Принципы, управляющие структурными изменениями аппрезентативных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, управляющие структурными изменениями аппрезентативных отношений



Еще одна причина сущностной двусмысленности аппрезентатив-ных отношений состоит в том, что более высокие формы аппре-зентативных соотнесений особенно подвержены внутреннему структурному изменению. Не вдаваясь во все вытекающие из этого следствия, мы хотели бы упомянуть три принципа, кото­рым подчиняется это внутреннее структурное изменение.

а) Принцип относительной нерелевантности средства

Этот принцип означает, что аппрезентируемый объект Х, из­начально соединенный в пару с аппрезентирующим объектом А, может войти в новую парную конфигурацию с объектом В, который с этого момента будет аппрезентировать Х. Новое


средство В, будучи схваченным (вспомненным, сфантазиро­ванным) в соприсутствии, будет «пробуждать» или «вызывать» в разуме переживающего субъекта тот же аппрезентируемый объект Х, который прежде был соединен в пару с изначальным средством А. Этот принцип объясняет некоторые феномены, в противном случае ставящие нас в тупик:

а) Смысл научной статьи не зависит от того, напечатана ли
она в том или ином типографском стиле, написана ли на пе­
чатной машинке или от руки или прочитана вслух перед ауди­
торией. Для патриота значимость национального гимна оста­
ется неизменной, поют ли его в той или иной тональности,
исполняется ли он на одном инструменте или на другом.

б) Возможность замены одного средства другим является
одним из необходимых условий – но только одним – перево­
да того же самого (по крайней мере, в какой-то степени) ап-
презентативного содержания из одной знаковой системы в
другую (London, Londres; two, deux, duo, zwei и т.д.)21.

в) Если имеет место парное соединение аппрезентируемо-
го объекта Х с новым средством В, то возможны два случая:

1) либо изначальное аппрезентирующее средство А остается наряду с новым (В) и продолжает выполнять свои аппрезентатив-ные функции. Тогда эти два средства – прежнее (А) и новое (В) – станут «синонимами», в самом широком, а не просто язы­ковом смысле слова. Оба будут будить в сознании один и тот же аппрезентируемый объект Х (корабль – судно; прыжок – скачок; а также 10 и десять, MDCCCCLIV и 1954, Fer и железо, и т.д.);

2) либо аппрезентируемый объект Х может отделиться от изначально аппрезентирующего (А), с которым он некогда со­ставлял пару, и тогда изначальное аппрезентативное соотнесе­ние может утратить ясность или уйти в забвение. Если это происходит, прежнее средство перестает «будить» аппрезенти-руемый объект: хотя оно может более или менее ритуалисти-чески сохраняться, свою значимость при этом оно теряет. На­пример, многие суры Корана начинаются с нескольких не связанных друг с другом букв арабского алфавита, значимость которых уже никто не понимает.

б) Принцип изменчивости аппрезентативного значения

Здесь ситуация та же, что и выше в пункте (1), но аппрезента-тивное значение меняется вместе с заменой А на В, хотя ап-презентируемый объект Х остается тем же самым. Гуссерль22


 


472


473


уже показал, а Огден и Ричардс23 пришли к тому же выводу, что, например, некоторые собственные имена могут иметь разные значения, но именовать при этом один и тот же объект. Верховный главнокомандующий армиями союзников в день открытия второго фронта (1944), автор книги «Военная кампа­ния в Европе», нынешний президент Соединенных Штатов – все это собственные имена, обозначающие Дуайта Д. Эйзенха­уэра, но каждое аппрезентативное соотнесение здесь отлично от других. Выражения «равносторонний треугольник» и «рав­ноугольный треугольник» обозначают одну и ту же геометри­ческую фигуру, но имеют разные аппрезентативные значения. Такие отношения, как А > B и В < А, указывают на одну и ту же ситуацию; и хотя дорога, связывающая Париж с Шартром, с точки зрения географии и транспортной системы, придорож­ных столбов и дорожных указателей, тождественна независи­мо от того, едем ли мы по ней в одном направлении или в дру­гом, Пеги24, для которого Шартр – это символ французского католицизма, не согласен, что дорогу, ведущую в Шартр, мож­но называть так же, как и дорогу, ведущую из него.

в) Принцип метафорического перенесения

Этот принцип противоположен принципу относительной не­релевантности средства: аппрезентирующий объект А, изна­чально соединенный в пару с аппрезентируемым объектом Х, входит в новую парную конфигурацию с аппрезентируемым объектом Y, а со временем также с третьим объектом Z, и т.д. Опять же, здесь возможны два случая:

1) либо первоначальное аппрезентативное соотнесение (А–Х) сохраняется и продолжает существовать наряду с новым (А–Y). Тогда один аппрезентирующий объект (А) может аппрезенти-ровать два или более объекта (X, Y,…). Отсюда берут начало все формы тропов, в самом широком, а не только языковом смыс­ле, а также метафорическое использование первоначально аппрезентированного объекта. Этот случай особенно важен: с одной стороны, он приводит к двусмысленному употреблению аппрезентирующего члена А; с другой стороны, он делает воз­можным конструирование более высоких уровней аппрезента-тивных отношений;

2) либо первоначальное аппрезентативное соотнесение (А–Х) становится неясным или полностью забывается, а сохраняет­ся только новое (А–Y): это феномен «смыслового сдвига», хо-


рошо известный всем, кто изучает знаки или символы в любой их форме. Например, круг, а также змея, свернувшаяся коль­цом, становятся символами вечности, поскольку, как и веч­ность, не имеют начала и конца.

Три принципа, которые мы только что обсудили, докажут свою полезность в применении к более конкретным пробле­мам. Дабы подготовиться к их изучению, мы перейдем теперь ко второму этапу, намеченному нами, а именно, исследованию мотивов, побуждающих людей использовать и развивать сим­волические отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.008 с.)