Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воистину, тем, которые уверовали и верили праведные деяния,

Поиск

Совершали намаз и выплачивали закят, уготована награда у их Господа.

Они не познают страха и не будут опечалены.

Всевышний Аллах сказал:

يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِىَ مِنَ الرِّبَواْ إِن كُنتُمْ مُّؤْمِنِينَ

(278) О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставляйте оставшуюся часть лихвы,

Если только вы являетесь верующими.

فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَإِن تُبتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَلِكُمْ لاَ تَظْلِمُونَ وَلاَ تُظْلَمُونَ

(279) Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника.

А если вы раскаятесь, то вам останется ваш первоначальный капитал.

Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо.

وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَن تَصَدَّقُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

(280) Если должник находится в трудном положении, то ожидание до улучшения положения. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!

وَاتَّقُواْ يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ

(281) Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху.

Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел,

И с ними не поступят несправедливо.

Всевышний Аллах повелевает Своим верующим рабам страшиться Его,

запрещая им дела, которые приблизили бы к Его гневу.

Он сказал: ﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ﴾ О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха – т.е.

бойтесь и помните о том, что Он наблюдает за вашими действиями.

﴿وَذَرُواْ مَا بَقِىَ مِنَ الرِّبَواْ﴾ И оставляйте оставшуюся часть лихвы – т.е. оставьте то,

что должны вам люди из лихвы от вашего капитала, после этого предупреждения.

﴿إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ﴾ Если только вы являетесь верующими – в то,

что узаконил Аллах из дозволенной торговли и запрета лихоимства и т.п.

Зайд ибн Аслам, ибн Джурайдж и Мукатиль ибн Хаййан, а также ас-Судди считают,

что этот аят был ниспослан по поводу племени БануАмр ибн Умайр из Сакифа и племени

Бану аль-Мугира из Бану аль-Махзум. В джахилии между ними было ростовщичество,

а когда пришел Ислам и оба племени приняли его, Сакиф потребовал свою долю от

ростовщичества. Бану аль-Мугира посоветовались и сказали: «Мы не будем выполнять обязательства по выплаты лихвы». Тогда Итаб ибн Усейд наместник Мекки написал

письмо посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу.

Тогда был нипослан этот аят, и посланник Аллаха отправил его наместнику:

(يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ اتَّقُواْ اللَّهَ وَذَرُواْ مَا بَقِىَ مِنَ الرِّبَواْ إِن كُنتُمْ مُّؤْمِنِينَ فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ)

О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставляйте оставшуюся часть лихвы,

Если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте,

о войне от Аллаха и Его посланника. Тогда сакифиты сказали: «Мы каемся

перед Аллахом и оставляем оставшуюся часть лихвы». И они полностью оставили ее им.

 

Ибн Джурайдж передает слова ибн Аббаса по поводу слов Аллаха:

﴿فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ﴾ То знайте, о войне – т.е. будьте уверены о войне от Аллаха и Его посланника.

Он также сказал, что в Судный день пожирателям войны скажут: «Берите оружие,

ибо вам объявили войну». А затем он процитировал аят: ﴿فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ﴾

Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника

Али ибн Абу Тальха передает от ибн Аббаса: ﴿فَإِن لَّمْ تَفْعَلُواْ فَأْذَنُواْ بِحَرْبٍ مِّنَ اللَّهِ وَرَسُولِهِ﴾

Но если вы не сделаете этого, то знайте, о войне от Аллаха и Его посланника – тот,

кто живет за счет ростовщичества и не оставляет его, то имам мусульман (правитель) имеет право потребовать от него покаяния, и если тот не покается, то отрубить ему голову.

 

Затем Аллах сказал: ﴿وَإِن تُبتُمْ فَلَكُمْ رُءُوسُ أَمْوَلِكُمْ لاَ تَظْلِمُونَ﴾

А если вы раскаятесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо – тем, что берете лихву, и ﴿وَلاَ تُظْلَمُونَ﴾ И с вами не поступят несправедливо – т.е. вы заберете свой капитал, который вы одолжили без прибыли или потери.

Ибн Абу Хатим передает от Амра ибн аль-Ахваза, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время проповеди на прощальном паломничестве сказал:

«أَلَا إِنَّ كُلَّ رِبًا كَانَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ، مَوْضُوعٌ عَنْكُمْ كُلُّهُ، لَكُمْ رُؤُوسُ أَمْوَالِكُم لَا تَظْلِمُونَ وَلَاتُظْلَمُونَ،

وَأَوَّلُ رِبًا مَوْضُوعٍ، رِبَا الْعَبَّاسِ بْنِ عَبْدِالْمُطَّلِبِ مَوْضُوعٌ كُلُّه»

«Поистине, любое ростовщичество, которое было во время джахилии,

Все должно быть оставлено вами. Вам ваш капитал, вы не обижаете, и вас не

Обижают. Первое ростовщичество аль-Аббаса ибн Абдуль-Муталлиба аннулировано»

Аллах сказал: ﴿وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ وَأَن تَصَدَّقُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ ﴾

Если должник находится в трудном положении, то ожидание до улучшения положения.

Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!

– Всевышний Аллах повелевает к терпению по отношению к должнику

в затруднительном положении, который не способен к выплате.

﴿وَإِن كَانَ ذُو عُسْرَةٍ فَنَظِرَةٌ إِلَى مَيْسَرَةٍ﴾ То ожидание до улучшения положения – во времена джалии кредитор назначал срок, и говорил: «Либо ты вернешь в срок, либо вернешь с лихвой». Но затем Аллах поощряет полностью простить долг должнику в затруднительном положении:

﴿وَأَن تَصَدَّقُواْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ﴾

Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали! - т.е.

если вы полностью простите и оставите свои одолженные средства должнику. Приводится множество хадисов от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по этому поводу.

Имам Ахмад передает, что Сулейман ибн Бурайда пересказал от своего отца,

что тот слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنْ أَنْظَرَ مُعْسِرًا، فَلَهُ بِكُلِّ يَوْمٍ مِثْلُهُ صَدَقَة»

«Кто дал отсрочку должнику в затруднительном положении, то ему

За каждый день отсрочки будет записываться милостыня в размер долга».

Затем я слышал, что он сказал: «مَنْ أَنْظَرَ مُعْسِرًا، فَلَهُ بِكُلِّ يَوْمٍ مِثْلاهُ صَدَقَة»

«Кто дал отсрочку должнику в затруднительном положении, то ему за каждый

День отсрочки будет записываться милостыня вдвухкратном размере долга».

Я спросил: «О, посланник Аллаха, я слышал, что ты сказал, что «Кто дал отсрочку

должнику в затруднительном положении, то ему за каждый день отсрочки

будет записываться милостыня в размер долга». И слышал, что ты сказал:

«Кто дал отсрочку должнику в затруднительном положении, то ему за каждый день отсрочки будет записываться милостыня в двухкратном размере долга».

Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«لَهُ بِكُلِّ يَومٍ مِثْلُهُ صَدَقَةٌ قَبْلَ أَنْ يَحِلَّ الدَّيْنُ، فَإِذَا حَلَّ الدَّيْنُ فَأَنْظَرَهُ، فَلَهُ بِكُلِّ يَوْمٍ مِثْلَاهُ صَدَقَة»

«Ему каждый день ожидания срока выплаты долга будет записываться

Милостыняв размер долга, а когда же пройдет срок, и он вновь даст отсрочку,

То ему будет записываться милостыня в двойном размере долга».

Имам Ахмад передает от Мухаммада аль-Курази,

что Абу Катада одолжил денег одному человеку, который потом стал скрываться от него, каждый раз, когда Абу Катада приходил за долгом. Однажды он пришел к его дому,

и к немувышел ребенок и сообщил, что тот человек дома за трапезой. Тогда Абу Катада крикнул: «О, человек, я знаю, что ты дома, выйди ко мне, почему ты скрываешься от меня?» Тот ответил: «У меня трудное финансовое положение, и у меня нет денег».

Абу Катада переспросил: «Заклинаю тебя Аллахом, у тебя действительно трудное положение?» Тот ответил: «Да». Тогда Абу Катада заплакал и сказал:

«Я слышал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«مَنْ نَفَّسَ عَنْ غَرِيمِهِ أَوْ مَحَا عَنْهُ،كَانَ فِي ظِلِّ الْعَرْشِ يَوْمَ الْقِيَامَة»

«Кто облегчил положение своего должника или простил ему долг,

Тот будет в тени Трона в Судный день».

Аль-Хафиз ибн Абу Ял’я аль-Маусили передает от Хузейфы (да будет доволен им Аллах),

что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«أُتِيَ اللهُ بِعَبْدٍمِنْ عَبِيدِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ قَالَ: مَاذَا عَمِلْتَ لِي فِي الدُّنْيَا؟ فَقَالَ: مَا عَمِلْتُ لَكَ يَا رَبِّ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ فِي الدُّنْيَا أَرْجُوكَ بِهَا قَالَهَا ثَلَاثَ مَرَّاتٍ قَالَ الْعَبْدُعِنْدَ آخِرِهَا: يَا رَبِّ إِنَّكَ كُنْتَ أَعْطَيْتَنِي فَضْلَ مَالٍ، وَكُنْتُ رَجُلًا أُبَايِعُ النَّاسَ، وَكَانَ مِنْ خُلُقِي الْجَوازُ، فَكُنْتُ أُيَسِّرُ عَلَى الْمُوسِرِ وَأُنْظِرُ الْمُعْسِرَ، قَالَ: فَيَقُولُ اللهُ عَزَّوَجَلَّ: أَنَا أَحَقُّ مَنْ يُيَسِّرُ، ادْخُلِ الْجَنَّة»

«Аллах привел одного из Своих рабов в Судный день и спросил:

«Что ты сделал при жизни? Тот ответил: «Я не сделал ничего даже на горчичное зернышко для Тебя, о, Господь мой, при жизни, чтобы я мог надеяться на твою

Милость». Аллах спросил это трижды, а на третий раз человек ответил: «О, Господь,

ты даровал мне имущество, я был торговцем, торговал с людьми. Одной из моих манер было снисхождение, и я был снисходительнымк человеку с достатком, и давал отсрочку должнику в затруднительном положении». И Тогда Всевышний Аллах скажет:

«Я более достоин быть снисходительным. Заходи в рай».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим, а также ибн Маджах от Руб’и ибн Харраша.

Муслим дополнил в иснаде Укбу ибн Амира и Абу Масуда аль-Бадри от пророка

(да благословит его Аллах и приветствует).

Затем Всевышний Аллах напоминает Своих рабов о тленности этого мира

и всех его богатств, и о возврате в жизнь вечную к Нему о том, что Он потребует отчета

у Своих творений за то, что они совершили. О том, что Он воздаст им за добро и за зло,

и предостерегает от Своего наказания:

﴿وَاتَّقُواْ يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ﴾

Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек

Сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо.

Передают, что это последний ниспосланный аят в Коране.

 

Ан-Насаи передает, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Последний аят, который был ниспослан в Коране это:

﴿وَاتَّقُواْ يَوْمًا تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَّا كَسَبَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ﴾

Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек

Сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо.

Далее Всевышний Аллах сказал:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا إِذَا تَدَايَنْتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى فَاكْتُبُوهُ وَلْيَكْتُبْ بَيْنَكُمْ كَاتِبٌ بِالْعَدْلِ

وَلَا يَأْبَ كَاتِبٌ أَنْ يَكْتُبَ كَمَا عَلَّمَهُ اللَّهُ فَلْيَكْتُبْ وَلْيُمْلِلِ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ وَلْيَتَّقِ اللَّهَ رَبَّهُ وَلَا يَبْخَسْ مِنْهُ شَيْئًا

فَإِنْ كَانَ الَّذِي عَلَيْهِ الْحَقُّ سَفِيهًا أَوْ ضَعِيفًا أَوْ لَا يَسْتَطِيعُ أَنْ يُمِلَّ هُوَ فَلْيُمْلِلْ وَلِيُّهُ بِالْعَدْلِ وَاسْتَشْهِدُوا شَهِيدَيْنِ

مِنْ رِجَالِكُم فَإِنْ لَمْ يَكُونَا رَجُلَيْنِ فَرَجُلٌ وَامْرَأَتَانِ مِمَّنْ تَرْضَوْنَ مِنَ الشُّهَدَاءِ أَنْ تَضِلَّ إِحْدَاهُمَا فَتُذَكِّرَ إِحْدَاهُمَا الْأُخْرَى

وَلَا يَأْبَ الشُّهَدَاءُ إِذَا مَا دُعُوا وَلَا تَسْأَمُوا أَنْ تَكْتُبُوهُ صَغِيرً أَوْ كَبِيرًا إِلَى أَجَلِهِ ذَلِكُمْ أَقْسَطُ عِنْدَ اللَّهِ وَأَقْوَمُ لِلشَّهَادَةِ وَأَدْنَى أَلَّا تَرْتَابُوا إِلَّا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً حَاضِرَةً تُدِيرُونَهَا بَيْنَكُمْ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَلَّا تَكْتُبُوهَا وَأَشْهِدُوا إِذَا تَبَايَعْتُمْ

وَلَا يُضَارَّ كَاتِبٌ وَلَا شَهِيد وَإِنْ تَفْعَلُوا فَإِنَّهُ فُسُوقٌ بِكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَيُعَلِّمُكُمُ اللَّهُ وَاللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

(282) О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге

На определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо.

Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы глупец, немощен или не способен

диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.008 с.)