыс. новых крупных промышленных предприятий, в их числе Красноярская ГЭС, Западно-Сибирский и Карагандинский комбинаты, ВАЗ, положено начало созданию Тюменского нефтегазодобывающего комплекса. В известной мере удалось реализовать курс на первоочередное решение проблем потребления. Именно по потребительским товарам наблюдалось более успешное выполнение плановых заданий - по выпуску обуви, радиоприемников, холодильников, мебели, производству цельномолочной продукции, мяса, сахара, улову рыбы.
В ходе восьмой пятилетки был накоплен опыт преобразований, внесены необходимые коррективы: требовалось дальнейшее углубление реформы. Однако своего логического развития реформа не получила. Реформы, как это ни парадоксально, укрепили позиции консервативных, антиреформаторских сил в политическом руководстве страны. Уже в начале семидесятых дыхания реформы почти не ощущалось, радикальные экономические идеи оказались под запретом, само слово "реформа" стало исчезать из лексикона руководящих работников, появились другие термины - "улучшение", "совершенствование" и т.п.
Причины провала реформы - Ведомственность. Каждый нижестоящий орган взаимодействовал только с той инстанцией, которая стояла непосредственно над ним в том же министерстве. Даже между соседними предприятиями различных министерств не существовало серьезной прямой связи.
- Ограниченность хозрасчетных отношений. Реформа основного производственного звена - предприятия не была подкреплена реформой центрального аппарата. Деятельность отраслевых министерств, планово-финансовых и других органов хозяйственного управления не была увязана с механизмом экономической реформы. Они по-прежнему использовали административные методы. Аппарат их разрастался, возникали новые главки и другие подразделения. Фонд развития предприятий быстро попал под контроль вышестоящих органов, которые стали его включать в централизованный план распределения капиталовложений, что означало жесткое ограничение использования предприятиями части заработанной ими прибыли. Создание Госснаба также противоречило провозглашенной самостоятельности предприятий, которые, как и прежде, не могли свободно выбирать поставщика и потребителя.
- Слабое материальное стимулирование. Постепенно были повсеместно введены лимиты на образование фондов материального стимулирования. Система оплаты оставалась слабо увязанной с результатами труда - те же нормы и тарифы, то же преобладание индивидуальной сдельщины и повременщины. Предназначенные рабочим премии в среднем составляли лишь 3% от зарплаты, а этого было недостаточно, чтобы вызвать интерес к повышению эффективности производства.
- Противоречие принципов реформы и интересов номенклатуры. Реформа подрывала позиции бюрократии. Ее дальнейшее развитие ставило под вопрос экономическую власть и само существование целого слоя управленцев. Правящая бюрократическая каста сделала все возможное, чтобы саботировать и сорвать реформу. Судьба щекинского эксперимента - наглядное тому подтверждение. Несмотря на одобрение почина ЦК КПСС, с 1967 по 1969 г. число предприятий, работающих по методу щекинцев, увеличилось всего с 30 до 200. Спустя несколько лет это движение заглохло вовсе. Жесткий принцип планирования "от достигнутого" подрывал основу эксперимента.
- Был найден новый альтернативный источник поддержания социальной стабильности (экспорт энергоносителей). - Ослабление сторонников реформ в политическом руководстве (группа Косыгина).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.012 с.) |