Выдает за Шри Кришну свою дочь Сатьябхаму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выдает за Шри Кришну свою дочь Сатьябхаму



 

Шри Шукадева муни так сказал: «Махарадж! Сперва Сатраджит обвинил Шри Кришначандру в краже камня драгоценного, потом, уразумев свою ошибку, устыдившись, за Хари выдал Сатьябхаму, дочь свою».

Услышав это, царь Парикшит джи спросил Шри Шукадева джи: «О милосердия сосуд! Кто был Сатраджит? Откуда получил он камень..

как мог он Хари в краже обвинить? Как убедился он потом во лжи своей и выдал дочь свою за Хари? Прошу, ты объясни и расскажи мне это».

Шри Шукадева джи сказал: «Махарадж! Благоволи же слушать! Я объясню все, расскажу тебе. Сатраджит был один из ядавов. Он много дней творил суровейшие подвиги в честь Сурьи. 3 Тогда бог Сурья был обрадован, призвал его к себе. Вручая Сатраджиту камень драгоценный, он сказал: «Сей камень называется Съямантаком. В нем обитает счастье и богатство. Ты чти его всегда, и будешь мне подобен силою и блеском. Коль ты, творя молитву, подвиги, обеты, пост великий, будешь чтить его, то от него получишь ты награду, какую сам захочешь. В какую бы страну иль град иль дом сей камень ни попал, туда уж не войдут страданья, бедность, смерть. Всегда там благовремение будет обитать, пребудет там богатство, изобилье».

1 Один из ядавов, отец супруги Кришны Сатьябхамы.

2 Чудесный камень, полученный Сатраджитом от бога солнца.

3 Бог солнца; одно из важнейших божеств ведического пантеона, в значительной мере оттесненное впоследствии богами абстрактного порядка: Брахмой, Шивой и Вишну. В Рамаяне Сурья считается сыном Брахмы, в пуранах сыном Кашьяпы. У Сурьи трое детей: Ману Вайвасвата, прародитель рода человеческого, Яма, бог царства мертвых, и богиня Ями, супруга Ямы, она же река Ямуна. У Ману Вайвасвата был сын Икшваку, от которого произошел солнечный род кшатриев. Сурья изображается в виде юноши на колеснице, в которую запряжено семь коней.

Махарадж! Промолвив так, бог Сурья отпустил Сатраджита. Он с камнем возвратился в дом свой.

И на другой день утром встал и утреннее омовение совершив и прочие утренние обряды, он камню пуджу совершил и неустанно подносил ему сандал и рис, цветы и благовонья, светильник, снедь. И вот из камня вышло восемь бхаров 1 золота. Сатраджит, взяв его, пришел в восторг. Однажды, совершая пуджу и любуясь красотой и блеском камня, Сатраджит в глубине души подумал: «А хорошо бы было этот камень показать Шри Кришначандре джи!»

Подумав так, Сатраджит, взяв тот камень, у себя на шее привязал и на собранье ядавов явился. Увидев издали блеск камня, ядавы все встали и сказали так Шри Кришначандре джи: «Махарадж! Сам Сурья возымел желание тебя увидеть и идет сюда. Тебе ведь покланяется сам Брахма, Рудра, Индра и все другие божества. Все восемь страж они все мыслят о тебе и воспевают славу. Ты есть Адипуруша изначальный, вечный. И как рабыня неустанно служит Камала 2 тебе. Ты бог для всех богов. Никто познать не может всю твою природу, и бесконечны качества ин чудеса твои. Ты в мир пришел, зачем же ты скрываешься, господь?»

Махарадж! Когда все ядавы увидели, что приближается Сатраджит, они сказали так; тогда Шри Кришна молвил: «Не солнце это, это ядава Сатраджит. Он подвиги для Сурьи совершал и камень получил в награду от него. Блеск камня этого подобен блеску солнца. Он навязал тот камень на себя и к нам идет сюда». Махарадж! Едва успел Шри Кришна это все сказать, как он вошел и сел в собранье, где ядавы играли меж собой. Увидев дивный камень тот, все были очарованы, и сам Шри Кришначандра любовался им. Тогда Сатраджит ядава подумал что-то в глубине души и вдруг простился и ушел к себе домой. И с той поры всегда носил он камень свой на шее. Однажды ядавы сказали Хари: «Махарадж! Возьми ты камень у Сатраджита и подари тот камень государю Уграсене, и ты получишь славу в мире. Не для него такие камни. Поистине, то камень царский».

Услышав эти речи, Шри Кришна джи расхохотался и сказал Сатраджиту: «Отдай царю ты этот камень и удостоишься величия и славы в мире!» Услышав только слово «дать», Сатраджит поклонился и безмолвно удалился. Задумавшись об этом, он пошел немедля к брату и сказал: «Шри Кришна джи просил сегодня камень у меня, но я ему не дал». Едва успел Сатраджит молвить это, как брат его Прасен в великой ярости схватил тот камень драгоценный, привязал его себе на шею, взял оружие, сел на коня, поехал на охоту. Приехав в темный лес, он стал стрелять из лука лосей и пятнистых ланей и свиноланей и газелей. Случилось, из-под носа у него вдруг ускользнула лань. В досаде во всю мочь пустил за ней коня Прасен. Он мчался, мчался и вдруг попал туда, где находилась вечная огромнейшая темная пещера.

1 Мера веса, применяемая ювелирами, равная 2000 палав.

2 Одно из имен Лакшми, супруги Вишну.

Услышав шум копыт коня и лани, вдруг из пещеры выскочил огромный лев. Он всех троих убил, взял камень и залег в пещеру с ним. Когда в огромной темной той пещере тот камень оказался, она так осветилась, что свет проник до самой преисподней. Там проживал в то время Джамбавант, 1 медведь, который с Рамачандрой 2 был в Рама-лиле. 3 Он со своей семьею жил там со времен далеких Третаюги. Увидев вдруг сияние в пещере, он бросился на свет. Бежал, бежал и наконец он прибежал ко льву. Убил он льва, взял камень и пошел к своей жене. Она взяла тот камень у него и привязала к люльке дочки. Ребенок любовался им, без устали смеялся и играл. Все восемь пахара во всем жилище было светло».

1 Легендарный медведь, царь медведей, который со своею армией из медведей участвовал в походе Рамы на Ланку (Цейлон) и боролся против Равана на стороне Рамы. Почитается большим мудрецом.

2 Т. е. Рама. Слово чандра, «луна» присоединяется к именам богов для выражения их святости, любви к ним ит. д., напр., Кришначандра, Рамачандра.

3 Т. е. период, когда Вишну воплотился на земле в образе Рамы.

Рассказав это сказанье, Шри Шукадева джи молвил: «Махарадж! Так потерялся камень; такова судьба Прасена. И вот охотники, которые поехали с Прасеном вместе, вернулись и сказали Сатраджиту: «Махарадж!

Покинул нас в лесу он, скрылся он один.
Помчались мы, искали, все же не нашли.
Мы в страхе вновь искали. Вот пришли ни с чем!
В лесу там не нашли мы. Где исчез Прасен?»

Услышав их слова, Сатраджит перестал и пить и есть. В глубоком горе он сидел и думал. Потом сказал себе в душе: «Шри Кришны это дело. Не кто другой как он убил там брата из-за камня. Взял камень и вернулся он, как будто никуда не ездил. Сначала он просил сам у меня, но я не дал. Теперь он взял его таким вот образом». Так говорил себе в душе Сатраджит и день и ночь все горевал. Однажды ночью он, худой, унылый и печальный, лежал с супругой на кровати, не говорил ни слова, думал, думал. Его супруга так сказала:

«О чем грустишь, мой милый? Что скорбишь душой?
Какая в сердце тайна? Поделись со мной!»

Сатраджит так сказал: «Не подобает открывать жене тяжелой тайны. В ее утробе ведь не залежится тайна. Что дома ни услышит, вынесет на свет. Нет знанья у нее, и ничего она не понимает, что добро, что зло». Услышав это, супруга Сатраджита рассердилась и сказала: «Когда же я что услыхала дома и вынесла на улицу, что ты так упрекаешь? Да разве одинаковы все жены?» Промолвив это, она сказала: «Пока не скажешь мне, что у тебя на сердце, не буду я ни есть, ни пить». Услышав это от супруги, Сатраджит молвил: «Что правда и что ложь, то богу одному известно. Вот мне пришло на ум: смотри же, я тебе скажу, но ты не смей сказать об этом никому». Жена сказала: «Хорошо, я не скажу». Сатраджит сказал: «Шри Кришна джи просил однажды камень у меня, а я не дал. Вот мне и кажется теперь, что он поехал в лес, убил там брата моего и завладел тем камнем. Его работа это. Никто другой бы не посмел так сделать».

Рассказав это сказанье, Шри Шукадева джи продолжал: «Махарадж! Услышав это, жена всю ночь уж не сомкнула глаз. Пока она терялася в догадках, прошла вся ночь. Едва зажглась заря, она пошла к своим подругам и служанкам и сказала: «Шри Кришна джи убил Прасена и взял камень. Я это ночью слышала от мужа. Но вы не смейте говорить об этом никому». Все ей сказали: «Хорошо!», и все без дальних разговоров разошлись. Но удивленно все собралися в укромный уголок и стали говорить между собой. И, наконец, одна рабыня побежала и рассказала обо всем в одном из теремов Шри Кришны. Когда услышали об этом там, у всех в душе явилась мысль: «Не может быть неправдой то, о чем сказала всем жена Сатраджита!» Подумав так, все огорчились, весь терем стал ругать Шри Кришну. А кто-то побежал к Шри Кришне и сказал: «Махарадж! Ты опозорен обвиненьем в том, что ты убил Прасена и похитил камень. Что ж ты бездействуешь? Придумай, что тут сделать?»

Услышав это все, Шри Кришна джи сначала взволновался. Потом, подумав, он пошел туда, где на совете царском восседали Уграсена, Васудев и Баларам, и так сказал: «Махарадж! Меня здесь все клеймят позором. Все говорят, что Кришна сам убил Прасена и похитил камень. Поэтому я с разрешенья государя сам отправлюся искать Прасена и тот камень, чтоб смыть с себя такой позор». Сказавши так, Шри Кришна джи вернулся и, взяв с собой немногих ядавов, товарищей Прасена, поехал в лес. Когда он углубился в лес, то взор его упал на след копыт коней. И вот, следя за ними, он приехал, наконец, туда, где лев схватил и растерзал Прасена и коня. Увидев их скелеты рядом со следами лап огромнейшего льва, все убедились, что Прасена растерзал там лев.

Когда все убедились в этом, но камня не нашли, Шри Кришначандра взял с собою всех, отправился туда, где находилася та мрачная, глубокая, ужасная пещера. И что же видят там, у входа в ту пещеру? Лежит убитый лев. Но камня все ж не оказалося и там! Увидев это чудо, все обратилися к Шри Кришначандре со словами: «Махарадж! В лесу здесь появилося какое-то такое существо, что льва убило, камень отняло и скрылося в пещере. Теперь с ним ничего не сделать. Пока ты должен был искать, — искал. Позор твой смыт. Теперь позор падет на льва».

Шри Кришна джи сказал: «Идем, залезем-ка в пещеру эту и посмотрим, кто льва убил и камнем завладел». Но все они сказали: «Махарадж! Как мы пойдем в пещеру, в которую нам страшно и глядеть? Напротив, и тебя смиренно просим, не изволь ходить ты в эту страшную пещеру, скорей отправимся домой! Вернемся в город, все в один мы голос скажем, что лев убил Прасена и отнял камень, а льва какое-то чудовище убило и скрылося в глубокой и ужаснейшей пещере. Мы собственными, ведь, глазами в этом убедились». Шри Кришначандра джи сказал: «Я думаю лишь об одном — о камне, поэтому один пойду в пещеру, а через десять дней вернусь. Вы десять дней здесь оставайтесь, а если больший срок пройдет, то возвращайтеся домой и известите всех об этом». Махарадж! Сказав так, Хари сам вошел в ту темную ужасную пещеру. Шел, шел он, наконец, пришел туда, где Джамбавант лежал и спал. Его жена стояла, укачивая в люльке дочку.

Увидев господа, она вдруг испугалася и, вскрикнув, разбудила Джамбаванта. Он вдруг вскочил и, бросившись на Хари, стал с ним бороться. Когда ни силою, ни хитростью не смог он Хари одолеть, тогда, подумав про себя, в душе сказал: «По силе мне равны лишь Рама с Лакшманом. Кто в этом мире обладает силою такой, что может устоять в борьбе со мной?» Махарадж! Руководимый знанием, так про себя подумал Джамбавант. Потом, помысливши о господе,

Он отступил смиренно, перед Кришной стал
«Владыка Рагху», 1 молвил: «Мне виденье дал.
Предвечный ты владыка. Я тебя познал.
Твоя святая сущность ясно мне видна.
Ты совершил благое, приняв вновь рожденье,
Ты удалишь с земли всей злых, преступных бремя.
Я с самой Третаюги в этом месте жил,
И тайну мне твою здесь Нарада открыл:
«Придет господь за камнем в лес к тебе сюда,
Тогда себя узреть он дар великий даст».

Рассказав это сказанье, Шри Шукадева джи сказал царю Парикшиту: «О, царь! Когда Джамбавант, познавши господа, сказал такое слово, в то время Шри Мурари, благодетель верных, узрев любовь Джамбаванта, в великой радости сам принял образ Рамы и, держа свой лук и стрелы, дал ему виденье. Тогда Джамбавант, поклонившися ему поклоном восьмичленным, стал пред Хари и, сложивши поднятые руки, с смирением великим так сказал: «О, море милосердья! Коль дашь, господь, мне приказанье, я выскажу свое желанье». Господь сказал: «Ну хорошо, скажи». Тогда сказал Джамбавант: «О, очиститель павших! Покровитель страждущих! В моей душе явилося желанье выдать за тебя дочь Джамбавати и удостоиться величия и славы в мире». Господь сказал: «Коль таково твое желанье, я согласен». Когда слова такие здесь сошли с уст господа, Джамбавант совершил сначала Кришне пуджу, принеся сандал, рис, благовония, светильник, снедь, потом он заключил брак дочери своей по древнему ведийскому закону. В приданое за ней он дал тот камень».

1 Мифический царь из солнечной династии. Его потомком является царь Дашаратха, отец Рамы. Таким образом Рама принадлежит к роду Рагху, поэтому Рама является владыкой (рода) Рагху.

Поведав это сказанье, Шри Шукадева джи молвил: «О царь! Шри Кришначандра, корень радости, взял камень тот и Джамбавати и вышел с нею из пещеры.

Теперь благоволи послушать далее рассказ о ядавах, товарищах Прасена и Шри Кришны, которые остались ждать у входа в ту пещеру. Когда они прождали там у входа в ту пещеру двадцать восемь дней и Хари не вернулся, они пришли в отчаянье и, строя разные печальные догадки, плача и рыдая, все вернулись в Дварку. А получив об этом весть, все ядавы пришли в глубокую печаль и все, взывая «О, Шри Кришна!» в великой скорби стали плакать и рыдать. Весь терем огласился воплями. И все царицы, от великой скорби исхудавшие, печальные, оставили дворец и, плача и рыдая, все пришли туда, где был храм Деви джи на расстояньи косы от города.

Свершивши пуджу и почтив так Гаври, они, сложивши поднятые руки и головы склонив, сказали: «О, Деви! Тебя все почитают нары, суры, муни. И все, кто умолял тебя дать дар, все получили дар. Ты знаешь все — прошедшее и будущее, настоящее. Скажи, когда вернется к нам Шри Кришначандра, корень радости?» Махарадж! Так умоляли все царицы, неотступно у двери храма Деви оставаясь. А Уграсена, Баладев и все другие ядавы сидели, погруженные в глубокую печаль. Как вдруг явился на собрание царя, с улыбкою предстал пред всеми сам предвечный обитатель Дварки — Шри Кришначандра с Джамбавати. При виде луноликого, всех охватила радость. И все царицы, получив столь радостную весть, свершили пуджу Деви, и, вернувшись во дворец, устроили великий пир они».

Рассказав это сказание, Шри Шукадева джи молвил: «Махарадж! Когда Шри Кришначандра джи в совете появился, немедля он послал за Сатраджитом. Отдав ему тот камень, он сказал: «Не брал я камня этого! Меня ты ложно опозорил!

Прекрасный камень этот Джамбавант там взял.
Его он мне с своею дочерью отдал».
Тогда, взяв дивный камень, голову склонив,
Сатраджит, полный скорби, сам ушел от них.
«Я в злобе против Хари тяжко погрешил,
Я по незнанью род свой чести сам лишил.
Позором я владыку ядавов покрыл,
Вражду посеял... Камень разума лишил.
О, что ж теперь мне сделать, чтобы смыть вину?
Отдам я Сатьябхаму с камнем как жену!»

Махарадж! Так размышлял в душе Сатраджит. Хоть получил он камень, но все ж пришел домой убитый горем и тайные все мысли он жене поведал. Его жена сказала: «Мой господин! Ты это хорошо придумал. Отдай Шри Кришне Сатьябхаму и удостоишься великой славы в мире!» Услышав это от жены, Сатраджит брахмана призвал, установил счастливый день и час и, положив на блюдо рори, рису и орехов, с пурохитом послал к Шри Кришначандре все, как свадебный подарок. Шри Кришна джи с великой пышностью, в высоком свадебном уборе головном, немедля прибыл сам для заключенья брака. Тогда Сатраджит отдал дочь ему, исполнив все обряды, предписанные ведами. Он дал в приданое за нею множество богатств, вдобавок же отдал и камень.

Увидев камень тот, Шри Кришна отделил его от всех других даров и молвил: «Мне этот камень ни к чему! Ты получил его за подвиги свои от Сурьи. У нас в роду дары приемлют только от Шри Бхагавана, отнюдь не от других богов. Возьми и у себя храни ты камень». Махарадж! Едва слова такие вышли неожиданно из уст Шри Кришначандры джи, Сатраджит камень взял и устыдился. Шри Кришна джи, взяв Сатьябхаму джи, под звуки музыки отправился с ней в свой дворец и там благополучно жил с супругой Сатьябхамой».

Услышав это сказанье, царь Парикшит джи спросил Шри Шукадева джи: «О, милосердия сосуд! Как мог пристать позор к Шри Кришне? Ты, сделай милость, объясни». Шри Шукадева сказал:

«Взгляни в прекрасный бхадон ночью на луну,
И к ней пристали пятна. Знаешь ли вину?

Внемли же:

В четвертый день бхадона на луну взирайте,
Внимая этой песне, все грехи смывайте».

 

Так гласит глава пятьдесят седьмая

«Сказание о браке с Джамбавати и Сатьябхамой»

в «Прем Сагаре,» сочиненном Шри Лаллу Лалом.

 

Глава 58

Шатадханва 1 убивает Сатраджита



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.021 с.)