Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава xXXIIi методика тренировочного процессаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сабля и шашка Манера боя на рубящем кривом оружии осваивается в самом конце курса сценического фехтования. Занятия следует проводить в парном построении. Желательно иметь на вооружении эспадроны. Надо обратить внимание студентов на манеру держать рубящее оружие. Саблю, шашку и ятаган держали зажатыми в кулаке, так же как меч. Эспадрон так держать нельзя. Переход на сценическое оружие, являющееся подобием настоящей сабли, требует времени для того, чтобы привыкнуть к новой манере держать оружие и к его весу, а разница эта весьма ощутимая. Сабля и шашка значительно тяжелее спортивного оружия, они не имеют развеса, что типично для спортивного оружия, и поэтому требуют специальных физических приспособлений, позволяющих достаточно ловко и безопасно играть бой. Отличительной чертой при подготовке к сценическому фехтованию на этом виде оружия является необходимость тщательной отработки умения останавливать оружие при ударах, не доводя их до тела противника. Удары надо только обозначать. Надо учить технике скользящих по плоскости защит-ударов. Очень важно ставить руку при защитах в несколько наклонное положение, что позволит улучшить технику скольжения клинков. Следует отметить, что этот вид боя характеризуется весьма короткими по времени схватками. Подскок и удар, защита и отход, перемещение, удар, защита и ответ, отскок и т. п. Очень много перемещений, уклонений, отходов. Типичны захваты рук противника одним или сразу двумя противниками, переход в рукопашную схватку. Обучение бытовым действиям Действия, объединенные под названием «бытовые», надо разделить на две группы. К первой относятся способы ношения оружия, действия с плащом, приветствия, поклоны. Подобные приемы помогают актеру при создании пластического рисунка. Ко второй группе, более близкой к искусству фехтования, относятся такие приемы, как обезоруживания, «ранения и убийства». Упражнения первой группы являются действиями, позволяющими отразить в физическом поведении персонажа стиль, эпоху и национальный колорит пьесы. Эти приемы присущи любому историческому спектаклю даже тогда, когда в нем отсутствует батальная сцена. Упражнения второй группы связаны с обобщенной техникой многих видов оружия. Эта техника помогает достаточно убедительно и безопасно сыграть такое сложное психологическое событие, как ранение или гибель человека. Эти приемы в фехтовальных действиях почти всегда важны, они — кульминация фехтовальных сцен и требуют тщательной подготовки, а значит, и соответствующего репетиционного процесса. Обучение действиям первой группы следует проводить параллельно с приемами школы сценического боя. Манера носить оружие, способы приветствий и обнажения шпаги или другого оружия подчеркнут колорит эпохи при обучении школе сценического боя. Эта часть бытовых действий, иногда называемая ритуальной, осваивается в первом семестре. Для освоения действий с плащом или со шляпой требуется применение реальных предметов. Обучение поклонам и приветствиям может быть и без деталей костюма. В зачетном уроке по сценическому фехтованию за первое полугодие студент должен сыграть небольшой этюд, используя стилевые упражнения. Вторая группа приемов изучается параллельно с курсом исторического фехтования во втором семестре. Сюда входят: обезоруживания с помощью левой руки и ранения. Параллельно есть смысл повторить технику падений, освоенную на втором году обучения в предмете «Основы сценического движения». Она пригодится и для боя на шпаге с кинжалом или дагой. Изучая приемы нанесения уколов колющей шпагой, надо знать способы обезоруживания посредством одной шпаги. Приемы обезоруживания в бое на кинжалах изучаются в процессе создания сценической композиции. Предварительная подготовка этих приемов должна быть в уроках сценического движения, на занятиях же по сценическому фехтованию следует только уточнить технику и отрабатывать ее исполнение. Методика изучения этих приемов следующая: сначала прием выполняется полностью и объясняется его тактическое назначение, а именно — возможности применения в той или иной боевой ситуации. Затем отрабатываются детали техники защиты, захваты и броски. Потом выполняется бросок с фиксацией момента начала страховки и финал при приземлении тела. Последовательность в выполнении этих действий дает возможность студентам быстро овладеть схемой приемов. Переход к исполнению без остановок должен быть обязательно на матах. Далее темпы приемов следует постепенно ускорять, доводя их до боевой скорости. Затем, убрав маты, добиваться от обучающихся безопасного исполнения. Обезоруживание на мечах, на двуручных мечах и на древковом оружии изучается параллельно с изучением техники приемов боя на перечисленных видах оружия. Это почти не отнимает учебного времени, так как принцип многих из этих приемов был освоен ранее. Приемы «ранения» и «падения» следует включать в этюдную работу студентов как средство подготовки общей сценической пластичности. Во время тренинга следует менять партнеров. Предлагаемый в середине занятия этюд переключает внимание учеников с боевых действий на противоположные им, бытовые. Этюд, составленный из бытовых действий, нужно играть в полном соответствии с требованиями драматического искусства. Постепенно, с накоплением достаточно оттренированного боевого материала, используя ранее разученные фехтовальные фразы, можно составлять этюды, включая в них новые приемы, наряду с освоенной ранее техникой. Тренировочный процесс по сценическому фехтованию начинается после того, как студенты овладели некоторым количеством приемов, из которых уже можно создавать комбинации. Точность в исполнении приемов развивает координацию движений. В результате многократно повторенных комбинаций в рамках аудиторных занятий обучение в уроке подразделяется на два этапа. 1.Уметь из отдельно оттренированных элементов создать внутренне обоснованную схему приемов. 2.Разученную схему приемов уточнить в деталях, обеспечивающих технику безопасности. Только после освоения технических приемов можно переходить к воплощению сценических задач. Раздел обучения техническим приемам опасен из-за отсутствия защитных приспособлений, но это дополнительный стимул для воспитания в актере смелости и решительности. Фехтовальная сцена всегда играется на ограниченном пространстве. Она включает как укрупненную, заостренную амплитуду перемещения, движений, так и очень узкую, целенаправленную, что требует от исполнителей абсолютной точности, повышенного внимания. Эти задачи лишний раз подтверждают необходимость серьезного отношения к тренировочному разделу урока. Правильная методика позволит исполнителю достигнуть предельной выразительности в тех случаях, когда сцена требует от актера выполнения действий, напряженных по внутреннему и внешнему темпоритму, когда нужно играть на высоких скоростях, в самых разнообразных амплитудах, то есть малых, средних и больших по размеру движениях. Параллельно с освоением техники школы сценического боя совершенствуется процесс повышения психофизического уровня актера. Методика, при которой последовательно изучаются подряд все основные положения, передвижения, уколы, удары, а затем защиты — порочна. Такая последовательность изучения является по существу механической, так как, ввиду отсутствия связи между приемами, она лишена эмоциональности. Методика, предлагаемая данным учебником, позволяет, начиная с 3^4-го урока, требовать от студентов соединения правильно освоенной техники с основой их профессии — актерским мастерством. Взаимодействия партнеров требуют концентрации и мобильности — это чрезвычайно важно при проведении тренинга. Студенты должены обладать скоростью, силой, ловкостью, быстротой реакции, то есть теми качествами, которые позволят действовать так, чтобы у зрителей возникало впечатление настоящего боя, но в жанре пьесы и исходя из характера персонажа. Обучение технике и совершенствование психофизических качеств исполнителя — неразрывные части единого педагогического процесса в предметах «Актерское мастерство» и «Сценическое фехтование» — позволяют в кратчайший срок подготовить студентов в соответствии с задачами, поставленными перед данным курсом. Если в первой трети учебного года в основном изучаются фехтовальные действия, то середина года посвящается, главным образом, тренировке совершенствования техники с параллельным повышением уровня психомоторики. Обе эти задачи разрешаются путем включения в занятия сначала небольших боевых и бытовых этюдов самого простого содержания, а в последнюю треть учебного года — сложных этюдов и фехтовальных сцен из пьес. Фехтовальные сцены, обобщая весь материал пройденного курса, являются итогом обучения актерскому мастерству. На занятиях по сценическому фехтованию не следует пользоваться упражнениями с применением спортивных мишеней и защитными приспособлениями фехтовальщиков. Исполнение реальных уколов и ударов не помогает умению нападать, не дотрагиваясь до партнера. В свое время такой раздел существовал в учебном пособии по сценическому фехтованию, изданному в 1948 году. Это было данью спортивному фехтованию, на базе которого возник курс сценического фехтования. В настоящее время необходимость в этом отпала совершенно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.6 (0.009 с.) |