Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство



– возможно это продолжение ответа на отрицание и разделение законов Аллаха

неверующими. Ведь Аллах Знающ и Мудр, никто не может спросить у Него о том, что

Он делает, но они будут спрошены. Он знает об истинном положении вещей и об интересах

Его рабов. Он дозволяет то, что полезно для них, и запрещает то, что содержит вред.

Он более милосерден к ним, чем мать к ребёнку. Поэтому Всевышний Аллах сказал:

﴿فَمَن جَآءَهُ مَوْعِظَةٌ مِّنْ رَّبِّهِ فَانتَهَى فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ﴾

Если кто-нибудь из них после того, как к нему явится предостережение от Аллаха, прекратит, то ему будет (прощено) то, что было прежде,

и его дело будет в распоряжении Аллаха – кого достигла весть о запрете Аллахом лихоимства и он тотчас же прекратил, то ему будет прощены его прежние сделки,

ведь Аллах также сказал: ﴿عَفَا اللَّهُ عَمَّا سَلَف﴾Простит Аллах то, что было прежде. (5:95)

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в день взятия Мекки сказал:

«وَكُلُّ رِبًا فِي الْجَاهِلِيَّةِ مَوْضُوعٌ تَحْتَ قَدَمَيَ هَاتَيْنِ، وَأَوَّلُ رِبًا أَضَعُ، رِبَا الْعَبَّاس»

«Любое лихоимство времён джахилии отменено и растоптано

Моими ногами. Первое лихоимство, которое я отменяю

это ростовщичество Аббаса (дяди пророка) [214]».

Он не приказал возвращать лихву, взятую при прежнем ростовщичестве,

он просто простил то, что было ранее.Как об этом сказал Всевышний Аллах:

﴿فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ﴾ то ему будет (прощено) то,

что было прежде, и его дело будет в распоряжении Аллаха.

Саид ибн Джубайр сказал: «Кто прекратил заниматься лихоимством

сразу же после запрета, то ему прощено то, что было ранее».

 

Затем Аллах сказал: ﴿وَمَنْ عَادَ﴾ А кто вернется к этому – т.е.

к лихоимству после того, как до него дошёл запрет Аллаха,то его действие

заслуживает наказание, ибо до его сведения уже был доведён аргумент.

Поэтому Всевышний Аллах сказал: ﴿فَأُوْلَـئِكَ أَصْحَـابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَـالِدُونَ﴾

Те станут обитателями Огня, в котором они пребудут вечно.

 

Абу Дауд передаёт, что Джабир сказал: «Когда был ниспослан аят:

﴿الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لاَ يَقُومُونَ إِلاَّ كَمَا يَقُومُ الَّذِى يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَـانُ مِنَ الْمَسِّ﴾

Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот,

Кого сатана поверг своим прикосновением

– посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنْ لَمْ يَذَرِ الْمُخَابَرَةَ فَلْيُؤْذِنْ بِحَرْبٍ مِنَ اللهِ وَرَسُولِه»

«Кто не оставил аль-мухабиру, то пусть знает,

что Аллах и Его посланник объявили ему войну!»

Этот хадис передал аль-Хаким в аль-Мустадрике на условиях двух шейхов,

но сами они не привели этот хадис в своих сборниках.

Аль-Мухабира - это арендное земледелие за часть урожая, является харамом.

Аль-Музабана - это продажа свежих фиников еще на пальме за финики, лежащие на земле.

Аль-Мухакаля - это продажа зерен еще на поле в колосьях за зерна,

лежащие на земле. Все эти сделки и подобные им являются лихвой и запрещены, т.к. невозможно сравнивать количество товара до и после сушки. Поэтому некоторые ученые сказали, что неведение о количестве двух товаров все равно, что намеренное лихоимство. Поэтому они запретили подобные сделки, дабы сузить пути и уменьшить способы,

ведущие к риба – лихвы, а также из-за разного уровня знаний, дарованных им Аллахом,

ибо над каждым ученым есть более сведущий.

 

Способы и двери лихвы – одна из самых трудных тем для ученых.

Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Я сожалею, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

не сделал нам более ясными три вопроса так, чтобы мы могли обратиться к его решению.

Это вопрос о деде (наследования его внуков), это вопрос о Каляле (т.е. о тех,

кто не оставил наследников и потомков), а также о некоторых видах риба

– лихоимства (т.е. некоторые методы или пути, ведущие к риба)».

Шариат гласит, что любой способ, ведущий к хараму, так же является запретным, так же, как все, без чего невозможно совершить ваджиб – обязанность, также является ваджибом.

 

В двух Сахихах приводится хадис от ан-Нумана ибн Башира (да будет доволен им Аллах),

что он слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«إِنَّ الْحَلَالَ بَيِّنٌ وَإِنَّ الْحَرَامَ بَيِّنٌ، وَبَيْنَ ذَلِكَ أُمُورٌ مُشْتَبِهَاتٌ، فَمَنِ اتَّقَى الشُّبُهَاتِ اسْتَبْرَأَ لِدِينِهِ وَعِرْضِهِ،

وَمَنْ وَقَعَ فِي الشُّبُهَاتِ وَقَعَ فِي الْحَرَامِ، كَالرَّاعِي يَرْعَى حَولَ الْحِمَى يُوشِكُ أَنْ يَرْتَعَ فِيه»

«Поистине дозволенное разъяснено, и поистине запретное разъяснено.

А между ними есть много сомнительного. И тот, кто опасался сомнительного,

Тот отчистил свою религию и честь. А тот, кто впал в сомнительное,

Тот вот - вот впадет в запретное, подобно пастуху, пасущий стадо возле

Частного пастбища и в любой момент его стадо может зайти на него».

Ибн Маджах приводит хадис отАбуХурайры (да будет доволен им Аллах),

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

« دَعْ مَا يَرِيبُكَ إِلَى مَا لَا يَرِيبُك »

«Оставь то, что заставляет тебя сомневаться на то,

Что не заставляется тебя сомневаться».

Имам Ахмад передает, что Саид ибн аль-Мусайиб говорил:

«Последнее, что было ниспослано посланнику Аллаха, да благословит его Аллах

и приветствует, э то аят о риба, и он умер прежде, чем смог разъяснить нам его.

Поэтому оставляйте риба и оставляйте сомнительное».

Ибн Маджах передает отАбуХурайры,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«الرِّبَا سَبْعُونَ حُوبًا، أَيْسَرُهَا أَنْ يَنْكِحَ الرَّجُلُ أُمَّه»

«Риба имеет семьдесят разновидностей, самая лёгкая из них

Подобна совокуплению человека со своей матерью».

Касаемо запрета путей, ведущих к запретному приводится хадис от имама Ахмада,

переданный Аишей (да будет доволен ею Аллах), что когда был ниспосланы аяты о риба

в суре «аль- Бакара», посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

вышел из мечети, прочитал их и запретил торговлю вином.

Этот хадис в шести сборниках кроме ат-Тирмизи.

Таким образом, как говорят ученые, если запрещены все пути, ведущие к риба,

то запрещены все пути, ведущие к запретному, например торговля алкоголем.

 

В двух Сахихах приводится хадис,

где посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَعَنَ اللهُ الْيَهُودَ، حُرِّمَتْ عَلَيْهِمُ الشُّحُومُ فَجَمَلُوهَا فَبَاعُوهَا، وَأَكَلُوا أَثْمَانَهَا»

«Аллах проклял иудеев, им был запрещен жир животных,

Но они растапливали его, продавали, и питались выручкой от него».

Али и ибн Масуд передают,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«لَعَنَ اللهُ آكِلَ الرِّبَا وَمُوكِلَهُ وَشَاهِدَيْهِ وَكَاتِبَه»

«Аллах проклял потребляющего риба, того, кто платит риба,

двух свидетелей (сделки) и писаря (при сделке) ».

Тут проклятие на свидетелей и писаря за то, что дают законный вид сделке,

хотя если они делают это по незнанию, то дела по намерениям.

 

Аллах сказал далее:

 

يَمْحَقُ اللَّهُ الْرِّبَواْ وَيُرْبِى الصَّدَقَـتِ وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ

(276) Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования.

Аллах не любит всяких неверующих грешников.

إِنَّ الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـلِحَـتِ وَأَقَامُواْ الصَّلَوةَ وَآتَوُاْ الزَّكَوةَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

(277) Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния,

Совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа.

Они не познают страха и не будут опечалены.

Здесь Аллах сообщает о том, что Он уничтожает лихву, либо лишив этих денег их

обладателя, либо, лишая благословения от ее прибыли, и он не сможет воспользоваться этими деньгами, и будет наказан как в этом мире, так и в мире вечном.

Как сказал об этом Всевышний Аллах: ﴿قُل لاَّ يَسْتَوِى الْخَبِيثُ وَالطَّيِّبُ وَلَوْ أَعْجَبَكَ كَثْرَةُ الْخَبِيثِ﴾

Скажи: «Скверное и благое не равны,

даже если изобилие скверного понравилось тебе (или удивило тебя)» (5:100)

Также Всевышний сказал: ﴿وَيَجْعَلَ الْخَبِيثَ بَعْضَهُ عَلَى بَعْضٍ فَيَرْكُمَهُ جَمِيعاً فَيَجْعَلَهُ فِى جَهَنَّمَ﴾

Чтобы Аллах отделил скверного человека от доброго,

бросил скверных одного на другого, собрал их всех вместе и поместил в Геенне. (8:37)

и также сказал: ﴿وَمَآ ءَاتَيْتُمْ مِّن رِّباً لِّيَرْبُوَاْ فِى أَمْوَالِ النَّاسِ فَلاَ يَرْبُواْ عِندَ اللَّهِ﴾

Дары, которые вы преподносите, чтобы приумножить их за счет чужого богатства,

не приумножатся у Аллаха. (30:39)

 

Ибн Джарир сказал: слово Всевышнего: ﴿يَمْحَقُ اللَّهُ الْرِّبَواْ﴾ Аллах уничтожает лихву

имеет такой же смысл, как и хадис от ибн Мас’уда,

где посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Лихва приведет к недостатку, даже если (кажется), что ее много».

Слова Аллаха: ﴿وَيُرْبِى الصَّدَقَـتِ﴾И приумножает пожертвования – т.е. взрастит и преувеличит.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает,

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنْ تَصَدَّقَ بِعَدْلِ تَمْرَةٍ مِنْ كَسْبٍ طَيِّبٍ، وَلَا يَقْبَلُ اللهُ إِلَّا الطَّيِّبَ، فَإِنَّ اللهَ يَتَقَبَّلُهَا بِيَمِينِهِ،

ثُمَّ يُرَبِّيهَا لِصَاحِبِهِ، كَمَا يُرَبِّي أَحَدُكُمْ فَلُوَّهُ حَتَّى تَكُونَ مِثْلَ الْجَبَل»

«Тот, кто пожертвует фиником от честного заработка, а ведь Аллах

Принимает только благое, Аллах примет это Своей Дланью и будет

Растить ее для ее хозяина, подобно тому, как кто-то из вас растит

скотину, пока этот финик не станет размером с гору».

Этот хадис приводится в разделе о закяте.

 

(وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ كُلَّ كَفَّارٍ أَثِيمٍ) Аллах не любит всяких неверующих грешников – т.е.

не любит неверующих сердцем и порочных на языке и делах. И это окончание аята логично,

т.к. лихоимец не довольствуется честными путями заработка, и ему недостаточно

дозволенных методов, и поэтому он стремится завладеть имуществом

людей ложными путями заработка.

 

Затем Аллах воздает похвалу верующим в своего Господа, повинующимся Его приказам, воздающим благодарность Ему, благотворительными к Его созданиям своим совершением молитв и выплатой закята. Он сообщает о награде, которую Он приготовил для них и почестей, и о том, что в Судный день они будут в безопасности. Он сказал:

إِنَّ الَّذِينَ ءَامَنُواْ وَعَمِلُواْ الصَّـلِحَـتِ وَأَقَامُواْ الصَّلَوةَ وَآتَوُاْ الزَّكَوةَ لَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.051 с.)