Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава xXVIII ранения и падения

Поиск

Глава XXVIII РАНЕНИЯ И ПАДЕНИЯ

Поскольку в сценическом бою приходится играть ранения, убий­ства или обезоруживание противника, многие из этих действий за­канчиваются падениями. Необходимо, чтобы актер владел техникой сценических падений и безопасным выполнением приемов ранения и убийства.

Главное в технике падений — умение выполнить его так, чтобы, с одной стороны, зритель поверил в то, что герой проколот или полу­чил удар, а с другой — падение должно быть выполнено без ущерба для актера.

Приземление на непокрытый пол, если нет умения группировать­ся, как правило, болезненно и чревато травмами, так как умение рас­правлять тело для падения является основным принципом биомеха­ники. Изучение приемов падений на уроках фехтования (или основ сценического движения) является средством верного приземления.

Логические же связи и внутренние обоснования приемов может дать только исполнитель роли. Приближения приемов к подлинно-жизненному исполнению могут быть травмоопасны, поэтому в осно­ву тренинга взяты приемы самбо и другие приемы рукопашных боев.

Предлагаемые схемы — только прочная база, на которую долж­ны опираться поиски техники падения.

Подготовительные упражнения к падениям

Подготовительные упражнения имеют целью научить студентов безопасным приемам падения как для самих исполнителей, так и для их партнеров.

Упражнение № 288. Подготовительное к падению на бок

Построение: стайкой на большом расстоянии друг от друга. Ис­ходное положение: присед с сомкнутыми коленями и стопами, ладо­ни касаются гимнастического мата.

Техника исполнения. По команде «Направо упасть!» надо, рас­слабляя ноги, сначала коснуться мата наружной поверхностью пра­вой стороны голени. При этом движении левая стопа почти не отры­вается от пола, руки поддерживают корпус в почти вертикальном положении. Затем перекатом коснуться мата правым бедром и пра­вым боком. Правая рука, согнутая в локте, поддерживает корпус в наклонном положении. Левая рука, передвинувшаяся вправо, так­же помогает поддерживать туловище. Вес тела — на правом пред­плечье, которое предохраняет от ушиба плечевой сустав.

Предплечье правой руки находится впереди на уровне живота, локоть подвинут влево. Голова — в вертикальном положении или чуть влево. Это предохранит ее от ушиба. В заключение следует ос­торожно положить голову на мат и расслабить все тело.

Методические указания. В этом упражнении приземление про­исходит с незначительной высоты. Его можно выполнить сразу на

полу. Технику надо учить последовательно, по этапам. Рекомендуе­мые команды: «Положить голень!», «Положить бедро!», «Положить корпус!», «Положить голову!», «Расслабиться!». Приземление нужно выполнить слитно, в замедленном темпе. Тренировать приземление надо в обе стороны.

Упражнение № 289. Подготовительное к падению скручиваясь

Положить все имеющиеся гимнастические маты на расстоянии не менее чем 50 см друг от друга.

Построение: на правый передний угол каждого мата встает уче­ник. Исходное положение: присесть, носки врозь, пятки вместе, ко­лени разведены возможно шире в стороны. Руки лежат ладонями на коленях, пальцы правой руки направлены влево, левой — направо. Локти разведены широко в стороны, спина выгнута дугой, голова наклонена к груди. Мышцы напряжены.

Техника исполнения. По команде «Упасть!» следует откинуться назад влево, последовательно приземляясь левой стороной голени, бедром и боком. Голова должна быть прижата подбородком к груди и наклонена к правому плечу. При приземлении мускулы не расслаб­лять. При повторе упражнения поднять левую руку, повернув ее ла­донью назад.

При падении ладонь должна коснуться мата раньше, чем тело. При этом хлопок о мат и в дальнейшем будет озвучивать падение. Поднятая и вытянутая вверх левая рука будет страховать голову сбоку при сценическом падении № 1 (скручиваясь с выпада). Пе­ред командой «Упасть!» надо заранее предложить поднять левую руку. В дальнейшем рука должна подниматься только в момент падения.

Методические указания. Если поднятая для страховки рука будет согнута, можно травмировать локоть. При правильном выполнении голова опускается на левое плечо. Сильный удар ладонью о пол безо­пасен и почти безболезнен, тогда как тыльная сторона кисти весьма чувствительна при ударе.

После разучивания техники падения влево назад рекомендуется выполнить упражнение вправо назад. Количество повторений этого упражнения не должно быть более четырех раз в каждую сторону.

Это особенно важно соблюдать при первом изучении техники такого приземления.

Упражнение № 290. Падение № 1: скручиваясь с выпада

Подготовительное упражнение

Построение: стайкой. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «Выпад правой!» надо сделать большой выпад, как бы ударяя врага кулаком или ножом в грудь. По команде «В грудь бей!» правой рукой ударить себя в левую сторону груди (играя ответный удар защищавшегося противника). От удара левая рука должна быстро подняться вверх ладонью влево.

По команде «Падать!» начать медленное поворачивание тела левым плечом назад, оставаясь ногами в положении выпада. По­ворачиваться надо до тех пор, пока глаза не увидят пол слева. Тело повернуто левым боком к полу. Из этого положения легко упасть на бок.

Методические указания. Чем длиннее будет выпад, тем легче вы­полнить приземление.

Основное упражнение

Маты положить поперек зала на расстоянии 100-125 см один от другого.

Построение: шеренгами, причем каждый ученик должен стоять спиной к мату около заднего левого угла. Таким образом, мат ока­жется правее тела.

Техника исполнения. По команде «Бей!» надо ударить ножом по противнику. По команде «В грудь — бей!» правой рукой ударить себя в сердце. По команде «Упасть!» надо, закручиваясь влево, под­няв левую руку вверх, как разучено в подготовительном упражне­нии, выполнять движение до тех пор, пока глаза не увидят мат слева от себя.

Далее надо ложиться на левый бок перекатом, приземляясь ле­вой стороной голени, левым бедром и левым боком. Чуть опережая падение, сначала на мат ладонью ложится левая рука, затем пред­плечье, потом плечо. Чуть позже правая нога, согнутая в колене,

перемахивает через левую, касаясь мата. Голова касается мата по­следней.

Методические указания. Изучение техники падения по командам следует провести два-четыре раза. Командовать следует с такой ско­ростью, чтобы падение было выполнено за 2-3 секунды. После этого можно допустить свободное исполнение этого падения в индивиду­альном темпоритме. Падение № 1 самое безопасное, несмотря на ка­жущуюся сложность техники.

Нужно добиваться, чтобы голова не ложилась на мат одновремен­но с туловищем. Этот тип падения наиболее употребителен после ранений или при убийстве в фехтовальной сцене.

Все изложенные здесь методические указания относятся ко всем последующим упражнениям этого типа.

Упражнение № 291. Падение № 2: вперед согнувшись

Построение: стайкой. Исходное положение: параллельные стопы на расстоянии 10-15 см одна от другой. Руки подняты, пальцы сцеп­лены.

Техника исполнения. По команде «В живот — бей!» надо быстро ударить себя кинжалом в живот. В момент удара резко согнуть ноги в коленях, пальцы на носках. Далее, выпрямляясь на носках, под­ворачивать носок правой ноги во внутрь, перпендикулярно левой. Несколько секунд замереть на высоких полупальцах и перекатом на­чать падение, последовательно прикасаясь к мату правой голенью, бедром, боком.

Методические указания. Технику этого упражнения надо повто­рить несколько раз, чтобы научиться правильно подворачивать сто­пу, поднимаясь на носки в момент удара. Благодаря верному положе­нию ног приземление будет безопасным. По команде «Упасть!» надо начинать приземление, постепенно расслабляя тело так, чтобы на мат легли наружная сторона голени, правая сторона бедра, правый бок и, наконец, голова.

Падение заканчивается полным расслаблением тела. В момент начала падения следует передвинуть руки влево так, чтобы предпле­чье правой руки оказалось левее своего правого бока. Это предохра­нит локоть от ушиба.

Упражнение № 292. Падение назад на спину

Построение: спиной к мату, по одному человеку.

Подготовительное упражнение

Техника исполнения. По команде «Встать на мат!» из положения, чуть нагнувшись вперед (руки слегка согнуты в локтях, локти в сто­роны, а кисти тыльной стороной ладони у лица), шагнуть левой но­гой назад, как бы отталкиваясь от пола (носок левой ноги направлен в левую сторону), и резко, снизу вверх поднимая руки, поднять себя на носок левой ноги, правая нога при этом приподнимается, колено слегка согнуто. Эта цепочка движений имитирует защиту от удара спереди, например в лицо.

По команде «Упасть!» (стоя на носке), подворачивая левую ногу, в голеностопном суставе, перекатом перейти на колено, затем на левое бедро. Правая нога при этом находится на весу до той поры, пока падающий не окажется в положении сидя. Это промежуточное положение, из которого нужно тут же лечь на мат, коснувшись его лопатками.

Затем опускаются руки, голова и, наконец, — правая нога. Фи­нальная поза — «падающий» лежит на спине, руки — над головой. Левая нога согнута в колене, колено развернуто в сторону, а правая нога — сверху прямая.

Методические указания. Это падение опасно при неверной тех­нике: есть риск разбить затылок. Чтобы этого не случилось, нужно закрепостить плечи поднятых вверх рук, оставив кисти свободными. Напряженные плечи непроизвольно закрепощают мышцы шеи, это предохраняет голову от сотрясения и не дает ей удариться затылком.

Необходимо тренировать технику трех падений для того, чтобы можно было использовать ее при выполнении концовки фехтоваль­ной сцены. Поскольку на сцене падения выполняются на непокры­том полу, важно довести до высокого уровня технические умения занимающихся. Тогда они будут и эффектны, и безопасны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.43 (0.012 с.)