Эволюция органов государственной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция органов государственной власти



Определяющее значение для эволюции государственной власти имело усиление исполнительных структур в центре и на местах, укрепление легитимности действующих органов власти. Проведение очередных парламентских (12 декабря 1995) и президентских (16 июня 1996) выборов стало крупным шагом в утверждении правового механизма приобретения мандата на власть.

 

Расширение полномочий Президента

Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., закрепила эволюцию модели устройства исполнительной власти: от псевдоамериканской, когда президент возглавляет правительство и фактически выполняет функции главы Кабинета, к псевдофранцузской, при которой президент, обладающий исключительными полномочиями, служит своего рода балансом между правительством и парламентом, которые он имеет право распускать по своему усмотрению. По российской Конституции Президент является главой государства и главой правительства. Президент наделен правом отлагательного вето; для преодоления вето требуется набрать по 2/3 голосов в каждой палате Федерального собрания. Президент имеет право распустить Государственную Думу в случае троекратного отклонения кандидатуры премьер-министра, представляемой Президентом. Таким образом, российский Президент обладает всей полнотой исполнительной власти и имеет существенные законодательные полномочия. Российский основной закон предоставляет Президенту значительно большие прерогативы, по сравнению с западными конституциями. Новая военная доктрина, одобренная 2 ноября 1993 г. единолично назначенным Ельциным Советом безопасности, предоставила Президенту и правительству право использовать Вооруженные Силы для решения не только внешнеполитических, но и внутриполитических задач.

Б.Н.Ельцин, следуя по пути концентрации личной власти, обнаружил феноменальную политическую интуицию и владение технологией власти. Придя к власти на волне демократического подъема, он довольно быстро отмежевался от демократов. Монополизировав право выступать от имени реформаторов, он существенно ограничил возможность формирования действительно демократической альтернативы. После октябрьской "победы" 1993 г. он отбрасывает механизм общественных консультаций, в прошлом остаются и выработанные при Хрущеве и Брежневе технологии "коллегиальности". Фактически происходит возврат к единоличной системе принятия решений.

Тем не менее захват президентского поста представителем коммунистической оппозиции грозил лишь усугублением трудностей, переживаемых страной. Именно поэтому большинство избирателей, в конечном счете, предпочло "меньшее зло", проголосовав на президентских выборах 1996 г. за Ельцина. В итоге, выборы, отбросив худшую альтернативу, закрепили систему власти недемократичную в своей основе. Однако это не означает полного блокирования возможностей ее дальнейшего демократического развития.

 

Правительство

 

Правительство В.М.Черномырдина, прочно утвердилось у власти после декабря 1993 г. и не намерено ни сдавать эту власть, ни серьезно менять политический курс. По своему политическому весу оно явно превосходит Государственную Думу, что позволяет проводить свою политику, опираясь на поддержку Президента и ряда влиятельных экономических структур. Очевидно, что это не исключает ни некоторую корректировку правительственного курса, ни изменений в составе правительства.

Результаты декабрьских выборов 1993 г. подтолкнули исполнительную власть и правительство к корректировке курса реформ, реформы теряют радикальный характер, становятся умеренными. Наглядным свидетельством этого процесса стали инициированные правящими структурами кадровые перестановки, направленные на постепенное вытеснение из правительства и без того немногочисленных борцов за реформы. В январе 1994 г. из правительства вышли Е.Т.Гайдар и Б.Г.Федоров, вошли представители ПРЕС, АП, ВР. Из радикальных реформаторов в правительстве в течение года оставался один А.Б.Чубайс, который в начале 1995 г. получил почетный, но отнюдь не ключевой пост представителя России в МВФ.

После парламентских выборов 1995 г. Черномырдину удается сохранить за собой пост главы правительства и получить карт-бланш на формирование нового кабинета. Политическая ситуация позволяла сохранять неизменным состав правительства достаточно долго. Однако Президент и премьер-министр все же пошли на некоторые изменения в расстановке ключевых фигур в правительстве в начале 1997 г. По всей видимости, главными мотивами этих перестановок стали спасение реноме режима, а также желание несколько поправить экономическую ситуацию, кризисный характер которой к концу 1996 г. не вызывал сомнений. В отставку отправляется министр финансов Лившиц, который в глазах общественного мнения выглядел главным виновником финансовых неурядиц. Первыми вице-премьерами назначаются А.Чубайс, на которого возлагалась ответственность за проведение экономических реформ и финансовой политики, и Б.Немцов, которому поручалось руководство социальной сферой и реформированием естественных монополий. Приглашение нижегородского губернатора в марте 1997 г. на третий по значимости пост в правительстве стало весьма сильным ходом Ельцина, популярность которого в начале 1997 г. значительно покачнулась. Введение в кабинет Немцова, обладавшего имиджем демократичного, некоррумпированного, деятельного и либерального реформатора, получившего от Президента гарантии несменяемости в течение двух лет, способствовало некоторому примирению общества с малопопулярным режимом.

В апреле 1997 г. новое правительство было сформировано. Посты вице-премьеров, помимо Чубайса и Немцова, получили Я.Уринсон, курировавший экономическую реформу, земельную реформу, реформу промышленности, А.Кох (реформа отношений собственности, приватизация и управление собственностью государства, контроль за доходной частью бюджета), А.Куликов (общественный порядок, налоговая и таможенная служба), О.Сысуев (реформа социальной сферы), В.Серов (сотрудничество с государствами СНГ), В.Булгак (наука, телекоммуникации, транспорт, охрана окружающей среды, использование природных ресурсов) и Е.Ясин (без портфеля). Ушли из правительства вице-премьеры А.Большаков, В.Потанин, В.Ильюшин, а также некоторые другие министры.

 

Федеральное собрание

По конституции 1993 г. органом высшей представительной власти становилось двухпалатное Федеральное собрание. В его верхнюю палату (Совет Федерации) депутаты избирались по мажоритарной системе, по 2 человека от субъекта Федерации. В нижнюю палату (Государственная Дума) половина депутатов избиралась по мажоритарной системе, половина - по пропорциональной (по партийным спискам). Введение этого новшества - голосование по партийным спискам было предпринято российскими законодателями с целью усилить роль политических партий в жизни страны. Появление представительного органа парламентского типа означало окончательный разрыв с советской политической традицией, закладывало основы для практической реализации принципа разделения властей.

Демократические силы на выборах выступили разобщенно. Наиболее сильным был блок "Выбор России", возглавляемый Е.Гайдаром. ВР выступал за продолжение реформ и экономическую стабилизацию и пытался заручиться поддержкой Ельцина, объявляя себя президентской партией. За демократически ориентированные реформы выступали также ДПР, РДДР и блок "Яблоко" (Явлинский-Бондарев-Лукин). Особую позицию заняла созданная в ходе выборов партия российского единства и согласия (ПРЕС), возглавляемая А.Н.Шохиным и С.М.Шахраем, выступавшая за корректировку реформ и ориентированная на В.С.Черномырдина. Прокоммунистически настроенные РКП и Аграрная партия(ПА) заявили о себе как о влиятельной силе.

Сенсацией выборов стал успех Либерально-демократической партии(ЛДПР), возглавляемой В.В.Жириновским, набравшей 25% голосов в голосовании по партийным спискам, обойдя все другие партии. Это можно объяснить прежде всего грамотными действиями Жириновского по формированию собственного имиджа. Главным его козырем стал популизм. Играя на эмоциях, эпатирую публику, говоря с ней на простом языке и бросая понятные лозунги, Жириновский адресовал свои предвыборные обещания различным социальным слоям населения. Особое значение в его платформе играли национально-патриотические мотивы. Многим россиянам, национальная гордость которых была ущемлена утратой Россией черт великой державы, показались привлекательными заявления Жириновского о том, что он добьется восстановления Российской империи в прежних границах и заставит соседей трепетать перед Великой Россией.

По итогам выборов в Думе выявился следующий расклад партийных сил: ВР - 76 депутатов, ЛДПР - 63, АП - 55, КПРФ - 45, "Российский путь" - 25, "Яблоко" - 25, ПРЕС - 30, Женщины России - 23. В целом налицо успех политических сил прокоммунистической и националистической ориентации. Вероятно, главной причиной такого выбора населения стала непомерно высокая социально-экономическая цена реформ.

В целом вновь избранный парламент вряд ли стал менее оппозиционным, чем отстраненные от власти Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. Однако реальные политические возможности нового представительного органа были значительно скромнее. Это определялось и нормами новой Конституции, и пропрезидентской позицией Совета Федерации, и большей склонностью оппозиционных сил к компромиссу. В Совет Федерации оказались избранными в большинстве крупные представители номенклатуры, в основном поддерживающие Президента, что косвенно подтверждается избранием председателем палаты президентского ставленника В.Ф.Шумейко. Наличие такого большинства в верхней палате высшего законодательного органа страны позволило Президенту и правительству проводить политику умеренных реформ, не особо считаясь с мнением оппозиции, получившей значительное число мест в Государственной Думе.

Парламентские выборы 1995 г. проходили в обстановке обостряющегося недовольства общества правящим режимом. Это принесло успех левой оппозиции. По партийным спискам победила КП РФ. Сенсацией выборов стали провал КРО и относительно небольшое количество мест в Думе, завоеванные ЛДПР. Однако стремление коммунистов получить доступ к власти в сочетании со страхом перед разгоном Думы предопределило лояльность парламентского большинства к правящему режиму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.007 с.)