В целях приобщения его к ортодоксии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В целях приобщения его к ортодоксии



 

Радикальной переработке подвергнута также и идеология легенд, созданных небрахманскими кастами. На каждой странице сказания мы видим руку брахмана, который всемерно старается придать всему сказанию ортодоксальный характер. Уже в «Бхагавата Пуране» с полной ясностью выступает стремление брахманов сделать популярные в народе легенды о Кришне средством агитации за ортодоксию, в особенности же средством пропаганды защиты материальных интересов брахманства. Брахманство мирится со всем — с нарушением морали, с нарушением основных законов человечности, с ниспровержением богов, с жестокими насмешками над богами, но через все сказание проведено красной нитью требование почитания и награждения брахманов дарами, а также почитание вед, на авторитете которых брахманство основывало свои привилегии... Требование почитания вед, брахмана и коровы ярко выступает при описании различных обрядов, при изложении религиозных и философских идей, перешедших в «Прем Сагар» из «Бхагаваты Пураны».

Нельзя сказать однако, чтобы стремление сделать «Бхагавата Пурану», а особенно же «Прем Сагар» вполне ортодоксальными произведениями удалось в полной мере. Вся жизнь Кришны пастуха и его высказывания в первой части сказания находятся в столь ярком противоречии с ортодоксией, что, несмотря на все старания брахманства, полного примирения ее с ортодоксией было невозможно достигнуть. Радикальные изменения в этом отношении совершенно убили бы всю легенду о Кришне пастухе, пользующуюся глубокими симпатиями среди всех низших каст. Бессильные изменить основные моменты развития легенды, брахманы пошли по другому пути: все объясняется только символом: «пастушки — не пастушки, а божества и гимны вед». Действия Кришны таким образом принадлежат другому миру, а посему, говорит автор сказания (гл. 32): «Все веруйте душою в чудеса святые Кришны, но подражать его делам не помышляйте!»

Совершенно понятно, что этот довод, очень важный для истолкования, был мало убедителен для масс. С тем большим рвением на каждом шагу поэты брахманы выставляют требование соблюдения обрядов, установленных брахманами, требование почитать и награждать брахманов. Вполне ясно, что в среде различных напластований, которыми обросла древняя народная легенда о Кришне пастухе, этот слой является наиболее поздним.

Уже в самом введении (гл. 1) царь Парикшит, передавая престол своему сыну, завещает ему «оберегать коров и брахманов». В дальнейшем все события из жизни Кришны, где только возможно, сопровождаются обрядами, согласными с ортодоксальным индуизмом.

Так, после зачатия Деваки совершается обряд благословения чрева (гл. 3): «Брахма, Рудра, Индра и все другие боги, веды, распевая, свершали там благословенье чрева». Далее следуют обряды рождения, составление гороскопа (гл. 6, стр. 123), наречение имени. Впоследствии в Матхуре Кришна и Баларам, после совершения соответствующих обрядов, принимаются (гл. 46, стр. 237) в воинскую касту и далее проходят обучение под руководством брахмана и на основе ортодоксальной литературы. По окончании ученья Кришна становится подлинным кшатрием, воином, и руководствуется законом кшатрия, который выражен (гл. 55, стр. 286-287) Баларамом в словах: «Таков закон для кшатриев: из-за земли, богатств и женщин они ведут войну, вступают меж собою в бой!» Свои многочисленные браки Кришна заключает «по ведийскому закону.»Именно обещанием заключить брак «по ведийскому закону» Кришна успокаивает свою первую жену, увезенную им и таким образом состоящую с ним в браке «по закону ракшасов.» Эта формула повторяется при упоминании о каждом браке как самого Кришны, так и его детей и внуков.

С особой настойчивостью многократно отмечаются и назидательно подчеркиваются случаи почитания брахманов и одарения их, особенно принесение в дар коров. Не только благочестивые цари, как царь Нриг, который был настолько щедр, что «... бесчисленное множество коров принес он в дар. Коль можно сосчитать все зернышки песку на Ганге иль капельки дождя в Бхадоне месяце, иль звезды в небесах, то всех коров, которых в дар принес (брахманам) царь Нриг, все ж сосчитать нельзя!» (гл. 65, стр. 361). И родители Кришны и он сам многократно щедро одаряют брахманов. Так, при рождении Кришны Васудев и Деваки «в душе обет великий дали: пожертвовать коров десятки тысяч» (брахманам, гл. 4, стр. 118). В виду того, что по ходу сказания родителями Кришны почитаются не только Васудев и Деваки, но и его приемные отец и мать —пастух Нанда и Яшода, то, когда Кришна был доставлен в Брадж, «Нанда джи обет великий дал — пожертвовать коров прекрасных двести тысяч»(гл. 6, стр. 123). Та и другая чета впоследствии исполняют свои обещания и одаряют брахманов.

Кроме награждения брахманов коровами и другими дарами, подчеркивается необходимость угощать брахманов. В сказании все угощают брахманов. Так, еще в Брадже Кришна-пастух, оскверненный убийством асура (демона) в виде быка, «роздал множество коров и, напитавши брахманов, стал чистым от греха» (гл. 37, стр. 202). Впоследствии Кришна, обрадованный рождением внука Анируддхи —

«В великой радости своей
Дает он брахманам дары,
Дает он столько, сколько кто хотел».

Две главы «Прем Сагара» целиком посвящены агитации за почитание брахманов. В первой из них (гл. 65), в легенде о царе Нриге, показывается, какие тяжкие бедствия влечет даже ничтожное, невольное нанесение обиды брахману. Царь Нриг только за то, что по ошибке подарил брахману корову, которая раньше была отдана им другому, несмотря на свои великие добродетели и заслуги, был обращен в ящерицу и много веков жил в заброшенном колодце, пока его не освободил Кришна. В другой из названных глав (гл. 80, стр. 417 и сл.) показывается для назидания, с каким глубоким почтением относился к брахманам сам Кришна. Когда брахман Судама пришел к Кришне в гости в Дварку, Кришна принимает его с почетом. «... Увидав его, Шри Кришначандра джи сошел с престола, пошел ему навстречу, с большой любовью встретил и, ласково взяв за руку Судама, он привлек его к себе и, посадив на царский трон, омыл Судаму ноги, выпил нектару от ног его, натер его сандалом и украсил. Потом поднес он чистый рис, цветы и, предложив светильник, благовония, господь Судаме пуджу совершил». Этим почтением были удивлены даже царицы: «Какие подвиги свершил в своем рожденьи прежнем этот брахман — бедный, слабый, грязный и нагой, что сам владыка трех миров такую честь ему здесь оказал?»

Такое внимание брахманам автор заставляет Кришну оказывать неоднократно. Напр., когда к Кришне приходит брахман с посланием от Рукмини, «Хари, увидав его, сошел с престола, посадил его. Омывши ноги, выпил нектару от ног его и стал ему с таким смирением служить, как служат только божеству».

Во второй период своей жизни Кришна, правитель царства, живущий по закону кшатриев, выставляется образцом домохозяина. Автор наделяет его ролью агитатора за почитание брахманов. Так Кришна говорит (гл. 58, стр. 308) жителям Дварки: «Внемлите, откуда удаляется святой, в тот град, как будто беспричинно, приходит смерть, страданья, бедность!» и учит почитать брахманов.

Автор вставляет в уста Кришны домохозяина целые гимны в защиту почитания брахманов. Особенно характерна в этом отношении гл. 65. Кришна повелевает не различать между ним самим и брахманами. Наставляя своих детей и внуков, он говорит:

«Да не творит никто же брахманам вреда,
Да не отымет он, коль брахману что дал!
Кто обещал в душе что, да не удержит,
Пусть брахману лишь правду каждый говорит!
Кто брахману что даст сам, снова отберет,
Тому такую кару Яма царь дает!
Всегда да будет каждый брахману слугой,
Пусть терпит все обиды, терпит пусть и зло!
Кто брахмана почтит здесь, тот меня почтит,
Меж брахманом и мною да не различит!

Кто будет различать меж мной и брахманом, пойдет в кромешный ад! Кто брахмана почтит, приобретет меня и, нет сомнения, пойдет в чертог превышний!»

Наконец, в одной из глав (58, стр. 309) брахман ставится, как в поздний ведический период, выше самого Кришны. Кришна заставил жителей города Дварки обратиться за помощью от разных бедствий к святому Акруру, и они говорят Акруру:

«Где ты живешь, великий, там живет и счастье,
Где нет тебя, владыка, бедность там, несчастье!
Хоть в граде обитает славный Шри Гопал,
Но голод наступил там, мор на нас напал!
И сам господь покорен брахманам святым:
От них все получают добрых дел плоды!»

Автор заставляет, наконец, Кришну вступить с брахманами в прямой заговор против народа. Когда в столице Кришны, городе Дварке, среди народа уменьшилась любовь к Кришне и почитание брахманов, когда граждане, «опьяненные богатством и гордостью», забыли о небесных и земных богах, то Акрур и Критаварма пришли к Шри Кришне джи (гл. 58, стр. 307) и сказали: «Махарадж! Все ядавы в нечестье впали, и майя всех их ослепила. Уж перестали думать, помнить о тебе: ослеплены богатством все! И ежели б теперь какое-либо бедствие пришлось им пережить, то будут господу они усерднее служить!» Кришна соглашается с ними. После этого «Мурари (т. е. Кришна) благодетель верных... пришел сам к Балараму джи и так сказал: «Брат! Теперь благоволи послать народу нашему изрядную толику бедствий!» Баларам насылает на народ всевозможные бедствия и мучения, и обезумевшие от мук люди «пришли к Шри Кришначандре, устранителю печалей с великою любовью и покорностью!» И Кришна заставляет народ преклониться перед брахманами, признать, что их сила, авторитет и мощь превосходят силу богов и самого Кришны (гл. 57). За это «святые» брахманы в свою очередь в отношении Кришны проявляют полную покорность, не останавливаясь ни перед какими низостями, чтобы завоевать расположение Кришны.

Таким образом, действуя в соответствии со своей моралью: «У всех у богов, наров, муни — один обычай есть: руководится каждый выгодой своей!», брахманы в интересах ортодоксии, под которой понимается главным образом сохранение привилегий и выгод брахманства, на всем протяжении сказания выдержали линию агитации за высокое положение брахманства. Эта линия менее заметна в первой части сказания, где слова и дела Кришны находятся в ярком противоречии с ортодоксальным индуизмом, а потому элементы брахманской агитации представляются чисто внешними, механически приделанными. Во второй части, где Кришна выступает как воин и политик, эта агитация проводится более тонко и искусно. Действительно, какое значение имеют слова Кришны о необходимости для пастухов своего кастового закона, своей религии и т. д., если на деле он сам оказывается самым смиренным почитателем брахманов, сажает их на свой престол и вкушает «нектар от ног брахманов».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.006 с.)