Глава xXXV конспекты занятий по сценическому фехтованию
Глава XXXV КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ
Желая помочь режиссерам и фехтмейстерам в скорейшем овладении практическими приемами сценического боя, учебник предлагает 34 полных конспекта занятий из расчета по одному 2-часовому занятию в неделю на III курсе института. Всего на практическое
овладение предметом выделено 68 часов. Распределение учебного материала в конспектах — это результат многолетнего опыта педагогов кафедры сценического движения Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ныне СПбГАТИ).
План занятий по сценическому фехтованию
Схема занятий состоит из вводной части, подготовительной и основной. Заключительная часть занятия, как и вводная, представляет собой процесс подготовки группы к началу занятия или окончанию его. На обе эти части не следует тратить более 10-15 минут. Первые два-три занятия состоят только из обучения техники.
Начиная с четвертого и далее вводится вторая часть — подготовительная, решающая задачи подготовки костно-связочного и мышечного аппарата, используя для этого уже пройденный фехтовальный материал, а именно: способы постановки в боевую стойку, передвижения, выпад и возвращение из него, простейшие сочетания выпадов с уколами или ударами (при условии, что техника этих приемов уже в какой-то степени усвоена).
По мере изучения курса материал этого раздела постепенно увеличивается. Использование во второй части занятия бытовых, а небоевых действий, безусловно, рекомендуется. Однако по времени, отведенном на занятия, эти упражнения не должны занимать более 10-15 минут. В третьей, основной части урока должны решаться вопросы совершенствования техники, тренаж и этюдная работа. В соответствии с этими задачами основная часть урока разбивается на три отрезка.
1.Изучение техники. Время отводится на изучение новых приемов. Приемы изучаются параллельно с кратким повторением уже пройденных. Учебным материалом для изучения техники является содержание всего учебника, а именно: школа сценического фехтования, историческое фехтование и бытовые действия. Изучение раздела «Школа» идет параллельно с первой частью бытовых действий, а «Историческое фехтование» — со второй.
2.Тренировочная работа. Техническим материалом для тренинга являются приемы, хорошо освоенные ранее, в дополнение к тем, которые были пройдены в данном уроке. Постепенно приближаясь
к фехтовальной сцене, следует использовать и бытовые действия, но обязательно в их логической связи с боевыми. Изучая какой-либо вид исторического боя, не следует для второго отрезка урока брать другой вид исторического оружия, ранее изученный, смешивая их в одном уроке.
3. Этюдная работа. Освоенные приемы «Школы» или «Исторического оружия» в сочетании с «Бытовыми действиями» позволяют преподавателю и студентам создавать вначале несложные композиции, но в полном соответствии с основной темой данного урока, а затем переходить к постановочной работе над драматургическим материалом.
|