Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Политетическая и монотетическая рефлексияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обретение знания той или иной формы представляет собой процесс, длящийся во времени и состоящий из разных шагов. Различные ступени, которые, согласно Карнеаду, человек проходит, выстраивая свое знание того, что правдоподобно – от недостоверных представлений через их «покорение», от обзора (periodeusis) к разбору (diexodos), – являются шагами, ведущими к обретению знания, и осуществляются во внутреннем времени потока сознания. Взаимосвязь между различными системами релевантности – от мотивированного интереса, например, к построению тематически релевантной темы и дальнейшему развитию взаимосвязи интерпретативных релевантностей, ведущих к определению типичности нашего знания, – другой пример. Когда мы постепенно входим во внутренний и внешний горизонты тематически релевантного, привлекая все больше и больше материала из области горизонта в тематический фокус (осуществляя множество скрытых импликаций в расширяющемся горизонте эксплицитного), мы вовлекаемся в процесс, состоящий из множества отдельных шагов мыслительной деятельности, ведущей к осаждению (sedimentation) того, чем мы привычно обладаем, называемого наличным знанием. Эти примеры (которые можно рассматривать как относящиеся к опыту на допредикативном уровне), конечно же, име- ют свои следствия в собственно когнитивной сфере, а именно, в сфере предикативных рассуждений, высказываний, суждений, выводов – короче, в мышлении в терминах формальной логики75. Строго говоря, любое явное утверждение, как в сформулированном высказывании «S есть P», уже является процессом во времени; это форма рассечения неделимого восприятия (как, например, «на-столе-колода-карт», как образно описывает ситуацию У. Джемс)76 на содержащиеся здесь отдельные понятийные элементы и различные отношения между ними. Как мы поясним в дальнейшем, кажущееся простым высказывание «S есть P» является лишь аббревиатурой высказывания «S является, среди прочего, такого, как q, r,… x, y, z, еще и p», оно понято прежде всего как акцент на свойство p, когда говорящий не интересуется другими аспектами, качествами или свойствами (q, r, x, y, и т.д.)77. Этот выбор «интересных» сторон из прочих возможных, который, между прочим, тесно связан со взаимодействием трех систем релевантности, является процессом, результат которого – предикативное суждение. Рассматриваемая проблема будет полностью изучена, если мы обратимся к цепочке рассуждений, суждений и выводов, используемых в научном мышлении. Теорема Пифагора, например, шаг за шагом выводима из аксиом Евклида и производных от них теорем. Именно таким путем мы все научились доказывать высказывание а2 + b2 = с2. Для того чтобы постичь смысл этой теоремы, однако, вовсе не обязательно повторять все шаги, с помощью которых она выведена и доказана. В самом деле, мы, возможно, даже забыли способ ее доказательства, и тем не менее знаем, что в прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Это высказывание, дедуктивно выведенное с помощью различных шагов, стало привычным обладанием нашего запаса наличного знания, в то время как отдельные шаги дедуктивного вывода забыты. Точнее, эти шаги «вне нашего поля зрения», но присутствуют неявно в нашем знании в нейтральной форме и могут быть «разбужены» и реактивированы. Все эти примеры лишь иллюстрируют всеобщий принцип, который, согласно Гуссерлю, управляет рефлексивной установкой и посредством которой сознание может «схватить» значение своих прошлых восприятий. «Живя в процессах» моей мыслительной деятельности, я сосредоточен лишь на состоянии дел, которого должен достичь своей деятельностью, а не на деятельности как таковой78. Для того чтобы постичь смысл
298 299 этой деятельности, я должен рассмотреть ее в рефлексивной установке. Я должен, по выражению Дьюи, остановиться и подумать79. Я более не погружен в поток сознания, он не несет меня; я должен выйти за его пределы и посмотреть на него. Конечно, все использованные здесь термины – метафоры, и даже опасные, поскольку нет потока, из которого я мог бы выйти; само его рассмотрение как таковое является событием в пределах потока. Любая попытка перевести явления внутреннего времени, или длительности (durйe), в пространственные термины, как ясно видел Бергсон, неудачна и вводит в заблуж-дение80. Но имея в виду это предупреждение, наша метафора может дать нам наглядное представление о феномене рефлексии, хотя мы и не сможем дать ее исчерпывающего описания в рамках данного исследования81. Существует два способа, посредством которых разум может схватить смыслы своих предыдущих восприятий. Все они выстраиваются шаг за шагом, этап за этапом в процессах внутреннего времени – «политетически», как говорит Э. Гуссерль82. Я могу в рефлексивной установке реконструировать политети-ческое выстраивание значения восприятия, на которое я направляю рефлексивный взгляд. Я могу реконструировать этот процесс в памяти, вновь пробежать все шаги и этапы, с помощью которых конституировано значение моего восприятия. Я могу это сделать, – по крайней мере, в идеальных условиях, т.е. отвлекаясь ото всех препятствий и помех конкретной ситуации – в отношении всех типов значащих восприятий. В самом деле, я должен выбрать эту процедуру, если значение изучаемого восприятия состоит исключительно в политетической организации элементов во внутреннем времени, как, например, в музыке, поэзии и других формах «длящихся» объектов (Zeitgegenstдnde)83. Я могу воспризвести значение музыки, лишь воспроизведя ее поток (по крайней мере, мысленно) с первого такта до последнего; я могу передать «значение» поэмы в одном-двух предложениях, и именно это делают в толкованиях «Древнего мореплавателя». Однако для того чтобы схватить значение поэмы как таковой, я должен прочитать или рассказать ее, по крайней мере, мысленно, т.е. реконструировать политетически множество отдельно взятых (т.е. политети-ческих) шагов, в которых конституировано ее значение84. В отличие от этих «длящихся» объектов, однако, и особенно в отношении восприятий, концептуально сформулированных в процессе логического размышления, я могу схватить единым взглядом – монотетически, как говорит Э. Гуссерль85, – смысл, который строился политетически. В таком случае мое привычное обладание знанием состоит из тех почерпнутых из опыта значений, которые восприняты монотетически. Различие между политетическим и монотетическим схватыванием значений нашего опыта фундаментально для склада нашей мыслительной деятельности. Его жизненно важное значение для структуры нашего наличного запаса знания очевидно. Ясность и отчетливость нашего знания зависит от нашей способности относить монотетически схваченное значение элемента нашего знания к политетическим шагам, в которых это знание приобреталось86. Степень правдоподобия нашего знания, от нашей уверенности в эмпирической достоверности до слепого верования (в дополнение к другим факторам), определяется в соответствии с тем, как это знание приобреталось в ясных и отчетливых шагах, которые могут быть политетичес-ки реконструированы. В обыденном языке это можно сформулировать так: она (ясность и отчетливость. – Н.С.) зависит от того, можем ли мы отчитаться об источнике знания, указав на отдельные акты познавания, постижения, понимания, схватывания, научения, посредством которых мы становимся сведущими или знакомыми с элементом нашего знания. Мы можем также перевести различие между политетическим и монотетическим знанием в термины структуры релевантности. Привычное обладание знанием, схваченным лишь монотети-чески, отвлекается от системы мотивационных релевантностей (как от релевантностей-для, так и релевантностей-потому-что), ведущих к установлению тематических релевантностей. Различие между тематическими и интерпретативными реле-вантностями является, так сказать, «доисторическим» для мо-нотетического схватывания привычно наличествующего «подручного» знания. Монотетический взгляд на значение одного из своих восприятий ясно указывает на сдвиг в конфигурации наших систем релевантности, преобладавших в то время в их политетической конфигурации. Далее, тематически релевантное проблеме тематическое ядро требует привнесения интер-претативного материала из области горизонта в ядро поля – то, что было маргинальным, например, первый шаг политети-ческого процесса, становится тематическим, когда выполняется второй; то, что относилось ко внутреннему горизонту в процессе выполнения второго шага, становится эксплицитным по выполнении третьего и т.д. На каждом шагу интерпретативные
300 301 релевантности, а с ними и типичность воспринимаемого объекта нашего опыта, модифицируются, и все это продолжается до тех пор, пока наличная проблема не прояснится удовлетворительным образом (удовлетворительным для нашей наличной цели) и не разрешится, – и лишь тогда этот процесс приходит к завершению, и смысловая структура, построенная политети-чески, может быть схвачена монотетически. Это завершение может быть достигнуто как в случае, если весь процесс завершается решением наличной проблемы, так и если он прерывается, дробится87, или если, даже не достигнув решения, я обращаю рефлексивный взор на проделанные политетические шаги и оглядываю их единым взором (монотетически) – так схватывается значение моего акта восприятия, описанное выше. Во всех этих случаях, однако, реинтерпретация монотети-чески схваченных шагов оказывается относительной к их месту в различных системах релевантности. Монотетически схваченный материал обнаруживает иную типичность, чем на каждом шагу его политетического выстраивания, поскольку интерпретативные релевантности изменяются по ходу процесса, и сейчас отличны от тех, что были, когда процесс тем или иным образом завершился. То, что тематически релевантно пошаговому процессу, становится, в лучшем случае, подтемой в новой тематической релевантности нашего привычного запаса знания, схваченного монотетически. Оно также может и полностью потерять свою релевантность, став лишь вспомогательной (auxiliary) релевантностью по отношению к вновь конституированной монотетической главной теме. Здесь возможны различные вариации, но все они относятся к взаимодействию предшествующих оперативных мотивационных ре-левантностей, ныне отброшенных или отвергнутых. Это различие между политетически и монотетически схваченными элементами нашего знания станет особенно важным в изучении трех проблем, которые гораздо более тесно взаимосвязаны, чем может показаться на первый взгляд. 1. Смысловая структура наших действий в смысле проектируемого поведения с целью решения определенной теоретической или практической проблемы проясняется с помощью этого различия. Для того чтобы осуществить проектируемое состояние дел, спроектировать и очертить цель нашего действия, удостовериться, что средства соответствуют целям, решить, досягаемы ли и доступны ли мне средства, и, следовательно, достижима ли цель действия, наконец, осуществить действие как в пределах главенствующей реальности мира работы, так и в теоретической реальности чистого мышления, – для всех этих шагов необходимо обладание знанием, ставшим привычным или тематически релевантным для выполнения каждого из этих шагов. Очень важно проанализировать политети-ческие шаги, посредством которых выстраивается проект, значение которого схватывается монотетически, когда действие замышляется. Процесс же осуществления действия может быть схвачен политетически. Но значение уже выполненного действия, как для самого действующего, так и для наблюдателя, является монотетическим, которое может и не совпадать (а сто-рого говоря, и не может совпадать) с монотетическим значением проекта до выполнения действия88. 2. Наше знание имеет социальное происхождение и социально распределено89. Лишь небольшая часть нашего запаса наличного знания возникает в нашем личном опыте. Гораздо большая часть имеет социальное происхождение, возникает в опыте других и передается мне коммуникативным путем или наследуется мною от родителей и учителей или от учителей моих учителей. Это знание, почерпнутое у других, имеет для меня различные степени правдоподобия, становится моим привычным обладанием, часто принимаемым в качестве само собой разумеющегося, т.е. схватываемым монотетически безо всяких попыток с моей стороны осуществить политетическую реконструкцию шагов, приводящих к монотетически схватываемому значению. Мой приятель «знает, о чем говорит», а я полагаюсь на его осведомленность и, как обычно, я принимаю сказанное к сведению, не задаваясь вопросом, так ли это. Но даже если бы я попытался разбить социальное по происхождению знание на политетические шаги, часто оказывается, что эти традиционные, привычные единицы знания являются таковыми лишь в отношении присущего им монотетического значения, в то время как традиция, содержащая политетичес-кие шаги, ведущие к его становлению (т.е. осаждению моноте-тического значения), утрачена. Может оказаться, что подобного рода политетические шаги никогда не делались, и социальное по происхождению знание основывалось на авторитете философа, героя, святого или является слепым верованием, воплощенным в «идолах рода». Происхождение фольклора и сказаний, в том смысле, как их понимает Самнер90, состоит в социально одобренном монотетическом знании без прояснения его поли-тетического фундамента.
302 303 3. Однако некоторые формы знания, социального по происхождению, предполагают коммуникацию. А это, в свою очередь, возможно лишь в человеческом общении во внешнем мире, т.е. посредством движения губ. Эти события во внешнем мире осуществляются в серии политетических шагов. Возьмем разговорную речь как пример коммуникации: говорящий выстраивает, слово за слово, предложение за предложением, по-литетический значащий контекст, который он желает передать своей речью. Слушатель следует за его мыслью политетичес-ким образом. С другой стороны, даже до начала речи говорящий может монотетически взглянуть на значение той мысли, которую хочет донести, а слушатель, хоть никогда и не знает, чем закончится начатое говорящим предложение, может схватить монотетическим взглядом значение мысли другого (и может даже в процессе проговаривания предвосхитить, хотя и неотчетливо, то, «что он собирается сказать»). Все это будет тщательно изучено в дальнейшем91. Однако, выражаясь в более обобщенной форме, то, что мы говорили о монотетической и политетической смысловой структуре языковой коммуникации, справедливо не только по отношению к любым формам коммуникации, но по отношению к интерпретации действий другого вообще. Мы всегда можем политетически схватить длящуюся фазу действия другого и монотетически схватить значение этого действия в обоих отношениях, т.е. смысл, которым действие обладает как для самого действующего, так и для нас, его партнеров и наблюдателей. На данной стадии нашего исследования мы не можем дать детального описания нашего понимания действий другого; это будет рассматриваться в третьей главе92. Мы лишь рискнем здесь сказать, что различие между политетической и мо-нотетической смысловой структурой окажется ключевым не только для нашего знания действий другого, но и для понимания другого вообще и того, как структурирован наш социальный мир.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.115 (0.009 с.) |