Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава xXXIIi методика тренировочного процесса

Поиск

Сабля и шашка

Манера боя на рубящем кривом оружии осваивается в самом конце курса сценического фехтования. Занятия следует проводить в парном построении. Желательно иметь на вооружении эспадро­ны. Надо обратить внимание студентов на манеру держать рубящее оружие. Саблю, шашку и ятаган держали зажатыми в кулаке, так же как меч. Эспадрон так держать нельзя. Переход на сценическое ору­жие, являющееся подобием настоящей сабли, требует времени для

того, чтобы привыкнуть к новой манере держать оружие и к его весу, а разница эта весьма ощутимая.

Сабля и шашка значительно тяжелее спортивного оружия, они не имеют развеса, что типично для спортивного оружия, и поэтому требуют специальных физических приспособлений, позволяющих достаточно ловко и безопасно играть бой. Отличительной чертой при подготовке к сценическому фехтованию на этом виде оружия является необходимость тщательной отработки умения останавли­вать оружие при ударах, не доводя их до тела противника.

Удары надо только обозначать. Надо учить технике скользящих по плоскости защит-ударов. Очень важно ставить руку при защитах в несколько наклонное положение, что позволит улучшить технику скольжения клинков. Следует отметить, что этот вид боя характери­зуется весьма короткими по времени схватками.

Подскок и удар, защита и отход, перемещение, удар, защита и от­вет, отскок и т. п. Очень много перемещений, уклонений, отходов. Типичны захваты рук противника одним или сразу двумя противни­ками, переход в рукопашную схватку.

Обучение бытовым действиям

Действия, объединенные под названием «бытовые», надо разде­лить на две группы. К первой относятся способы ношения оружия, действия с плащом, приветствия, поклоны. Подобные приемы помо­гают актеру при создании пластического рисунка. Ко второй группе, более близкой к искусству фехтования, относятся такие приемы, как обезоруживания, «ранения и убийства». Упражнения первой группы являются действиями, позволяющими отразить в физическом пове­дении персонажа стиль, эпоху и национальный колорит пьесы.

Эти приемы присущи любому историческому спектаклю даже тогда, когда в нем отсутствует батальная сцена. Упражнения второй группы связаны с обобщенной техникой многих видов оружия. Эта техника помогает достаточно убедительно и безопасно сыграть такое сложное психологическое событие, как ранение или гибель человека.

Эти приемы в фехтовальных действиях почти всегда важны, они — кульминация фехтовальных сцен и требуют тщательной под­готовки, а значит, и соответствующего репетиционного процесса.

Обучение действиям первой группы следует проводить параллельно с приемами школы сценического боя. Манера носить оружие, спосо­бы приветствий и обнажения шпаги или другого оружия подчеркнут колорит эпохи при обучении школе сценического боя.

Эта часть бытовых действий, иногда называемая ритуальной, ос­ваивается в первом семестре. Для освоения действий с плащом или со шляпой требуется применение реальных предметов. Обучение покло­нам и приветствиям может быть и без деталей костюма. В зачетном уроке по сценическому фехтованию за первое полугодие студент дол­жен сыграть небольшой этюд, используя стилевые упражнения.

Вторая группа приемов изучается параллельно с курсом истори­ческого фехтования во втором семестре. Сюда входят: обезоружи­вания с помощью левой руки и ранения. Параллельно есть смысл повторить технику падений, освоенную на втором году обучения в предмете «Основы сценического движения». Она пригодится и для боя на шпаге с кинжалом или дагой.

Изучая приемы нанесения уколов колющей шпагой, надо знать способы обезоруживания посредством одной шпаги. Приемы обезо­руживания в бое на кинжалах изучаются в процессе создания сце­нической композиции. Предварительная подготовка этих приемов должна быть в уроках сценического движения, на занятиях же по сценическому фехтованию следует только уточнить технику и отра­батывать ее исполнение.

Методика изучения этих приемов следующая: сначала прием выпол­няется полностью и объясняется его тактическое назначение, а имен­но — возможности применения в той или иной боевой ситуации. Затем отрабатываются детали техники защиты, захваты и броски. Потом вы­полняется бросок с фиксацией момента начала страховки и финал при приземлении тела. Последовательность в выполнении этих действий дает возможность студентам быстро овладеть схемой приемов.

Переход к исполнению без остановок должен быть обязательно на матах. Далее темпы приемов следует постепенно ускорять, доводя их до боевой скорости. Затем, убрав маты, добиваться от обучающихся безопасного исполнения. Обезоруживание на мечах, на двуручных мечах и на древковом оружии изучается параллельно с изучением техники приемов боя на перечисленных видах оружия. Это почти

не отнимает учебного времени, так как принцип многих из этих при­емов был освоен ранее.

Приемы «ранения» и «падения» следует включать в этюдную ра­боту студентов как средство подготовки общей сценической плас­тичности. Во время тренинга следует менять партнеров. Предла­гаемый в середине занятия этюд переключает внимание учеников с боевых действий на противоположные им, бытовые.

Этюд, составленный из бытовых действий, нужно играть в полном соответствии с требованиями драматического искусства. Постепенно, с накоплением достаточно оттренированного боевого материала, исполь­зуя ранее разученные фехтовальные фразы, можно составлять этюды, включая в них новые приемы, наряду с освоенной ранее техникой.

Тренировочный процесс по сценическому фехтованию начи­нается после того, как студенты овладели некоторым количеством приемов, из которых уже можно создавать комбинации. Точность в исполнении приемов развивает координацию движений. В резуль­тате многократно повторенных комбинаций в рамках аудиторных занятий обучение в уроке подразделяется на два этапа.

1.Уметь из отдельно оттренированных элементов создать внут­ренне обоснованную схему приемов.

2.Разученную схему приемов уточнить в деталях, обеспечива­ющих технику безопасности.

Только после освоения технических приемов можно переходить к воплощению сценических задач.

Раздел обучения техническим приемам опасен из-за отсутствия за­щитных приспособлений, но это дополнительный стимул для воспита­ния в актере смелости и решительности. Фехтовальная сцена всегда иг­рается на ограниченном пространстве. Она включает как укрупненную, заостренную амплитуду перемещения, движений, так и очень узкую, целенаправленную, что требует от исполнителей абсолютной точности, повышенного внимания. Эти задачи лишний раз подтверждают необхо­димость серьезного отношения к тренировочному разделу урока.

Правильная методика позволит исполнителю достигнуть пре­дельной выразительности в тех случаях, когда сцена требует от ак­тера выполнения действий, напряженных по внутреннему и внешне­му темпоритму, когда нужно играть на высоких скоростях, в самых разнообразных амплитудах, то есть малых, средних и больших по размеру движениях.

Параллельно с освоением техники школы сценического боя со­вершенствуется процесс повышения психофизического уровня ак­тера. Методика, при которой последовательно изучаются подряд все основные положения, передвижения, уколы, удары, а затем за­щиты — порочна. Такая последовательность изучения является по существу механической, так как, ввиду отсутствия связи между при­емами, она лишена эмоциональности.

Методика, предлагаемая данным учебником, позволяет, начиная с 3^4-го урока, требовать от студентов соединения правильно освоен­ной техники с основой их профессии — актерским мастерством. Взаи­модействия партнеров требуют концентрации и мобильности — это чрезвычайно важно при проведении тренинга.

Студенты должены обладать скоростью, силой, ловкостью, быст­ротой реакции, то есть теми качествами, которые позволят действо­вать так, чтобы у зрителей возникало впечатление настоящего боя, но в жанре пьесы и исходя из характера персонажа.

Обучение технике и совершенствование психофизических ка­честв исполнителя — неразрывные части единого педагогического процесса в предметах «Актерское мастерство» и «Сценическое фех­тование» — позволяют в кратчайший срок подготовить студентов в соответствии с задачами, поставленными перед данным курсом.

Если в первой трети учебного года в основном изучаются фехто­вальные действия, то середина года посвящается, главным образом, тренировке совершенствования техники с параллельным повыше­нием уровня психомоторики. Обе эти задачи разрешаются путем включения в занятия сначала небольших боевых и бытовых этюдов самого простого содержания, а в последнюю треть учебного года — сложных этюдов и фехтовальных сцен из пьес. Фехтовальные сцены, обобщая весь материал пройденного курса, являются итогом обуче­ния актерскому мастерству.

На занятиях по сценическому фехтованию не следует пользо­ваться упражнениями с применением спортивных мишеней и защит­ными приспособлениями фехтовальщиков. Исполнение реальных уколов и ударов не помогает умению нападать, не дотрагиваясь до партнера. В свое время такой раздел существовал в учебном посо­бии по сценическому фехтованию, изданному в 1948 году. Это было данью спортивному фехтованию, на базе которого возник курс сце­нического фехтования. В настоящее время необходимость в этом от­пала совершенно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.6 (0.009 с.)