Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема Карнеада: вариации на темуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А. Понятие правдоподобия (piqan Т n *) и его модификации Для того чтобы изучить проблему релевантности в сфере восприятия, мы можем вспомнить, что, как указывал В. Янкеле-вич в своей книге «Альтернатива»20, любое восприятие уже содержит проблему выбора. Мы должны выбрать в перцептивном поле те элементы, которые могут стать, по выражению Э. Гуссерля, тематическими и подлежащими «интерпретациям». Такие интерпретации не обязательно имеют форму предикативных суждений. Пассивные синтезы узнавания, сходства, тождества, несходства, подобия и т.д.21 являются интерпрета-тивными событиями, происходящими в допредикативной сфере. Осознание объекта как того же самого или видоизмененного или осознание самих изменений является результатом таких допредикативных синтезов. В своей книге «Опыт и суждение» («Erfahrung und Urteil») Э. Гуссерль исследовал различные фор* Здесь и далее перевод греч. и лат. терминов М.А. Гарнцева. мы подобных допредикативных интерпретаций, которые могут или не могут быть верифицированы или фальсифицированы в дальнейших переживаниях22. Его особенно интересуют проблемы альтернатив, в которых несколько интерпретаций одного и того же восприятия конкурируют друг с другом. Конкуренцию такого рода он называет проблематичными возможностями; каждая из них, так сказать, представлена к выбору. Каждой присущ свой собственный вес, и разум колеблется от одной к другой, взвешивая эти возможности, прежде чем прийти к решению – решению, всегда открытому верификации или фальсификации дальнейшими событиями23. Теорию Э. Гуссерля можно сопоставить с бергсоновской интерпретацией выбора, содержащейся в последней главе книги «Время и свободная воля»24. Согласно А. Бергсону, дело обстоит вовсе не так, будто бы две возможности представлены нашему выбору. Поэтому он говорит не о выборе между двумя возможными интерпретациями или направлениями действия, а о двух способах возможного действия или о двух целях, которые должны быть поставлены до всякого выбора. Не существует двух целей или способов, пока разум не поставил первые и не спроектировал последние. Когда это сделано, разум колеблется между ними, отбрасывая одно и возвращаясь к другому, пока решение не созреет, подобно спелому плоду, падающему с дерева. Очевидно, именно это бергсоновское понятие альтернативы повлияло на создание В. Янкелевичем вышеупомянутой теории. Сколь ни интересны эти современные теории, наиболее скрупулезный анализ рассматриваемого феномена, по-видимому, был дан греческим философом-скептиком Карнеадом в его теории правдоподобия (piqanТn) (на латыни probabile; здесь мы придерживаемся изложения, данного Робином)25. Термин piqan Т n иногда следует переводить как «вероятное», а иногда как «позволительное», однако слово «правдоподобное» наиболее точно передает значение этого греческого термина. Карнеад приступает к анализу этого понятия с полемики против его использования стоиками, особенно Хрисиппом, которые классифицировали все представления (phantasiae, vira) на правдоподобные и неправдоподобные, подразделяя каждую из этих категорий на представления истинные, ложные и не являющиеся ни истинными, ни ложными. Отрицая саму возможность постижения истины, Карнеад отвергает и подобную классификацию. По его мнению, в том, что нам не известно, необходимо различать непостижимое (¢k¢talhpton),
246 247 не доступное пониманию и недостоверное (¢dhlon, incertum), неясное. Не существует истины как таковой; есть лишь проблематичные истины, истина в нас, для нас и благодаря нам. Не на истину, а на правдоподобие мы можем рассчитывать, последний же термин означает не то, что похоже на истину, но то, что кажется истиной мне, – мне в тех условиях, в которых я нахожусь и которые, следовательно, имеют шанс не быть оспоренными или отвергнутыми последующими представлениями. Это, конечно же, совершенно иное понятие, нежели постигающее представление или каталептическая фантазия (fantas…a katal»ptika) стоиков, т.е. представление, которое «видит» представленные вещи такими, каковы они суть, и которое одно только и может управлять поведением мудреца. Скептик, однако, понимает, что мудрец тоже человек и его истина – всего лишь человеческая истина. Он не изваян из мрамора и не вырезан из дерева. У него есть душа, разум и тело, перемещающееся с места на место. Все его впечатления, восприятия и знания обусловлены его человеческой природой и зависят от нее. Как мудрец он будет воздерживаться от суждения об истинной природе вещей; он примет установку воздержания от суждения, эпохе (epoc») (хотя греческое epoc» и дало имя epoc» феноменологической редукции, его нельзя путать с последним). Но для практического действия он не будет искать руководства у «постигающих представлений», которые, как он знает, не достижимы. Если он замышляет морское путешествие, он не знает в точности, каким оно будет. Но хотя ему и не ведомо, непостижимо (¢k¢talhpton), как осуществится его проект, он никак не является недостоверным (¢dhlon): если он выберет хорошее судно, надежного кормчего и погода будет благоприятной, он, разумеется, полагает, что благополучно прибудет в порт назначения. Именно на такого рода представление опирается мудрец Карнеада в своем действии или воздержании от него, принимаемое им как concilia agendi ad non agendi (примирение действия с недеянием. – Н.С.), как формулирует этот принцип Цицерон. Невзирая на свой эпистемологический скептицизм, он, следовательно, будет в сфере своих действий взвешивать свои мотивы, определяющие его суждения и акты, представляющиеся вероятным (piqana…) от правдоподобного (piqanТn). Для него уверенность – не более чем вера, имеющая собственные мотивы и причины, – мотивы, объяснимые в умопостигаемых терминах; – причины, или же резоны, не объяснимы в подобных терминах, ибо это наши страсти, пред- рассудки, привычки, сдерживающее влияние социальной и семейной групп и тому подобное. Противоположностью уверенности является неуверенность, однако это противопоставление не является противоречием; между полной неуверенностью, или радикальным сомнением, и достаточной уверенностью, или вооруженной верой, есть целая серия промежуточных позиций. Уверенность имеет множество степеней, и Карнеад разработал типологию некоторых из них. Он начинает с наблюдения, что в нашем разуме нет никакого чистого представления. Если я, к примеру, думаю о Сократе, я думаю не просто об имени Сократа, но вместе с тем и о некоторых его индивидуальных характеристиках, его поведении и других обстоятельствах, неотделимых от его существования. Если бы мое представление не содержало достаточного числа элементов, составляющих индивида, о котором идет речь, или если бы оно содержало элементы, не совместимые друг с другом, то я бы подумал, что размышляю не о Сократе, а, скорее всего, о каком-либо другом человеке. Какие же степени определенности здесь налицо? (1) Прежде всего, существует простая вероятность (возможность); а именно, «одна и та же возможность» как для одного решения, так и для ему противоположного. Секст Эмпирик приводит следующий пример: преследуемый моими врагами, я вижу пещеру, в которой могу укрыться от них. Но я могу и ошибиться. Кто знает, нет ли там засады? У меня нет времени проверить, сколь обоснованны мои колебания и не слишком ли опрометчиво здесь спрятаться; таким образом, я не знаю, прав я или нет в своей недоверчивости. Однако в данных обстоятельствах и при прочих равных условиях, вероятно, лучше поискать укрытия где-нибудь в другом месте. (2) Геракл возвращает Алкесту из подземного мира и подводит ее к Адмету: это истинное представление. Тот не верит в реальность своего представления о живой Алкесте. Это представление «противоречит чувствам», его «отклоняют» (или, лучше сказать, «стряхивают») – оно «отодвинуто», как сказал бы Э. Гуссерль. Без своего предшествующего знания Адмет поверил бы своим глазам. Его представление осталось бы неотклоненным (per…spastoj), что наделило бы его более высокой степенью убедительности в сравнении с простым правдоподобием. (3) Верифицированное представление (в более строгом смысле слова) предполагает, что простая и «неотклоненная» вероятность уже удостоверена. Верификация добавляет еще
248 249 один резон для убежденности – чтобы быть «уверенным». Это самая совершенная модальность различия между тем, во что можно верить, а во что – нет. Вот ее пример: зимней порой человек неожиданно оказывается в плохо освещенном помещении и усматривает в углу моток веревки. Он видит эту вещь, но смутно. На самом ли деле это моток веревки или это змея? И то, и другое равно возможно – и это достаточный резон не доверять своей первой интерпретации (эта первая стадия сравнима с «простым правдоподобием», рассмотренным нами в первом случае, которое определяет «проблематичную альтернативу» в гуссерлевском смысле слова). Человек испытывает некоторое замешательство; его мысль колеблется между двумя возможными альтернативами. Приближаясь к предмету, он думает, что это веревка: она неподвижна и т.д. С другой стороны, ему «приходит на ум», что окраска змей сходна с цветом веревки и что в зимнюю пору змеи, скованные холодом, неподвижны. Он, следовательно, вращается в кругу своих представлений, обзора (periodeЪein, periТdenoij), не приходя к решению, поскольку каждая из альтернатив имеет свой вес и одна уравновешивает другую. Опираясь лишь на логику, он не в состоянии отдать предпочтение (sogkat¢qesij, assensus) ни той, ни другой. Но то, поверит ли он в одно либо другое, которое из них станет, словами Карнеада, «отклоненным» (per…spastoj) или «неотклоненным» (¢per…pastoj), или какое, по словам Э. Гуссерля, будет отодвинуто, а какое возобладает (это вторая стадия его рассмотрения), может зависеть от его мужества или робости. Если он склонен верить, что ошибочно принял этот предмет за опасный, у него может возникнуть потребность в обретении более высокой степени уверенности. Он будет искать подтверждения, и, делая это, он, по свидетельству Секста Эмпирика, использует тот же метод, что и афинские власти для экзамена на звание и проверки прав кандидата на публичную должность или способности врача диагностировать болезнь пациента. Иными словами, он не будет цепляться за один или несколько симптомов, но примет во внимание все одновременно наблюдаемые внешние признаки («синдромы»). Если в узле одновременно наблюдаемых синдромов не обнаруживается такого представления, которое могло бы конституировать противопоказание или указание на возможную ошибку, он будет говорить, что принятое им представление истинно. Так, человек может взять палку и ударить по этому предмету, но тот остается неподвижен. «Нет, это, конечно, не змея». Этим окон- чательным подтверждением он завершает скрупулезное рассмотрение своего представления, разбирательства (diexodeЪein, diўxodoj), и он может вполне обоснованно согласиться или убедиться, что ошибался, принимая этот объект за змею. Так что в таком разбирательстве(di¢xodoj), в методическом контроле над природой и степенью вероятности (piqanТn) состоит единственный критерий достоверности наших мнений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.114.150 (0.009 с.) |