Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Проблема перспектив, ее связь с интерсубъективностьюСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Шелер описал многие характерные особенности этой функции. Тело другого, с его точки зрения, – прежде всего поле экспрессии. Однако в мире нет ничего, что не обладало бы при определенных условиях некоторой экспрессивной ценностью или, говоря точнее, чему мы не могли бы такую ценность приписать. Пример тому – любой натюрморт или пейзаж великого художника. Ибо быть «полем экспрессии» не присуще вещам самим по себе. Мир дан нам как объект возможной интерпретации. Мы можем толковать его, наделяя своими собственными экстравертированными чувствами. Стало быть, экспрессия – это наши чувства, перенесенные на объект внешнего мира59. Однако главной функцией тела, с точки зрения вопроса о понимании альтер эго, является, по мнению Шелера, выполняемая им роль великого цензора и аналитика содержаний нашего внутреннего и внешнего опыта. Из других сочинений Шелера мы знаем, что эта мысль смыкается с некоторыми известными теориями Бергсона и Джемса и содержит ядро прагматической теории познания, которую он развил впоследствии60. В рамках данной статьи не было возможности изложить и обсудить эту интересную теорию. Есть, однако, еще одна функция тела, которая, по-видимому, в высшей степени важна для интерпретации общего жизненного мира и проблемы альтер эго. Она была описана Гуссерлем в «Картезианских размышлениях»61, и поскольку из нее вытекает новая группировка проблем, связанных с альтер эго, то ее уместно осветить здесь в качестве своего рода заключения. Мое тело является для меня центром ориентации в пространственно-временном порядке мира. Оно одно дано мне как центр «Здесь», в то время как тело другого дано мне как пребывающее «Там». Это «Там» поддается модификации посредством моих кинестетических движений. Причина того, что мое тело может быть истолковано так же, как и любое другое подвижное пространственное тело, кроется в том, что я способен преобразовать любое «Там» в «Здесь», изменив свое местоположение, например, пройдясь по улице. Этим предполагается, что я могу воспринять «Оттуда» те же самые вещи, что и «Отсюда», но под углом зрения, обусловленным моим пребыванием «Там». Следовательно, Другой не может быть тождествен моему Я, поскольку его тело остается для него центром его абсолютного «Здесь», тогда как для меня его «Здесь» всегда остается «Там». Я приписы-
226 227 ваю ему те же перспективы, которые бы имел я сам, если бы находился не «Здесь», а «Там», и наоборот. Объекты внешнего мира, воспринимаемые нами обоими, одни и те же, но мне они являются в перспективе «видимых Отсюда», ему же – в перспективе «видимых Оттуда», а, стало быть, такими, какими они явились бы мне, если бы я преобразовал своими кинестетическими движениями мое теперешнее «Там» в мое новое «Здесь». Это, по-видимому, имел в виду и Лейбниц, когда говорил, что любая монада отражает в себе весь универсум, но в своей особой перспективе. По сути дела, принцип перспектив, разработанный Гуссерлем применительно к проблеме пространства, должен быть применен ко всей структурной области наших взаимосвязанных переживаний. То, что было указано в отношении перспектив «Здесь» и «Там», должно получить развитие (хотя и без прямого соотнесения с телом) в дальнейшей разработке общего тезиса альтер эго по линии анализа временных перспектив «Сейчас» и «Тогда», социальных перспектив «Мы» и «Они» и личностных перспектив близости и чуждости. Теория альтер эго Шелера – лишь первый шаг, ведущий в эту огромную область, открытую перед феноменологической психологией. И только тщательное исследование всех импликаций, содержащихся в общем тезисе альтер эго, приблизит нас к решению той загадки, как человек может понять другого человека. Вся эмпирическая психология и все социальные науки, однако, принимают такое решение как данность. Примечания 1 Scheler M. Die Stellung des Menschen in Kosmos. Darmstadt, 1928. (Рус. пер.: 2 Loc. cit. S. 16 и далее. (Там же. С. 34 и далее.) 3 Loc. cit. S. 24 и далее. (Там же. С. 38 и далее.) 4 Loc. cit. S. 31 и далее. (Там же. С. 43 и далее.) 5 Loc. cit. S. 39 и далее. (Там же. С. 48 и далее.) 6 Koehler W. Intelligenzpruefungen an Menschenaffen, Abhandlungen der pre- 7 См. превосходную критику границ применимости экспериментальных ме rence // Psychological Bulletin. 1939, Vol. XXXVII. P. 1–26, особенно р. 14 и далее. См. также статью профессора Вудворта: Woodwort R.S. Successes and Failures of Experimental Psychology // Science. Vol. XCIII. P. 265 и далее, особенно р. 269 и далее. 8 Scheler M. Die Stellung des Menschen in Kosmos. S. 44 и далее. (Шелер M. 9 В книге «Формализм в этике» (Formalismus in der Ethik. S. 388 и далее) 10 Scheler M. Die Stellung des Menschen in Kosmos. S. 58 и далее. (Шелер M. 11 Scheler M. Der Formalismus in der Ethik und die materielle Wertethik. Neuer 12 Loc. cit. S. 401 и далее. Николай Бердяев проводит похожее различие между 13 Здесь, как и вообще в его теории Личности, размышления Шелера сходят 14 Scheler M. Ethik. S. 403, 408–410. 15 Ibid. S. 404 и далее. 16 Ibid. S. 405. 17 Ibid. S. 388, 401, 405. 18 Ibid. S. 415–440, особенно S. 427. 19 Впервые опубликованы в 1913 г. под названием Phaenomenologie der Sympathie- 20 Sympathie. S. 248–269. 21 В своих поздних работах Шелер ответил на некоторые из этих вопросов
228 229 22 Превосходный обзор проблем эмпирической психологии, связанных с «по 23 Sympathie. S. 269–273; Ethik. 24 Здесь для адекватного изложения мысли Шелера мы заимствуем термины 25 Sympathie. S. 274–280; ср. замечательное изложение обеих этих теорий и 26 Sympathie. S. 281–287. 27 Op. cit., S. 285. 28 В «Этике» (Ethik, S. 543 и далее) он даже разделяет в любой «конечной 29 Sympathie. S. 284–293. 30 Ibid. S. 295 и далее. 31 Ibid. S. 301 и далее. 32 Ibid. S. 253. 33 См., например, труд Макса Адлера «Кант и Маркс». 34 Husserl E. Philosophie als strenge Wissenschaft. (Рус. пер.: Гуссерль Э. Фило 35 Husserl E. Formale und transcendentale Logik. S. 210. 36 Husserl E. Meditations Cartesiennes. Vol. V, особенно §§ 44–55. (Рус. пер.: Гус 37 Это «спаривание», согласно Гуссерлю, не является ни в каком смысле умо 38 Russell B. Our Knowledge of the External World. 1922. Лекция III. P. 72 и да 39 Это можно рассматривать как дополнение к известной локализации Эго, 40 James W. Principles of Psychology. Vol. I. P. 224. 41 Например, в недавно опубликованной статье: The Vanishing Subject in the 42 Dewey J. How We Think. 1910; Human Nature and Conduct. 1922. 43 А. Гурвич обратился к этой проблеме на страницах журнала [«Философия Research. Vol. I. P. 325–338.) Основной аргумент Сартра–Гурвича против эгологической теории, выдвинутый в этой статье, состоит в следующем: до тех пор, пока мы не принимаем рефлексивную установку, эго никак не проявляется. Под рефлексией понимается такое схватывание акта А актом В, когда первый становится объектом последнего. При этом акт В не схватывается, в свою очередь, третьим актом и не делается его объектом. Сам акт схватывания переживается в нерефлексивной установке точно так же, как и акт, направленный на какой-либо объект, отличный от ментального факта, принадлежащего тому же потоку сознания. Разумеется, схваченный акт может благодаря акту рефлексии приобрести личную структуру и связь с эго, которых он до того, как был схвачен, не имел. Однако схватывающий акт имеет дело с эго лишь как с объектом. Это эго схваченного, а не схватывающего акта. С другой стороны, схваченный акт уже переживался в опыте прежде, чем был схвачен, и хотя рефлексия влечет за собой модификацию схватываемых ею актов, это означает лишь, что вся структура акта и все его компоненты распутываются и эксплицируются, но ни один из них не создается самой рефлексией. Рефлексия раскрывает, но не производит. Как же тогда рефлексия может создать новый объект, а именно эго, которое не проявлялось до того, как акт А был схвачен? Предлагаемый ответ состоит в том, что эго проявляется скорее через схваченный акт, нежели в нем самом. Это синтетическое единство определенных психических объектов, таких, как диспозиции, действия, и некоторых качеств, таких, как добродетели, ошибки, дарования и т.д. Эти психические объекты имеют свою опору в эго, которое никогда не может быть схвачено непосредственно, но только в рефлексии как нечто, проявляющееся за диспозициями на горизонте. Эго не существует ни в самих актах сознания, ни за этими актами. Оно предстает сознанию и перед сознанием: это ноэматический коррелят рефлексивных актов. А отсюда следует, что ни одно свидетельство существования эго не является аподиктическим. Любое такое свидетельство открыто для сомнения. Здесь у нас нет возможности погрузиться в подробное обсуждение аргумента Сартра–Гурвича, но мне он вовсе не кажется убедительным. Коли уж они допускают, что схватывающий акт В вообще имеет дело с эго (пусть даже только с эго схваченного акта как объектом, а не с эго схватывающего акта), то это эго схватывается актом В как совершающее акт А (или, говоря точнее: как совершившее акт А, ибо рефлексия может обращаться лишь к прошлому). Если третий акт С схватывает акт В, а через него акт А, то эго, с которым имеет дело акт С, схватывается как совершившее акт В, а также акт А, и схватывается оно как то же самое и идентичное эго, несмотря на все модификации, которые оно претерпело в потоке переживаний и посредством него во внутреннем времени. Кроме того, не ясно, почему эго никогда не может быть постигнуто в рефлексии непосредственно, а просто проявляется на горизонте за диспозициями. Даже термин «горизонт» уже соотносится с эго-логическим сознанием, только в отношении которого и обретают смысл термины «рамка», «горизонты», «диспозиция», «акт» и прочие, используемые Сартром и Гурвичем. То же самое можно сказать и о примерах, которые приводит Гурвич для иллюстрации своего тезиса. Когда он говорит, что нет никакого эгологического момента в том, что я вижу своего друга в беде и помогаю ему, а тем, что мне дано, является «мой-друг-нуждается-в-помощи», необходимо в ответ сказать, что каждый отдельный элемент соединенного дефисами термина – «мой, «друг», «нужда», «помощь» – уже соотносится с эго, единственно для которого каждый из них только и может существовать.
230 231 44 Шелер выдвигает это предположение скорее всего случайно и без более 45 Общий обзор причин отсутствия у младенца самосознания см. в: Allport G. W. 46 См. выше. C. 215–216, а также Sympathie. S. 284 и далее. 47 См. выше. C. 213, а также Ethik. S. 404. 48 См. выше. C. 203–204, а также Stellung des Menschen. S. 51. 49 См. выше. C. 213, а также Ethik. S. 388, 401. 50 См. особенно его работу «Проблема социологии знания», вошедшую в 51 См., например: Husserl E. Ideen. S. 77 и далее. 52 James W. Principles of Psychology. Vol. I. P. 609. 53 Mead G.H. The Philosophy of the Present. 1932. 54 Мы употребляем термин «одновременность» в том же самом смысле, в каком 55 Совсем не обязательно брать в качестве примера социальное отношение, 56 Husserl E. Phenomenology // Encyclopaedia Britannica, 14th ed. (Рус. пер.: Гус 57 Об этом в общих чертах говорится в моей книге: Der sinnhafte Aufbau der 58 Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd. II. S. 34 и далее. 59 Конечно, это лишь одно из значений чрезвычайно многозначного терми 60 Scheler M. Erkenntnis und Arbeit // Die Wissenformen und die Gesellschaft. 1926. 61 Loc. cit. § 53 и далее.
Размышления о проблеме релевантности* Глава 1 Вводные замечания1 Решив кратко изложить кое-какие соображения по проблеме релевантности, я разложил свои письменные принадлежности на столе в саду моего летнего дома. С первых же росчерков пера я держу в поле моего зрения этот чистый лист бумаги, мою пишущую руку, чернильные знаки, образующие строчку за строчкой на белом фоне. Передо мною – стол с зеленой поверхностью, на котором расположены несколько предметов, – карандаш, две книги и другие вещи. Далее в поле зрения – дерево и лужайка моего сада, озеро с лодками, гора и облака на дальнем плане. Мне нужно лишь повернуть голову, чтобы увидеть дом с верандой, окна моей комнаты и т.д. Я слышу гул моторной лодки, голоса детей в соседнем дворе, призывный зов птицы. Я испытываю кинэстетические движения моей пишущей руки, ощущение тепла, чувствую стол, поддерживающий мою пишущую руку. Все это расположено в моем перцептивном поле – поле, структурированном на области объектов: тех, что находятся в пределах моей досягаемости, тех, что когда-то были в ней и могут вернуться в нее вновь, наконец, тех объектов, которые до сих пор не были в сфере моей досягаемости, но которые я могу в нее вовлечь посредством надлежащих кинэстетических движений или движений особого рода2. Но ни одна из этих чувственно воспринимаемых вещей в данный момент не является для меня тематической. Мое внимание сосредоточено на вполне определенной задаче (анализе проблемы релевантности), и то, что я пишу при таких-то и таких-то обстоятельствах, – всего лишь одно из многих средств, с помощью которых я мог бы достичь этой цели и сообщить свои мысли другим. * Schutz A. Reflections on the Problem of Relevance. New Haven: Yale University Press, 1970. Пер. Н.М. Смирновой. 235 В горизонте этого тематического поля я, однако, обнаруживаю не только перцептивные переживания, возникающие в моем нынешнем пространственном положении. Это также и моя нынешняя биографическая ситуация, которая является не чем иным, как осадком (sedimentation) или результатом моей личной истории, т.е. всего мною пережитого и осевшего в моей памяти и образующего мой запас наличного знания3. В него включается не только то, что я пережил непосредственно, но и мое социально обретенное знание, указывающее на переживания других (как моих современников, так и предшественников). Например, при написании предшествующего абзаца я полагался на исследования многих других, среди которых существенно продвинутый Э. Гуссерлем анализ сходного феномена, а также относящиеся к данному вопросу изыскания У. Джемса, теории прагматической функции памяти А. Бергсона, доктрины гештальт-психологов, теорию поля сознания А. Гурвича (в том виде, в каком он объяснял мне ее в многочисленных беседах), работу Л. Ландгребе о внутреннем и внешнем горизонтах, социологическую теорию «определения ситуаций», многочисленные беседы, которые я вел с друзьями по всем этим вопросам, и, конечно же, мои собственные устоявшиеся мысли по данной проблеме (на прояснение и приведение которых в единое целое и нацелена настоящая работа)4. С другой стороны, социальный фон моего нынешнего письма также охватывается этим горизонтом. Например, живя в англоговорящей стране, я использую английский язык как схему выражения. Процесс моего письма определен, по крайней мере частично, ожиданием того, что другие, используя этот же язык как схему интерпретации, смогут стать читателями того, что я пишу. Более того, я пишу эти строки, находясь в отпуске; т.е. я предполагаю, что вернусь к своим профессиональным обязанностям (и всему тому, что с ними связано), и эта социо-экономическая предопределенность моей наличной ситуации также охвачена горизонтом моей нынешней деятельности. Тем не менее лишь исследование наличной проблемы в настоящее время является для меня тематическим, а набор восприятий, автобиографических воспоминаний, социальных взаимоотношений, социоэкономической обусловленности образуют лишь горизонт той деятельности, на которой я сосредоточен. Непосредственным объектом моего анализа является поле сознания в той мере, в какой оно структурировано в тематическое ядро, выступающее на фоне окружающего горизонта и данное в каждом «сейчас» внутренней длительности. Э. Гуссерль исследовал функции того, что он назвал «лучом внимания» в конституировании тематического ядра, и тем самым в структурировании всего поля5. В любой момент времени множество переживаний испытываются одновременно. Одно из этих одновременно длящихся переживаний (или, лучше сказать, напряжений) конституируется как тематическое тем, что я по собственной воле обращаю к нему свой мысленный взор (а потому это деятельность эго, ибо эго есть источник всей активности моей сознательной жизни)6. Описание этой деятельности Э. Гуссерлем может привести к превратному пониманию, будто бы этот отбор или выбор может осуществляться произвольно в неограниченном царстве свободы или права выбора. В самом деле, Ж.-П. Сартр (которому всегда нравилось придавать своим теориям видимость легитимации ссылками на Э. Гуссерля, которого он, тем не менее, не понял) основывает свою философию свободы «для-себя» (le pour soi engagй) на утверждении, что человек в любой момент времени и при любых обстоятельствах свободен делать тематическим какой угодно опыт, при этом добавляя, что человек обречен на такую свободу7. Это, конечно же, вовсе не то, что имел в виду Э. Гуссерль. Деятельность сознания и луч внимания эго – это «обращение-к» и «отвлечение-от» определенных переживаний, делающие их тематическими или нетематическими, т.е. горизонтными (отнесенными к горизонту)8, – имеют место в весьма ограниченном диапазоне выбора. Эта деятельность как таковая имеет свою историю: она представляет собой осаждение в памяти ранее пережитых событий и, таким образом, является конституированной и включенной в контекст опыта. Между тем, совершенно ясно, что здесь заключены две совершенно разные проблемы: 1) вопрос о взаимоотношении темы и горизонта в поле сознания в любой данный момент внутреннего времени; 2) мотивы, с помощью которых осуществляется такое структурирование. Первый вопрос лишь предполагает, что такое структурирование уже осуществилось, каковы бы ни были его мотивы, в то время как второй касается происхождения структурирующей деятельности как таковой. Нам следует разделить эти проблемы и начать с последней. С тех пор как были опубликованы «Принципы психологии» У. Джемса и ранние работы А. Бергсона, избирательность разума стала общепризнанной. Однако оба великих философа основывали эту избирательность почти исключительно на
236 237 прагматическом мотиве. Согласно А. Бергсону, именно наш практический интерес – интерес, определяющий наше действие во внешнем мире, – отбирает те элементы поля сознания, которые могут быть схвачены нашим интеллектом. Ограничивая и определяя этот сегмент наших переживаний мира, который мы назвали тематическим, интеллект предопределяет направления, которым мы будем следовать в действии, – подобно тому, как скульптор намечает контуры в глыбе мрамора, которые должны быть выточены ударами резца. (Эта метафора, кстати сказать, взята у Г. Лейбница, который, однако, использовал ее для описания происхождения понятий и представлений, не соотнося их с прагматическим интересом. Она восходит еще к Карнеаду, который, по сообщению Цицерона [De divinatione, I, XIII, XXIII], использовал ее для иллюстрации взаимоотношения между тем, что предсказуемо, и тем, что порождается чистой случайностью.) Хорошо известно, до какой степени этот прагматический мотив стал доминировать в мышлении У. Джемса. Прагматическое обоснование (т.е. практическая ратификация мысли действиями во внешнем мире) становится даже критерием истины. В свою очередь, физиологические состояния наших телесных переживаний рассматриваются в качестве объяснений наших чувств, страстей и тому подобного, и, наконец, закономерно возникает вопрос, существует ли сознание вообще. Недооценивать значимость прагматического мотива для анализа проблем, присущих взаимоотношению между темой и горизонтом, столь же опасно, как и верить в его исключительность и вездесущность. Действие9 во внешнем мире требует особого состояния полного бодрствования, высокой степени напряженности нашего внимания, специфического «внимания к жизни» (attention а la vie)10. Оно предполагает, что внешний мир, в котором только и может разворачиваться наша деятельность, который может быть изменен и модифицирован нашими актами работы11, – с присущими ему пространственными и временными категориями – обретает отличительный признак реальности, который делает ее верховной реальностью среди всех прочих возможных реальностей (таких, как область фантазии, сновидений, теоретического созерцания или произведений искусства и т. д.)12. Мы, конечно, вправе наделить признаком реальности любую из этих областей и, сделав это, заставить другие области казаться «ирреальными», производными от нее13. Каждой из этих многочисленных реальностей, или конечных областей значения, присуща своя степень напряженности сознания и «внимания к жизни». Каждой области реальности можно достичь путем модификации того и другого – модификации, которая субъективно переживается как шок или ска-чок14. А потому представляется, что наделение любой из этих областей признаком реальности, изменение напряженности сознания от полного бодрствования через все промежуточные стадии до глубокого сна является первым шагом к определению поля сознания как такового – включая тематическое ядро и окружающий его горизонт, какими они даны в любой момент нашего внутреннего времени. Из всех этих виртуальных областей реальности, или конечных областей значений, мы хотим сфокусироваться на актах работы во внешнем мире (т.е. той области, в которой только и могут существовать вещи и которая поддается изменениям, порождаемым нашими телесными движениями). Наше внимание, таким образом, будет ограничено общей проблемой темы и горизонта, присущих свойственному этой области состоянию полного бодрствования. Но такое сосредоточение и ограничение сами по себе являются иллюстрацией нашей темы: это особое царство реальности, область среди других областей объявляется верховной реальностью и становится в работах таких философов, как Бергсон и Джемс, так сказать, тематической, т.е. сдвигающей все другие области реальности, окружающие это тематическое ядро, в область горизонта (и делающей их наименее отчетливыми). Но структурирование на тему и горизонт является фундаментальным для разума, и объяснять этот род структуры, смешивая этот фундаментальный принцип с тем, что на нем основано, является воистину petitio principii (ошибкой в доказательстве, состоящей в допущении недоказанной предпосылки. – Н.С.). Далее, эти различные области или царства реальности связаны единством моего разума, который способен в любое время увеличить или уменьшить напряженность сознания, обращаясь к жизни или отвлекаясь от нее, или, по выражению А. Бергсона, изменяя свое внимание к жизни (этот термин следует понимать здесь как жизнь в верховной реальности). Более пристальное рассмотрение, однако, показывает, что я, психофизическое единство, живу сразу в нескольких таких царствах одновре-менно15. Написание мною этих строк представляет собой серию актов работы во внешнем мире, – актов, которые изменя-
238 239 ют его росчерками пера на этом листе бумаги. Но в то же время, я занят теоретическим созерцанием собственных усилий организовать и артикулировать собственные мысли по данной проблеме. С точки зрения этого главного интереса моя рабочая деятельность всего лишь вторична, так сказать, средство придания моим мыслям постоянства для меня самого (чтобы я мог вернуться к ним в ходе дальнейших рассмотрений) и в итоге сделать их передаваемыми другим. Уровни моей личности, вовлекаемые в эти одновременно исполняемые формы деятельности, обладают разными степенями близости – они различны в своей приближенности или дистанцированности в отношении интимного ядра моей личности. Переживаемая иннервация моей пишущей руки относится к витальной сфере, а сам акт письма продолжается до тех пор, пока не возникает каких-либо внутренних или внешних препятствий (таких, как боль в пальцах, проблемы с ручкой или бумагой и тому подобное), и, таким образом, является, так сказать, автоматизированным. В то же время, это такой уровень записывания моих мыслей, который выходит за пределы простого письма: поиск подходящих слов, составление этих предложений, присоединение их к другим, составляющим абзацы, и т.д. – все это воспроизводит шаг за шагом нюансы моей мысли. Тем не менее, несмотря на свою сложность, процесс перевода моей мысли в язык протекает, не привлекая внимания и почти автоматически, пока не возникает какая-либо помеха, заставляющая меня остановиться и проблематизировать принятую мною схему выражения (в данном случае – английского языка), как это может случиться, к примеру, в отношении адекватности термина для выражения того, что я имею в виду, или в том, что касается использования правил синтаксиса, присущих этой схеме выражения, в отношении политетических шагов моего мышления. Однако деятельность, на которой я действительно сосредоточен, имеет чисто внутреннюю природу, внутреннее исполнение исследования наличной проблемы в постепенном анализе, и на самом деле не зависима от всех этих параллельно исполняемых актов. Тема моего поля сознания остается таковой и в совершенно иных обстоятельствах – совершаю ли я прогулку, лежу ли в постели или плыву в каноэ. И деятельность, связанная с переводом этих мыслей в английский язык, остается неизменной, говорю ли я, или пишу, или просто использую эту идиому во «внутреннем диалоге», в молчаливой формулировке в уме. Наконец, я могу перенести эту сформулированную мною мысль на бумагу, пользуясь стенографией, обычным письмом или печатанием, и каждая из этих форм деятельности требует других иннерваций, других изменений во внешнем мире, других зрительных впечатлений, получаемых как от видимых движений моей пишущей руки, так и от результатов ее деятельности – знаков, покрывающих этот лист бумаги. Следовательно, именно мой выбор делает тематическим в сфере внешней активности обычное письмо с использованием так называемого латинского алфавита. По моему выбору был использован английский язык (с его правилами синтаксиса и терминологическими импликациями для выражения моей мысли). По моему собственному выбору я пытаюсь записать мои размышления по данной проблеме с ручкой в руке, а не обдумываю их во время прогулки, т.е. по моему выбору это сделано темой с «этой-ручкой-в-руке». И наконец, по моему выбору стало тематическим для моего созерцательного исполнения само исследование проблем темы и горизонта (а не изучение, скажем, греческих скептиков). То, чем я сейчас занимаюсь – «написание-по-английски-обычным-письмом-статьи-по-проблеме-релевантности», – определенно переживается мною как единство. Продумывание проблемы релевантности является темой моей деятельности, но эта деятельность простирается на несколько областей или уровней моей сознательной жизни, каждой из которых присущи своя напряженность, свое особое измерение времени, свои особые артикуляции в тематическом ядре и окружающем горизонте. Несмотря на различное структурирование времени, присущее каждой из этих сфер и измерений, я живу в них всех одновременно. Так что, хотя я провожу за письменным столом всего час, я проживаю в этом измеримом периоде внешнего времени непрерывный отрезок моей внутренней жизни, где в написании единственной страницы собраны переживания, навыки и знания, обретенные за куда больший отрезок моего жизненного пути. Хотя то, что я делаю, и переживается как единство, на самом деле оно является гетерогенным набором видов деятельности, каждая из которых осуществляется в своей собственной среде. Этот набор сам структурирован на тему и горизонт. В нашем случае тематическим является проведение анализа, т.е. размышление о проблеме релевантности, а все прочие виды деятельности относятся к области горизонта. Именно преобладание темы создает кажущееся единство этого набора видов
240 241 деятельности и наделяет свойством реальности область теоретического созерцания. В этой перспективе все прочие виды деятельности, одновременно выполняемые в других измерениях, кажутся не ирреальными, а подчиненными и вспомогательными. Конечно, эта внешне единая деятельность может разрушиться в любой момент: мне нужно заглянуть в словарь, вынуть соринку из ручки и т.д. В таком случае тема моего мыш-лениия – тема цепочки видов деятельности – будет отброшена; ее поток будет прерван. Мне нужно отвлечься от нее и обратиться к деятельности, выполняемой на совершенно другом уровне и в иной сфере (например, промывание моей ручки). Следовательно, было бы большим упрощением утверждать, – что мы делали ранее, – будто бы мы живем в различных областях реальности, которые можем менять, перескакивая из одной в другую, и что выбор одной из них является первым шагом к определению того, что является тематическим, а что лишь горизонтным для нашего поля сознания. На самом же деле мы всегда живем и действуем одновременно в нескольких таких областях, и выбор одной из них означает лишь, что мы делаем ее, так сказать, своим «пристанищем», «системой соотнесения», нашей верховной (paramount) реальностью, в отношении которой все прочие становятся производными, а именно гори-зонтными, вспомогательными, подчиненными тому, что стало преобладающей темой. Но эти термины сами по себе выражают и предполагают категории релевантности – связи «тема–поле», и, следовательно, мы вновь оказываемся перед лицом peticio principii. Следствием того факта, что мы живем одновременно в разных сферах реальности или значений, является то, что мы приводим в действие различные уровни нашей личности, – а это указывает на неявное обращение к гипотезе шизофренического эго16. Ограничение поля (и структурирование в пределах ограниченного поля уровней тематического ядра и окружающего горизонта) само является функцией приведенного в действие уровня нашей личности. И лишь очень поверхностные уровни нашей личности вовлекаются в такие исполнения, как привычные и даже квазиавтоматические «домашние дела», еду, одевание (для нормальных взрослых), а также в чтение и выполнение простых арифметических операций. Конечно, когда мы беремся за такую рутинную работу, связанные с ней виды деятельности конституируются как тематические, требующие и обретающие всю полноту нашего внимания, хотя бы на мгновение. Однако мы можем выполнять эти виды деятельности и во время глубочайших кризисов своей жизни, и вопреки им. На
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.67 (0.018 с.) |