Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Само наше знание чужого сознания базируется на аппрезентативных соотнесенияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обсуждение извечной проблемы нашего знания других разумов выходит за рамки настоящей статьи; нет у нас и возможности дать обзор весьма противоречивых мнений на эту тему, предложенных выдающимися мыслителями, принадлежащими к разным философским школам. Вместе с тем, складывается впечатление, что бихевиористы и экзистенциалисты, логические позитивисты и феноменологи согласны в том, что знание разума другого – если только исключить феномен телепатии – возможно лишь при посредстве событий, происходящих с телом другого или им производимых. Это, по терминологии Гуссерля, выдающийся пример аппрезентативного соотнесения. Согласно Гуссерлю34, другой с самого начала дан мне и как материальный объект, имеющий свое местоположение в пространстве, и как субъект, имеющий свою психическую жизнь. Его тело, подобно всем прочим материальным объектам, дано моему изначальному восприятию или, как говорит Гуссерль, в изначальном присутствии. Его психическая жизнь, однако, дана мне не в изначальном присутствии, но лишь в со-присутствии; она не презентируется, а аппрезентируется. Само непрерывное визуальное восприятие тела другого и его движений конституирует систему аппрезентаций, или хорошо упорядоченных индикаций его психической жизни и его переживаний, и именно здесь, говорит Гуссерль, находится источник всевозможных форм знаковых систем, или систем экспрессий, а в конечном счете – языка. Физический объект «тело другого», происходящие с ним события и его физические движения
482 483 схватываются как выражающие «духовное Я» другого, на мо-тивационный смысловой контекст которого я направлен. Так называемая «эмпатия» к другой персоне есть не что иное, как форма аппрезентативного постижения, схватывающего этот смысл. Согласно Гуссерлю, эта ситуация может существовать и в связи с тем, что обычно называют культурными объектами. Книга есть внешний объект, материальная вещь. Я вижу ее, какой она мне является, здесь, на моем столе, справа от меня и т.д., но, читая ее, я направлен не на нее как внешний объект, а на значение того, что в ней написано: схватывая его, я «живу в ее смысле». То же касается орудия труда, дома, театра, храма, машины и т.д. Духовное значение всех этих объектов ап-презентативно апперцептируется как основанное на актуально являющемся объекте, который воспринимается не как таковой, а как выражающий свой смысл. И когда мы слушаем кого-то, мы переживаем смысл того, что он говорит, не как нечто, внешним образом соединенное с его словами. Мы с пониманием воспринимаем эти слова как выражение заключенного в них смысла и живем в их смысле, понимая то, что другой имеет в виду, и ту мысль, которую он выражает35. Разумеется, каждый имеет только собственные переживания, данные в изначальном присутствии. Однако благодаря событиям во внешнем мире, которые происходят с телом другого и производятся телом другого, особенно языковым выражениям в самом широком смысле, я могу постичь другого в аппрезентации; благодаря взаимному пониманию и согласию устанавливается коммуникативная общая среда, в пределах которой субъекты взаимно мотивируют друг друга в их ментальных активностях. В этом анализе Гуссерль брал за образец особое интерсубъективное отношение, а именно то, которое социологи называют «отношением лицом-к-лицу»36. В таком взаимоотношении оба партнера разделяют общее время и пространство, чувственно воспринимают друг друга и т.д. Более того, предполагается, что взаимное аппрезентативное схватывание ими событий, происходящих в разуме другого, непосредственно ведет к коммуникации. Все эти допущения, однако, требуют некоторого прояснения. Начнем с характеристики неявно предполагающихся идеа-лизаций, на которых основано установление во взаимоотношении лицом-к-лицу «коммуникативной общей среды». 3. Всеобщий тезис взаимности перспектив37 а) Идеализация взаимозаменяемости точек зрения Сектор мира, находящийся в моей реальной досягаемости, сосредоточен вокруг моего Здесь, а сектор мира, находящийся в актуальной досягаемости моего собрата, – вокруг его Здесь, которое из моего Здесь видится как Там. Эти два сектора могут частично пересекаться, и некоторые объекты, факты и события внешнего мира могут находиться как в моей реальной досягаемости, так и в реальной досягаемости моего собрата, и даже в его и моей зоне манипулирования. Тем не менее, такого рода объект, факт или событие, увиденные из центра моих координат, называемого Здесь, будут иметь иную явленность в плане направления, расстояния, перспективы, очертаний и т.д., нежели если они будут увидены из его центра, называемого Там. Основополагающая аксиома всякой интерпретации общего мира и его объектов состоит в том, что эти разные сосуществующие системы координат могут быть преобразованы друг в друга; я считаю само собой разумеющимся (и, полагаю, другой поступает так же), что я и он имели бы типически тождественные переживания общего мира, если бы мы поменялись местами, преобразовав тем самым мое Здесь в его, а его Здесь, которое сейчас для меня Там, в мое. б) Идеализация совпадения систем релевантностей Каждый из нас, как ранее было сказано, находится в уникальной биографически детерминированной ситуации, и в силу этого моя и моего собрата наличная цель и наши системы ре-левантностей, берущие начало в такой цели, должны с необходимостью различаться. Тем не менее, и это еще одна основополагающая аксиома, я принимаю до опровержения как само собой разумеющееся (и полагаю, другой поступает так же), что для достижения наличной цели различиями, проистекающими из наших частных систем релевантностей, можно пренебречь и что я и он – то есть «Мы» – интерпретируем актуально или потенциально общие для нас объекты, факты и события «эмпирически тождественным» способом, достаточным для всех практических целей. Этот общий тезис взаимности перспектив, заключающий в себе идеализации, посредством которых, по терминологии
484 485 Уайтхеда, на место мыслительных объектов моего и моего собрата личного опыта приходят типизирующие конструкты объектов мышления38, является необходимой предпосылкой (presupposition) мира общих объектов, а вместе с тем и коммуникации. Приведем пример: мы оба видим «одну и ту же» парящую птицу несмотря на различие нашего пространственного положения, пола, возраста и несмотря на то, что ты хочешь эту птицу подстрелить, а я просто любуюсь ее полетом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.142.42 (0.006 с.) |