VIII. Заключительные замечания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Заключительные замечания



Мы увидели, что человек есть поистине «animal symbolicum», если понимать под этим термином его потребность, а вместе с тем и способность, приспосабливаться с помощью аппрезен-тативных отношений к различным трансценденциям, выходя­щим за границы его актуального Здесь и Сейчас. Анализ этих трансценденций – от тех, которые выходят за пределы мира, на­ходящегося в его реальной досягаемости, до тех, которые выхо­дят за пределы верховной реальности повседневной жизни, – основная задача всякой философской антропологии. В то же время, прояснение категорий обыденного мышления в сфере повседневной жизни играет незаменимую роль в основаниях всех социальных наук. Что касается символов в узком смысле слова, то факт их трансцендирования за пределы царства вер­ховной реальности не отрицает, а скорее стимулирует изучение эмпирическими социальными науками символических функций и форм, существующих в социальном мире, в соответствии с правилами, управляющими формированием понятий и теории в этих науках83. С непревзойденной ясностью заключенную здесь философскую проблему сформулировал Гёте:

«Das ist die wahre Symbolik, wo das Besondere das Allgemeinere repraesentiert, nicht als Traum und Schatten, sondern als lebendig-augenblickliche Offenbarung des Unerforschlichen.» («Подлинный символизм там, где частное представляет общее, но не как гре­зу и не как тень, а как внезапное живое откровение непознавае-мого».)84.

Примечания

1 Whitehead Alfred North. Symbolism, its Meaning and Effect (Barbour Page
Lectures, University of Virginia). N.Y.: The Macmillan Company, 1927. Chap. 1.

2 Whitehead Alfred North. Process and Reality, An Essay in Cosmology (Gifford
Lectures). N.Y.: The Macmillan Company, 1929, part II, chap. VIII.

3 Morris Charles W. Signs, Language and Behavior. N.Y.: Prentice Hall, 1946. P. 345
и далее.

4 Ducasse C.J. Symbols, Signs and Signals // Journal of Symbolic Logic. 1939.
Vol. IV; idem. Some Comments on C.W. Morris’ «Foundations of the Theory of
Signs» // Philosophy and Phenomenological Research. 1942. Vol. III. P. 43 и далее.

5 Wild John. Introduction to the Phenomenology of Signs // Philosophy and
Phenomenological Research. 1947. Vol. VIII. P. 217 и далее. См. также ответ
Дюкасса на критику в этом же номере журнала.


6 Cassirer Ernst. An Essay on Man. New Haven: Yale University Press, 1944. P. 32–
35. (Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. С. 477–
482.)

7 Langer S.K. Philosophy in a New Key. Cambridge: Harvard University Press,
1942; N.Y.: Penguin Books, Inc., 1942. Сhap. 2–4.

8 Langer S.K. Feeling and Form. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1953.

9 Ibid. P. xi.

10 Whitehead A.N. Symbolism, its Meaning and Effect. P. 10.

11 Langer S.K. Philosophy in a New Key. Penguin edition. P. 47.

12 Wild. Loc. cit. P. 227–230.

13 Аристотель. Об истолковании. Глава первая [Язык и письмена. Истинная
и ложная речь] / Пер. Э.Л. Радлова, сверенный и переработанный // Арис­
тотель. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1978. C. 93. – Прим. перев.

14 Там же. – Прим. перев.

15 Там же. C. 94: «[Имена] имеют значение в силу соглашения, ведь от при­
роды нет никакого имени. А [возникает имя], когда становится знаком, ибо
членораздельные звуки хотя и выражают что-то, как, например, у животных,
но ни один из этих звуков не есть имя». – Прим. перев.

16 Husserl E. Cartesianische Meditationen (Husserliana I). Haag: Nijhoff, 1950
(французская версия Mйditations Cartйsiennes. Paris: Colin, 1931; рус. пер.:
Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, Ювента, 1998), осо­
бенно Размышление V. §§ 49–54; см. также Ideen II (Husserliana IV). Haag:
Nijhoff, 1952, особенно §§ 44–47, 50 (с приложением на S. 410), 51, особен­
но S. 198. См. также: Farber M. The Foundation of Phenomenology. Cambridge:
Harvard University Press, 1943. P. 529 и далее, особенно p. 532.

17 Husserl E. Logische Untersuchungen (Т. II. Ч. II). Halle: Niemayer, 1920; см.
Farber. Оp. cit. P. 410–415, а также 430 и далее.

18 Husserl E. Ideas. Vol. I / Trans. by Boyd Gibson. N.Y.: The Macmillan
Company, 1931. P. 135 и далее.

19 Husserl E. Erfahrung und Urteil / Ed. by L. Landgrebe. Prague: Academia Verlag
Buchhandlung, 1939. S. 174–223.

20 Bergson Henri. Evolution crйatrice. Paris: Alcan, chap. III. P. 238–244, 252–258.
(Бергсон A. Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, Кучково поле, 1998.
Глава 3. C. 221–226, 231–236.)

21 Husserl E. Logische Untersuchungen. B. I. § 12; Farber. Op. cit. P. 229.

22 Ibid., «Победитель Йены» и «человек, потерпевший поражение при Ватер­
лоо».

23 Ogden C.K., Richards I.A. The Meaning of Meaning. London: Kegan Paul, 1946.
P. 92: «Король Англии» и «владелец Букингемского дворца».

24 Pйguy Charles. Note conjointe sur la philosophie bergsonienne et la philosophie
cartйsienne. Paris: Gallimard, 1935. P. 312 и далее.

25 См.: Husserl E. Erfahrung und Urteil. §§ 18–22; см. также Schutz Alfred.
Common-sense and Scientific Interpretation of Human Action // Philosophy and
Phenomenological Research. 1953. Vol. XVI. P. 1–38, особенно p. 5 и далее; а
также: Language, Language-disturbances, and the Texture of Mind // Social
Research. 1950. Vol. 17, особенно P. 384–390.

26 Великой заслугой Дж.Г. Мида было то, что он показал, что «манипулятив-
ная сфера» конституирует ядро реальности. См. его работы: Philosophy of the
Present. Chicago: Open Court Publishing Company, 1932. P. 124 и далее; The
Philosophy of the Act. Chicago: University of Chicago Press, 1938. P. 103–106,
121 и далее, р. 151 и далее, 190–192, 196–197, 282–284.


 


526


527


27 Относительно понятия «работы» см.: Schutz Alfred. On Multiple Realities //
Philosophy and Phenomenological Research. 1945. Vol. V. P. 533–576, особен­
но р. 549 и далее.

28 Husserl E. Formale und transzendentale Logik. Halle: Niemayer, 1929. § 74.
S. 167.

29 Wild. Op. cit. P. 224.

30 Ibid.

31 James William. Principles of Psychology. N.Y.: Henry Holt & Company, 1890.
Vol. I. P. 221.

32 Husserl E. Logische Untersuchungen I. Vol. II/i, §§ 1–4, особенно S. 27;
Farber. Op. cit. P. 222.

33 Например, Толкотт Парсонс и Эдвард Шилз в монографии «Ценности, мо­
тивы и системы действий». См.: Parsons T., Shils E.A. (eds.). Toward a General
Theory of Action. Cambridge: Harvard University Press, 1951. P. 55 и далее.

34 Husserl E. Cartesianische Meditationen V. §§ 50 и далее; Ideen II. §§ 43–50;
см. также: Schutz Alfred. Discussion of Edmund Husserl’s Ideas. Vol. II // Philo­
sophy and Phenomenological Research. 1953. Vol. XIII. P. 394–413, особенно
p. 404 и далее.

35 Husserl E. Vom Ursprung der Geometrie / Ed. by E. Fink // Revue interna­
tionale de philosophie, 1939. P. 210. (Гуссерль Э. Начало геометрии. М.: Ad
marginem, 1996. С. 220–221).

36 Этот термин был введен Чарлзом Х. Кули (Cooley С.H. Social Organization.
N.Y.: Scribner, 1909. Chap. III–IV), но употреблялся им в ином значении. У
нас этим термином обозначается сугубо формальный аспект социального от­
ношения.

37 Подпараграф 3 во многом опирается на мою вышеупомянутую статью «Обы­
денная и научная интерпретация человеческого действия». Loc. cit. P. 7.

38 Whitehead Alfred North. The Organization of Thought. L.: Williams & Norgate,
1917; в настоящее время частично переиздана в: The Aims of Education. N.Y.:
Mentor Books, 1949. Cм. р. 110 в этом издании.

39 Snell Bruno. Der Aufbau der Sprache. Hamburg: Claassen Verlag, 1952, главы
I и II.

40 Очень интересно обсуждается эта тема в книге: Sachs, Curt. World History
of the Dance. N.Y.: Seven Arts Publishers, 1952. Chap. 2. P. 49–138.

41 Husserl E. Ideen I. §§ 118, 119.

42 Langer S. Philosophy in a New Key. P. 55 и далее, 77 и далее.

43 Husserl E. Logische Untersuchungen VI. Vol. II/2, § 14; Ideen I. § 111; см. так­
же: Farber. Loc. cit. P. 410–414.

44 Husserl E. Ideen I. § 111.

45 Dewey John. Logic, the Theory of Inquiry. N.Y.: Henry Holt & Company, 1938.
Часть I, особенно c. 19–20, а также глава III, passim.

46 См. примечание 27.

47 James W. Principles of Psychology. Vol. II, Chap. 21; см. также § VI настоя­
щей статьи.

48 Это определение будет далее, в § VI (3), переформулировано.

49 Jaspers Karl. Philosophie. B.: Julius Springer, 1932. Bd. 3; Metaphysik. Глава I. S. 16.

50 Whitehead Alfred North. Science and the Modern World. N.Y.: The Macmillan
Company, 1925. Ныне доступна также в издании Pelican-Mentor Books (New
American Library), N.Y., 1949. P. 47 по изданию, упомянутому последним.
(Рус. пер.: Уайтхед А.Н. Наука и современный мир // Уайтхед А.Н. Избран­
ные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. С. 103.)


51 Укажем на работы Эмиля Дюркгейма, Люсьена Леви-Брюля, Марселя
Мосса, Марселя Гране, Бронислава Малиновского, Эрнста Кассирера, Бру­
но Шнелля, Алоиса Демпфа, Арнольда Дж. Тойнби и Эрика Фёгелина.

52 Cassirer E. An Essay on Man. P. 83–86. (Кассирер Э. Избранное. Опыт о че­
ловеке. М.: Гардарика, 1998. С. 537–541. В цитируемый перевод внесены не­
которые уточнения. – Прим. перев.)

53 Granet Marcel. Йtudes sociologiques sur la Chine. Paris: Presses universitaires
de France, 1953. P. 268; см. также: Granet Marcel. La pensйe chinoise. Paris:
Albin Michel, 1934, passim.

54 Ibid.

55 См. чрезвычайно интересную статью Гране: La droite et la gauche en Chine //
Йtudes sociologiques. P. 261–278.

56 Malinowski Bronislaw. Magic, Science, and Religion. N.Y.: Doubleday & Co.,
1954. P. 100 и далее.

57 Snell. Op. cit. P. 160 и далее.

58 Voegelin Eric. The New Science of Politics: An Introduction (Charles R. Wal­
green Foundation Lectures). Chicago: The University of Chicago Press, 1952. P. 27.

59 Jaspers. Op. cit. Bd. III, глава 4.

60 James. Op. cit. Vol. II, chap. 21.

61 Ibid. P. 293, 290.

62 В моей статье «О множественных реальностях». Некоторые из дальнейших
рассуждений, особенно (4), взяты из этой статьи.

63 Santayana George. Dominations and Powers. N.Y.: Charles Scribner’s Sons,
1951. P. 146.

64 Husserl E. Ideen II. §§ 50, 51.

65 См. прим. 60.

66 Frank Philipp G. Foundations of Physics // International Encyclopedia of Unified
Sciences. Chicago: University of Chicago Press, 1946. Vol. I, no. 7. P. 73.

67 Ibid. P. 76.

68 Weyl Hermann. Philosophy of Mathematics and Natural Science. Princeton:
Princeton University Press, 1949. P. 60.

69 Ibid. P. 113.

70 Eliot T.S. Selected Essays, 1917–1932. Harcourt, Brace & Company, 1932.
P. 199–241, 200, 201, 204.

71 См.: Гёте И.В. Сказка // Гёте И.В. Собр. соч. Т. 6. М.: Художественная
литература, 1978. С. 193–220, особенно 194–195. – Прим. перев.

72 Jaspers. Op. cit. B. III. S. 26: «Das Symbol stiftet Gemeinschaft ohne Kom-
munikation».

73 Scheler Max. Die Wissensformen und die Gesellschaft, Probleme einer Soziologie
des Wissens. Leipzig, 1926, S. 58 и далее. Ср.: Howard Becker, Hellmuth Dahlke.
Max Scheler’s Sociology of Knowledge // Philosophy and Phenomenological Rese­
arch. 1942. Vol. II. P. 310–322, особенно р. 315.

74 Sumner William Graham. Folkways. A Study of the Sociological Importance of
Manners, Customs, Mores, and Morals. N.Y.: Guin, 1906, особенно chapter I.

75 Впервые ее сформулировал Уильям Айзек Томас в книге: The Child in
America: Behavior Problems and Programs. N.Y.; Knopf, 1928. P. 572. См. так­
же: Thomas W.I. Social Behavior and Personality / Ed. by E.K. Volkart. N.Y.:
Social Science Research Council, 1951. P. 14, 80 и далее; сам термин «теорема
Томаса» был введен Робертом К. Мертоном: Merton R.K. Social Theory and
Social Structure. Glencoe: Free Press, 1949. P. 179.

76 James. Op. cit. Vol. I. P. 281 и далее.


 


528


529



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.029 с.)