Организация: понятие и черты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация: понятие и черты



 

Организации, в которых для достижения общих целей приме­няется совместный труд людей, являются социально-экономичес­кими институтами со следующими общими чертами:

цели, отражающие их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;

персонал или работники, обладающие квалификацией, знани­ями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;

разделение труда, осуществляемое в соответствии с профес­сионально-квалификационными характеристиками каждого ра­ботника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;

коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;

формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанав­ливаемые для того, чтобы организации функционировали как це­лостные образования;

уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации.

В теории и в практике менеджмента используются следующие признаки (критерии), на основании которых производится классификация организаций:

· формализация,

· формы собственности,

· отношение к прибыли,

· организационно-правовые формы,

· размеры,

· секторы экономики.

На основании критерия формализации выделяются:

формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

неформальные организации, работающие без четко определен­ных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они созда­ны, и соответствующую этим целям.

 

Класс Организационно-правовые формы Определение, характерные черты и свойства
Коммерческие орга­низации Хозяйственное то­варищество в фор­ме полного това­рищества и това­рищества на вере Объединение лиц, не требующее нали­чия устава как учредительного докумен­та и минимального размера складочно­го капитала; единые и единственные собственники своего имущества
  Хозяйственное об­щество в форме акционерного, с ограниченной или с дополнительной ответственностью Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного минимума, в ко­тором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов, единые и един­ственные собственники своего имуще­ства
  Производствен­ный кооператив Добровольное объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основан­ной на их личном трудовом и ином уча­стии и объединении его членами иму­щественных паевых взносов. Законом предусмотрена возможность участия в его деятельности юридических лиц
  Унитарное пред­приятие государ­ственное, муници­пальное Организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое не­делимо и не распределяется по вкла­дам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имуществонаходится в государственной или муни­ципальной собственности и принадле­жит предприятию на праве хозяйствен­ного ведения или оперативного управ­ления
Некоммер­ческие ор­ганизации Потребительский кооператив Добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворе­ния материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имуществен­ных паевых взносов. Доходы от пред­принимательской деятельности распре­деляются между его членами
  Общественные и религиозные организации Добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных не­материальных потребностей. Участни­ки не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество
  Фонды Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на осно­ве добровольных имущественных взно­сов, преследующая социальные, благо­творительные, культурные, образова­тельные или иные общественно полез­ные цели
  Учреждения Организация, созданная собственни­ком для осуществления управленчес­ких, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или ча­стично
  Объединения юридических лиц: ассоциации и союзы Некоммерческие организации, объединяющие коммерческие организации в форме ассоциаций или союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интере­сов; общественные или некоммерчес­кие организации, в том числе учрежде­ния. Члены ассоциации (союза) сохра­няют свою самостоятельность и права юридического лица

По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деле­ния чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансо­вая стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию кри­териев.

Так, в Федеральном законе от 24 июля 2007 №209 - ФЗ О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале которых не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 включительно для средних предприятий;

б) до 100 включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15;

По участию в различных секторах производства организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит не­сколько отраслей, однородных по своему месту в технологичес­ком цикле:

§ отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, —включают организации и предприятия сельского, лесного и рыб­ного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

§ отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организа­ции и предприятия обрабатывающей промышленности, например, машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

§ отрасли третичного цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

§ к четвертому сектору относят все организации и институты, занимающиеся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значе­ние и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и слож­ными системами.

Сложные организации.

Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации.

· Миссия каждой компании определяется пятью элементами:

· история,

· существующие предпочтения владельцев и управляющих,

· рыночная среда,

· ресурсы,

· определенные деловые способности и возможности.

Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах достижения. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

Главную роль в развитие организации играет ее организационная структура. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению организацией.

Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов.

Любая организация имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции.

Внутренние переменные – это цели, структура, задачи, технология, люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.

К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение.

Выделяют:

· внешнюю среду прямого воздействия (поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры)

· внешнюю среду косвенного воздействия (политические, экономические, социальные, технологические, экологические и юридические составляющие макро- и мегаэкономического окружения).

Жизненный цикл организаций – определенная последовательность типичных изменений состояний организации с момента ее создания. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными (рис.3.1).

Жц включает в себя след. Этапы:

1. создание

2. рост

3. зрелость

4. упадок

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла

· уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы;

· перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям;

· погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Методологические основы менеджмента;

Методология в буквальном значении (логос– слово, понятие, наука, знание, и метод– путь, направление познания) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе

Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции:

1) Получение, создание нового знания;

2) Структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;

3) Организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).


Инфраструктура менеджмента

Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) – комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

На каждом уровне менеджмента, в зависимости от ситуации, специфики менеджмента, объекта управления, требуются также специфицированные виды обеспечения управления из следующего набора:

научно-методическое обеспечение: включает разработку оригинальных или использование имеющихся современных научных методологий и методов осуществления процесса управления, исследование управляемых систем, передового отечественного и зарубежного опыта, выбор инструментария управления, проведение исследований рынков труда, проведение исследований перспектив развития организа­ции;

финансовое обеспечение: включает обоснование, планиро­вание и получение финансовых средств на проведение работ по управлению объектом (бюджетирование), составление сметы затрат на управление и контроль за ее исполнением;

материально-техническое обеспечение: наличие средств
организационной техники, получения и обработки инфор­мации, необходимой для управления;

организационное обеспечение: включает разработку и реа­лизацию проектов разделения труда, организации, специа­лизации и кооперации рабочих мест на основе современных принципов, организацию ведения информационно-спра­вочного аппарата, структуризацию системы управления;

правовое обеспечение включает подведение основательной
правовой базы под все действия, связанные с управлением, включая хозяйственное, гражданское, административное, трудовое и другие виды права, а также нормативные доку­менты всех уровней, регламентирующие деятельность ра­ботников, подразделений, организации в целом;

информационное обеспечение: получение и обработка всей
доступной информации для принятия управленческих решений, включая сведения о состоянии и тенденциях во внешней среде и в самой организации;

кадровое обеспечение: наличие в самой системе управле­ния на всех позициях квалифицированного персонала, кото­рый в состоянии провести весь вышеперечисленный спектр работ самостоятельно либо с привлечением специалистов.

Система менеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем (рис.5.1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.028 с.)