Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Тематическая релевантность и понятие осведомленности; навязанная и внутренняя релевантностиПервая форма релевантности такова: с ее помощью предмет конституируется как проблематичный в пределах неструктурированного поля непроблематичного знакомства, и таким образом поле структурируется на тему и горизонт. Такую форму релевантности мы будем называть тематической. Следует заметить, что греческий корень слова «проблема» по значению эквивалентен латинскому корню слова «объект». Изначальное значение обоих слов можно объяснить с помощью такого выражения: «то, что брошено предо мной». В современных языках слово «проблема» претерпело существенное изменение
254 255 значения и, таким образом, утратило свои изначальные коннотации: в нашей современной схеме выражения объекты, за исключением сомнительных и находящихся под вопросом, в общем, не являются проблематичными28. Проблематизировать объект, сделать его темой нашего мышления – означает не что иное, как представить его двусмысленным и подлежащим воп-рошанию, отделить его от фундамента непроблематизируемого и хорошо знакомого – того, что само собой разумеется. Термин «осведомленность» заслуживает некоторого ком-ментария29. Он может быть интерпретирован объективистски, т.е. как нечто, присущее уже пережитому, – тому, о чем мы говорим как о знакомом. Действительно, некоторые психологи говорят о качестве осведомленности (Bekanntheitsqualitдten) предметов для воспринимающего субъекта как вид присваиваемого им «третичного качества». Конечно же, существуют степени такой осведомленности: ранее воспринятые объекты, идентифицированные как те же самые, объекты, сходные или подобные тем, что идентифицированы или распознаны, объекты незнакомые, т.е. рассматриваемые в их уникальной индивидуальности, но определяемые через их принадлежность к знакомым видам, объекты, известные лишь как принадлежащие к знакомому типу, объекты, принадлежащие к категории средств или инструментов, т.е. служащие типичными средствами для достижения типичных целей (в таком случае они подпадают лишь под тип отношения цель–средство) и т.д. Но знакомство имеет и свой субъективный смысл, который относится, с одной стороны, к привычкам узнающего, идентифицирующего и отбирающего типичные переживания из своего наличного запаса знания. Эти привычки, в свою очередь, не являются лишь результатом истории личности, осадком (sedimentation) которой они являются, но также и функцией всех данных обстоятельств, ситуативного набора, в рамках которого они сформировались, – десяти троп Анесидема, классифицирующего обстоятельства. С другой стороны, субъективный смысл осведомленности относится, так сказать, к разграничительной линии, проводимой субъектом между тем сектором мира, который нуждается и который не нуждается в дальнейшем исследовании. Иными словами, субъективный смысл осведомленности является производным от уровня исследования, определяемого насущными интересами субъекта в отношении того, сколь глубокого анализа требует наличная проблема – т.е. определением условий, при которых задача перевода незнакомого в зна- комое рассматривается как разрешимая. То, что только что названо «насущным интересом» субъекта, в свою очередь, определяется обстоятельствами и ситуацией, в рамках которых проблема возникла, а также системой проблем, к которой принадлежит рассматриваемая. Но этот «насущный интерес» сам является формой релевантности, которую нельзя путать с рассматриваемой здесь тематической релевантностью; впоследствии ее необходимо рассмотреть отдельно30. Конечно, между обеими формами релевантности существует тесная связь, но насущный интерес предполагает существование проблемы и, следовательно, основан на тематической релевантности, конституирующей проблему как таковую. Эти предварительные замечания не относятся к собственно анализу тематической релевантности. Пока что мы проанализировали один, хотя и очень важный, случай конституирования темы в недифференцированном поле. Это тот способ, которым незнакомое переживание навязывается нам именно благодаря тому, что является незнакомым. Мы не делаем это переживание тематическим сознательно, и поэтому мы называем этот вид релевантности навязанной релевантностью. Но незнакомые переживания не являются единственными, которые навязываются нам как тематические. Существует множество других видов навязанных тематических релевантностей. Например, переживание шока, который, как мы уже знаем, характерно для любого сдвига внимания и, следовательно, для скачка из одной области значений в другую, навязывает новую тематическую релевантность; и это также является неосознанным изменением уровня нашей персональной вовлеченности, особенно любое изменение относительной близости в относительную анонимность. Более того, любое внезапное изменение измерений времени, в которых каждый из нас живет одновременно, навязывает другие тематические релевантности. В общем случае любой разрыв или модификация, с необходимостью приостанавливающие идеализации «и так далее», а также «снова и снова», укорененные во всем нашем опыте, приводят к образованию навязанных тематических релевантностей31. Наконец, как будет показано далее, тематические релевантности навязываются посредством социального взаимодействия, обусловленного либо поступками наших партнеров, либо нашими собственными, либо действиями социальных групп. С другой стороны, существует класс тематических релевант-ностей, всецело отличных от тех, что до сих пор обсуждались
256 257 (т.е. навязанных). Мы можем сознательно структурировать поле в тематическое ядро и фон горизонта, и мы можем даже таким образом определить как само поле, так и его пределы. Психологи часто рассматривают этот вид тематизации под названием сознательного внимания. Этот класс имеет два подкласса: первый состоит в сознательной замене одной темы мышления другой постепенным навязыванием одной и вытеснением другой, т.е. путем расширения и углубления господствующей темы. Второй относится к сознательному сдвигу внимания с одной темы на другую, когда между ними нет связи. В первом случае изначальная тема удерживается, и измененное тематическое ядро сохраняет отношение к тому, что было тематическим до такого сдвига. Конечно, то, что было тематическим, стало горизонтным, но не в смысле новой темы. Оно сохраняет связь с предыдущей темой (которую я продолжаю удерживать), но развито таким образом, что элементы, ранее относящиеся к горизонту, теперь стали тематическими. Во втором случае, т.е. сдвиге к совершенно другой теме, от предыдущей темы отказываются. Я ее более не удерживаю. Она может быть вовсе исключена (например, если я закончил свою работу или если я совершенно забыл тему) или же я могу оставить ее лишь на время с намерением вернуться к ней после перерыва и заняться ею в дальнейшем. Модификация такого рода относится к умышленной паузе нашей деятельности, к изменению времени работы и досуга – крайне важной проблеме для теории планирования и проектирования (как унификации наших интересов и деятельности), которую мы обсудим впос-ледствии32. Что же касается большинства случаев произвольного выбора различных тем, более внимательный анализ показывает, что скрытый мотив столь внезапного сдвига внимания состоит в скачке от одного измерения реальности к другому, или приведении в действие иных уровней личности, или изменении взаимосвязи измерений времени, в которых мы живем одновременно. Структура потока сознания может изменять свой характер, поскольку другие напряжения в нем акцентируются благодаря такому сдвигу внимания, и таким образом обретают преимущество. Эти категории, однако, уже упоминались, когда речь шла о навязанных тематических релевантностях. Как видим, граница между этими двумя классами не является жесткой; различие между ними, как говорят социологи, носит идеально-типический характер, т.е. каждый их этих типов редко встречается в чистом виде, тем не менее, изучение каждого из них в отдельности имеет эвристическую цен-ность33. Мы, следовательно, ограничиваем наше рассмотрение нена-вязанных тематических релевантностей тем, что ранее назвали первым подвидом, а именно, сознательным приданием одной теме большей важности по сравнению с другой, продолжая в то же время удерживать первую. В результате подобной замены мы приводим в действие новые тематические релевантности. Новые данные из области горизонта, относящиеся к первой теме, попадают в тематическое ядро. Тема, конечно же, всегда находится в тематическом поле; каждой теме присущ свой особый горизонт. Э. Гуссерль34 указывал, что горизонт имеет двойное значение: внешний и внутренний горизонт. Понятие внешнего горизонта используется для обозначения всего того, что оказывается одновременно с темой в данном поле сознания. Но оно также используется для обозначения всего того, что с помощью ретенций и воспоминаний относится к генезису данной темы в прошлом, а также с помощью протенций и предвосхищений – к будущим возможностям. Кроме того, понятие внешнего горизонта относится ко всему тому, что связано с данным полем как результат пассивного синтеза, например, сходство, подобие, различие и так далее – словом, все связи, которые в учебнике по общей психологии проходят под рубрикой ассоциации путем локальной или темпоральной смежности или сходства. Хорошо известно, как Э. Гуссерль преодолел трудности застарелого понятия ассоциативности с помощью разработанной им теории темы и горизонта. С другой стороны, существует и внутренний горизонт. Завершение процесса конституирования темы делает возможным все более и более глубокое (возможно, бесконечное) погружение в ее структуру: во-первых, путем все более полного описания ее особенностей и ее уникальности, во-вторых, посредством анализа ее элементов, взаимосвязей и функциональных структур, определяющих процесс ее «осаждения» (sedimentation), наконец, в-третьих, путем установления и повторения политетических шагов, в процессе которых конституировалось ее значение, воспринимаемое сейчас единым взором35. Тема (или, если хотите, проблема) является, следовательно, бесконечным полем дальнейших тематизаций. Именно в этом смысл подобного сокращения, локуса практически бесконечного числа тематических релевантностей, которые могут быть развиты путем дальнейшей тематизации их внутреннего содержания. Но
258 259 эту дальнейшую тематизацию («подтематизацию»), осуществляемую путем исследования внутреннего горизонта темы или актуализацией виртуальных тематических релевантностей, конституирующих ее значение, нельзя рассматривать как разбиение целого на части. Тема и внутренние тематические релевантности являются не чем иным, как двумя именами одной и той же конфигурации. В процессе экспликации внутреннего горизонта, приведения в действие скрытых потенциальных тематических релевантностей, – словом, в процессе дальнейшей тематизации она остается неизменной как определяющий фактор всей последующей тематизации. Именно в этом смысле мы будем называть ее главенствующей темой (paramoumt theme) и оставляем ее в поле зрения как отправную точку или систему соотнесений всего содержания тематических релевант-ностей, которые являются тематическими именно потому, что внутренне присущи этой главенствующей теме. Конечно, ранее мы описали лишь одно измерение присущего главенствующей теме внутреннего горизонта. Не менее важным является и другое измерение, хотя термин «внутренний горизонт» кажется для него менее подходящим. Как только главенствующая тема установлена в качестве базисной, она сама становится системой внутренних тематических релеван-тностей, связанных с другими системами тематических реле-вантностей в тему более высокого порядка отношениями субординации или просто подтематизации. Но как таковая она в своих смысловых соотнесениях содержится в теме более высокого порядка, и эти соотнесения можно прояснить, не покидая базиса главенствующей темы, и тема более высокого порядка как таковая сама является лишь набором тематических релевантностей, подчиненных теме более высокого порядка, и так далее. (По-видимому, нет необходимости защищать эти утверждения против неправильного толкования, согласно которому понятия «тема более высокого порядка» или «подчиненная тема» содержат какие-либо отсылки к ценностным суждениям. На самом деле рассмотрения требует отношение основания (Fundierung), т.е. отношение, посредством которого «тема более высокого порядка» основывается на одновременно воспринимаемых темах более «низкого».) Так, внутренний горизонт темы можно изучать посредством добровольных актов, эксплицирующих, с одной стороны, ведущие к подтематизации тематические релевантности, с другой – соотносящихся с темами более высокого порядка, не те- ряя в каждом из этих случаев главенствующей темы, с которой, как с базиса, началось исследование всех этих тематических релевантностей. Это исследование внутренней структуры в каждом случае состоит в сдвиге материала горизонта в тематическое ядро. Точно так же дело обстоит и в том случае, когда мы рассматриваем не внутренний, а внешний горизонт. В каждом из этих случаев главенствующая тема удерживается в качестве базисной, и все структуры соотнесения тематических релевант-ностей обретают свои значения из внутреннего значения удерживаемой главенствующей темы. Тем не менее, в любое время это навязывание тематических данных, это исследование новых тематических релевантностей существует благодаря добровольному сдвигу нашего внимания с тем, чтобы прояснить имплицитные тематические релевантности, являющиеся внутренними для главенствующей темы. Мы будем называть эту систему внутренними тематическими релевантностями, в противоположность ранее обсуждавшимся навязанным тематическим релевантностям. В то время как в этой последней способ взаимодействия темы и горизонта обусловлен появлением незнакомых переживаний, сдвигом области реальности с одной на другую и т.д., характерной чертой системы внутренних релевантностей является то, что мы можем направлять, а можем и не направлять внимание на признаки главенствующей темы – признаки, проявляющиеся во внутреннем или внешнем структурировании горизонта или в форме тематических релевантностей, т.е. мы можем трансформировать, а можем и не трансформировать содержание горизонта в характеристики темы. Это, возможно, один из элементов техники, названной Карнеадом «обозрение» (periodeusis). Но прежде чем мы приступим к рассмотрению этого предмета, мы должны завершить наш анализ тематических релевантностей еще несколькими замечаниями во избежание возможного непонимания. Первое замечание состоит в том, что мы не намерены сводить обсуждаемое нами различие между навязанными и внутренними релевантностями лишь к системе тематических релевантностей. Далее мы изучим и другие типы релевантностей, и в каждом случае мы должны исследовать, подпадает ли рассматриваемый тип под навязанные или внутренние релевантности. Второе замечание касается понятия главенствующей темы как базисной. Мы отмечали, что внутренние тематические релевантности открыты дальнейшей тематизации добровольной
260 261 трансформацией содержания горизонта в тематический материал. Так, система внутренних релевантностей предполагает, что некоторые тематические релевантности уже трансформированы в основной предмет рассмотрения, при этом неважно, конституирована ли эта изначальная тема посредством навязанных или внутренних релевантностей; иными словами, те-матизирована ли она избирательной деятельностью разума или воспринята пассивно, не имеет значения. Было бы бессмысленным искать эту изначальную (хронологически первую) тему нашего мышления, поскольку ни одно сознание не может быть воспринято без структурирования на тему и горизонт. Следовательно, когда на предыдущих страницах мы говорили о «нераздельном» поле сознания, которое с помощью тематических релевантностей может быть структурировано на тематическое ядро и материал горизонта, это был лишь педагогический прием, а не реальное допущение. Иными словами, тематическая структура существенна для сознания; т.е. в поле сознания всегда есть тема, и когда мы говорим о конституиро-вании тематического ядра с помощью навязанных тематических релевантностей, мы лишь имеем в виду, что такое событие мотивирует дробление того, что ранее тематизировано, для новой темы. Третье замечание необходимо указывает на то, что установлением главенствующей темы как отправного пункта оба направления внутренних релевантностей, ведущих к горизонту, ограничению которого мы должны подчиниться, оказываются в известной степени пред-конституированными. Иными словами, для трансформации материала горизонта в тематический необходимо добровольное действие, но его свобода ограничена. Что касается самого направления, следует сказать, что система внутренних релевантностей не является однородной. Ей присущ собственный профиль. Некоторые релевантности выдаются вперед на фоне других. Это система изогипс, более сравнимая с воспроизведением горной цепи на рельефе, чем на обычной карте. Эту проблему мы рассмотрим позднее36. Что же касается внутренних релевантностей, то здесь мы сталкиваемся с ситуацией, сходной с субъективным смыслом знакомства. Именно набор «насущных интересов», зависящий от биографических и ситуационных обстоятельств индивида, ограничивает то, что обычно называют уровнем исследования (т.е. границу проблематизируемого сектора мира), в то время как все, находящееся за ее пределами, остается непроблематизирован- ным (и до тех пор, пока оно остается таковым, просто принимается как неоспоримая данность). Эту проблему мы также рассмотрим позднее37. Четвертое замечание состоит в том, что целостное описание ситуации может породить ложное впечатление, что, за исключением иерархической структуры под-тем, верховной темы, темы более высокого уровня, любая тема в каждый определенный момент времени существует в разуме изолированно и может быть схвачена как таковая. Но это вовсе не так. Тема всегда существует не только в пределах поля, но и связана с другими темами в систему. Не существует проблемы, изолированной от других проблем, скорее, налицо система взаимосвязанных друг с другом проблем, но чтобы изучить эту высокосложную ситуацию, мы должны провести основательный предварительный анализ. Мы, однако, продвинемся в одном направлении этой сложной проблемы, если продолжим рассматривать пример Карнеада: случай двух конкурирующих интерпретаций одной и той же темы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.244 (0.004 с.) |