Гипертрофированное развитие государственных институтов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипертрофированное развитие государственных институтов



В 30-е гг. советская система эволюционизировала к дальнейшему сращиванию государственной и партийно-коммунистической власти при верховенстве последней, к утверждению диктатуры коммунистической олигархии и ее вождя. Однако в целях обеспечения поддержки населения и создания привлекательного имиджа в глазах зарубежных партнеров политическое руководство вынуждено было рядиться в демократические одежды. Отсюда - необходимость в функционировании бутафорских государственных и общественных институтов.

 

Советы

Советы в 30-е гг. полностью утратили свои властные функции. Все решения ЦИК СССР направлялись для предварительного согласования в Политбюро. На сессиях советов принимались либо рекомендованные партийными органами решения, либо постановления, являющиеся конкретизацией директив вышестоящих органов. Выборы в советы превратились в фарс демонстрации нерушимого единства партии и народа. Избиратели единодушно голосовали за безальтернативных кандидатов единственной партии. Избранные депутаты послушно играли роль статистов в грандиозном политическом спектакле.

 

Совнарком

Совнарком в начале 30-х годов, по существу, утрачивает правительственные функции. Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики стали прерогативой Политбюро. СНК стал фактически исполнительным органом партии. Частым явлением стало издание совместных постановлений Политбюро и Совнаркома, при этом на деле решение принималось Политбюро. Однако в конце 30-х годов обнаружилась тенденция перемещения центра власти из Политбюро в Совнарком, которая окончательно закрепилась после назначения Сталина председателем СНК в мае 1941 г. Бюро СНК, созданное 21 марта 1941 г. в обход Конституции СССР и облеченное "всеми правами Совнаркома СССР", сосредоточило в своих руках решение всех ключевых политических и экономических вопросов. Эта система высшей политической власти сохранялась до смерти вождя.

 

Наркоматы

Наркоматы попадают в двойственное положение. С одной стороны, ЦК ВПК(б) и его структуры концентрируют в своих руках рычаги управления, а хозяйственные органы становятся их бесправным придатком. С другой стороны, партийные органы не могут и не хотят взять на себя все оперативное управление отраслями народного хозяйства, большая доля ответственности за развитие тех или иных отраслей падает на руководящих работников наркоматов, лишенных ряда необходимых полномочий.

На XVII съезде ВКП(б) (1934) было решено вместо ЦКК-РКИ создать Комитет партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комитет советского контроля при СНК. Это не было разграничением партийных и государственных функций, как это может показаться на первый взгляд. На деле это был удар по независимым органам партийно-государственного контроля. Вновь создаваемые органы уже не контролировали ЦК и СНК, а подчинялись им, превращались в их репрессивный инструмент.

 

Общественные организации

Все общественные организации: профсоюзы, комсомол, творческие союзы, добровольные общества и т.д. - были огосударствлены. Они выполняли, с одной стороны, функцию "приводного ремня", т.е. служили механизмом реализации государственных задач, с другой стороны, с помощью общественных организаций (членство во многих из них было обязательным) осуществлялся государственный контроль за лояльностью подданных.

Профсоюзные ряды выросли с 12 млн. в 1930 г. до 27 млн. в 1940 г. Упразднение районных, городских, областных, краевых, межсоюзных советов профессиональных союзов позволило еще более усилить централизованное руководство и партийный контроль за профсоюзами.

 

ВКП(б)

Коммунистическая партия не была похожа на другие общественные организации. С годами ее функции как государственного механизма значительно переросли ее функции как общественной организации. ВКП(б) заняла особое место в ряду общественных организаций и особое место в советской политической системе.

- ВКП(б) была единственной правящей партией.

Партийные органы руководили деятельностью практически всех государственных и хозяйственных учреждений и общественных организаций, зачастую подменяя должностных лиц.

Устав ВКП(б), принятый на XVIII партсъезде (1939), предоставлял парткомам право контроля администрации. Отделам ЦК ВКП(б) и обкомам создавалось еще больше возможностей для вмешательства в оперативно-хозяйственное управление.

Исключительное положение ВКП(б) обусловливало рост притягательности членства в компартии для людей, желавших принять активное участие в политической жизни. Численность коммунистической партии, несмотря на чистки, продолжала расти. В 1930 г. она насчитывала 2 млн. членов, в 1934 г. - 2,8 млн., в феврале 1941 г. - 3,9 млн.

 

- Коммунистическая партия была резервуаром руководящих кадров.

На более или менее значимые посты в любой сфере жизни общества назначались только коммунисты. Исключения были очень редки.

 

- Коммунисты должны были играть роль амортизирующей прослойки между массами и политическим руководством.

Эту идею четко выразил Е.М.Ярославский в 1935 г., заявив, что каждый коммунист "должен уметь защищать любое решение руководящих органов партии".

 

В 30-е гг. Сталину удалось реализовать высказанную им еще в 1921 г. идею создания партии - "ордена меченосцев". На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) 1937 г. Сталин четко обозначил свое понимание партийной структуры: "В нашей партии имеется 3-4 тысячи руководителей, составляющих ее, партии, генералитет, 30-40 тысяч деятелей среднего звена - офицерство, и 100-150 тысяч низовых работников районного звена, составляющих унтер-офицерство партии".

По мере укрепления позиций Сталина все меньшую роль в жизни страны стали играть коллективные органы руководства партией; даже номинальная инициирующая роль низовых партийных органов и рядовых коммунистов сходит на нет. С 1928 г. прекращается рассылка на места стенограмм пленумов ЦК, планов работы Политбюро и Оргбюро. Реже стали созываться съезды партии. Интервал между XIV (1925) и XV (1927) съездами составил 2 года, между XV и XVI (1930) съездами - 3 года, между XVI и XVII (1934) съездами - 4 года, между XVII и XVIII (1939) съездами - пять лет, между XVIII и XIX (1952) - 13 лет. Редко созывались пленумы ЦК партии. Да и Политбюро в полном составе собиралось все реже и реже, его решения все чаще принимались путем сбора подписей под подготовленным по поручению Сталина проектом документа. С 1934 г. ряд решений Политбюро, продиктованных Сталиным или кем-либо из его ближайших соратников, принимается вообще без опроса. Если в начале 30-х Политбюро собиралось относительно регулярно для обсуждения важнейших вопросов жизни общества, то к концу 30-х гг. оно фактически ликвидируется в качестве постоянно действующего органа политического руководства, превратившись в совещательную инстанцию при Сталине. Заседания Политбюро уже, как правило, не протоколируются и подменяются частными совещаниями ближайшего окружения Сталина (Молотов, Каганович, Ворошилов, Микоян, Маленков и иногда некоторые другие). Даже члены Политбюро имеют теперь ограниченный доступ к информации. Молотов, ближайший соратник Сталина, и тот о некоторых постановлениях узнавал только из газеты "Правда" (о чем он оговорился в своих воспоминаниях).

 

Номенклатура

В 30-е гг. происходит подвижка в номенклатурном слое. Старая партийная гвардия первоначально растворилась в среде новых аппаратчиков, рекрутируемых из рабочих и крестьян. Новая номенклатура с неприязнью относилась к представителям ленинской партийной гвардии, отвергая более-менее демократические нормы внутрипартийных отношений. Чистки 30-х гг. привели к значительной ротации номенклатуры, старая партийная гвардия была практически уничтожена. Новая номенклатура стала социальной базой утверждения сталинской диктатуры.

Нормальным явлением в жизни номенклатурных кадров стало перемещение их с партийной работы на советскую и обратно. Аналогично происходило сращивание партийных органов с комсомолом, профсоюзами, другими общественными организациями.

 

Режим личной власти Сталина

После победы над группой Бухарина-Рыкова-Томского в 1929 г. Сталин стал хозяином в партии и в стране в целом. Однако это не означает, что уже в начале 30-х он мог единолично решать любые вопросы, пренебрегая мнением Политбюро и ЦК. При всем своем авторитете Сталину приходилось добиваться поддержки большинства в этих властвующих органах. Однако о какой-либо умеренной оппозиции курсу Сталина в Политбюро с начала 30-х годов говорить не приходится: все известные конфликты носили ярко выраженный ведомственный, но не политический характер. В 1935 г. произошло существенное укрепление позиций Сталина. С.М.Киров был убит, ряд политических деятелей был дискредитирован в связи с этим событием. После февральского пленума в 1935 г. на многие ключевые посты были назначены сторонники Сталина - А.И.Микоян введен в состав Политбюро, А.А.Жданов и Н.С.Хрущев назначены соответственно секретарями Ленинградской и Московской парторганизаций, Н.И.Ежов стал председателем ЦКК и секретарем ЦК, А.Я.Вышинский - генеральным прокурором.

К концу 30-х гг. Сталин стал обладателем абсолютной единоличной власти. Все важнейшие и ряд второстепенных вопросов Сталин решал единолично, иногда советуясь со своими соратниками. Для принятия самых ответственных решений Сталину не требовалось согласия Политбюро или каких-либо других органов. Например, о подготовке к подписанию договоров с Германией 23 августа и 28 сентября 1939 г. знали только Сталин и В.М.Молотов. Принятое решение зачастую оформлялось задним числом как воля какого-либо государственного или партийного органа. По свидетельствам очевидцев, Сталину во время застолья часто приходили какие-либо идеи, которые тут же, с обсуждением или без него, становились решениями Политбюро.

 

Причины формирования единоличной власти Сталина

- Личные качества Сталина (властолюбие, жестокость, коварство, работоспособность, прагматизм и т.д.).

При всей своей жестокости и цинизме, Сталин проявил себя достаточно прагматичным лидером. Он оказался в состоянии осознать многие социально-экономические реалии и приспособить к ним свой режим. Он сумел стать действительным центром особой социально-политической системы, принципы конструирования которой он усвоил намного лучше всех своих соратников. Синтез деловых качеств и особого коварства позволил Сталину отстранить от власти всех сколько-нибудь значимых политических лидеров в 20-е годы и добиться признания своего первенства своими соратниками в 30-40-е годы.

- Поражение во внутрипартийной борьбе наиболее видных вождей и старой партийной гвардии.

- Сталин связал свое окружение, да и всю номенклатуру, преступной круговой порукой.

Соратники Сталина, аппарат насилия, вся бюрократия стали соучастниками сталинских преступлений: они готовили политические процессы, порочили невиновных людей, отправляли их на казнь и в лагеря. Большая часть номенклатуры, включая ближайших соратников Сталина (М.И.Калинин, В.М.Молотов, Л.М.Каганович и другие), имела репрессированных родственников и друзей; страх быть обвиненным в связях с "врагами народа" делал номенклатуру послушной и управляемой.

 

- Сталину удалось создать собственный культ, связать свое имя с Лениным, с построением социализма, со всеми достижениями советской страны.

- Сталин овладел бюрократическим аппаратом, подчинил его себе, нашел в лице бюрократии свою социальную опору.

- Российская диктаторская традиция.

- Марксистско-ленинская идейная доктрина подводила к трансформации диктатуры пролетариата в диктатуру вождя.

 

Массовые репрессии

Репрессии в 30-х гг. становятся неотъемлемой составляющей советской тоталитарной системы, без них под вопрос ставилось само существование системы.

 

Причины массовых репрессий

Отсутствие очевидной направленности террора сбило с толку немало исследователей. Некоторые даже стали объяснять массовые репрессии психопатией Сталина. Полностью сбрасывать со счетов последнее, вероятно, нельзя, однако рассмотрение социально-политического развития советского общества в глобальном плане позволяет выделить более сущностные причины массовых репрессий.

 

- Преодоление противоречий существующей модели развития.

В демократическом обществе проблемы модернизации решаются с помощью политических и экономических мер. В тоталитарном обществе насилие служит основным инструментом для проведения модернизации.

 

- Обеспечение экономики дешевой рабочей силой.

Еще весной 1929 г. в ЦК ВКП(б) была образована комиссия под председательством Н.Янсона, выработавшая предложения о применении труда заключенных, утвержденные 27 июня решением Политбюро. Тогда же принимается секретное постановление СНК СССР об использовании труда заключенных для освоения богатств Сибири и Дальнего Востока, а также для промышленного строительства.

Помимо труда заключенных широко использовался принудительный труд спецпоселенцев. К примеру, в 1932 г. на Урале трудилось около 500 тыс. спецпоселенцев, в Кузбассе - около 600 тыс., из них около 40% использовались на производстве. В целом спецпоселенцы составляли около 15% рабочей силы. Более 90% их были завезены в необжитые места. Зарплата спецпоселенцев была крайне низкой, ее не хватало даже на еду и одежду. Спецпоселенцы жили в чрезвычайно тяжелых условиях: в бараках, землянках и т.д., на 1 спецпоселенца приходилось по 0,5 - 1,5 кв.м жилой площади; антисанитария, завшивленность, отсутствие медикаментов приводили к эпидемиям. Следствием плохого снабжения, тяжелых условий труда и быта становилась высокая смертность.

ОГПУ-НКВД становится крупнейшим народохозяйственным ведомством. Этому ведомству передали строительство Беломоро-Балтийского и Волго-Московского каналов, Байкало-Амурской магистрали, освоение районов Ухты и Печоры и ряд других объектов. Трест "Дальстрой" на Колыме занял первое место по добыче золота среди золотопромышленных районов Союза. Заключенными были возведены Норильский и Магнитогорский комбинаты. Если по государственному плану 1937 г. предусматривалось освоение НКВД 6% средств, выделяемых на капитальное строительство, то по плану 1941 г. на долю НКВД пришлось уже 14%. Руководство страны больше думало о хозяйственном эффекте от труда заключенных, нежели о пресловутом "исправлении". В июне 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил указ "О лагерях НКВД", который, в частности, требовал "отказаться от системы условно-досрочного освобождения лагерных контингентов".

 

- Обеспечение управляемости административной системы, бюрократического аппарата.

В отсутствие экономического стимулирования только страх мог заставить бюрократический аппарат работать четко, точно выполнять все распоряжения, спускаемые сверху.

 

- Укрепление личных политических позиций Сталина.

- Подавление реального и потенциального сопротивления оппозиции.

С помощью репрессий физически устранялись реальные и потенциальные противники системы, запугивание всего общества подавляло у большинства даже мысль о возможном сопротивлении.

Одно из направлений удара Сталина по оппозиции просматривалось вполне определенно. Сталин стремился ликвидировать старых большевиков, для которых авторитет Сталина не был абсолютом, которые помнили историю партии, были свидетелями многочисленных провалов "генеральной линии" в 30-е гг. Поэтому для Сталина они представляли потенциальную оппозицию.

Сталин видел угрозу в создании прочных связей руководящей элиты на местах. Формирование сплоченного слоя местных руководителей, имевшего свои интересы, противоречило единовластию Сталина. Для того чтобы разбить установившиеся связи, разрушить группы, формировавшиеся вокруг местных лидеров, наряду с частыми перемещениями руководящих кадров применялись и репрессии. Сценарий разрушения местных элит был типичен. Сначала НКВД проводило аресты выдвиженцев и сотрудников крупных политических деятелей (секретарей обкомов, крайкомов и т.п.). После этого скомпрометированные местные вожди теряли свои посты. Зачастую они усугубляли свое положение, пытаясь защитить своих сотрудников. Реальные злоупотребления региональных руководителей выносились на всеобщее обозрение, обеспечивая поддержку действий центра в глазах общественности. Далее Сталин, как правило, добивался раскаяния своих жертв. После этого раскаявшегося грешника можно было отправить на эшафот, не опасаясь серьезного сопротивления. По такому сценарию разворачивались дела Постышева, Шеболдаева и других проводников "генеральной линии".

Диктатор опасался мести всех, сколько-нибудь затронутых репрессиями. Отсюда - преследования всех участвовавших в оппозиции, исключенных из партии, родственников и друзей "врагов народа" и т.д. Миллионы обиженных или пострадавших были для преступного руководства страны потенциальными противниками.

 

Организация репрессий

Указания о развертывании массовых репрессий давались "сверху": вождями, руководящими партийными и государственными органами, в особенности ОГПУ-НКВД. Реализация репрессивных акций в основном возлагалась на местное руководство и на бюрократические структуры отдельных ведомств. Руководители среднего и нижнего ранга могли несколько усилить репрессивный нажим, пытаясь показать служебное рвение, либо несколько сбить волну репрессий, с риском для своей жизни защищая своих подчиненных.

Массовые репрессии были результатом прежде всего преступной деятельности сталинского Политбюро ЦК ВКП(б). В течение 1934-1937 гг. Сталин и Политбюро неоднократно давали наркомам внутренних дел установки об ужесточении деятельности. На заседаниях Политбюро принимались решения о репрессиях в отношении бывших кулаков, отдельных народов (поляков, немцев и т.д.), бывших оппозиционеров и т.п. Общие установки Политбюро трансформировались в конкретные приказы НКВД, наиболее значимые из которых, в свою очередь, утверждались Политбюро. Политбюро утверждались лимиты репрессированных, характер и сроки проведения карательных операций, контрольные цифры для расстрелов и т.д.

Уже в 1957 г. Жуков предъявил Пленуму ЦК КПСС документ, доказывающий, что только Каганович, Молотов и Сталин лично дали санкции на расстрел 38 679 руководящих работников. Только в один день 12 декабря 1938 г. Сталин и Молотов отдали указание о расстреле 3 167 руководителей.

Наиболее изуверские методы борьбы с "врагами народа" чекисты стали применять по инициативе Сталина и Политбюро. 10 января 1939 г. Сталин направил секретарям обкомов, крайкомов, нацкомпартий, начальникам управлений НКВД и наркомам республиканских НКВД шифротелеграмму, в которой говорилось: "ЦК ВКП(б) разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено с 1937 года с разрешения ЦК ВКП(б)... метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь".

 

Роль карающего меча партийной олигархии по-прежнему играла тайная политическая полиция. Формальные изменения статуса ее органов служили лишь камуфляжем возрастания реальной власти НКВД. 10 июля 1934 г. ЦИК СССР принял решение об образовании общесоюзного народного комиссариата внутренних дел (включавшего ОГПУ). Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, дела, касающиеся государственной безопасности, передавались в Верховный Суд, особо важными государственными преступлениями (измена Родине, шпионаж и т.д.) занималась военная коллегия Верховного Суда или военные трибуналы. На деле органы госбезопасности все более и более выходили из-под контроля партийных и государственных органов, переходя под личный контроль Сталина.

НКВД был нацелен на выявление максимального количества врагов для того, чтобы оправдать свое существование. С 1936 г. руководство страны не только снимает ограничение на "накручивание" показателей, но и подталкивает карательные органы к увеличению масштабов репрессий. В ряде регионов органы НКВД устраивали даже соцсоревнование. Например, в Киргизии в 1938 г. отделы НКВД соревновались по числу арестов, разоблаченных шпионов, законченных дел на врагов народа и т.д. Карательный аппарат с помощью репрессий за недостаточное рвение был превращен в бездушное орудие в руках Сталина. На время "большого террора" 1937-1938 гг. Сталин вывел органы НКВД из под контроля государства, он подчинил им даже партию, превратил их в свою личную опричнину, в орудие расправы над всем, что вызывало опасение диктатора. Направление репрессий задавалось установками из Кремля. Местные органы должны были ответить кампанией ликвидации соответствующей группы "врагов". Например, в августе 1937 г. ЦК ВКП(б) разослал на места телеграмму о политической мобилизации колхозников на разгром врагов в сельском хозяйстве. Как следствие, по всей стране прокатилась волна открытых судов над "вредителями сельского хозяйства". По подобному сценарию разворачивался и ряд других кампаний.

 

Политические процессы всесоюзного масштаба

В организации террора особую роль играли крупные политические процессы, сфабрикованные ОГПУ-НКВД по инициативе Сталина. Наиболее значимыми были следующие процессы:

 

1) Шахтинское дело (май- июнь 1928)

Перед судом предстали инженерно-технические работники угольной промышленности Донбасса. Каких-либо известных всей стране руководителей среди них не было.

 

2) Дело "Трудовой крестьянской партии" (июль- август 1930)

Руководителями контрреволюционной "Трудовой крестьянской партии" были объявлены выдающиеся экономисты Н.Д.Кондратьев, А.В.Чаянов, А.Н.Челинцев и другие.

 

3) Процесс "Промпартии" (25 ноября - 7 декабря 1930)

К суду по обвинению во вредительской и шпионской деятельности было привлечено 8 человек: директор Теплотехнического института Л.К.Рамзин и другие видные специалисты в области технических наук и планирования. На суде все обвиняемые признали себя виновными и дали подробные показания о своей шпионской и вредительской деятельности.

 

4) Дело "Союзного бюро меньшевиков" (весна 1931)

К суду были привлечены 14 человек: член президиума Госплана СССР В.Г.Громан, член правления Госбанка В.В.Шер, литератор Н.Н.Суханов, экономист А.М.Гинзбург и другие. Большинство из них ранее состояли в меньшевистской партии. Подсудимые признали себя виновными и дали подробные показания.

 

Общие черты политических процессов конца 20-х - начала 30-х гг.:

- как правило, обвиняемыми были крупные руководители народного хозяйства и ученые экономисты (исключение составляло Шахтинское дело);

- главными пунктами обвинения были: создание организаций для вредительства с целью ослабления советской власти и реставрации капитализма;

- в ходе следствия и суда формально соблюдалась законность;

- большинство обвиняемых были приговорены к лишению свободы, ряд подсудимых - к расстрелу.

 

Судебные процессы начала 30-х гг. помогли сталинскому руководству переложить ответственность за провалы в социалистическом строительстве на классового врага и послужили основанием для эскалации репрессий.

 

5) "Дело "Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра" (рассматривалось военной коллегией Верховного Суда СССР 19-24 августа 1936 г.)

Суду были преданы 16 человек: Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Г.Е.Евдокимов, И.П.Бакаев, С.В.Мрачковский, И.Н.Смирнов и другие известнейшие деятели партии. Все были приговорены к высшей мере наказания.

 

6) "Дело "Параллельного антисоветского троцкистского центра" (рассматривалось военной коллегией Верховного Суда СССР 23-30 января 1937 г.).

Перед судом предстало 17 выдающихся деятелей компартии: Ю.Л.Пятаков, Г.Я.Сокольников, К.Б.Радек, Н.И.Муралов и другие. Г.Я.Сокольников, К.Б.Радек, В.В.Арнольд были приговорены к десяти, М.С.Строилов - к восьми годам тюремного заключения; остальные - к расстрелу.

 

7) "Дело "Антисоветского правотроцкистского блока" (рассматривалось военной коллегией Верховного суда СССР 2-13 марта 1938 г.)

Был предан суду 21 человек: Н.И.Бухарин, А.И.Рыков, Н.Н.Крестинский, Г.Г.Ягода, Х.Г.Раковский и другие. Большинство подсудимых были приговорены к расстрелу, Д.Д.Плетнев - к 25 годам заключения, Х.Г.Раковский - к 20, С.А.Бессонов - к 15 годам.

 

Особенности политических процессов второй половины 30-х гг.:

- на скамью подсудимых попали в большей части выдающиеся деятели коммунистической партии, многие из них в прошлом возглавляли партийную оппозицию;

- проходившие по этим делам обвинялись в создании контрреволюционных организаций, шпионаже, антисоветской, вредительско-диверсионной и террористической деятельности;

- обвиняемых склоняли к даче ложных показаний и к самооговорам с помощью пыток, провокаций, апелляций к партийному долгу и т.п.

- большая часть обвиняемых была расстреляна.

 

Процессы над лидерами оппозиции послужили политическим обоснованием развязывания "большого террора" против руководящих кадров партии, государства, армии, НКВД, промышленности, сельского хозяйства, культуры и т.д., а также против простых тружеников.

Кроме того, сталинскому руководству удалось убедить западных наблюдателей в существовании оппозиционеров-террористов и тем самым отчасти оправдать террор перед общественным мнением Запада.

Политические процессы являлись замечательным средством социальной профилактики. Помимо страха они формировали у народа чувство мифической причастности к управлению государством.

 

Этапы "Большого террора"

1) Осень 1929 - ноябрь 1934 гг.

С осени 1929 г. разворачивается мощное наступление на кулачество, в результате чего были репрессированы миллионы крестьян. Сотни тысяч попали в лагеря и на спецпоселение.

"Закручивание гаек" коснулось и рабочих. По закону, принятому в ноябре 1932 г., только за один прогул рабочего могли уволить, лишить карточек и квартиры.

Одновременно усиливаются преследования (в том числе и в уголовном порядке) социалистической и коммунистической оппозиции. Сотни человек были подвергнуты арестам, тюремному заключению и высылке. Большая группа членов ВКП(б), в том числе Зиновьев и Каменев, была привлечена к уголовной ответственности по делу Союза марксистов-ленинцев. В конце 1932- начале 1933 г. 38 человек, среди которых были известные обществоведы и партийные работники, были арестованы по сфабрикованному делу так называемой антипартийной контрреволюционной группы правых - Слепкова и других ("бухаринская школа").

Начинаются массированные гонения на буржуазных специалистов, часть которых теряет работу, часть - приговорена к различным мерам наказания за "вредительство" и антисоветскую деятельность.

Был принят ряд новых жестоких законов. Так, по постановлению ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. за побег военнослужащего члены его семьи расплачивались пятилетней ссылкой.

Сопротивление умеренного крыла политического руководства приводит к некоторым послаблениям в отношении хозяйственных руководителей в 1933-1934 гг. 2 июня 1934 г. Прокуратура СССР издала распоряжение, направленное на пресечение нарушений законности в отношении хозяйственников. Привлечение их к уголовной ответственности регламентировалось теперь весьма четкими правилами, ограничивающими произвол. За ненужный вызов хозяйственников или специалистов прокурор нес личную ответственность.

В 1934 г. произошла также некоторая либерализация избирательного режима, в результате которой количество "лишенцев" снизилось с 4 до 2,5% общей численности населения. О некоторой либерализации, казалось бы, свидетельствовал роспуск ОГПУ и лишение НКВД судебных полномочий при установлении прокурорского надзора за органами госбезопасности в июле 1934 г. Однако в ноябре того же года были учреждены особые совещания НКВД, обладавшие теми же полномочиями, что и коллегии ОГПУ, а генеральный прокурор Вышинский предоставил органам фактически полную свободу действий, устранив такие формальности, как выдача прокурорских ордеров на арест и т.п.

 

2) Декабрь 1934 - июнь 1936 гг.

Убийство Кирова 1 декабря 1934 г. послужило поводом для усиления политического террора. 3 декабря 1934 г. Политбюро утвердило проект постановления ЦИК СССР об ускоренном порядке репрессий по политическим делам ("закон от 1 декабря"). Постановление предусматривало:

- проведение следствия по делам о терроре в течение 10 дней;

- судебное разбирательство без участия обвинения и защиты;

- кассация не предусматривалась;

- приговор приводился в исполнение немедленно.

Суд над "активными организаторами" убийства Кирова состоялся уже 28-29 декабря 1934 г., 14 обвиняемых были расстреляны. Террор приобрел массовый характер, уже в декабре 1934 г. только по "Закону от 1 декабря" был репрессирован 6501 человек. В Москве и Ленинграде стали выселять "социально чуждый элемент" (бывших дворян, буржуазию и т.д.). Всевозможные "контрреволюционные" заговоры раскрывались повсеместно. 9 января 1935 г. по обвинению в причастности к убийству Кирова были репрессированы 77 человек по делу "Ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы Сафарова, Залуцкого и других". После этого был проведен ряд крупных открытых политических процессов, которые знаменовали усиление борьбы с "контрреволюцией". 16 января 1935 г. 19 человек, проходивших по сфабрикованному делу так называемого Московского центра, возглавляемого якобы Зиновьевым и Каменевым, получили от 5 до 10 лет заключения. 26 января 1935 г. Сталин подписал постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о высылке в Якутию сроком на 3-4 года 663 бывших сторонников Зиновьева. Были повсеместно составлены списки бывших троцкистов и зиновьевцев и организованы аресты или переброски подозрительных из крупных промышленных центров на работу в другие районы. В марте-апреле 1935 г. в Москве Особым совещанием при НКВД СССР ряд известных деятелей партии (А.Г.Шляпников, С.П.Медведев и другие) были осуждены по сфальсифицированному делу "рабочей оппозиции".

В мае 1935 г. начинается кампания проверки партийных документов. Проведение ее было поручено не только партийным органам, но и НКВД. Всего за время кампании было отобрано 249 тыс. партийных билетов. Чекисты брали на учет всех исключенных из партии и организовывали за ними наблюдение. Многие утратившие партийный билет становились кандидатами на арест. Только на 1 декабря в связи с проверкой партийных документов были арестованы 15 218 человек и "разоблачено свыше 100 вражеских организаций и групп".

Вводятся в действие новые жестокие законы. 7 апреля 1935 г. смертная казнь была распространена и на детей, достигших 12 лет. По закону от 9 июня 1935 г. любой советский гражданин за побег за границу приговаривался к смертной казни, а тем, кто не донес о таком "акте предательства", грозило тюремное заключение.

Летом 1935 г. состоялся судебный процесс по так называемому Кремлевскому делу. Среди подсудимых вновь был Л.Б.Каменев, а также сотрудники Кремлевского аппарата ЦИК СССР, обвинявшиеся в подготовке террористического акта против Сталина.

Начиная с 1935 г. органы НКВД стали заниматься массовой фальсификацией судебных дел на террористов и шпионов.

Точка зрения. В 1935-1936 гг. волна террора несколько спадает. О.В.Хлевнюк выделяет следующие причины этого явления: 1) Сталин опасался подорвать народное хозяйство массовыми репрессиями; 2) Сталиным двигал и внешнеполитический расчет: создание более привлекательного имиджа СССР; 3) сказалось противодействие репрессиям.

 

3) Июнь 1936 - февраль 1937 гг.

В июне 1936 г. Сталин дал указание органам НКВД организовать новый политический процесс над троцкистами и зиновьевцами. 29 июля 1936 г. ЦК ВКП(б) одобрил закрытое письмо о террористической деятельности троцкистско-зиновьевского контрреволюционного блока, составленное на основании показаний, выбитых на допросах у Каменева, Зиновьева и других. В августе в Москве был проведен процесс по делу "антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра". Всех 16 подсудимых (в их числе были Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Г.Е.Евдокимов, И.П.Бакаев, С.В.Мрачковский, В.А.Тер-Ваганян, И.Н.Смирнов) приговорили к расстрелу за антисоветскую, шпионскую, вредительскую и террористическую деятельность, за причастность к убийству Кирова и подготовку ликвидации руководителей страны. Суд сопровождался мощной пропагандистской кампанией и волной арестов.

25 сентября 1936 г. Сталин и Жданов посылают из Сочи в Москву телеграмму с требованием заменить Г.Г.Ягоду Н.И.Ежовым на посту наркома внутренних дел и наверстать отставание в разоблачении врагов народа. Политбюро уже на следующий день выполнило распоряжение Сталина, а 29 сентября приняло постановление "Об отношении к контрреволюционным троцкистско-зиновьевским элементам", давшее сигнал к тотальному уничтожению бывших оппозиционеров. "...Троцкистско-зиновьевских мерзавцев..., - говорилось в постановлении, - приходится теперь рассматривать как разведчиков, шпионов, диверсантов и вредителей фашистской буржуазии в Европе".

4) Февраль 1937 - октябрь 1938 гг.

Новый этап репрессий был открыт февральско-мартовским Пленумом ЦК ВКП(б) 1937 г. Н.И.Ежов с особым усердием отстаивал тезис о засоренности контрреволюционными элементами НКВД, РККА, всех без исключения наркоматов. Сталин выступил с докладом "О ликвидации троцкистских и иных двурушников", в котором содержалось обоснование репрессивной политики (классовый враг усиленно сопротивляется, поскольку СССР успешно завершает строительство социализма). Серьезные обвинения на пленуме были выдвинуты против Н.И.Бухарина и А.И.Рыкова.

Расправы стали более скорыми, Сталин все меньше боялся сопротивления, обвинений в предвзятости. Летом 1937 г. репрессии достигли своего апогея. 11 июня 1937 г. пресса сообщила о том, что секретное заседание военного трибунала вынесло смертный приговор заместителю наркома обороны маршалу М.Н.Тухачевскому, а также И.Э.Якиру, И.П.Уборевичу и другим видным военачальникам, обвинявшимся в антисоветской, контрреволюционной и шпионской деятельности. НКВД силой выбило у ряда командиров показания, создающие впечатляющую картину "заговора в Красной Армии". В этот же день было арестовано еще более 800 человек комсостава РККА. За два последующих года чистки армии исчезло 11 заместителей наркома обороны, 75 из 80 членов Высшего военного совета, 2 из 4 оставшихся маршалов, 8 адмиралов, 14 из 16 генералов армии, 50 из 57 командиров корпусов, 154 из 186 комдивов, 35 тыс. из 80 тыс. офицеров.

На июньском (1937) Пленуме ЦК ВКП(б) нарком внутренних дел Ежов выступил с сообщением о разоблачении грандиозного контрреволюционного заговора внутри партии и государства. Он попросил пленум продлить чрезвычайные полномочия органам госбезопасности для окончательного выкорчевывания контрреволюционного подполья в партии и государстве. Сталин и большинство членов ЦК поддержали это предложение. На пленуме из состава ЦК и кандидатов в члены ЦК были исключены 38 видных партийных и государственных деятелей. Попытка сопротивления Каминского и Пятницкого была подавлена. На следующем пленуме - в октябре 1937 г. из состава ЦК было исключено еще 20 человек.

5 июля 1937 г. Политбюро решает: "Установить впредь порядок, по которому все жены изобличенных изменников родины - правотроцкистских шпионов подлежат заключению в лагеря не менее 5-8 лет".

Процесс 21-го (Бухарин, Рыков, Ягода и другие), состоявшийся в марте 1938 г., послужил поводом для очередной репрессивной кампании.

 

5) Октябрь 1938 - июнь 1941 гг.

В августе 1938 г. заместителем Ежова был назначен Берия. Через некоторое время - 8 октября 1938 г. - Политбюро сформирова



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.017 с.)