Беседа Нарады джи с Наранараяном 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа Нарады джи с Наранараяном



 

Царь Парикшит, выслушав это сказанье, спросил у Шри Шукадева джи: «Махарадж! Ты прежде мне сказал, что веды вознесли хвалу всевышнему. Но как же веды вознесли хвалу всевышнему, лишенному всех качеств? Ты объясни и расскажи мне это, дабы сомнение ушло с души моей!»

Шри Шукадева джи сказал: «Махарадж! Благоволи же слушать! Тот кто создал наш разум, чувства, душу и дыханье, создал закон, полезное, приятное, создал возможности спасенья, тот господь лишен всех качеств. Когда ж он создает яйцо вселенной 1 то проявляется сам в образе, которому все качества присущи. Поэтому, лишенный качеств и обладающий всей полнотою их, он есть единый бог».

Сказавши это, Шри Шукадева муни продолжал: «Махарадж! Вопрос, который задал ты, вопрос тот Наранараяну 2 задал некогда сам Нарада джи». Царь Парикшит сказал: «Махарадж! Благоволи поведать мне об этом, дабы недоумение ушло с души моей!» Шри Шукадева джи сказал: «Царь! Однажды в Сатьяюге Нарада джи отправившися в Сатьялоку, 3 где Наранараян сам восседал со множеством великих муни и подвиги творил и вопросил: «Махарадж! Каким путем святые веды хваления возносят богу бестелесному и образа лишенному? Благоволи мне объяснить то, сделай милость». Наранараян сказал: «Слушай, Нарада! Недоуменье, о котором ты спросил меня, то самое недоумение однажды обсуждалось в Джаналоке, 4 где восседал и подвиги творил Санатана 5 и другие риши. Тогда Санатана муни джи, рассказав сказанье, устранил сомненье.» Нарада джи сказал: «Махарадж! Я сам живу там, и ежели такая шла беседа, я тоже слышал Наранараян сказал: «Нарада джи! В то время ты отправился на Шветадвипу, 6 господа узреть. Тогда-то шла беседа эта, поэтому-то ты ее не слышал». Услышав это, Нарада джи вопросил: «Махарадж! Какая же беседа шла там? Благоволи мне рассказать ты, сделай милость!» Наранараян сказал: «Слушай, Нарада! Когда все муни задали такой вопрос, то Санандана 7 муни так сказал: «Внемлите! Когда великое крушение бывает, четырнадцать яиц 8 великих Брахмы принимают водный образ, в воду обращаются они. Тогда всесовершенный Брахма продолжает спать один. Когда ж у господа является желание творить, то из дыхания его родятся веды и, сложивши поднятые руки, возносят все хвалу! Хваленье это сходно с тем, как то бывает в мире: сам царь еще на ложе спит, его ж певцы, едва зажглась заря, уж славу воспевают и государя будят, затем, чтоб он проснулся и скорей за дело принимался!»

1 Яйцо Брахмы, т. е. весь мир.

2 Два легендарных риши, сыновья Дхармы (закона, святости) и Ахинсы (непротивления злу). Иногда они представляются как один образ. Своими подвигами Нара и Нараян достигли такой святости, что были охвачены страхом, боясь утратить свое положение. Царь богов Индра послал к братьям прекрасных нимф с целью соблазнить подвижников и тем уменьшить силу их великих заслуг. Когда приблизились К братьям небесные нимфы, то Нараян взял лесной цветок и положил его себе на бедро, и мгновенно цветок обратился в дивную нимфу, которая свой красою затмила всех нимф Индры, и они со стыдом вынуждены были удалиться. Вместе с ними Нараян отослал Индре и новосозданную им нимфу, которая получила имя Урваши.

3 Как и другие народы, индусы обычно различают три мира — небо, землю и ад. Согласно другому разделению, существует четырнадцать миров: из них семь соответствуют небу и земле, и семь других входят в состав подземного мира. Сатьялока «Мир святости» или Брахмалока «Мир Брахмы» (седьмой из верхних миров) почитается местожительством Брахмы и тех существ, которые освобождены от дальнейших перерождении.

4 Пятый из верхних миров, где, согласно легендам, обитают сыновья Брахмы Санака, Сананда, Санатана и Санаткумара.

5 Один из сыновей Брахмы.

6 «Белый остров или континент»; один из континентов (островов) земли по представлению индийских географов.

7 Один из сыновей Брахмы.

8 Т. е. миров.

Рассказав такое сказанье, Наранараян продолжал: «Слушай, Нарада! Родившися из уст господних, веды говорят: «Владыка! Скорей проснись и мир твори! И майю удали свою из душ всех тварей, дабы они могли познать твой образ! Могущественна майя, господи, твоя! Она в неведении держит все живое! И кто освободится от нее, тот удостоится святого знания постичь тебя! Владыка! Без помощи твоей никто не может подчинить ее! В чьем сердце обитаешь ты, владыка, в образе прекрасном знанья, тот побеждает эту майю. Не то, кто обладает силою такою, чтоб спастися от руки великой майи? Ты — есть творец всего, все твари возникают из тебя, и все они в тебе вмещаются и пребывают, как из земли повсюду возникает множество вещей и вновь сливаются с землей! Кто б ни свершал, какому божеству ни совершал он пуджу, возносил хвалу, та пуджа и хвала принадлежит тебе лишь одному! Из золота мы можем сделать множество различных украшений, по-разному назвать их, но все те украшенья — золото не больше! Таким же образом ты обладаешь множеством различных образов, но, если посмотреть сквозь знание проникновенно, то никого и ничего здесь нет: куда ни посмотреть — везде лишь ты; один лишь ты являешься пред взором! Владыка! Нет никаких пределов майе, господи, твоей! Она сама является в трех гунах — сатва, раджас, тамас. Таких три образа приняв, она все порождает, охраняет, разрушает! Никто не мог постичь ее великой тайны, и никогда никто и не постигнет! А посему живому надлежит, оставив все желанья и стремленья, погрузиться в созерцание тебя. Лишь в этом счастье каждого!»» Махарадж! Сказав такое слово, Наранараян Нараде сказал: «О, Нарада! Когда Санандан муни рассказал такое древнее сказанье, он удалил сомненья из сердца у всех. Тогда Шри Санак и другие муни совершили пуджу Шри Санандану согласно предписаньям вед!»

Рассказав это сказанье, Шри Шукадева джи продолжал: «О, царь! Кто будет слушать дивную беседу Наранараяна со Шри Нарадою джи, тот, нет сомненья, удостоится великой благодати — веры и любви, спасения достигнет. То слово, которое пропели веды там всесовершеннейшему Брахме, то слово Шри Санандан джи поведал Санаку с другими муни. Потом то слово Наранараян джи поведал Нараде джи. От Нарады его услышал Вьяса, а Вьяса мне его сказал, а я теперь тебе поведал. Кто будет слушать иль рассказывать сказанье это, тот удостоится награды, к какой стремится всей душой! Какой заслуги достигают подвигами, дарами иль обетами, постом, хождением в места святые, такую же заслугу получают все, рассказывая или слушая сказанье это».

 

Так гласит глава восемьдесят седьмая

«Беседа Наранараяна с Нарадой джи»

в «Прем Сагаре», сочиненном Шри Лаллу Лалом.

 

Глава 88

Вишну убивает Врикасура

 

Шри Шукадева джи сказал: «Махарадж! Дивны чудеса господни, это каждый знает! Кто совершает пуджу Хари, тот бедным остается; кто почитает Махадева, тот богат. Смотри же, как различествуют меж собою Хари джи и Хара! Один — владыка Лакшми, другой владыка Гаври; один с гирляндой из лесных цветов, а у другого же трезубец; один всю землю держит, другой же Гангу; один играет на свирели, в рог трубит другой; один — владыка Вайкунтхи, другой живет на Кайлаше; один все охраняет, другой все разрушает; один сандалом тело покрывает, другой его золой коровьего помета мажет; один в одежды облекается, другой тигровой шкурою покрыт; один читает веды, другой же агамы; один на Гаруде лишь ездит, другой же на быке на Нандии; один живет средь пастухов, другой — меж бхутов, претов!

При всем своем различьи, каждый из них бог,
И по влеченью сердца к ним твори любовь!»

Рассказав это сказанье, Шри Шукадева джи продолжал: «Махарадж! Шри Кришначандра джи однажды так сказал царю Юдхиштхире: «О, Юдхиштхира! К кому свою я милость проявлю, того все достоянье постепенно разрушаю! Ведь неимущего все покидают — братья и друзья, жена и сын, и все родные. Тогда рождается в нем отрешенность. Когда ж явилась отрешенность, он оставляет майю достоянья и родных. Освобожденный вдруг от ослепленья, он всей душою отдается на служенье мне и силою своей любви ко мне он достигает вечного спасенья!» Сказавши так, Шри Шукадева джи продолжал: «Махарадж! Путем служения другим богам всем достигают исполнения желаний преходящих, но это не дает конечного освобождения!»

Поведав это сказанье, Шри Шукадева муни вновь сказал царю Парикшиту: «Махарадж! Некогда Врикасур, сын Кашьяпы, вдруг возымел желанье подвиги творить. Когда он вышел из дому, то на дороге встретил Нараду джи муни. Увидев Нараду джи, он простерся перед ним. Потом, сложивши поднятые руки, стал пред ним и со смирением великим вопросил: «Махарадж! Кто из троих богов скорее подает дары: Брахма, Вишну или Махадев? Скажи мне, сделай милость; я буду подвиги ему творить!» И Нарада джи так сказал: «Слушай, Врикасур! Из этих трех богов Шри Махадев джи самый щедрый! Он скор на милость, скор на гнев! Смотри! Обрадованный совершением немногих подвигов, Шри Шива джи дал тысячу рук Сахасрарджуну. 1 Зато лишь за ничтожнейший проступок он пришел в великий гнев и погубил его!» Махарадж! Меж тем как Нарада джи с этими словами удалился, Врикасур взял, пошел в свой край и, совершая подвиги суровые во имя Махадева, жертвы приносил ему. Семь дней он мясо отрезал от тела своего и приносил Шри Махадеву жертву хома. Когда же на восьмой день он вознамерился отрезать голову себе, то Бхоланатх пришел и, удержав уж поднятую руку, он сказал: «Я тобой доволен! Проси чего ты хочешь, я все немедля дам!» Когда такое слово тут сошло с уст Шивы джи, Врикасур, сложивши поднятые руки, молвил:

«Прошу тебя, владыка, дай мне дар такой:
К кому б ни прикоснулся я своей рукой,
Чтоб тот в одно мгновенье в пепел обратился!
Владыка, сделай милость: ты мне посулил все».

Махарадж! Едва успел он это вымолвить, как Махадев джи даровал ему просимый дар. Врикасур, получив свой дар, вдруг захотел рукой коснуться головы Шри Шивы джи. Тогда в испуге Махадев джи, покинув свой престол, пустился в бегство. За ним помчался и асур. Махарадж! Куда бы ни бежал Шри Садашива джи, Врикасур все не отставал! И наконец, в великом страхе Махадев джи прибежал в Вайкунтху. Увидев вдруг его в таком великом горе, благодетель верных Шри Вайкунтхантха 2 Шри Мурари, милосердия сосуд, сжалившись над ним и приняв образ брахмана, предстал вдруг пред Врикасуром и молвил: «О, царь асуров! Зачем себя ты утруждаешь так, преследуя его? Благоволи мне это объяснить». Услышав это, Врикасур тут открыл ему всю тайну. И вновь господь сказал: «О царь асуров! Мне очень удивительно, чтоб здравомыслящий, как ты, мог впасть в такой обман! Да кто же почитает правдою слова нагого йога и безумца, курильщика конопли и дурмана! Ведь он всегда намажется золой коровьего навоза, обвяжется змеей и обратившися в страшилище, шатается по кладбищам совместно с бхутами и претами! Кому бы в голову пришло ему поверить!» Махарадж! сказавши так, Шри Нараян джи молвил: «О царь асуров! Коль ты мои слова считаешь ложью, то прикоснись рукою к голове своей!»

Махарадж! Услышав это слово от Нараяна и подчинившись силе майи, лишившись знания, Врикасур взял, коснулся головы своей рукой и в миг сгорел и в кучу пепла обратился. Когда погиб асур, то в Сурапуре раздалася радостная музыка, и боги, возгласив: «Джай! джай!» вдруг пролили тут целый дождь цветов. Видьядхары и гандхарвы, киннары воспевали силу Хари. Тогда сам Хари, вознеся хвалу Шри Хару, отпустил его. Врикасуру он даровал конечное спасенье!» Шри Шукадева джи сказал: «Махарадж! Кто будет слушать или рассказывать сказанье это, то, нет сомнения, милостию Хари Хары, удостоится ступени высочайшей».

1 Легенда о гибели его дана выше, в главе 82.

2 Владыка Вайкунтха; одно из имен Вишну.

 

Так гласит глава восемьдесят восьмая

«Спасение Рудры и убиение Врикасура»

в «Прем Сагаре», сочиненном Шри Лаллу Лалом.

 

Глава 89



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.012 с.)