Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете.



Аллах похвалил тех, кто просит о благах этой и последней жизни, говоря о них:

﴿وِمِنْهُم مَّن يَقُولُ رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ ﴾

Но среди них есть такие, которые говорят: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Эта молитва вбирает в себя все хорошее и отвергает все плохое.

 

К «добру в этой жизни» можно отнести здоровье, гостеприимный дом,

хорошую жену, широкий удел, полезные знания, благие дела, удобный транспорт,

хорошую молву и т.п., о чём упоминают многие комментаторы. Все их мнения не

противоречат друг другу, и всё это можно отнести к благам этой жизни.

К «добру в последней жизни» можно отнести более высокие ценности,

такие как: вхождение в рай, безопасность от великих ужасов Судного дня,

облегчение отчёта и другие нюансы последней жизни.

Под «спасением от огня Ада» подразумевается облегчение

в воздержании от запретов, сомнительного и грехов ещё при жизни.

 

Аль-Касим Абу Абдур-Рахман сказал: «Кто наделён благодарным сердцем,

поминающим Аллаха языком, терпеливым телом, тому даровано добро в этой

и в последней жизни,и он защищён от мучений в огне».

Именно поэтому существуют хадисы о предпочтительности этой мольбы.

Так имам аль-Бухари передаёт со слов Анаса, да будет доволен им Аллах,

что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:

«اللَّهُمَّ رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً، وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَــةً، وَقِنَا عَذَابَ النَّار»

«О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро

и защити нас от мук огня! /Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан

ва фи-ль-ахырати хасанатан, ва кы-на ‘азаба-н-нар!/ [126]».

 

Имам Ахмад передаёт от Анаса, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как-то посещал больного мусульманина, который от слабости стал похож на цыплёнка. Посланник Аллаха спросил у него: «Взываешь ли ты с какой-нибудь мольбой к Аллаху, или просишь у Него чего-либо?» тот ответил: «Да, я говорил: «О, Аллах, если Ты решил наказывать меня в последней жизни, то дай все эти наказания мне при жизни».

Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«سُبْحَانَ اللهِ لَا تُطِيقُهُ أَوْ لَا تَسْتَطِيعُهُ، فَهَلَّا قُلْتَ:

﴿رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ﴾

«Пречист Аллах. Ты же не сможешь это (вытерпеть), неужели ты не мог сказать:

«О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня?» Тогда это человек воззвал с этой мольбой к Аллаху и исцелился.

(этот хадис привёл Муслим[127])

В хадисе поведанном Мурдавайхом от Абдуллах ибн Аббаса,

да будет доволен им Аллах, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: “Каждый раз, проходя мимо (Каабы), я вижу ангела, который произносит “Аминь”. Проходя рядом, читайте молитву: “Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-эхырати хасанатан ва кына ‘азабан-нар”. “Господь наш, дай нам благо в этой

и потусторонней жизни,и убереги нас от мук огня”.

Имам аш-Шафии передаёт от Абдуллы ибн Саиба, что он слышал,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),

проходя мимо йеменского угла и чёрного угла Каабы, говорил:

﴿رَبَّنَآ ءَاتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ﴾

“Господь наш, дай нам благо в этой и потусторонней жизни,

И убереги нас от мук огня”.

Аль-Хаким передаёт от Саида ибн Джубайра, что подошёл человек к ибн Аббасу и сказал:

«Я нанялся к неким людям на работу за то, чтобы они привезли меня в Хадж с собой, правильно ли я сделал?» ибн Аббас ответил: «Ты из тех, о ком Аллах сказал:

﴿أُولَـئِكَ لَهُمْ نَصِيبٌ مِّمَّا كَسَبُواْ وَاللَّهُ سَرِيعُ الْحِسَابِ ﴾

Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете.

(Аль-Хаким сказал, что это достоверный хадис на условиях аль-Бухари и Муслима,

но сами они не приводят этот хадис).

 

Всевышний Аллах сказал:

 

وَاذْكُرُواْ اللَّهَ فِى أَيَّامٍ مَّعْدُوداَتٍ فَمَن تَعَجَّلَ فِى يَوْمَيْنِ فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ وَمَن تَأَخَّرَ فَلا إِثْمَ عَلَيْهِ لِمَنِ اتَّقَى

وَاتَّقُواْ اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ

(203) Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней в долине Мина).

Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха.

И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны.

Ибн Аббас сказал, что: (أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ) считанные дни

это дни Ташрик, а известные дни это первые десять дней зуль-хиджи.

Икрима сказал: ﴿وَاذْكُرُواْ اللَّهَ فِى أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ﴾ Поминайте Аллаха в считанные дни

имеется в виду произношение слов «Аллаху Акбар» (Аллах Превелик)

после завершения предписанных молитв.

 

Имам Ахмад передаёт от Укбы ибн Амра,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«يَوْمُ عَرَفَةَ، وَيَوْمُ النَّحْرِ، وَأَيَّامُ التَّشْرِيقِ، عِيدُنَا أَهْلَ الْإسْلَامِ، وَهِيَ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْب»

«День Арафат (9-е зуль-хиджа), день жертвоприношения (10-е) и дни Ташрик

(11-12-13) являются праздником приверженцев Ислама, это дни еды и питья [128]».

Имам Ахмад передаёт от Нубайшах аль-Хузали,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أَيَّامُ أَكْلٍ وشُرْبٍ وَذِكْرِ الله»

«Дни Ташрик являются днями еды питья и поминания Аллаха».

(этот хадис также привёл Муслим[129]).

До этого мы упоминали хадис от Джубайра ибн Мут’има:

«عَرَفَةُ كُلُّهَا مَوْقِفٌ، وَأيَّامُ التَّشْرِيقِ كُلُّهَا ذَبْح»

«Вся долина Арафат является местом стоянки,

И все дни Ташрик являются днями жертвоприношения».

Прежде мы также приводили хадис от Абдур-Рахмана ад-Дийли:

«وَأَيَّامُ مِنىً ثَلَاثَةٌ فَمَنْ تَعَجَّلَ فِي يَوْمَيْنِ فَلَا إثْمَ عَلَيْهِ وَمَنْ تَأَخَّرَ فَلَا إِثْمَ عَلَيْه»

«Три дня стоянки в долине Мина. Кто торопится и завершает обряд за два дня,

Тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха».

Ибн Джарир передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أَيَّامُ التَّشْرِيقِ أيَّامُ طُعْمٍ وَذِكْرِ الله» «Дни Ташрик – дни яств и поминания Аллаха».

Ибн Джарир также передаёт от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَا تَصُومُوا هذِه الْأَيَّامَ، فَإنَّهَا أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَل»

«Не поститесь в эти дни, ведь это дни еды, питья и поминания Всевышнего Аллаха».

Аль-Миксам передаёт от ибн Аббаса, что он сказал: «Считанных дней

– дней Ташрик четыре – день жертвоприношения и три дня после него».

Это повествование также приводится ибн Умаром, ибн аз-Зубайром, Абу Мусой, Ата, Муджахидом, Икрима, Саидом ибн Джубайром, Абу Маликом, Ибрахомом ан-Нахаи, Яхья ибн Аби Касиром,

аль-Хасаном, Катадой, ас-Судди, аз-Зухри, ар-Раби ибн Анас, ад-Даххаком, Мукатилем ибн Хаййаном,

Ата аль-Хурасани, Маликом ибн Анасом и другими.

Али ибн Аби Талиб сказал: «Дней жертвоприношения три, это день праздника и два дня после него. Можно приносить в жертву в любой из этих дней, хотя лучше в первый».

Первое мнение наиболее распространенно, и буквальный смысл аята подтверждает его.

В аяте сказано: ﴿فَمَن تَعَجَّلَ فِى يَوْمَيْنِ فَلاَ إِثْمَ عَلَيْهِ وَمَن تَأَخَّرَ فَلا إِثْمَ عَلَيْهِ﴾

Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха.

И кто задерживается, тот также не совершает греха.

Здесь ясно, что дней жертвоприношения три после праздника.

Это связано со словом Аллаха: ﴿وَاذْكُرُواْ اللَّهَ فِى أَيَّامٍ مَّعْدُودَاتٍ﴾

Поминайте Аллаха в считанные дни

– т.е. поминайте Аллаха над жертвенными животными.

Это наиболее оптимальное мнение. Это же мнение предпочёл мазхаб имама

аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах).Он считает, что начало жертвоприношений с праздника до конца третьего дня Ташрик.Поминанием Аллаха здесь также можно считать возвеличивание Аллаха после предписанных молитв, а также в общем при любых обстаятельствах. Самое известное мнение учёных по поводу такбиров в эти дни:

с утра дня Арафат до послеобенной молитвы третьего дня Ташрик включительно.

Об этом говорится в хадисе от ад-Даракутни, но хадис сам по себе не достоверен.

 

В хадисе, переданном Абу Даудом и другими говорится:

إِنَّمَا جُعِلَ الطَّوَافُ بِالْبَيْتِ وَالسَّعْيُ بَيْنَ وَرَمْيُ الْجِمَارِ لإِقَامَةِ ذِكْرِ اللهِ عَزَّ وَجَل

Обход Дома, бег между холмами Сафа и Марва,

бросание камней – всё это для установления поминания Всевышнего Аллаха [130]».

После упоминания первого сбора (2:199) и второго сбора,

который является расходом людей после сезона Хаджа по родным странам и

домам после сбора в аль-Маш’ар аль-Харам и в других надлежащих местах,

 

Всевышний Аллах сказал: ﴿وَاتَّقُواْ اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ﴾

Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны.

Подобно этому Аллах также сказал в другом аяте:

﴿وَهُوَ الَّذِى ذَرَأَكُمْ فِى الاٌّرْضِ وَإِلَيْهِ تُحْشَرُونَ ﴾

Он – Тот, Кто расселил вас по земле, и к Нему вы будете собраны. (23:7)

Далее Всевышний Аллах сказал:

 

وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِى الْحَيَوةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِى قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ

(204) Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни.

Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе,

Хотя сам является непримиримым спорщиком.

وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِى الأرْضِ لِيُفْسِدَ فِيهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ الْفَسَادَ

(205) Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле,

Уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия.

وَإِذَا قِيلَ لَهُ اتَّقِ اللَّهَ أَخَذَتْهُ الْعِزَّةُ بِالإِثْمِ فَحَسْبُهُ جَهَنَّمُ وَلَبِئْسَ الْمِهَادُ

(206) Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!» – гордыня подталкивает его на грех. Довольно c него Геенны! Как же скверно это ложе!

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَشْرِى نَفْسَهُ ابْتِغَآءَ مَرْضَاتِ اللَّهِ وَاللَّهُ رَءُوفٌ بِالْعِبَادِ

(207) Среди людей есть и такой, который продает свою душу, надеясь снискать довольство Аллаха. Аллах снисходителен к рабам.

Ас-Судди сказал, что этот аят

وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِى الْحَيَوةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِى قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَامِ

Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни.

Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.05 с.)