Содержание книги

  1. Комбинация боя на шпаге с малым плащом№ 1
  2. Комбинация боя на шпаге с малым плащом № 2
  3. Глава XXIIi ножны и портупеи
  4. Глава XXV широкополая шляпа и треуголка
  5. Глава XXVi бытовые действия со шпагой
  6. Бой невооруженного против вооруженного
  7. Защитные действия против удара ножом сверху
  8. Обезоруживание в бою на шпагах
  9. Обезоруживание с применением второй защиты кинжалом в левой руке
  10. Обезоруживание с помощью одной шпаги
  11. Глава xXVIII ранения и падения
  12. Глава xXIX сценическое фехтование как тренинг психофизических качеств актера
  13. Глава XXx основные методические принципы учебного процесса
  14. Второй принцип: контрастность в подборе упражнений и внутри каждого упражнения
  15. Третий принцип: комплексность задач на занятии и в каждом упражнении
  16. Четвертый принцип: переход от легких упражнений к более трудным
  17. Пятый принцип: целенаправленность, экономичность и точность
  18. Шестой принцип: скульптурность
  19. Танец. Основы сценического движения
  20. Глава xXXII особенности обучения школе сценического боя, историческому фехтованию и бытовым навыкам
  21. Особенности обучения сценическому бою
  22. Методика обучения отдельному приему
  23. Ответные атаки и защиты от них
  24. Замечания к обучению технике исторического фехтования
  25. Колюще-рубящая шпага и колющая шпага
  26. Глава xXXIIi методика тренировочного процесса
  27. Тренинг в фехтовальных фразах. Изучение ответных действий после второй защиты
  28. II вариант. Повышение скорости исполнения
  29. III вариант. Основной вид тренировки
  30. Глава xXXIV подготовка режиссеров по сценическому фехтованию
  31. Глава xXXV конспекты занятий по сценическому фехтованию
  32. Планирование третьей части урока
  33. Беседа Эволюция холодного оружия
  34. Первая часть боя Ромео — Тибальт
  35. Вторая часть боя Ромео — Тибальт
  36. Третья часть боя Ромео — Тибальт
  37. Четвертая часть боя Ромео — Тибальт
  38. Первая часть композиции (двуручный меч)
  39. Тридцать пятый предзачетный урок
  40. Тридцать шестой зачетный урок. Вводная часть. Основная часть
  41. Глава XXXVII искусство сценического боя в творчестве В. Шекспира
  42. Анализ трагедии «ромео и джульетта»
  43. Глава XXXVIII экспозиция поединка в трагедии «гамлет». Типовой Подбор приемов в батальных сценах трагедии «король Лир». Батальная сцена — поединок в опере Ш. Гуно «фауст»
  44. Выбор оружия и анализ техники боя
  45. Сцена боя из трагедии В. Шекспира «Гамлет»
  46. Часть 2 Подбор приемов для боев в трагедии «Король Лир»
  47. Сцена поединка к опере Ш. Гуно «Фауст»
  48. Сцена дуэли из пьесы ростана «сирано де бержерак»
  49. Основные фехтовальные термины и понятия
  50. Иван эдмуидович кох сценическое фехтование


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава xXXIV подготовка режиссеров по сценическому фехтованию



Необходимость подготовки режиссеров по сценическому фехтова­нию вызвана творческой и педагогической необходимостью. Для по­становки танцевального эпизода в спектакле режиссеру почти всегда удается пригласить балетмейстера. Режиссер, обученный танцеваль­ному искусству в объеме программы театрального вуза, все же пред­почитает не выполнять эту работу. Он дает балетмейстеру творческое задание и принимает танец, созданный этим специалистом.

При постановочной работе по сценическому фехтованию не всег­да можно прибегнуть к помощи специалиста. Иногда размер фехто­вальной сцены столь незначителен, что приглашение специалиста вообще представляется нелепостью. Кроме того, сцена, созданная самим постановщиком спектакля, будет всегда органичнее, чем со­зданная другим лицом.

К сожалению, приходится отметить, что режиссеры совсем не владеют техникой фехтовального сценического искусства. В редких случаях режиссеры, обстоятельно занимающиеся изучением сцени­ческого фехтования, овладевшие технологией, могут поставить фех­товальную сцену в спектакле, над которым работают.

В этом случае достигается единство композиции фехтовальной сцены с замыслом спектакля. Такая сцена не будет вставным номером. В процессе освоения основного курса режиссуры студенты овладева­ют умением раскрывать идейное содержание пьесы, ролей и на этой основе создавать интересную экспозицию спектакля. Однако бывает,

что конкретное сценическое выражение замысла, то есть создание зрительного образа оказывается доступно не всем.

Такие режиссеры полагаются на подготовленность самих актеров. Когда режиссер беспомощен, раздаются жалобы актеров на режис­сера, взявшегося за постановку пьесы, но совершенно не умеющего построить яркое, пластически интересное действие. Возникают жа­лобы на отсутствие помощи при создании пластического поведения персонажа и даже на отсутствие желания обстоятельно поработать над необходимой для актера выразительностью. Часто слышатся упреки в том, что режиссер не владеет арсеналом выразительных средств. Если в труппе актеры, пластически слабо подготовленные, то работа с таким режиссером им не приносит огорчения: огорчается зритель, которому показывают серое, неинтересное зрелище. Ссыл­ки на интуицию нелепы — человек делает только то, что он умеет. Умение представить, увидеть спектакль или отдельную сцену явля­ется режиссерской профессией.

На основе опыта педагогической и постановочной работы следует рекомендовать молодым режиссерам изучать технику сценического фех­тования и самостоятельно ставить фехтовальные сцены в спектаклях.

Такая работа принесет режиссеру двойную пользу. Стилевые осо­бенности и скульптурность в фехтовальной сцене потребует от него дополнительной работы по изучению пластических возможностей исполнителей. Это уже повышение режиссерской квалификации в теоретическом и практическом плане. Неожиданно возникающие на ходу репетиций пластические построения часто являются интерес­ными и нужными находками, пользуясь которыми режиссер может помочь исполнителю в новом и интересном решении образа.

Эта работа принесет пользу и в композиции мизансцен вообще, не связанных с фехтованием. Все это откладывается в режиссерском опы­те как активный запас выразительных средств. Работая над подбором фехтовальной техники, режиссер убеждается в необходимости отбирать конкретные, экономные и точные фехтовальные действия.

Законы пластической выразительности познаются при постановке фехтовальной сцены. Хорошо поставленный сценический бой разре­шает сущность драматического конфликта. Достаточно вспомнить, что бой между Меркуцио и Тибальтом превращает веселую лирическую

комедию в трагедию, что средствами боя разрешаются вековые конф­ликты, такие как гибель Макбета и смерть Гамлета.

Зритель любит смотреть хорошую фехтовальную сцену, он не ду­мает о том, что ему показывают только подобие настоящего боя — он хочет верить, что противники пытаются «убить» друг друга. При­сутствуя при этом, он становится как бы соучастником трагического события и обязательно сопереживает вместе с актерами.

В то же время стук клинком о клинок за кулисами — иногда выход из положения, порой это лучше, чем необходимость видеть, как не­сколько не умеющих фехтовать актеров бьют шпагой о шпагу, делая это на глазах у зрителя, наивно полагая, что ничего не понимающий зритель поверит в такое выражение искусства фехтования. Подобное исполнение фехтовальной сцены — проявление театрального брака.

Рассчитывать на то, что зритель сам будет фантазировать бой — нелепо. «Лишить спектакль сцены боя, не использовав все ее воз­можности, — значит обокрасть актеров и зрителя, понести сущест­венную художественную потерю»[5].

Режиссер должен владеть навыками сценического фехтования в большем объеме, чем актеры его театра. Он должен знать историю, уметь определять конструкцию оружия, необходимую для сцены, и правильно его подобрать.

Если в пьеса имеет сцены боя с репликами или музыкальным со­провождением, подбор приемов должен проходить в зависимости еще и от этих компонентов спектакля. Внимательное изучение пьесы и фех­товальных сцен позволит режиссеру глубже проникнуть в авторский замысел.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.200.106 (0.007 с.)