Содержание книги

  1. Типичная композиция боя на копьях№ 1
  2. Типичная композиция боя на копьях№ 2
  3. Типовая комбинация в бою на дубинках № 1
  4. Глава XIX рыцарский кинжал, бытовой нож и наваха
  5. Ответные атаки и защиты от них
  6. Общие замечания к бою на кинжалах
  7. Типовая композиция боя на кинжалах
  8. Техника боя на навахе с одним клинком
  9. Типичная композиции боя на навахах
  10. Типичная композиция боя на двуклинковых навахах
  11. Защиты шпагой от двойного нападения
  12. Общие методические указания (к защитам шпагой от двойных уколов)
  13. Рис. 114. Защиты дагой от двойных уколов
  14. Ответные атаки шпагой после шпажной защиты
  15. Ответные атаки датой после защит датой
  16. Ответные атаки обоими видами оружия после двойной защиты
  17. Повторные атаки шпагой после атаки шпагой
  18. Повторные атаки дагой после атаки датой
  19. Повторные атаки после атаки шпагой
  20. Типичная комбинация боя на шпаге с дагой
  21. Захват кинжалом оружия противника
  22. Комбинация боя на шпаге с малым плащом№ 1
  23. Комбинация боя на шпаге с малым плащом № 2
  24. Глава XXIIi ножны и портупеи
  25. Глава XXV широкополая шляпа и треуголка
  26. Глава XXVi бытовые действия со шпагой
  27. Бой невооруженного против вооруженного
  28. Защитные действия против удара ножом сверху
  29. Обезоруживание в бою на шпагах
  30. Обезоруживание с применением второй защиты кинжалом в левой руке
  31. Обезоруживание с помощью одной шпаги
  32. Глава xXVIII ранения и падения
  33. Глава xXIX сценическое фехтование как тренинг психофизических качеств актера
  34. Глава XXx основные методические принципы учебного процесса
  35. Второй принцип: контрастность в подборе упражнений и внутри каждого упражнения
  36. Третий принцип: комплексность задач на занятии и в каждом упражнении
  37. Четвертый принцип: переход от легких упражнений к более трудным
  38. Пятый принцип: целенаправленность, экономичность и точность
  39. Шестой принцип: скульптурность
  40. Танец. Основы сценического движения
  41. Глава xXXII особенности обучения школе сценического боя, историческому фехтованию и бытовым навыкам
  42. Особенности обучения сценическому бою
  43. Методика обучения отдельному приему
  44. Ответные атаки и защиты от них
  45. Замечания к обучению технике исторического фехтования
  46. Колюще-рубящая шпага и колющая шпага
  47. Глава xXXIIi методика тренировочного процесса
  48. Тренинг в фехтовальных фразах. Изучение ответных действий после второй защиты
  49. II вариант. Повышение скорости исполнения
  50. III вариант. Основной вид тренировки


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XXVi бытовые действия со шпагой



Треуголка

Треуголку в XVIII столетии надевали на голову так, чтобы от бровей до полей шляпы было расстояние в толщину указательного пальца (рис. 137).

255

Упражнение № 259. Снять треуголку

Построение: стайкой.

Техника исполнения. По команде «Снять тре­уголку!» надо положить указательный и третий палец на ее поля сверху, в переднем или правом углу (в зависимости от того, как она надета), а большой, безымянный и мизинец подложить снизу. Пальцы сжать.

Методические указания. Такая манера держать шляпу позволяет удобно ее снять или надеть. Снятая с головы треуголка могла быть в трех раз­ных положениях.

Упражнение № 260. Шляпа у ноги

Техника исполнения. По команде «Шляпа у но­ги» надо, после того как шляпа снята, опустить правую руку вдоль правой или левой ноги (в зависимости от того, какой рукой она была снята), причем обязательно полями к бедру, а тульей наружу.

Упражнение № 261. Шляпу под левую руку

Техника исполнения. По команде «Шляпу под руку!» надо, после того, как она снята с головы, правой рукой поднести ее к левому боку полями на уровне тазобедренного сустава или чуть выше (как удобно) и слегка прижать предплечьем левой руки. Правая рука при этом опущена вниз (это второе бытовое положение).

Упражнение № 262. Треуголку «на поднос»

Техника исполнения. Техника этого положения полностью соот­ветствует аналогичному положению широкополой шляпы XVII сто­летия.

Методические указания. При приветственных жестах, выполня­емых руками, треуголку не снимали, тогда как при реверансах это было обязательным. Если кавалер кланяется при обнаженной шпаге, то шпагу держат в правой руке, а движения с треуголкой следует выполнять левой рукой по указанной выше схеме.

Упражнение № 263. Поклон с треуголкой

Построение: стайкой.

Техника исполнения. Надо сделать семь шагов вперед, на вось­мом, останавливаясь, положить правую или левую руку на угол треу­голки и, выполняя первое движение реверанса, в то же время снять шляпу, отведя руку в сторону. Все остальные движения выполнять по схеме это­го поклона (рис. 138). В тот момент, когда впереди стоящая нога подтягива­ется к опорной, треуголку следует надеть на голову. Методические указа­ния. Это упражнение сле­дует повторить несколько раз, выполняя действия с треуголкой то правой, то левой рукой. Есть смысл заканчивать этюды по­добного типа в одном из бытовых положений: тре­уголка у ноги, под рукой или на подносе.

Шпага в прошлом служила не только для сражений. Она сама была частью ритуала — с ее помощью произносились клятвы и обещания, выполнялись приветствия. При торжественных обещаниях и клятвах, холодным оружием пользовались как священным предметом, который как бы скреплял слова-обязательства. В одном случае использовали клинок, в другом — рукоять оружия.

Обычай клясться на оружии относится к древности. Позднее он перешел в Средневековье, а затем и в Новое время. Рукоять меча имела форму креста, так же как рукоять старинной шпаги немецкого происхождения, шпаги испанского и французского типа также име­ли эфес — крестовину.

Упражнение № 264. Клятва на клинке оружия

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Кляни­тесь!» поднять оружие наклонно вверх, при­мерно под углом 45°. Глядя на острие шпа­ги, произнести слова обещания или клятвы (рис. 139). Если же воин хотел, чтобы его приближенные дали клятву на оружии, он, обнажив свое оружие и направив острие к ним, держал клинок почти горизонтально. Присутствующие также, обнажив оружие, накладывали свои клинки сверху на про­тянутое к ним оружие и произносили слова клятвы или обещания. Действие подтверж­далось звуком клинков, накладываемых друг на друга.

Методические указания. Примером такой клятвы может слу­жить сцена из II акта оперы Мейербера «Гугеноты», в которой дворяне клянутся по просьбе королевы во взаимной дружбе, при этом они поют: «Я клянусь королем и мечом, данным им, я кля­нусь». В отсутствии шпаги слова клятвы могли быть произнесены на крестообразной рукояти кинжала. Шпага была необходимым, но чрезвычайно дорогим предметом. Клинок как наиболее цен­ную часть любого оружия оберегали от затупления. Для воина той эпохи был совершенно невозможен удар клинком плашмя по твердым предметам, поскольку в этом случае можно было легко его сломать.

Передача оружия другому лицу была возможна только в исклю­чительных случаях, как, например, при аресте или по требованию военачальника. Это могло быть и в случае отказа служить данному господину.

Упражнение № 265. Клятва на эфесе оружия

Построение: стайкой. Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «На эфесе кля­нитесь!» надо, взяв оружие за клинок на некото­ром расстоянии от гарды, поставить ее вертикаль­но перед собой на уровне лица (подобие креста) и произнести слова клятвы (рис. 140). (При этом в подтверждение слов целовали эфес оружия.) Затем вложить его в ножны.

На практике подобная сцена с клятвой на ору­жии — эпизод заклинания Мефистофеля после куплетов, исполняемых во II акте (опера Ш. Гу­но «Фауст»). В опере Мейербера «Гугеноты» в IV акте тоже есть сцена заклинания, где оружие трансформируется в крест.

Упражнение № 266. Передача оружия одной рукой

Это довольно дерзкий способ передачи своего оружия. Шпага или меч в этом случае отдавались обнаженными.

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Подай шпагу одной рукой!» надо, выбрасывая оружие рукоятью от себя, поймать его за клинок под гар­дой. Затем с поклоном протянуть рукоять тому лицу, которое должно это оружие взять. Далее по команде «Оставь себе!», подбросив оружие рукоятью к себе, поймать его за рукоять. По команде «Шпаги в ножны!» убрать оружие.

Методические указания. Это довольно сложное по координации движение. Надо добиваться точ­ности в действиях со шпагой перед передачей оружия. Подача шпаги сопровождается поклоном. Прини­мающий берет шпагу за ее рукоять (рис. 141). В ответной передаче

шпаги ее владельцу он также подбрасывает ее и, поймав за клинок, по­дает хозяину за рукоять.

Упражнение № 267. Передача шпаги двумя руками

Этим способом подавали обнаженное оружие, а иногда вынима­ли шпагу из портупеи вместе с ножнами и в таком виде подавали.

Исходное положение: подготовительное.

Техника исполнения. По команде «Подайте шпагу двумя руками!» надо положить клинок оружия на левую ладонь, затем, чуть под­бросив рукоять правой рукой, подхватить ее за клинок возле гарды той же рукой снизу. Оружие окажется в горизонтальной плоскости в двух руках ладонями вверх (рис. 142, а), затем его надо с поклоном протянуть тому, кому оно подается (рис. 142, б).

По команде «Оставь себе!», чуть подбросив рукоять, поймать ее правой рукой, одновременно вытягивая руку через положение на­клонно вверх в подготовительное. По команде «Убери оружие!» вло­жить его в ножны. Тот, кому подают оружие, берет его за рукоять шпаги или за середину ножен.

Методические указания. Оба эти способа следует тренировать в небольших композициях этюдного типа, например: три шага впе­ред, остановиться, вынуть шпагу, поприветствовать. Затем, подбро­сив шпагу, протянуть рукоять вперед, далее по команде, подхватив рукоять, вложить шпагу в ножны и поклониться в стиле XVII столе­тия. В композиции могут быть включены действия с плащом.

Этикетные правила поведения тщательно соблюдались: если кавалер приходил в дом к друзьям, то оружие (включая наплечную портупею с ножнами), плащ, шляпу и ботфорты он оставлял в пе­редней дома. Лакей, сопровождавший господина, носил с собой его комнатную обувь.

Если кавалер появлялся в незнакомом доме с официальной мис­сией, то он мог войти в комнаты при шпаге. Это уже само по себе было проявлением официальности и недружелюбия. При дворе ка­валер всегда был при полном наборе оружия — кинжале и шпаге.

Для хранения оружия имелась специальная подставка, в которую ставили оружие, иногда его вешали на портупею. Только находив­шийся в помещении дежурный офицер мог быть в плаще, шляпе, ботфортах и с полным арсеналом оружия, так как был готов в лю­бой момент защитить своего господина. В доме не носили ботфор­ты, плащи и шляпы, из оружия при себе мог быть только кинжал. Типичным домашним костюмом мужчины был теплый, довольно длинный шлафрок (халат).

Высшим проявлением вежливости вооруженного человека было обязательное приветствие обнаженным оружием — мечом, шпагой, саблей и т. п. Приветствие оружием принято называть салютом.

Салют с поклоном

Этот вид приветствия — более торжественный, он представляет собой соединение салюта оружием с выполне­нием поклона конца XVII столетия.

Упражнение № 268. Салют с поклоном

Техника исполнения. По команде «С шагом вперед — салют!» надо сделать правой ногой большой шаг вперед. Левая нога сзади на нос­ке. Вес тела на правой ноге, рука с оружием поднята в положение подвысь, которое соот­ветствует обращению «сударь» (рис. 143).

Затем, опуская шпагу вниз, согнуть левую ногу в колене, правая нога при этом остается прямой, голова и плечи опущены. По команде

«Встать!», выпрямляясь и поднимая голову, подтянуть правую ногу к левой, оставляя шпагу в положении наклонно вниз.

Методические указания. Это упражнение следует выполнять не­сколько раз в сочетании с ходьбой, остановкой, обнажением оружия и салютом.

Упражнение № 269. Салют с коленопреклонением

Эта форма салюта типична при обращении к представителю коро­левской власти, герцогу, высокопоставленным священнослужителям. Техника исполнения. По команде «С шагом вперед — подвысь!» сделать правой ногой небольшой шаг вперед и, поднимая оружие подвысь, опуститься на левое колено (рис. 144, а). Колено и бедро находятся под прямым углом, голень вертикальна, корпус прямой, голова приподнята. По команде «Поклон!», разгибая руку в локте, слегка наклонив туловище и голову (рис. 144, б), опустить клинок наклонно вниз, не касаясь пола. По команде «Выпрямиться!», остав­ляя шпагу в наклонном положении, поднять голову (рис. 144, в).

По команде «Шпаги в ножны!» поднять клинок наклонно вверх, раз­вернув кисть, приблизить острие к ножнам (рис. 144, г) и, опуская в них

оружие (рис. 144, о), встать, приставляя правую ногу к левой. Затем вы­полнить обычную концовку приема «Вложить оружие в ножны!».

Методические указания. Надо добиваться слитного исполне­ния всех движений, а затем сыграть этюд, в котором был бы этот прием.

Упражнение № 270. Салют со шпагой и шляпой

Исходное положение: подготовительное, на голове широкополая шляпа.

Техника исполнения. По команде «Салют с поклоном!», шагнув правой ногой вперед, поднять оружие в положение подвысь, а ле­вой рукой взяться за поля шляпы. По команде «Поклон!», перенося вес тела на левую ногу, слегка согнув в колене, снять шляпу, отводя левую руку в сторону, вниз (возможен вариант: приложить шляпу к сердцу), склоняя голову.

Далее по команде «Выпрямись!», оставив оружие в положении наклонно вниз, а шляпу у левого бедра, поднять голову и выпря­миться. Затем вложить оружие в ножны, держа шляпу в левой руке, и только после этого надеть шляпу. Возможен вариант, в котором сначала надевается шляпа, а затем убирается оружие.

Упражнение № 271. Салют со шпагой и треуголкой

Построение: стайкой. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «За шпаги!» надо взяться пра­вой рукой за рукоять шпаги, левой, придерживая ножны, по команде «Вынуть шпаги!» вынуть клинок шпаги, зафиксировав его в исход­ное положение. По команде «За шляпы!» надо левой рукой взять тре­уголку за передний угол, если она надета так, что угол находится перед лицом, или за левый угол, если она надета прямо.

По команде «Приветствуйте!» левой рукой снять шляпу с головы и отвести руку диагонально в сторону вверх, а правой поднести гар­ду к лицу. По команде «Поклон!» выполнить приветствие шпагой, слегка опустив шляпу. По команде «Выпрямиться!» приподнять го­лову, оставить шляпу возле левого бока, затем вложить шпагу в нож­ны и только потом надеть треуголку.

Методические указания. Готовя актеров к верному стилевому поведению в пьесе, отражающей быт и нравы XVIII столетия, надо

создать упражнения, в которых действия оружием перемежались бы с этикетно-стилевыми приемами.

Упражнение № 272. Комплексное

Исходное положение: стойка, костюм — широкополая шляпа, плащ, портупея и шпага в ножнах.

Техника исполнения. Запахнувшись плащом, пройти вперед семь шагов, на предпоследнем шаге распахнуть плащ и, придерживая ножны левой рукой, вынуть шпагу. Далее, положив левую руку на поле шляпы и подняв оружие подвысь, снять шляпу с головы.

Отведя руку со шляпой в сторону влево, опустить шпагу наклон­но вниз и, одновременно согнув левую ногу в колене, склонить голо­ву (сделать поклон), затем выпрямиться, оставив шляпу в положении у ноги, приставить правую ногу к левой.

Далее вложить шпагу в ножны. Держа шляпу в левой руке, опус­тить шпагу в ножны, затем, взяв шляпу в правую руку, склониться в поклоне XVII столетия. Надеть шляпу и, взявшись правой рукой за полу плаща, запахнуться им, одновременно развернувшись на 180°, и уйти, сделав те же семь шагов.

Методические указания. В предмете «Сценическое фехтование» учебные часы на выполнение подобных упражнений не предусмот­рены. Но при работе с актерами, занятыми в исторических пьесах, есть смысл делать подобные упражнения. Важно, чтобы студенты понимали, что любые этикетно-стилевые упражнения — только схе­ма, которая будет видоизменяться в зависимости от жанра произве­дения и характера персонажа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.220 (0.01 с.)