Глава xXXII особенности обучения школе сценического боя, историческому фехтованию и бытовым навыкам
Драматическое искусство
Предметы пластического воспитания, и в частности сценическое фехтование, стоят в ряду специальных дисциплин. Какое место они займут в общей структуре профессионального обучения, зависит от скоординированности всей системы подготовки актера и от точки зрения руководителя курса, от выбранного им направления, так как единой точки зрения как на сам предмет, так и на методику его преподавания не существует ввиду многообразия его форм.
Казалось бы, предметы пластического цикла должны заниматься филировкой формы, то есть тела актера, которое является его выразительным средством. В то же время одной из важнейших педагогических задач является тренировка психофизических качеств артиста, то есть тренаж тела через содержание.
С одной стороны, в основе преподавания предметов пластического воспитания лежит технический тренинг, близкий к спортивному (акробатика, гимнастика, современные единоборства, упражнения, тренирующие силу, выносливость, растяжку, рельеф мышц).
С другой — курсов пластического воспитания — это составная часть предметов «Актерское мастерство» и «Режиссура», как вспомогательных дисциплин в освоении психофизических и психотехнических навыков профессии.
Этот вариант может быть наиболее интересным, комплексным и продуктивным только при условии взаимопроникновения предметов: «Актерское мастерство», «Предметы пластического цикла», «Сценическая речь», из которых главенствующая роль отводится «Актерскому мастерству». Автономность в обучении ведет к неско-ординированности всего процесса.
И акробатика, и гимнастика, и приемы сценической борьбы без оружия, и, безусловно, сценическое фехтование необходимы как технический тренинг. Полученные навыки и умения составляют ремесло, то есть техническую оснащенность любой профессии. Важно лишь верно определить приоритеты и расставить акценты.
Фехтовальная сцена должна быть проявлением точной техники. Техника же должна достигать такого уровня, чтобы актер мог действовать полуавтоматически, переходя от одной движенческой фразы к другой. Это возможно только при наличии многоплоскостного внимания и памяти.
Ведущим видом памяти здесь является так называемая моторная память, которая помогает освободить внимание актера для конкретных творческих задач. Техника как результат эмоциональности, возбудимости, «внутренней подвижности — это и есть психотехника. Основой психотехнического тренинга является игра.
В театре (если это не театр балета или пантомимы) актеры и поют, и танцуют, и совершают акробатические трюки, ведя при этом диалог. Вряд ли уместно сейчас, при стремительном развитии театрально-зрелищных форм, тренировать только тело.
Методика такого учебного процесса, безусловно, совпадает с задачами профилирующих предметов, и в этом случае предметы пластического воспитания выполняют функцию вспомогательных предметов в системе подготовки актеров.
|