Борьба за разрядку международной напряженности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба за разрядку международной напряженности



В конце 60 - начале 70-х гг. исторической реальностью стало установление военно-стратегического равенства (паритета) между СССР и США, между Организацией Варшавского Договора и НАТО. С одной стороны, взаимная угроза служила сдерживающим от ядерного конфликта фактором, с другой стороны, количество ядерного оружия превысило все допустимые пределы, гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на плечи налогоплательщиков. Абсурдность дальнейшего накапливания оружия, опасения случайного фактора в развязывании ядерного конфликта, нежелание обеих сторон применять ядерное оружие первыми послужили почвой для начала процесса разрядки международной напряженности.

 

Важнейшие шаги на пути к разрядке

- Подписание Договора о нераспространении ядерного оружия СССР, США и Великобританией в 1968 г.

- Урегулирование статуса Западного Берлина в 1970 г.

В этом году были подписаны:

- договор между СССР и ФРГ об отказе от применения силы в отношениях между собой и признании границы по Одеру-Нейсе;

- договор между Польшей и ФРГ о признании послевоенных польских границ;

- четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по Западному Берлину, которое подтверждало сложившееся положение и гарантировало свободу доступа в Западный Берлин.

Нормализация отношений с Западной Германией была для СССР важным политическим и дипломатическим успехом. Соглашения были подписаны на советских условиях и не потребовали от СССР серьезных уступок.

 

- Подписание Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах, а также других видов оружия массового поражения (ОМП) СССР, США и Великобританией в 1971 г.

- Подписание договора о противоракетной обороне США и СССР в 1972 г.

- Взаимные визиты советского и американских лидеров, сопровождавшиеся подписанием ряда экономических и политических соглашений, в том числе в области разоружения. Важнейшими из них были:

- временный (5 лет) Договор об ограничении стратегических вооружений (межконтинентальных ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок) в 1972 г. (ОСВ-1).

- Договор ОСВ-2 в 1979 г., предусматривающий более полное и последовательное ограничение стратегических вооружений (включались стратегические бомбардировщики, разделяющиеся боеголовки и т.д.).

Этот договор так и не был ратифицирован США, во-первых, вследствие советского вторжения в Афганистан, во-вторых, из-за сопротивления администрации Рейгана, которая считала соглашение невыгодным.

 

- Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1 августа 1975 г. в Хельсинки 33 европейских государства, а также США и Канада подписали Заключительный акт Совещания. В нем содержались: принципы осуществления межгосударственных отношений, признание сложившихся в Европе границ, договоренности о сотрудничестве в сфере экономики, о системе контроля за выполнением хельсинских соглашений. В качестве основных принципов межгосударственных отношений были признаны: суверенитет; взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ, территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм права.

 

В конце 70-х гг. разрядке был положен конец. Причинами стали:

 

- "Консервативная волна" на Западе.

Пришедшие к власти в крупнейших капиталистических странах лидеры (в Великобритании - М.Тэтчер, в США - Р.Рейган) во внешней политике отдали предпочтение действиям "с позиции силы". В качестве примеров можно назвать эмбарго президента США Д.Картера на зерно для СССР в 1979 г., эмбарго президента Рейгана на оборудование для советского трубопровода в 1982 г., вооруженное вторжение Англии на Фолклендские острова, американское вторжение на Гренаду в 1983 г., американскую помощь "контрас" в Никарагуа с 1979 г.

 

- Непоследовательность СССР в осуществлении разрядки.

Советское руководство в период с 1971 по 1981 г. выдвинуло ряд положений, которые оно объявило "Программой мира". "Программа" ставила перед СССР следующие задачи:

- запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;

- прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия;

- ликвидация военных очагов и прекращение военных конфликтов;

- обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах;

- обеспечение свободы и независимости народов мира;

- углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

Решая выдвинутые задачи, СССР добился ряда положительных сдвигов, о чем речь уже шла. Вместе с тем допускались действия, шедшие вразрез с декларациями:

- продолжались секретные акции в оборонной сфере, противоречившие публичным заявлениям;

- СССР уклонялся от ответа на вопрос о наличии у него химического оружия (оно имелось);

- СССР отказывался от обязательных международных инспекций, отстаивая принцип самоконтроля за вооружениями;

- СССР неоднократно вмешивался во внутренние дела других государств, что утвердило западное общественное мнение в том, что разрядка является "улицей с односторонним движением".

 

- Нарушения прав человека в СССР.

- Советская экономическая и военная помощь "прогрессивным" движениям в Латинской Америке, Африке, на Ближнем Востоке.

- Введение советских войск в Афганистан.

В глазах международного сообщества советское вторжение в Афганистан рассматривалось как очевидное нарушение суверенитета независимого государства. Для США, год назад в результате революции в Иране потерявших своего стратегического союзника, после поддержки Советским Союзом вьетнамского вторжения в Камбоджу интервенция в Афганистане казалась верхом советской экспансии.

 

- Борьба между США и СССР за достижение военного превосходства.

Вину за раскручивание нового витка гонки вооружений следует возложить на обе конкурировавшие стороны. Они стремились истолковать стратегический паритет в свою пользу, оставив вооружения "немного про запас".

Акции США:

- отказ учитывать "крылатые ракеты"(новый тип оружия) при согласовании уровня вооружений в середине 70-х гг.;

- установка в Западной Европе крылатых ракет и ракет "Першинг", способных достигать территории Советского Союза (1983);

- работы над программой "стратегической оборонной инициативы"(СОИ) -развертывание системы противоракетной обороны в космосе ("программа звездных войн") в начале 80-х гг.

Советские акции:

- размещение в 1977 г. в европейской части СССР новых ракет средней дальности РСД-10 (СС-20 по натовской классификации), не попадавших под соглашения по ОСВ;

- накапливание в Восточной Европе танковой армады, значительно превосходившей аналогичные силы НАТО;

- уничтожение 1 сентября 1983 г. "Боинга-747" южнокорейской гражданской авиакомпании (полет "Боинга" был объявлен "провокацией, организованной спецслужбами США");

- развертывание в Восточной Европе дополнительных ракет средней дальности в ответ на установку "Першингов" и крылатых ракет.

 

Результатом стал более высокий уровень противостояния двух блоков. Никогда после II мировой войны ситуация на международной арене не была такой напряженной, как в конце 1983 - начале 1984 гг.

 

СССР и развивающиеся страны

В 60-70-е гг. освобождающиеся от колониальной зависимости страны становятся значимым фактором в международной политике (к концу 70-х гг. в мире насчитывалось 115 развивающихся государств). Борьба за сферы влияния среди стран "третьего мира" становится одной из важнейших задач внешней политики как СССР, так и США. Основным средством вовлечения развивающихся стран в свою орбиту становится экономическая и военная помощь.

Материальная помощь странам "третьего мира" отчасти способствовала укреплению позиций СССР в мировом сообществе. Однако нередко эффективность такой помощи была минимальной. Кредиты предоставлялись часто без серьезных гарантий возврата; строительство промышленных объектов производилось без привязки их к советской экономике, что позволяло тем, кому помогали, в случае смены внешнеполитического курса, безболезненно порвать с Советским Союзом. При оказании помощи СССР ориентировался прежде всего на пропагандистские заявления руководства развивающихся стран о социалистическом выборе (что часто не соответствовало реальности), а не на объективный геополитический анализ. В результате советской помощью часто пользовались режимы и движения с невысокой репутацией в мире, вроде диктатора-людоеда Бокассы, ливийского экстремиста М.Каддафи, иракского диктатора С.Хуссейна и т.п. Это подрывало авторитет СССР.

Расширялся и объем советской военной помощи. Военно-морской флот СССР демонстрировал свое присутствие и оказывал политическое давление в акватории мирового океана. СССР оказал существенную помощь оружием и военными специалистами Египту в ходе арабо-израильских войн начала 70-х гг., вооружал диктаторские режимы Ливии и Ирака, советские летчики воевали во Вьетнаме и других странах. СССР вдохновлял кубинскую интервенцию в Анголе, помогал Народному фронту освобождения Мозамбика, потом непосредственно вмешался в конфликт в районе Африканского Рога, сначала на стороне Сомали, затем - на стороне Эфиопии.

 

Наиболее серьезные последствия имело введение советских войск в Афганистан.

- В необъявленной войне погибло более 15 тыс. советских солдат, 35 тыс. было ранено, 300 пропали без вести или попали в плен.

- Военные расходы оказались непосильной ношей для советской экономики. Каждый день войны стоил не менее 1 млн.руб.

- Падала популярность правительства, развязавшего изнурительную войну.

- Охлаждение отношения к Советскому Союзу в исламском мире; что касается Афганистана, то после вывода советских войск он надолго выпал из сферы влияния России.

- Был нанесен сильный удар по разрядке.

 

В апреле 1978 г. неожиданно для СССР и США произошла революция в Афганистане. Советский Союз приветствовал революцию, не замечая ее специфики, плохо понимая клановый характер борьбы за власть в этой стране. В марте 1979 г. началось контрреволюционное восстание в Герате, ухудшилась экономическая ситуация. В сентябре 1979 г. произошло возвышение бывшего министра иностранных дел Х.Амина. Он возглавил правительство и министерство обороны. Бывший глава Афганистана Н.Тараки был убит в результате спровоцированного покушения на Амина. Брежнев и его окружение, получив неточную информацию, восприняли эти события как вызов. Сказалась еще и то, что политическое руководство опасалось введения американских войск в важный для СССР регион (что вряд ли могло произойти, хотя бы вследствие вьетнамского синдрома). Целый ряд экспертов полагали, что во введении войск нет необходимости: о защите социализма речи не шло, национальные интересы СССР в Афганистане были минимальны, военные действия в горах затруднены. Однако решение о введении войск было принято в узком кругу членов Политбюро (более половины членов Политбюро отсутствовало). В результате стремительного броска спецчасти КГБ захватили дворец Х.Амина. "Посаженный" с советской помощью на пост президента лидер афганских коммунистов Б.Кармаль одобрил ввод советских войск соответствующим "приглашением". Советское руководство еще долго не могло осознать афганскую специфику. Поддержка Б.Кармаля, представлявшего интересы только одной из коммунистических группировок, даже не большинства компартии, и тем более не большинства народа, обострила борьбу за власть враждующих кланов. Иноземный характер военной помощи сделал советских солдат захватчиками (бывшими к тому же иноверцами) в глазах местного населения, что придало борьбе национально-освободительный и религиозный оттенок. Для поддержания стабильности требовалось постоянно наращивать воинский контингент, который достиг 200 тыс. человек. Народный характер борьбы против оккупации сделал неминуемыми большие жертвы среди гражданского населения. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек. Афганистан стал внешней и внутренней проблемой № 1 Советского Союза.

 

В конечном счете достигнутые Советским Союзом успехи в странах третьего мира были весьма относительны. Египет при А.Садате отвернулся от СССР, переметнувшись под опеку США. Поддержка Советским Союзом Ливии наносила ему значительный моральный и материальный ущерб. В Латинской Америке сандинистский режим испытывал нарастающие трудности; экономическая помощь Ф.Кастро обходилась все дороже. Вьетнам увяз в бесперспективной войне с камбоджийской оппозицией, поддерживаемой Китаем. В Африке экономическая катастрофа в Эфиопии, гражданская война в бывших португальских колониях уже не оставляли надежд на успех советской политики. Афганская трагедия - последний мрачный мазок на этой нерадостной картине.

 


ЛЕКЦИЯ 9.

ПЕРЕСТРОЙКА В СССР

(1985 - 1991)

Обобщенное название "перестройка" получила политика реформ, направленных на преодоление кризиса и укрепление основ социалистического строя, проводимая группой лидеров КПСС во главе с М.С.Горбачевым с апреля 1985 г.

Следует понимать, что даже ключевые для рассматриваемого этапа понятия "перестройка", "гласность", "ускорение" и т.д. в устах Горбачева и других общественных деятелей не имели постоянной смысловой нагрузки. В зависимости от хода реформ, желания и обстоятельств в них вкладывался различный смысл.

Период перестройки можно условно разделить на два крупных этапа, имевших различное экономическое, политическое и идеологическое содержание.

 

Первый этап. 1985-1987 годы

 

Идеология

Полного понимания глубины кризиса и путей его преодоления не было ни у нового политического руководства, ни у широких масс. Очевидным для всех было осознание одной реалии: так жить нельзя, необходимы перемены. Группа коммунистов-реформаторов, приближенная к Горбачеву, начала выработку новой идеологии КПСС и добилась ее одобрения сначала на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, а затем на XXVII съезде КПСС (февраль 1986).

 

Основные элементы идеологии первого этапа перестройки

- Оценка сложившегося в стране строя как совершенного и справедливого, но несколько деформированного социализма.

- Основы существующей системы оставались вне критики, ее острие было обращено против социально-экономической политики брежневского руководства, которое не обеспечило НТП и потворствовало коррупции в аппарате управления.

- Целью перестройки было объявлено совершенствование социализма.

- Средствами достижения цели провозглашались:

- ускорение социально-экономического развития страны;

- ставка на "человеческий фактор";

- усиление авангардной роли коммунистов;

- развитие гласности;

- новое внешнеполитическое мышление.

 

Внешний фактор на первом этапе перестройки признавался чрезвычайно значимым, если не решающим. Об этом убедительно свидетельствует факт, что из новой редакции III программы КПСС, принятой на XXVII съезде, убрали раздражающие Запад упоминания о диктатуре пролетариата, о неизбежной победе социализма. Впервые декларировался приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми в международных отношениях. Кроме того, из партийной программы исчезли все упоминания о строительстве коммунизма, хотя он по-прежнему провозглашался конечной целью партии.

 

Неожиданно для политического руководства гласность вскоре вышла за предначертанные ей рамки, ее развитие привело к непредусмотренным серьезным последствиям, к необратимым переменам как в духовной, так и политической жизни страны. Это произошло несмотря на то, что для Горбачева гласность была здоровой критикой существующих недостатков, но не подрывом социализма и его ценностей. Политика гласности проводилась для решения следующих задач:

- установление обратной связи между руководством и народом;

- выяснение степени общественной поддержки проводимой политики;

- привлечение к разработке реформ интеллектуалов;

- перенесение критики с собственных просчетов на ошибки и преступления предшественников;

- отвлечение внимания обывателей от острых социально-политических проблем (развлекательные программы и чтиво, сеансы психотерапии, НЛО и пр.);

- целенаправленное формирование общественного сознания.

Для реализации перечисленных задач были несколько приоткрыты цензурные шлюзы, особенно в отношении "желтой прессы" и освобождения исторической памяти. Однако гласность вплоть до принятия Закона о печати в 1991 г. не была тождественна свободе слова: партия по-прежнему осуществляла политическую цензуру, оставляя зоны, закрытые для критики (Чернобыльская катастрофа, деятельность спецслужб, личность Ленина и т.д.); разрешались только партийно-государственные средства массовой информации, независимые издания подвергались гонениям ("Гласность" С.Григорьянца, листовки "Демократического Союза" и т.д.).

 

Последствия гласности

- Общество смогло познакомиться с многочисленными запрещенными ранее отечественными и зарубежными научными и художественными произведениями, с острыми современными книгами А.Рыбакова, В.Гроссмана, А.Приставкина и др., фильмами "Покаяние", "Власть соловецкая" и т.д., статьями Г.Попова, В.Селюнина и др. Откровенный и все более свободный тон становился стилем прогрессивных периодических изданий ("Новый мир", "Огонек", "Московские новости" и др.) и телепередач ("Взгляд", "Пятое колесо" и др.).

 

- Гласность обратилась к проблемам природы сталинизма, законности партийной власти. Критика прошлого была перенесена на весь социалистический строй. Антикоммунистические настроения стремительно охватывали народные массы.

 

- КПСС стала терять контроль над массовым сознанием, появилась возможность распространения альтернативной идеологии.

 

- Гласность способствовала формированию альтернативных КПСС политических организаций, политической оппозиции.

 

- "Отец перестройки" Горбачев стал терять авторитет, так как консерваторов не устраивал его отход от ряда социалистических принципов, а демократические массы - то, что он не желал расстаться с социалистической идеей.

 

- Гласность усилила "разброд умов". Люди, привыкшие получать от вождей готовые идеи, не могли ориентироваться в условиях нараставшего плюрализма мнений. Потерпело крах утопическое мировоззрение; размывание утопических надежд вело к глубокой общественной неудовлетворенности.

 

- Гласность усилила чувство социальной злости, направленное против всех, кто, по мнению обывателей, мешал хорошо жить: номенклатуры, болтунов-демократов, кооператоров, представителей других национальностей. Гласность сделала лишения невыносимыми, обострила недовольство существующим порядком, довела массы до готовности к активным действиям (митингам, забастовкам, погромам и т.д.).

 

- Снятие табу на обсуждение национального вопроса приводит к болезненной его постановке, к вспышке национализма, к разрастанию межнациональных конфликтов.

 

Тем не менее в целом гласность явилась, пожалуй, главным неоспоримым достижением перестройки, именно благодаря ей стали возможны последующие экономические и политические реформы, именно она подготовила к этим реформам общество.

 

Экономика

Экономическое мышление нового политического руководства оставалось традиционным. Главные директивы принимались на партийных съездах и пленумах, а их реализация предполагалась в рамках планово-государственной экономики. Не помогло в решении экономических проблем и привлечение экспертов-экономистов, среди которых были такие маститые, как Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян. Большинство из них жили идеями социалистического хозрасчета по типу реформы 60-х гг., что вряд ли могло спасти разрушающуюся экономику.

 

С начала перестройки экономические реформы определяли две основные тенденции:

- расширение самостоятельности государственных предприятий;

- расширение сферы деятельности частного сектора.

На первом этапе перестройки развитие обеих тенденций было весьма скромным.

1) В 1987 г. был принят "Закон о государственном предприятии", призванный обеспечить переход на хозрасчет и самофинансирование. Однако он вошел в силу для всех предприятий только с января 1988 г. До этого времени на хозрасчет смогла перейти лишь ничтожная доля предприятий, остальные получили возможность в небольшой мере расширить производственную инициативу.

В 1986 г. была создана бюрократическая структура "госприемки" для повышения качества продукции. Это означало расширение сферы централизованного государственного контроля. Повсеместно обнаружились несоответствия изделий стандартам качества, что ударило по карману рабочих, лишившихся премий; качество продукции не возросло. В 1988 г. госприемка без лишнего шума была ликвидирована.

2) В середине 1986 г. был принят указ об индивидуальной трудовой деятельности. Частная инициатива была легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Это был первый, но чрезвычайно слабый удар по монопольным позициям государства в экономике. Одновременно появившийся указ о борьбе с нетрудовыми доходами ограничил до предела сферу частного предпринимательства. Налоги, взымаемые с частников, достигали 65% (были снижены только в мае 1988 г.). Заниматься производством при таких условиях, при отсутствии возможности обратиться к банковскому кредиту, было, по существу, нельзя. Вследствие этого частный сектор стал "пристанищем" торгово-закупочных фирм и стал использоваться для "отмывания" капиталов теневой экономики, что настраивало против него общественное мнение.

 

Лозунг ускорения социально-экономического развития предполагал резкое увеличение темпов экономического роста, переход на интенсивный путь производства. Однако претенциозным планам не суждено было сбыться. Мешали ограниченность экономического мышления и старая система управления экономикой. Курс на увеличение темпов экономического развития одновременно со структурной перестройкой экономики стал очередной попыткой действовать вразрез с объективными закономерностями: как правило, при структурной перестройке темпы роста снижаются. Как в былые годы, основные инвестиции были направлены в машиностроение, что только увеличивало сложившийся отраслевой дисбаланс. Без заинтересованности производителей в модернизации добиться интенсификации, при навязывании ее сверху, было невозможно. Одного желания ускорить развитие было мало.

 

Социальное развитие

Если судить по речам партийных руководителей и материалам партийных органов, произошел поворот к усилению внимания к социальной сфере. "Человеческий фактор" был признан в качестве одного из главных рычагов перестройки, был сделан акцент на необходимости материального стимулирования трудовой активности, было даже торжественно обещано обеспечить каждую семью отдельной квартирой или домом. Однако социальная политика осуществлялась в рамках старых административно-командных принципов, что привело ее к краху.

Финансировалась социальная сфера по-прежнему по "остаточному" принципу, что влекло за собой вследствие объективных неблагоприятных экономических факторов и просчетов руководства ухудшение уровня жизни.

- Продолжилось падение цен на нефть и другие энергоносители на мировом рынке.

- 1,5% национального дохода унесла Чернобыльская катастрофа.

- В результате введения указа о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма (6 мая 1985) продажа алкогольных напитков сократилась в 2 раза, казна лишилась крупного источника доходов; вместе с тем Указ спровоцировал массовое подпольное производство водки и формирование "водочной мафии".

- Медленный рост зарплаты, не подкрепленный подъемом производства потребительских товаров, привел к увеличению неудовлетворенного спроса.

Унаследованные от прошлого номенклатурные привилегии, перекосы в оплате труда, попрание законности высокопоставленными чиновниками в условиях гласности порождали острое недовольство сохранившимися нарушениями социальной справедливости.

 

Политика

В политической жизни самым рельефным стал процесс массового обновления руководящих кадров на всех уровнях.

По мере укрепления новой правящей группы из Политбюро удалялись консерваторы: Г.В.Романов (июль 1985), Н.А.Тихонов (октябрь 1985), В.В.Гришин (февраль 1986), Д.А.Кунаев (январь 1987), Г.А.Алиев (октябрь 1987), А.А.Громыко, М.С.Соломенцев, В.И.Долгих (сентябрь 1988). Политбюро пополнялось единомышленниками (до известной степени) Горбачева: Э.А.Шеварнадзе, Н.И.Рыжковым, Л.Н.Зайковым, Н.Н.Слюньковым, А.Н.Яковлевым, В.П.Никоновым, В.А.Медведевым. В ЦК КПСС за пять лет обновилось 85% состава (размах небывалый - даже в 1934-1939 гг. обновление составляло 77%). Произошли кадровые перестановки и на местах. Сменилось 60% секретарей обкомов и крайкомов. Послушные (как оказалось - до поры, до времени) Горбачеву люди возглавили КГБ (В.А.Крючков) и вооруженные силы (Д.Т.Язов).

Кадровые перемещения, предпринятые Горбачевым, не были чем-то новым в истории страны, они воспринимались как должное. Реакция номенклатуры на избрание Горбачева генсеком так же была вполне спокойной. Его избрание было воспринято как естественный и необходимый шаг к обновлению системы. Да и сам Горбачев в первое время не предпринимал никаких мер по изменению системы.

Политическая система советского общества оставалась неизменной, в полном объеме сохранялась власть вождей, номенклатуры, КПСС.

 

В 1987 г. стало ясно, что Горбачев не хочет и не может принципиально изменить систему, что у него нет сколько-нибудь продуманной программы дальнейших реформ. Горбачев предпринял попытку возложить вину за неудачи на "противников перестройки" и одновременно избавится от недовольных. На январском (1987) пленуме ЦК КПСС было подчеркнуто, что главный критерий подбора кадров - отношение к перестройке. В пропагандистский лексикон было введено понятие "механизм торможения". Началась кампания борьбы с "неперестроившимися". Говоря о необходимости существенных политических изменений, Горбачев предложил шире использовать практику выбора руководителей, допустить выдвижение нескольких кандидатов в советы на одно депутатское место. В действительности дальше косметических изменений дело не пошло. Несмотря на допущение альтернативных выборов и тайного голосования при избрании ответственных партийных работников, кадровый корпус партии формировался "сверху", "диктатура секретариата" сохранялась. Советы оставались подконтрольны партийному аппарату. Так, при выборах в местные советы в июне 1987 г. альтернативные кандидатуры были представлены только в 0,4% избирательных округов; все они, по старинке, прошли предварительный отбор в партийных инстанциях.

Кризис курса на перестройку был налицо. Экономическая политика показала свою несостоятельность, несовершенство существующей системы и сопротивление перестройке оказались достаточно серьезными, чтобы вынудить политическое руководство пойти на более радикальные социально-экономические и политические реформы.

Мизерность перемен вызывала глухое недовольство масс. Выразителем этих настроений стал видный представитель политического руководства Б.Н.Ельцин, занимавший в 1987 г. посты кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС и первого секретаря МГК. Его оппозиционное выступление на октябрьском (1987) пленуме ЦК было первым открытым политическим кризисом в руководстве партии и знаменовало окончание первого этапа перестройки. В своем выступлении Ельцин критиковал политический курс генерального секретаря за медлительность и недостаточную радикальность перемен, за попустительство консервативным силам в партийном руководстве (представителем которых был Е.К.Лигачев). Ельцин подал в отставку с поста кандидата в Политбюро, с поста секретаря МГК его вынудили уйти. Попытка утаить от народа содержание критики только усилила недовольство масс политиками. Руководство ставилось перед необходимостью форсировать реформы.

 

Второй этап. 1988-1991 годы

 

Идеология

Идеология второго этапа перестройки во многом была сформирована уже в ноябре 1987 г. (доклад М.С.Горбачева "Октябрь и перестройка: революция продолжается"). Под давлением снизу концепция перестройки постоянно модифицировалась, обретая все больше и больше демократических черт. "Платформа ЦК КПСС к XXVIII съезду"(1990), провозгласившая главной целью движение к гуманному, демократическому социализму, была последней чертой, перед которой остановились официальные партийные идеологи.

 

Основные элементы идеологии второго этапа перестройки

- Построенный в СССР социализм оказался деформирован вследствие искажений марксистско-ленинской теории. Сталин и его окружение создали казарменный социализм, командно-административную систему.

Исторической альтернативой сталинизму могли стать: в теории- поздний ленинизм; в экономике - нэп; в политике - линия Бухарина. Политика перестройки - реализация ленинской альтернативы.

 

- Цель перестройки - обновление всего строя; построение гуманного, демократического социализма.

- Задачами перестройки теперь провозглашались:

- создание многоукладной экономики;

- разделение функций между КПСС и государством (КПСС - идеология, советы - государственное управление);

- демократизация общественной жизни, в частности - демократизация партийной жизни.

 

Гласность и новое политическое мышление по-прежнему признавались основными инструментами перестройки. Вступление в силу Закона о печати (сентябрь 1990) знаменовало переход от гласности к свободе слова. Любые организации и граждане получили право на учреждение изданий. Однако косвенное влияние компартии оставалось, так как все типографские и издательские комплексы были в ее собственности. Рупором коммунистического руководства оставалось телевидение, острые темы освещались односторонне, популярные комментаторы отстранялись от работы. Созданное весной 1991 г. российское телевидение сохранило в целом государственный характер.

 

Экономика

Обе тенденции развития экономических реформ (расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы деятельности частного сектора) продолжали действовать.

 

 

Расширение самостоятельности государственного сектора

С 1988 г. действовал "Закон о государственном предприятии", призванный обеспечить переход к хозрасчету и самофинансированию, наделявший предприятия сравнительно большой экономической самостоятельностью. Тем не менее до 1990 г. план оставался стержнем хозяйственной деятельности предприятий. Предприятие само могло устанавливать связи со своими партнерами (хотя в рамках существовавших планов это было малореально), определять численность рабочей силы, устанавливать зарплату. На деле возможности свободной коммерческой деятельности были значительно ограничены. Госзаказ почти полностью исчерпывал ресурсы производственных мощностей, в отсутствие оптовой торговли предприятия не могли выбирать себе поставщиков, цены и налоги спускались сверху. Патерналистско-социалистические стереотипы сознания не позволили существенно сократить количество работающих, довести до банкротства убыточные предприятия, которые составляли не менее трети от их общего числа.

Эффект от реорганизации министерств, разрешения аренды земли и введения регионального хозрасчета был минимальным. Центральный аппарат управления сократился на 30-40%, но принципы его работы остались неизменными. Аренде земли препятствовали руководители колхозов, совхозов и местных Советов. Хозрасчет территорий стал материальной основой местного и национального сепаратизма.

 

Развитие частной инициативы

В мае 1988 г. был принят "Закон о кооперации в СССР". Роль, предлагаемая негосударственным предприятиям, была небольшой: удовлетворение потребительского спроса, на который не удается сориентировать государственную промышленность. Началось бурное развитие кооперации. К весне 1991 г. более 7 млн. человек (5% активного населения) были заняты в кооперативном секторе. Кроме того, около 1 млн. человек получили патенты на занятие индивидуальной трудовой деятельностью.

 

Последствия, вызванные кооперативным движением, оказались более глубокими, чем планировалось политическим руководством:

- все формы частного бизнеса легализовались в форме кооперативов;

 

- в кооперативах начался процесс накопления капиталов;

 

- кооперативы способствовали возникновению рынков товаров, капиталов и рабочей силы;

 

- наиболее предприимчивая часть населения ушла в кооперативы.

 

Несмотря на заявления руководства о поддержке частной инициативы, кооперативы наталкивались на серьезные трудности:

- местные власти стремились ограничить деятельность кооперативов;

 

- дефицит материальных ресурсов вынуждал прибегать к использованию нелегальных источников;

 

- часть общества не скрывала враждебности к кооператорам, в которых видела жуликов и спекулянтов.

Последнему в немалой степени способствовала непоследовательность государственной политики в отношении кооперативного движения. Кооперативы не были интегрированы в систему государственных хозяйственных связей, не было предусмотрено должного правового обеспечения взаимодействия государственных структур и кооперации, что создало базу для ряда злоупотреблений:

- из-за разницы цен сырье и товары перетекали из государственного сектора в кооперативный;

- на ряде предприятий были созданы кооперативы с целью дополнительного финансирования, взвинчивания цен на продукцию и перекачки безналичных средств в наличные; это стало еще одним инфляционном фактором;

- процедура создания и функционирования кооперативов была забюрократизирована, административный контроль чиновничества над кооперацией создавал почву для развития коррупции;

- правовая незащищенность кооперации, налоговый прессинг делали невыгодной производственную деятельность кооперативов, формировали своего рода "экономику казино", в рамках которой предприниматели искали немедленной спекулятивной выгоды в ущерб развитию с дальним прицелом производства товаров и услуг.

Нездоровые условия формирования частного сектора привели к тому, что в глазах обывателя экономическая свобода стала фактором падения жизненного уровня, а предприниматель предстал в образе хапуги и мошенника.

 

В 1988 г. была реформирована система государственных банков. Госбанк получил функции эмиссионного, четыре отраслевых банка - большую самостоятельность в кредитной политике. Разрешено было создавать коммерческие банки.

 

С наибольшими трудностями столкнулось правительство, пытаясь расширить сферу частной инициативы в сельском хозяйстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.121 с.)