Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г. Единицы смыслового контекстаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Однако возможность схватывания политетических шагов, в которых выстраивается смысловая структура, имеет некоторые существенные ограничения. У. Джемс обнаружил особую артикуляцию нашего потока сознания, который он сравнивает с полетом птицы, т.е. интервалами полета и местами отдыха 93. В своей замечательной работе А. Гурвич показал значение этой теории для основания гештальт-психологии94. Особенностью мыслительной деятельности является то, что она не является бесконечно делимой; невозможно «атомизи-ровать» это единство, не впадая в парадоксы и неразрешимые антиномии. Причину этого явления объясняет бергсоновская теория внутреннего времени95. Длительность (durйe) не может быть разбита на равные части. Интенсивность нельзя измерить; лишь пространство можно разбить на части измеряемой протяженности. Но даже и в пространстве феномен движения, осуществляющийся как в пространстве, так и во времени, не может быть разбит на равные части без соотнесения «пройденного пространства» к «затраченному времени». Если мы попытаемся разбить единый акт движения на части пройденного пространства, полагая, что одно идентично другому, то тогда, и в самом деле, стрела, выпущеная из лука, никогда не достигнет цели, а останется неподвижной в воздухе, Ахиллес никогда не догонит черепаху, и парадоксы элеатов останутся неразрешимыми. Похоже, что в обсуждении явления «пространство полета и места отдыха» сознания нам следует обратиться к двум его различным аспектам: 1) почему наша попытка разделить восприятия возможна лишь до определенных пределов? 2) как конституируются неделимые единицы? Что создает артикуляции нашего потока сознания? Оба аспекта относятся к значащей структуре, в рамках которой они нам изначально даны. Ошибка старой теории сознания как «чистой доски» (tabula rasa) и ассоциативной психологии состояла в допущении, что восприятия, идеи, чувства изолированы и следуют одно за другим по времени, и так строится наше знание о мире, – ошибка, впрочем, вполне понятная. Современные психологические теории, особенно гештальт-психологии, отвергли эту ошибочную теорию на уровне психологии восприятий96. И современные теории функционирования организма, особенно открытия Голдштейна97 в связи с речевыми расстройствами на почве нарушения мозговых связей, добавляют аргументы, почерпнутые на биологическом уровне. Наконец, новые представления о взаимоотношении между смысловой структурой и внутренним временем в философии У. Джемса, А. Бергсона и Э. Гуссерля заложили фундамент конститутивному анализу сознания98. Не входя в подробное рассмотрение этих различных теорий, мы можем кратко
304 305 суммировать их достижения, выбрав лишь важные для рассмотрения нашей проблемы. 1. Не существует изолированного восприятия. Любое восприятие является таковым в рамках контекста99. Любое данное восприятие обретает значение из тотальной суммы прошлого опыта и ведет из прошлого к настоящему, оно связано более или менее содержательными предвосхищениями с будущими восприятиями, которые могут и не подтвердить этих ожиданий. Данное восприятие всегда является в определенном смысле предвосхищенным и ожидаемым в прошлом – конечно, не как особое, уникальное восприятие, но как типичное100. Может, однако, случиться, что данное восприятие окажется отчасти, а может быть, и целиком, отличным (а возможно, и противоречащим) от наших предшествующих ожиданий; в таком случае нам следует сказать, что наши типичные предвосхищения не подтверждены, а уничтожены, «подорваны» «тем, что произошло»101. Но даже и в этом случае значащий контекст опыта предыдущих предвосхищений сохраняется: новое восприятие оказывается «против всех ожиданий», «не соответствующим предвосхищениям», «непредсказуемым». Однако именно благодаря этому отклонению от предсказуемого значащий контекст включает также и ожидания того, что подобные ожидания не сбудутся. В этом смысле Г. Лейбниц мог бы сказать, что настоящее – всегда дитя прошлого, а прошлое беременно будущим. Основной значащий контекст любого восприятия, следовательно, связывает его с прошлыми восприятиями и предвосхищает будущие. Этот контекст, конечно же, основан на биографической ситуации воспринимающего, но, тем не менее, имеет типичный стиль, характеристики которого могут быть изучены и описаны и без специального обращения к биографическим обстоятельствам. Одной из таких черт является двойная идеализация, которую Э. Гуссерль, выражаясь в терминах воспринимаемого содержания, назвал «и так далее, и тому подобное», а в терминах воспринимающего субъекта (какой бы ни была его деятельность или действия) – «Я могу сделать это снова»102. Такие идеализации являются не чем иным, как конститутивными факторами значащего контекста, о котором мы сейчас говорим. И с этой точки зрения невозможно расщепить единицу значащего контекста на элементы, не связанные с прошлыми восприятиями, по меньшей мере, из непосредственного прошлого (т.е. того, что «в пределах одного схваты- вания», – ретенции, в отличие от воспоминания) и с предвосхищениями непосредственного будущего (т.е. протенциями, в отличие от ожидания более отдаленных событий). Это, таким образом, первое объяснение того, почему невозможно расщепление нашего восприятия на элементы, отделенные от только что описанного значащего контекста. 2. Мы постоянно воспринимаем наш организм как функциональное целое, всегда находящееся в конкретной ситуации, с которой мы, по выражению Голдштейна, должны «пола-дить»103. Это явление (т.е. субъективный опыт функционирования нашего тела как единства) феноменологически проанализирован французским экзистенциалистом Ж.-П. Сартром и Морисом Мерло-Понти104. И лишь неотчетливость обыденной речи позволяет сказать: «Я протянул свою руку, чтобы схватить то-то и то-то». «Я и есть моя рука, которая тянется за стаканом воды, Я и есть мой рот, к которому руки подносят стакан. Я и есть мои глаза, воспринимающие стакан, я и есть мой язык, пробующий, насколько холодна жидкость»105. Субъективно говоря, акт питья воды является неразделимым единством, восприятием, свойственным моему организму, создающему значащий контекст для всех проявляемых сторон телесной деятельности и свойственных ей реакций. И лишь в случае препятствия, если длящийся единый процесс прерывается по той или иной причине, незаконченная часть прежде единого действия становится изолированной, и, став таковой, она превращается в особую проблему, подлежащую решению. Такое «прерывание исполняемых действий», которому современная психология уделяет неоправданно много внимания (напр., в эспериментах Цайгарника), будет рассмотрено да-лее106. Это явление проясняется в многочисленных случаях речевых расстройств, изученных Голдштейном. В то время как нормальный человек, не имеющий разрывов в осуществлении своих органических функций, использует привычное достояние – язык – как простое средство, позволяющее «войти в контакт» с окружением, пациент, страдающий определенными органическими дисфункциями, теряет обычный значащий контекст своей речи и ее элементов. Он мучается и испытывает катастрофический шок. Однако он постарается преодолеть это состояние, приведя в действие другие средства своего организма, чтобы овладеть ситуацией, созданной его органическим расстройством. В нашей терминологии пациент должен найти новый значащий контекст, в котором элементы его действий,
306 307 утративших изначальный значащий контекст, могли бы функционально восприниматься как единство. Мы уже упоминали высказывание Голдштейна, что организм должен «войти в контакт с окружением». Было бы серьезным непониманием – что во многом в духе современной психологии – интерпретировать это понятие лишь как «прилаживание к окружению». «Окружение, как будет ясно из дальнейшего, не является лишь принудительно данным нам сектором внешнего мира как чего-то сделанного не нами и с чем мы можем войти в контакт, лишь если мы “приладимся” или “адаптируемся” к нему. В лучшем случае, это только аспект его значения» (окружения. – Н.С.). Окружение также имеет свою субъективную сторону для организма; оно является результатом и продуктом нашего выбора того сектора мира, который мы рассматриваем и признаем релевантным для осуществления нашей деятельности, как органической, так и интеллектуальной. Суждение М. Хайдеггера и французских экзистенциалистов о том, что мы всегда пребываем «в ситуации», справедливо107. Но от нас зависит то, как мы «определяем эту ситуацию», как американские социологи, следуя У. Томасу, называют это, и тогда окружение не будет более восприниматься как навязанное нам. Оно станет, скорее, внутренне релевантным потоку нашей деятельности; оно если и не сделано нами, тем не менее, нами определено, и это «определение» является тем способом, с помощью которого мы входим с ним в контакт. Эти замечания лишь предвосхищают последующий более полный анализ проблем, связанных с понятием «окружение», – анализ, который станет возможным лишь по завершению исследования биографически детерминированных условий мира, воспринимаемого как неоспоримая данность. Краткое рассмотрение содержания понятия Голдштейна «войти в контакт с окружением» и расстройств текущей, привычной деятельности, однако, показывают важность такой интерпретации, которая никак не может быть ограничена сферой органических речевых расстройств, но приложима почти ко всем психическим расстройствам значащего контекста, установленного непрерывным функционированием организма (субъективно воспринимаемого как неделимое целое). Единство, возникающее в субъективных восприятиях функционирования организма как целого, обеспечивает другое объяснение конституированию значащего контекста, которое не поддается последующему анализу. 3. Кажется, что единство объектов внешнего мира, данных ... воспринимаются – даже осознаются – как вершины треугольника, не изолированно, а как форма треугольника, конечными точками которого они являются. С другой стороны, объекты внешнего мира имеют периодичность во внешнем времени. Изменяясь, они имеют свои «фазы плавного перехода», постигаемые как «явления движения» (Bewegungserscheinungen), специально изученные Вертхаймером109. Им присуща протяженность (в смысле временной структуры), но эти изменения воспринимаются и осознаются в пределах той стадии, на которой формируется их собственный временной гештальт, и не могут быть разбиты на отдельные стадии, по крайней мере, при нормальных условиях. Летящая птица и идущий человек наблюдаются в не-расщепляемом единстве значащего контекста полета и хождения. А. Бергсон назвал это кинематографической функцией мышления110. И требуется искусственное разрушение этого значащего контекста (например, моментальный снимок или замедленное движение кинематографической техники) для того, чтобы разбить единицы значащего контекста на элементы, и тогда он вовсе не будет значащим, а если и значащим, то в ином контексте, чем естественный жизненный мир. Гештальт, таким образом, представляет собой привычное обладание значащим контекстом, который обеспечивает неделимое единство феноменальной конфигурации, в которой мы постигаем объекты внешнего мира. 4. Другую форму единства значащего контекста можно обна
308 309 В речи, к примеру, любой термин высказывания имеет определенное значение прежде всего в отношении всей системы естественного языка, к которому он принадлежит (как, скажем, слово английского языка, ныне используемого в Соединенных Штатах). Но оно имеет значение в рамках отдельного предложения, в котором используется значение, частично детерминированное функциональными правилами определенного языка (т.е. его грамматикой). Но это лишь часть дела. Как обнаружил У. Джемс112, каждому слову присуще концептуальное ядро значения, определяющее тот смысл, который можно найти в словарях. Это ядро, однако, окружено «аурой», или различного рода «окаймлениями». Это, к примеру, кайма отношений, связывающих это слово с определенным значащим контекстом в определенном предложении, в котором оно появляется в окружении предыдущих и последующих слов. Благодаря этому окаймлению слово обретает свое значение в структуре не только изолированного предложения, но и всего контекста речи, к которой данное предложение принадлежит. Существует другое окаймление, относящееся к определенной ситуации использования слова, ситуации говорящего и слушающего в процессе разговора, ко всему прошлому потока размышлений, в котором данный термин появился в рефлексивном мышлении размышляющего и т.д. Кроме того, существует окаймление, происходящее из прошлого употребления слова в определенных обстоятельствах, кайма эмоций, имеющая не концептуальный характер в собственном смысле слова, но характер воскресших заклинаний, кайма ассоциаций с фонетически сходными словами и т.п. Это окаймление, окружающее ядро основного значения, не может быть произвольно разрушено без уничтожения значащего контекста как такового. Точнее, изолированное слово все же удерживает значение концептуального ядра, но полное функциональное значение оно имело в контексте разрушенного окаймления. Мы можем пойти далее и рассмотреть, например, в английском языке, разбиение слов на слоги, – не имея в виду приставок, суффиксов и окончаний – оно разрушает даже смысловое ядро. Но достаточно подумать о бессмысленных словосочетаниях, образующихся в результате нагромождения грамматически не сочетаемых слов (например, «king either however belonged»), которые Э. Гуссерль рассматривает в четвертой части своих знаменитых «Логических исследований», посвященных проблеме всеобщей грамматики113. То же самое справедливо и в отношении груп- пы математических символов, каждый из которых может иметь свое собственное значение, но может стать и бессмысленным по причине разрушения значащего контекста функциональным контекстом, как в том случае, когда друг за другом следуют такие формализмы, как д/ + = х. С другой стороны, обыденная речь имеет свои собственные артикуляции, ритмические образцы даже в прозе, которые позволяют нам остановиться в определенных «пунктах отдыха» и создать, если и не полный значащий контекст выражаемой мысли, то, по меньшей мере, частичный, смысловой фрагмент как таковой. Внешними знаками этих пауз в потоке письменной речи являются знаки препинания, графически изображающие пульсацию гибкой речи. Если паузы делаются искусственно, если полет прерывается неоправданно, значащий контекст полностью разрушается. Не случайно и вовсе не метафорически говорят об артикуляции речи и мышления. Предложения могут остаться незавершенными, эллиптическими, прерванными. Если разрыв произошел не на месте естественной паузы и если недостающее звено значащего контекста не обеспечено окаймлением, связывающим эллиптическое произнесение с хорошо определенными элементами ситуации данного дискурса, такое эллиптическое высказывание остается не доступным пониманию. С другой стороны, изолированное слово (например, восклицание) может иметь полный контекст значения, происходящий из окаймления, связывающего его с четко определенными элементами ситуации. Было бы ошибочным полагать, что эта особенность языковой артикуляции происходит из концептуальной структуры речи. Музыкальная тема, простая или сложная, является целостным значащим единством безо всякого понятийного соотнесения. Тем не менее, она имеет свою артикуляцию, свою протяженность полета и паузы, точное определение которых музыканты называют «разбиением на фразы». Посредством такой артикуляции музыкальная тема может быть – и по большей части так и происходит – разбита на узнаваемые значащие подчиненные единицы, и во многих музыкальных формах они обеспечивают материал для «развития» темы. Но невозможно разбить тему на значащие подтемы лишь произвольным выбором определенных групп нот. Она может быть разбита лишь в «модальных точках», обеспеченных имманентной артикуляцией. Лингвисты также знают и используют термин «фраза». Словарь определяет ее как сочетание из двух и более слов, выра-
310 311 жающих определенную идею, но не составляющих целостного предложения. В речи, как и в музыке, значащий контекст (который мы называем «идеей») разрушается, если фраза разбивается на слова (звуки), из которых она составлена, даже если отдельные слова и продолжают удерживать значение, свойственное их тематическому ядру. В речи и в музыке, однако, представлены всеобщие черты мышления как такового. Представляет ли оно собой неделимый, структурированный поток или нет, ему присущи характерные пульсации, собственные ритмы, посредством которых артикулирована внутренная длительность. Хотя здесь и не место доказывать это утверждение, анализ которого требует исследований, далеко выходящих за пределы целей данной работы, рискнем предположить, что именно напряжение сознания (в том смысле, в каком его понимал А. Бергсон) регулирует ритмы пульсации и артикуляции. Любой уровень напряжения, любая конечная область значений114 обнаруживает собственную ритмичность, собственную пульсацию, в которых воплощается артикуляция потока сознания. Если метафорическое использование термина, заимствованного из физики, не приведет к опасному непониманию, мы могли бы найти в этой структуре мышления аналогию с квантом энергии современной физики. 5. Особая форма конституирования значащего контекста, заслуживающая упоминания с точки зрения ее интереса для нашего последующего рассмотрения, также показывает, что, несмотря на то, что он делим на отдельные составные части, его нельзя рассматривать атомистически. Это унификация спроектированного поведения, наших действий посредством осуществления самого проекта. В нашем распоряжении нет всех элементов, необходимых для анализа этой ситуации. Но мы можем предварительно привлечь внимание к тому факту, что лишь действующий может определить, в чем состоит цель его действий. Его проект определяет состояние дел, которого он хочет достичь своими действиями как ее цель и результат, и именно эта цель устанавливает значащий контекст для всех этапов, в которых воплощается само это действие. Живя в своем действии, он держит в поле зрения лишь эту цель, и именно по этой причине он воспринимает все свои действия как значимые. Этот тезис объясняет другое заслуживающее упоминания явление, а именно, артикуляцию наших мотивов-для в иерархию взаимозависимых планов. Это также по-новому высвечивает проблему, затронутую в разделе В (политетического и монотети-ческого схватывания опыта). В самом деле, главная тема, избранная для освещения генетического аспекта осаждения (sedimentation) нашего опыта, является более или менее произвольно выбранными сторонами той же самой базисной текстуры нашего сознания. Проблема базисных единиц восприятий, невозможности расщепить восприятие на однородные элементы, очень важна для контекста значения, в который сгруппирован наш запас наличного знания. Этот контекст является осаждением (sedimentation) различных факторов, определяющих единую структуру нашего восприятия, воспринимаем ли мы а) в терминах имманентной темпоральной структуры опыта, б) как результат политетических шагов, схватываемых монотетически, с) как конфигурацию гештальта, д) как длящуюся протяженность и паузы в пульсации нашего сознания или е) в спроектированном поведении как единицу, возникшую в проекте наших действий. При всех обстоятельствах генетические черты истории нашего знания очень важны для структурирования мира, в котором мы живем, достаточно известного в естественной установке для наших практических целей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.013 с.) |