Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурная интерпретация запаса наличного знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В предыдущих главах мы рассмотрели различные характеристики того, что мы называем процессом отложения (sedimentation) наших восприятий, посредством которого конституируется наш запас наличного знания. Изучение генезиса этого запаса показало, что он состоит из множества элементов. Наши восприятия обнаруживают различные уровни ясности и различные степени достоверности, от безоговорочного принятия в форме слепого верования через различные формы обзора (periodeusis) к завершенному разбору (diexodos) или эмпири- ческой достоверности. Некоторые из наших восприятий схватываются монотетически, в то время как другие могут относиться к политетическим шагам, в которых они выстраиваются. С этой точки зрения наши восприятия имеют различные степени отчетливости. Они группируются в более или менее сложные значащие контексты, зависящие от лежащей в их основании структуры ретенций и протенций, воспоминаний и предвосхищений, функционального единства нашего организма, видимой согласованности объектов внешнего мира, ауры символической системы, к которой они принадлежат, единства проекта действия и т.д. Наши восприятия возникают в различные моменты нашего внутреннего времени, и именно благодаря этой хронологической последовательности они демонстрируют различный профиль в отношении их структурной упорядоченности и согласованности. Некоторые из них темпорально находятся в состоянии неопределенности; другие являются результатом повторяющихся процессов осаждения и растворения, таким образом демонстрируя имманентное историческое развитие. Все эти явления рассматривались в их генетическом развитии в прошлой главе. Сейчас важно проанализировать – в терминах статического состояния – структуру нашего запаса наличного знания, описывая в более общих понятиях его различные измерения в различные моменты жизни индивидуального сознания. За исключением некоторых очевидных ссылок, мы до сих пор пребывали в вымышленной ситуации, полагая, что эта проблема может быть изучена изолированным разумом, безо всякого отнесения к социальности. Мы, конечно же, отдаем себе отчет в том, что эта процедура (изучения. – Н.С.) основана на нереалистичном допущении, что наше знание мира является нашим частным делом и, соответственно, мир, в котором мы живем, является нашим частным миром. Мы сознательно отвлекались от того факта, что лишь небольшая часть наших восприятий или знания действительно возникает в индивидуальном сознании; мы осознавали, но игнорировали тот факт, что массив нашего знания имеет социальное происхождение. Точно так же мы отвлекались от социального распределения знания и особого феномена социально одобренного знания. Однако, сколь бы ни реалистичны были эти допущения и сколь бы ни были серьезны ограничения, накладываемые ими на наше исследование, они оправданы попыткой разработать определенные аспекты познания, относящиеся исключительно к индивидуальному
342 343 разуму. И имея в виду этот абстрактный характер нашего изложения, наша процедура будет менее ущербной в третьей части данного исследования, имеющей своим главным предметом как раз то, что сознательно игнорировалось здесь150. А. Измерения жизненного мира151 В любой момент своего существования я нахожу в своем распоряжении знание определенного сектора универсума, который я в естественной установке кратко называю «моим миром». Этот мир состоит из моих предшествующих восприятий известных вещей и их известных мне взаимоотношений, во всяком случае, до известной степени и во множестве степеней ясности, отчетливости, связности и последовательности, а также определенных более или менее содержательных предвосхищений того, что еще не воспринято, и, следовательно, не известно, но тем не менее доступно возможному восприятию (и таким образом, потенциально известного мне). Мой мир (мир, в котором я живу до сих пор и в котором посредством идеализации «и так далее, и тому подобное», столь существенной для моей естественной установки, я предполагаю жить и в дальнейшем) изначально имеет смысл в типичном случае быть способным к расширению; этот мир с необходимостью открыт. Иными словами, моему миру присущ смысл изначально быть лишь сектором более обширного целого, которое я называю универсумом, – последний является открытым «внешним» горизонтом моего жизненного мира. Возможность выйти за пределы жизненного мира принадлежит к онтологической ситуации человеческого существования 152. То, что мы субъективно воспринимаем, определяет наше знание как постоянно находящееся «в ситуации», обстоятельства которой определены биографически. Человеческое существование также манифестируется в появлении новых восприятий, не относящихся к тотальной сумме моего имеющегося или предвосхищаемого знания моего жизненного мира. 1. Жизненный мир «открыт» во многих измерениях. Пространственно он открыт в отношении всех объектов окружающего универсума, – тех, что в пределах и за пределами моей реальной и потенциальной досягаемости в самом широком смысле (который включает вещи и события в пределах моей непосредственной досягаемости, моего сенсорного поля, с по- мощью средств уже открытых или тех, что еще будут откры-ты)153. В темпоральном измерении мой жизненный мир открыт как прошлому, так и будущему, в том отношении, что я воспринимаю этот мир как существовавший до моего рождения и который продолжит свое существование после моей смерти. В той мере, в какой мой жизненный мир обнаруживает уровни реальности, или конечные области значений, он также открыт: мир работы, воображения, сна и многие другие промежуточные области связаны с различными степенями напряжения моего сознания, которые как реально, так и потенциально мне доступны. Наконец, он открыт в социальном измерении в том смысле, что включает в себя в качестве существенного компонента своего значения для моего восприятия жизненные миры моих современников (и их современников), миры моих предков и потомков (и миры их предков и потомков), и все, что ими сделано и, возможно, еще будет сделано их действиями, и т.д. Но несмотря на то, что жизненный мир всегда открыт в этих измерениях, он воспринимается каждым из нас как мир, с которым он достаточно знаком или может быть знаком, для того, чтобы в нем жить. Каждый из нас родился в природном и социальном окружении, существование которого он просто воспринимает как неоспоримую данность. И хотя этот мир может казаться, по крайней мере частично, неопределенным, он является миром определяемой неопределенности. Это рамки, в пределах которых для нас открыты возможности, тотальная сумма всех обстоятельств, избранных и определенных нашей биографической ситуацией. Наша вера в его существование является непроблематизируемым основанием всех дальнейших вопросов, непоколебимым фундаментом всех возможных проблем, предпосылкой трансформации любой непроясненной ситуации в гарантированную определенность. 2. Наше знание (в смысле нашего привычного обладания запасом опыта, осведомленности и знания) этого мира, однако, имеет различные степени, относящиеся к структурированию жизненного мира на несколько областей. В задачу нашего исследования не входит изучение деталей этого структуриро-вания154; мы ограничимся здесь лишь одним примером для прояснения взаимоотношений между этим структурированием и организацией нашего запаса наличного знания. Мы упоминали ранее, что в пределах нашего жизненного мира мир работы выделяется как верховная реальность, которой соответствует наивысшее напряжение сознания (состоя-
344 345 ние полного бодрствования характеризуется наивысшим вниманием к жизни). Это сектор нашего жизненного мира, на который мы можем воздействовать нашими действиями, который мы можем изменять и модифицировать, где можем манипулировать. Однако этот мир работы структурирован особым образом: один из его сегментов – реально в сфере нашей досягаемости, в то время как другие – потенциально в сфере нашей досягаемости, независимо от того, были ли они ранее в сфере досягаемости и попадут ли в нее вновь (т.е. мир с восстанавливаемой досягаемостью) или никогда не были в сфере нашей досягаемости, но в отношении которой у нас есть оправданные ожидания, что они могут попасть в сферу нашей досягаемости при определенных условиях (мир с достижимой досягаемостью). Давайте рассмотрим лишь центральный сектор мира работы: мир в пределах реальной досягаемости, от которого производ-ны миры с восстанавливаемой и достижимой досягаемостью. В любое время жизни мы считаем само собой разумеющимся, что частью нашего жизненного мира мы можем манипулировать, изменять и преобразовывать нашими действиями. Но это возможно, только если эти действия действительно выполнимы при данных обстоятельствах, превалирующих в этом секторе, т.е. в пределах пространственно-временного порядка вещей и их взаимосвязей. Эта выполнимость предполагает, что в соответствии с наличным запасом знания существует определенный набор вещей и событий, называемых доступными средствами, которые, будучи соответствующим образом приведены в действие и управляемы, приведут к определенному состоянию дел, на которое нацелены проекты действий, называемых целями. И теперь может потребоваться исчерпывающая взаимосвязь тематических, интерпретативных и мотивационных релевант-ностей, чтобы установить цели, которые необходимо достигнуть, найти возможный способ действий, необходимый для осуществления данного состояния дел, выбрать изо всех возможных способов действия выполнимые, поскольку цели доступны нам, и, наконец, изо всех выполнимых действий выбрать наиболее соответствующие данным обстоятельствам. Если это так, лишь существование жизненного мира воспринимается как неоспоримая данность, которая включает в себя область верховной реальности, которая, опять же, имеет центр, т.е. область реальной досягаемости. Но с помощью не- проблематизируемого фундамента открытых возможностей обнаруживается проблематичная возможность выбора из проектов действия, со всеми присущими ей тематическими, интерпре-тативными и мотивационными релевантностями. Например, наши предыдущие восприятия соответствующего типичного использования типичных средств для достижения типичных целей сами могут стать тематически релевантными, требующими проникновения во внутренний горизонт такого отношения для прояснения скрытых импликаций заключенного в нем целе-средственного механизма. В такой ситуации возникает тематическая проблема, требующая решения; и ее разрешение – особая дилемма, возникающая из необходимости выбора из проектов действия, который будет подробно описан во второй части настоящего исследования155. Однако выбор из проектов действия не всегда становится тематически релевантным, и не всегда достигает ясного и отчетливого проникновения в механизм, посредством которого достигается желаемое состояние дел. Именно на уровне мира работы в пределах реальной досягаемости желаемое состояние дел не только не проблематизируется и рассматривается в качестве само-объяснительной цели, но и соответствие и доступность специфических средств, необходимых для достижения данного состояния дел, также не проблематизируется. Это уровень нашей рутинной деятельности в повседневной жизни, множество работ, привычно выполняемых почти автоматически в соответствии с предписаниями, которые были выучены и успешно практиковались до сих пор. Мы считаем само собой разумеющимся, что предписания, до сих пор «выдерживавшие проверку», будут также эффективны и в будущем, в той мере, в какой типичные цели будут достигаться типичными средствами. Мы так хорошо знакомы с этими типичными ситуациями и их типичными взаимоотношениями, и наши ожидания того, что дела пойдут и дальше так, как прежде, кажутся нам столь вероятными и очевидными, что мы следуем этой рутине, как мы ее назвали, до тех пор, пока не вмешивается то, что в состоянии исказить нормальный (т.е. непроблематизирован-ный и до сих пор эффективный) процесс нашей деятельности. 3. Уровень мира работы в пределах нашей реальной досягаемости, где можно в любое время применить зарекомендовавшие себя рецепты действия, называется миром моей рутинной деятельности. В его пределах все – если не доказано обратное – знакомо мне и, следовательно, рассматривается как неоспоримая
346 347 данность. Это мир знакомых тем, знакомых интерпретаций и даже систем мотивов, управляющих моими действиями, – привычное обладание предшествующим опытом и оправданными ожиданиями. Не только мои подлинные мотивы-пото-му-что остаются непроблематизированными (и даже невидимыми), это справедливо и в отношении любого сектора жизненного мира до тех пор, пока мы живем в нашей деятельности (в самом широком смысле, включающем осведомленность, восприятие и апперцепции модификаций внимания) и до тех пор, пока ничто не заставляет нас «остановиться и задуматься» и схватить в рефлексивной установке набор наших мотивов-потому-что. Но в рутинной деятельности даже наши мотивы-для рассматриваются как сами собой разумеющиеся, как привычное состояние дел, поскольку основаны на непроясненном и непрозрачном мотиве-потому-что, говорящем, что наша цель достижима, наши действия выполнимы, а наш привычный опыт хорошо проверен. В качестве само собой разумеющейся система моти-вационных релевантностей детерминирует систему тематических релевантностей, которые, парадоксально говоря, являются тематическими лишь применительно к данному состоянию дел, т.е. тематическими не в смысле какой-либо темы, проблемы, подлежащей решению, заново проблематизированного, но как «прирученная тема» (topic- in- hand) – вопросы, ранее бывшие тематическими, и которые «определенно» и исчерпывающим образом решены, проблемы «раз и навсегда» решенные и отложенные в сторону. Эти, так сказать, «прирученные» темы утратили свои интерпретативные релевантности. Оказывается, что, по меньшей мере, весь материал горизонта перенесен в тематическое поле, в то время как тема все еще остается за пределами сферы просто рутины; когда она становится рутинной, «прирученной», открытые внутренние и внешние горизонты, по-видимому, исчезают. Или, выражаясь более адекватно, они разорваны, и вместе с ними разорваны все возможности реин-терпретации «прирученной» темы. Однако все это верно лишь до последующего уведомления: если что-то искажает длящееся рутинное действие, превалирующая «прирученная» тема может «выпасть из рук», проблема может вновь стать тематической, и все ее горизонты окажутся вновь открытыми интер-претативному вопрошанию. С точки зрения организации сознания, «прирученная» тема в рутинном мире вовсе не находится в тематическом ядре со- знания. Напротив, она остается в маргинальной области. Я могу размышлять над своими жизнепрактическими или теоретическими проблемами во время прогулки, еды, бритья, курения сигареты и т.д. Искусный исполнитель на музыкальном инструменте во время исполнения выполняет рутинные операции для извлечения необходимых звуков; тематически направляемый смыслом исполняемого музыкального фрагмента, он автоматически транслирует ноты в звуки (если особая техническая сложность не заставляет его сделать тематическим движение пальцев или изучить необычную нотную запись на предмет ее правильности). Наш анализ мира рутины как подчиненной структуры нашего мира реальной досягаемости, который, в свою очередь, является лишь сектором мира работы и относится к жизненному миру как целому, жизненному миру в его открытости универсуму в различных измерениях, прежде всего преследует цель продемонстрировать на примере взаимоотношения между имманентным структурированием жизненного мира и организацией нашего запаса наличного знания. Этот пример также демонстрирует нам отправную точку для определения точного значения выражения «непроблематизированный мир». Исчерпывающее проникновение в структурную организацию жизненного мира будет достигнуто лишь в четвертой части нашего исследования156. Для того чтобы установить значение непроб-лематизированного мира, мы переходим к исследованию организации запаса наличного знания. И здесь, однако, уместны слова предосторожности, чтобы избежать возможного непонимания. В предыдущем примере мы имели дело с рутинной работой как особой формой мира в пределах реальной досягаемости, составляющей центральный пласт моего мира работы. Однако этот пример вовсе не свидетельствует о том, что никакая рутинная деятельность невозможна в иных, чем мир работы, областях жизненного мира, т.е. никакой рутины не существует в деятельности, не требующей телесных движений, обращенных во внешний мир. Рутина – это такая категория, которую можно обнаружить на любом уровне деятельности, а не только в мире работы, хотя решающую роль она играет в верховной реальности – по меньшей мере потому, что мир работы является локусом всех возможных социальных взаимоотношений, а акты работы выступают предпосылками всех типов коммуникаций. Исследование различных форм действий во второй части данной книги157 даст нам воз-
348 349 можность обсудить различные формы рутины на различных уровнях человеческого поведения. Здесь же, исследуя в первую очередь структуру запаса наличного знания и его взаимоотношения с различными областями жизненного мира, с одной стороны, и с системами релевантности – с другой, мы удовлетворились тем, что рутинная деятельность на каждом уровне характеризуется особой трансформацией ранее очерченных структур тематической, интерпретативной и мотивационной релевантностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.3 (0.015 с.) |