Танец. Основы сценического движения
Танец
Танец, казалось бы, непосредственно не связан с предметом сценического фехтования, поскольку танцевальные навыки ничего общего не имеют с действиями фехтующего. Классический танец — единственный предмет в системе подготовки актера, который наряду с фехтованием тренирует сословность, то есть принадлежность к высшему классу.
Историко-бытовые танцы, в которых есть поклоны и реверансы, являются технически необходимым материалом, важным для изучения форм фехтовальных приветствий. Особенно видна связь с танцем в таких общих для предметов навыках, как осанка, походка и жесты. Прямой корпус, высоко поднятая голова, подтянутый живот — эти внешние проявления манер характерны для бытового поведения человека высшего сословия XVI-XVII столетий.
Обучение бытовым действиям с оружием не представит трудностей, если студент владеет «менуэтными» и «гавотными» поклонами. Изящество жестов, грациозность, элегантность, приобретенные в танце, соединенные с мужественностью в движениях благодаря тренингу
в фехтовальном зале, — это все элементы подготовки, характеризующие типичные манеры кавалера XVI-XVII столетий.
Таким образом, связь танца со сценическим фехтованием очевидна.
Этот предмет является основой для обучения студентов сценическому фехтованию. Как известно, подготовка к движению на сцене требует настроя психофизических качеств. Они являются необходимой базой для освоения трудной фехтовальной техники. Упражнения на занятиях по основам сценического движения на координацию, скорость реакции, упражнения на внимание, общение с партнером — незаменимая база для обучения фехтованию. Воспитание мышечной свободы, тренировка ловкости, гибкости и подвижности, упражнения на смену темпоритма являются средствами воспитания актера-фехтовальщика.
Внимание и скорость реакции для будущего фехтующего актера чрезвычайно важны, поэтому те разделы в предмете «Основы сценического движения», которые посвящены именно их развитию, весьма полезны. Для сценического фехтования чрезвычайно важны акробатические упражнения — различного рода кувырки, поскольку они являются основой техники сценических падений.
Как только ученики изучили технику — кульбиты вперед и назад, каскад, кувырки через одну руку, — можно перейти к освоению падений. Хорошо, если преподаватель «Основ сценического движения» подготовил студентов к выполнению этих приемов, а фехтмей-стер может использовать уже изученные навыки.
Раздел «Приемы борьбы без оружия» увязывает навыки обоих предметов, потому что данный раздел, так же как и «Сценическое фехтование», напрямую связан с драматургией. Чрезвычайно важно развивать у студентов смелость, решительность и настойчивость. Актер, который не овладел техникой падений в сценическом движении, играть батальный эпизод не сможет.
Упражнения на высоте, требующие смелости и решительности, с последующими соскоками или падениями, исполнение акробатических элементов на непокрытом полу способствуют воспитанию мужественности. Очень существенно, чтобы фехтовальной подготовкой занимался педагог сценического движения. Такое совмещение вполне оправдано.
|