Роспуск Учредительного собрания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роспуск Учредительного собрания



 

За созыв Учредительного собрания накануне и в ходе революции 1917 г. выступили как либеральные, так и революционные партии - от кадетов до большевиков.

 

Учредительное собрание было призвано:

- сосредоточить в своих руках всю полноту законодательной власти;

- окончательно решить вопросы о мире, о земле, о рабочем законодательстве, о власти;

- определить форму правления и государственное устройство;

- разграничить законодательную, исполнительную и судебную власть, сформировать органы этой власти;

- обеспечить гражданский мир.

 

Выборы в Учредительное собрание проходили в ноябре 1917 г. Львиную долю голосов избиратели отдали представителям социалистических партий (правые эсеры - 40%, левые эсеры - 17%, большевики - 26%, меньшевики - 2,3%).

Созыв Учредительного собрания неоднократно откладывался. Сначала предполагалось собрать его 30 сентября, затем - 28 ноября. Наконец СНК постановил открыть его 5 января 1918 г.

Утром 5 января была расстреляна демонстрация с лозунгами "Вся власть - Учредительному собранию!" (имелись убитые и раненые).

Учредительное собрание отказалось обсуждать "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", утвержденную накануне ВЦИК. По мнению большей части собравшихся, такой шаг означал бы признание Советской власти и всех ее декретов. Большинством депутатов Учредительное собрание было провозглашено верховной властью. В ответ большевики, левые эсеры и некоторые другие делегаты покинули заседание.

Точка зрения. Т.В.Осипова считает, что эсеровское большинство собрания допустило политическую ошибку, отказавшись от поиска компромисса с большевиками. По существу, эсеры сами упустили возможность сотрудничать с советской властью, уже установившейся в большинстве регионов. Обсуждая закон о земле делегаты собрания утратили реализм, они не желали считаться с тем, что 3/4 помещичьих земель было уже изъято крестьянами.

Вечером 5 января СНК принял решение о роспуске Учредительного собрания. 6 января депутатам не позволили собраться на ранее назначенное заседание. 7 января ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

В ночь с 6 на 7 января были зверски убиты арестованные депутаты Учредительного собрания Ф.Ф.Кокошкин и А.И.Шингарев. Убийцы ушли от уголовной ответственности.

Разгон Учредительного собрания массовых протестов не вызвал. Вялая реакция населения во многом свидетельствовала о низком уровне политической и правовой культуры страны. Но дело не только в этом. Крестьянская масса в целом лояльно отнеслась к советской власти. II Чрезвычайный крестьянский съезд в декабре 1917 г. призвал Учредительное собрание утвердить декреты советской власти. Состоявшиеся после роспуска Учредительного собрания в январе-феврале 1918 г. уездные и губернские крестьянские съезды дали 90% голосов за Советы и за роспуск Учредительного собрания.

 

Еще до роспуска Учредительного собрания большевики начали готовить альтернативу ему. 10 января 1918 г. были созваны III Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов и III Всероссийский съезд крестьянских депутатов, которые 13 января приняли решение об объединении и одобрили роспуск Учредительного собрания. Слово "временное" из наименования советского правительства было исключено. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" утверждена в качестве конституционного акта.

 

Точки зрения

 

- Учредительное собрание отказалось принять "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого на-рода", чем показало свой контрреволюционный и антинародный характер. Массы одобрили ликвидацию последнего остатка буржуазной государственности, что подтверждается анкетами собравших-ся в это время делегатов съезда Советов. - Разгон Учредительного собрания был вопиющим актом произвола лидеров большевиков и левых эсеров, насильственным путем захвативших власть. Воля народа, избравшего своих депутатов, была цинично проигнорирована. Ссылки на позицию съездов Советов неубедительны, поскольку выборы в эти органы не были всеобщими, равными и тайными. - Все влиятельные политические партии стремились к захвату власти. Некоторые лидеры правых эсеров после Октябрьского переворота, при том, что ЦК ПСР запретил вооруженные выступления, выжидали и думали о возможности взятия власти в случае перерастания ожидавшихся мирных манифестаций в вооруженное столкновение. Большинство лидеров кадетов также не исключало возможности вооруженного свержения власти большевиков и левых эсеров. Большевики в альянсе с левыми эсерами имели реальную возможность утвердить свою власть силой, что и было реализовано.

 

Роспуск Учредительного собрания ускорил перестройку системы органов власти в центре и на местах, начавшуюся после II съезда Советов. Верховным органом новой власти стал Всероссийский съезд Советов. В промежутке между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) - было органом коллегиальным и ответственным перед ВЦИКом. Отличительной чертой новой власти стало соединение законодательных и исполнительных ее функций.

 

Две точки зрения на советскую систему

Сторонники - Парламент не дает возможности в практической политике реализовать волю большинства, он лишь прикрывает волю буржуазии. - Советы создаются "снизу" трудящимися и поэтому будут работать для них. - В советы рабочие и крестьяне выбирают рабочих и крестьян, поэтому избранные будут отражать рабоче-крестьянские интересы. - При разделенной законодательной, исполнительной и судебной власти ветви власти действуют несогласованно, имеется много лишних звеньев; при слиянии властей трудящиеся сами будут выполнять свои же решения, это ближе к демократии. Противники - Советская система означает отсутствие контроля за власть предержащими. Перед кем будут отвечать исполнители, если они сами принимали решения? Народ в целом не организован и не в состоянии осуществить контроль. - Исполнительные органы и исполнительный аппарат получают простор для произвола, поскольку собирающиеся от случая к случаю представительные учреждения не в состоянии их контролировать. - Часть населения полностью лишена политических прав (буржуазия, бывшие дворяне и т.д.). - Диктатура пролетариата не может быть демократией для большинства, поскольку выборные представители масс, придя к власти, действуют уже не в интересах масс, а в своих собственных интересах; диктатура пролетариата становится диктатурой чиновников от имени пролетариата.

 

В ходе перестройки органов власти были упразднены существовавшие до Октябрьского переворота органы правосудия и охраны порядка:

- Главное управление милиции при Временном правительстве и его местные органы;

- окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов.

Учреждены:

- рабоче-крестьянская милиция - 28 октября 1917 г. учреждена рабочая милиция; оформление рабоче-крестьянской милиции, распространившей свой контроль на сельскую местность произошло в октябре 1918 г. (милиция находилась в ведении местных советов и в то же время подчинялась НКВД);

- Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе со спекуляцией, контрреволюцией и саботажем (ВЧК ) - 7 декабря 1917 г. (создавалась при СНК). Возглавил ее Ф.Э.Дзержинский;

- народные суды - декретом СНК от 22 ноября 1917 г. Суды были выборными и состояли из председателя и народных заседателей. Правосудие они вершили исходя из принципа революционной целесообразности;

- революционные трибуналы (созданы для рассмотрения особо важных для Советской власти преступлений).

Упразднение суда присяжных предопределило приоритет обвинения. Замена пожизненно назначаемых судей на избираемых председателя и заседателей подрывала независимость суда. Кроме того, власти могли обойти суд - направляя дела в Трибунал или в ВЧК, что открывало широкие возможности для злоупотреблений.

 

Перестраивалась и старая армия. Начало ее дезорганизации было положено еще в марте 1917 г. Приказом № 1 Петросовета, аннулировавшим в воинском уставе все, что можно было счесть злоупотреблением властью и поставившим деятельность офицеров под контроль солдатских комитетов. После октябрьских событий на ключевые командные должности были назначены большевики, левые эсеры или лояльные к власти офицеры. Были отменены все воинские звания, введен принцип выборности командиров, штабы поставлены под контроль солдатских комитетов. В соответствии с декретом "О рабоче-крестьянской Красной Армии" от 15 января 1918 г. РККА первоначально строилась на добровольных началах.

Выборность военачальников, контроль солдатских комитетов за штабами и т.д. подрывали дисциплину и боеспособность армии. Однако не это было главным для большевиков в первые месяцы после захвата власти. Они, с одной стороны, завоевывали симпатии солдат, получивших вольности, с другой, - отстраняли от командования старое офицерство и генералитет, в большинстве своем не сочувствующих советской власти.

 

Таким образом, в первые шесть-восемь месяцев после переворота советская политическая система в основном сложилась. При внешнем демократизме она оказалась удобным прикрытием диктатуры большевистских вождей.

Зимой-весной 1918 г. прошли выборы сельских и волостных советов. Советская организация власти получила завершенный вид сверху донизу как Республика Советов.

 

Первые социально-экономические преобразования

Советской власти



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.019 с.)