Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены».

Поиск

В хадисе, приведённом в двух Сахихах от Абу Хурайры

посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«قَالَ رَجُلٌ: لَأَتَصَدَّقَنَّ اللَّيْلَةَ بِصَدَقَةٍ، فَخَرجَ بِصَدَقَتِهِ فَوَضَعَهَا فِي يَدِ زَانِيَةٍ، فَأَصْبَحَ النَّاسُ يَتَحَدَّثُونَ: تُصُدِّقَ عَلَى زَانِيَةٍ، فَقَالَ: اللَّهُمَ لَكَ الْحَمْدُ عَلَى زَانِيَةٍ، لَأَتَصَدَّقَنَّ اللَّيْلَةَ بِصَدَقَةٍ، فَخَرَجَ بِصَدَقَتِهِ فَوَضَعَهَا فِي يَدِ غَنِيَ، فَأَصْبَحُوا يَتَحَدَّثُونَ: تُصُدِّقَ اللَّيْلَةَ عَلَى غَنِيَ، قَالَ: اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ عَلَى غَنِيَ، لَأَتَصَدَّقَنَّ اللَّيْلَةَ بِصَدَقَةٍ، فَخَرَجَ بِصَدَقَتِهِ فَوَضَعَهَا فِي يَدِ سَارِقٍ، فَأَصْبَحُوا يَتَحَدَّثُونَ: تُصُدِّقَ اللَّيْلَةَ عَلَى سَارِقٍ، فَقَالَ:اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ عَلَى زَانِيَةٍ، وَعَلَى غَنِيَ، وَعَلَى سَارِقٍ. فَأُتِيَ فَقِيلَ لَهُ: أَمَّا صَدَقَتُكَ فَقَدْ قُبِلَتْ، وَأَمَّا الزَّانِيَةُ فَلَعَلَّهَا أَنْ تَسْتَعِفَّ بِهَا عَنْ زِنَاهَا، وَلَعَلَّ الْغَنِيَّ يَعْتَبِرُ فَيُنْفِقُ مِمَّا أَعْطَاهُ اللهُ، وَلَعَلَّ السَّارِقَ أَنْ يَسْتَعِفَّ بِهَا عَنْ سَرِقَتِه»

(Как-то) один человек сказал: «Я обязательно должен подать милостыню!»,

(после чего) вышел (из дома) со своей милостыней и (по незнанию) вложив её в руку блуднице, а наутро люди стали говорить: «Этой ночью милостыню подали блуднице!» Тогда (этот человек) сказал: «О Аллах, хвала Тебе! (Я подал милостыню) блуднице,

но я обязательно (должен) подать её (снова)!» И он (опять) вышел (из дома) со своей милостыней, (на этот раз) вложил её в руку богатого человека, а наутро люди стали говорить: «Милостыню подали богатому человеку!» Тогда (этот человек) сказал:

«О Аллах, хвала Тебе, я обязательно (должен) подать милостыню!» И он (опять) вышел из (дома) со своей милостыней (на этот раз) вложив её в руку вору, а наутро люди стали говорить: «Милостыню подали вору!» (Услышав это) он сказал: «О Аллах, хвала Тебе

(я подал милостыню) вору, блуднице и богачу!»,а после этого некто пришёл к нему и сказал: «Что касается твоего подаяния вору, то, может быть, (благодаря этому) он воздержится от кражи, что касается блудницы, то, может быть, (благодаря этому) она откажется от совершения прелюбодеяний, что же касается богатого, то, может быть, он извлечёт из этого урок и станет расходовать из того, что даровал ему Аллах

(на пути Аллаха) [209]». (В таком виде приводит этот хадис аль-Бухари,

Муслим же приводит хадис, сходный с этим хадисом по смыслу).

 

Слово Аллаха: ﴿لِلْفُقَرَآءِ الَّذِينَ أُحصِرُواْ فِى سَبِيلِ اللَّهِ﴾

Беднякам, которые удержаны на пути Аллаха – т.е. мухаджирам (переселенцам),

которые устремились к Аллаху и Его посланнику и поселились в Медине.

У них нет каких-либо средств к существованию или доходов и они:

﴿لاَ يَسْتَطِيعُونَ ضَرْبًا فِى الأرْضِ﴾ не могут они ударять по земле

– т.е. совершать путешествия для поиска дохода.

(ضَرْبًا فِى الأرْضِ) «Ударять по земле» – означает «путешествовать».

Так Всевышний Аллах, например, сказал:

﴿وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِى الأرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُواْ مِنَ الصَّلوةِ﴾

А когда вы ударяете (передвигаетесь) по земле,

то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву... (4:101)

также Всевышний Аллах сказал:

﴿عَلِمَ أَن سَيَكُونُ مِنكُمْ مَّرْضَى وَءَاخَرُونَ يَضْرِبُونَ فِى الأرْضِ

يَبْتَغُونَ مِن فَضْلِ اللَّهِ وَءَاخَرُونَ يُقَـاتِلُونَ فِى سَبِيلِ اللَّهِ فَاقْرَءُوا﴾

Он знает, что среди вас будут больные, что одни ударяют (странствуют) по земле в поисках милости Аллаха, а другие сражаются на пути Аллаха. Читайте же... (73:20)

 

Слово Аллаха: ﴿يَحْسَبُهُمُ الْجَاهِلُ أَغْنِيَآءَ مِنَ التَّعَفُّفِ﴾

неосведомлённый принимает их за богачей из-за скромности – т.е. взглянув на таких людей, невежда может сделать вывод из их разговоров, поведения, одежды, что они богаты.

Есть хадис с согласованным текстом с таким же смыслом, который передал Абу Хурайра,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَيْسَ الْمِسْكِينُ بِهذَا الطَّوَّافِ الَّذِي تَرُدُّهُ التَّمْرَةُ وَالتَّمْرَتَانِ، وَاللُّقْمَةُ وَاللُّقْمَتَانِ، وَالْأُكْلَةُ وَالْأُكْلَتَانِ،

وَلكِنِ الْمِسْكِينُ الَّذِي لَا يَجِدُ غِنىً يُغْنِيهِ، وَلَا يُفْطَنُ لَهُ فَيُتَصَدَّقَ عَلَيْهِ، وَلَا يَسْأَلُ النَّاسَ شَيْئًا»

Не тот беден, кто обходит людей, получая кусок-другой (еды) или один-два финика,

(истинно) беден не имеющий того, что избавило бы его (от необходимости

просить других), но другие об этом не догадываются и поэтому не подают ему,

сам же он не обращается с просьбами к людям.

Этот хадис также передал имам Ахмад от ибн Масуда.

 

Слово Аллаха: ﴿تَعْرِفُهُم بِسِيمَـاهُمْ﴾ ты узнаешь их по признакам их

– т.е. разумный человек может различить их по их признакам.

Как об этом сказал Аллах: ﴿سِيمَاهُمْ فِى وُجُوهِهِمْ﴾Их признаки на их лицах. (48:29)

а также: ﴿وَلَتَعْرِفَنَّهُمْ فِى لَحْنِ الْقَوْلِ﴾ И ты бы их, конечно, узнал по звукам речи. (47:30)

Слово Аллаха: ﴿لاَ يَسْـَلُونَ النَّاسَ إِلْحَافًا﴾ они не просят у людей, приставая – т.е.

не одолевают людей заботами и просьбами того, в чём они нуждаются. Тех,

кто просит у людей то, в чём у него нет острой необходимости является попрошайкой.

 

Имам Ахмад передаёт, что Абу Саид сказал:

«Моя мать отправила меня к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах

и приветствует, чтобы я попросил у него помочь нам. Когда я пришёл к нему и сел,

посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

«مَنِ اسْتَغْنَى أَغْنَاهُ اللهُ، وَمَنِ اسْتَعَفَّ أَعَفَّهُ اللهُ، وَمَنِ اسْتَكَفَّ كَفَاهُ اللهُ، وَمَنْ سَأَلَ وَلَهُ قِيمَةُ أُوقِيَّةٍ فَقَدْ أَلْحَف»

«Кто искал богатства, Аллах сделает его богатым, кто искал скромности,

Аллах сделает его скромным. Кто довольствуется тем, что у него есть, Аллах даст ему достаток. Кто просил денег, имея унцию серебра, тот попрошайничал [210]».

Абу Саид сказал сам себе: «У меня есть верблюдица Якута, которая стоит дороже

унции серебра». Он не стал просить у посланника Аллаха, да благословит

его Аллах и приветствует, помощи и вернулся домой.

(Хадис с подобным текстом передал ан-Насаи и Абу Дауд).

 

Слово Аллаха: ﴿وَمَا تُنفِقُواْ مِنْ خَيْرٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيمٌ﴾

Что бы вы ни издержали из добра, поистине, Аллах про это знает!

– от Аллаха невозможно что-либо утаить, каждый получит воздаяние за деяния самым наилучшим образом в Судный день – день, когда человек будет остро нуждаться в помощи.

 

Слово Аллаха:

﴿الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُم عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾

Те, которые издерживают свое имущество ночью и днем, тайно и явно,

- им их награда у Господа их; нет страха над ними, и не будут они печальны!

Всевышний Аллах особо похвалил расходующих средства на Его пути из стремления к лику Аллаха в любое время: ночью и днём, в любом состоянии: тайно и явно. Ведь расходование на семью также считается пожертвованием, как об этом говорится в достоверном хадисе, приведённом в двух Сахихах от Саада ибн Абу Уаккаса,что когда его при болезни навестил

посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему:

«وَإِنَّكَ لَنْ تُنْفِقَ نَفَقَةً تَبْتَغِي بِهَا وَجْهَ اللهِ إِلَّا ازْدَدْتَ بِهَا دَرَجَةً وَرِفْعَةً، حَتَّى مَا تَجْعَلُ فِي فِي امْرَأَتِك»

И, поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради

лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене. [211]

 

Имам Ахмад передаёт от ибн Масуда,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إِنَّ الْمُسْلِمَ إِذَا أَنْفَقَ عَلَى أَهْلِهِ نَفَقَةً يَحْتَسِبُهَا، كَانَتْ لَهُ صَدَقَة»

Если мусульманин расходует (средства) на свою семью с верой

и надеждой на награду Аллаха, это становится для него садакой. [212]

(аль-Бухари и Муслим также передают этот хадис).

 

Слово Аллаха: ﴿فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ﴾ им их награда у Господа их

– в Судный день за их пожертвования и благодеяния.

﴿فَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ﴾ нет страха над ними, и не будут они печальны!

– прежде уже приводился комментарий к этим словам.

 

Аллах сказал:

 

الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ

قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ

وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ وَمَنْ عَادَ فَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

(275) Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,

кого сатана поверг своим прикосновением. Это – потому, что они говорили:

«Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство. Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет прощено то, что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха. А кто вернется к этому, те станут обитателями Огня,

В котором они пребудут вечно.

После упоминания о качествах добродетельных мусульман и прекрасном

вознаграждении, которое уготовано для них у Аллаха, а также прощении их грехов

и оплошностей, Всевышний Господь поведал о беззаконниках, пожирающих лихву

и заключающих дурные сделки. Он сообщил, что они непременно получат воздаяние, соответствующее роду совершенных ими злодеяний. В мирской жизни они

охотились за богатством, подобно бесноватым безумцам, и поэтому после смерти,

в Судный день, они восстанут из могил, как восстают бешеные безумцы,

которых сатана поверг своим прикосновением. Аллах сказал об этом:

﴿ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ﴾

Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,

Кого сатана поверг своим прикосновением

– они будут воскрешены в Судный день подобно одержимым дьяволом,

т.е. они будут воскрешены в неприглядном виде.

 

Ибн Аббас сказал: «Пожиратель лихвы будет воскрешён

в Судный день одержимым с приступами асфиксии».

Также передал ибн Абу Хатим, он сообщает, что это мнение: Ауфа ибн Малика, Саида ибн Джубайра,

ас-Судди, ар-Раби ибн Анаса, Катады, Мукатиля ибн Хаййана и других знатоков тафсира.

 

Аль-Бухари передаёт от Самуры ибн Джундуба длинный хадис

о сне пророка (да благословит его Аллах и приветсвует), в котором говорится:

«فَأَتْينَا عَلَى نَهْرٍ حَسِبْتُ أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ: أَحْمَرَ مِثْلَ الدَّمِ، وَإِذَا فِي النَّهْرِ رَجُلٌ سَابِحٌ يَسْبَحُ،

وَإِذَا عَلَى شَطِّ النَّهْرِ رَجُلٌ قَدْ جَمَعَ عِنْدَهُ حِجَارَةً كَثِيرَةً،وَإِذَا ذَلِكَ السَّابِحُ يَسْبَحُ مَا يَسْبَحُ،

ثُمَّ يَأْتِي ذَلِكَ الَّذِي قَدْ جَمَعَ الْحِجَارَةَ عِنْدَهُ، فَيَفْغَرُ لَهُ فَاهُ فَيُلْقِمُهُ حَجَرًا»

«Мы достигли реки (в которой вместо воды текла) кровь. В ней стоял человек,

а посреди реки (или: на берегу реки) напротив того, кто в ней находился, стоял

(другой) человек, перед которым лежали камни. Когда человек, находившийся в реке,

хотел выйти из неё, (другой) человек бросал камень прямо ему в рот,

Возвращая его на место, и каждый раз, как тот пытался выйти, он вновь

бросал ему камень в рот и тот возвращался на прежнее место [213]».

В толковании этого сна упоминается, что эти люди были ростовщиками.

 

Слово Аллаха: ﴿ ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ﴾

Это – потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству» - т.е.

они считали это дозволенным только с целью отрицания закона Аллаха, а не из финансовых соображений и сравнения ростовщичества с торговлей. Ведь многобожники вообще не признавали основы торговли, узаконенные Аллахом. Они не сказали:

«Ростовщичество подобно торговле». Они сказали: ﴿ إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا ﴾

Воистину, торговля подобна лихоимству – т.е. подобны друг другу,

так зачем же Аллах запретил одно и дозволил другое.

 

Слово Аллаха: ﴿ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ﴾



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.123.182 (0.011 с.)