Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мир в моей реальной и потенциальной досягаемости и сфера манипулированияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начнем наш анализ с описания ситуации, в которой я в любой момент моей повседневной жизни нахожусь в мире; на этом уровне анализа мы намеренно выносим за пределы внимания существование других людей и общества. В своей естественной установке я принимаю этот мир на веру как мою реальность. Я должен понимать его настолько, насколько мне это необходимо для того, чтобы с ним справляться, действовать в нем и воздействовать на него, а также осуществлять мои наличные проекты. В этом смысле мир дан моему переживанию и моей интерпретации. Эта интерпретация базируется на запасе моих прежних переживаний, который в форме «наличного знания» функционирует в качестве схемы соотнесения. К этому наличному знанию принадлежит также мое знание того, что мир, в котором я живу, – не простое скопление окрашенных пятен, бессвязных шумов, центров тепла и холода, но мир хорошо очерченных объектов, обладающих определенными качествами, – объектов, среди которых я двигаюсь, которые мне сопротивляются и на которые я могу воздействовать. Эти объекты с самого начала переживаются в своей типичности25: как горы и камни, деревья и животные, и, еще конкретнее, как птицы, рыбы, змеи. Этот мир, переживаемый в моей естественной установке, есть одновременно и сцена, и объект моих действий. Я должен овладевать им и изменять его, чтобы осуществлять мои цели.
474 475 Мои телесные движения – кинестетические, локомотивные, оперативные, – так сказать, встраиваются в этот мир, модифицируя или изменяя его объекты и их взаимные связи. С другой стороны, эти объекты оказывают сопротивление моим действиям, и я должен либо превозмочь это сопротивление, либо ему уступить. В этом смысле корректно говорить о том, что моей естественной установкой в повседневной жизни управляет прагматический мотив. В этой установке я переживаю этот мир как мир, организованный в пространстве и во времени вокруг меня как центра. Место, занимаемое моим телом внутри этого мира в некоторый момент времени, т.е. мое актуальное «Здесь», есть исходная точка, отталкиваясь от которой я приобретаю свою ориентацию в пространстве. Это, так сказать, центр «О» системы координат, которая определяет некоторые параметры ориентации в окружающем поле, а также расстояния и перспективы содержащихся в нем объектов: они находятся вверху или внизу, спереди или сзади, справа или слева, ближе или дальше. И аналогичным образом, мое актуальное «Сейчас» есть источник всех временных перспектив, в соответствии с которыми я организую события внутри этого мира, – таких, как категории «до» и «после», «прошлое» и «будущее», «одновременность» и «последовательность», «раньше» и «позже» и т.д. Этот сектор мира воспринимаемых и могущих быть воспринятыми объектов, в центре которого я нахожусь, будет называться миром в моей реальной досягаемости, который, стало быть, включает в себя объекты, находящиеся в границах моего поля зрения и диапазона моего слуха. Внутри этого поля, находящегося в моей досягаемости, есть регион вещей, которыми я могу манипулировать. (Надеюсь, этой весьма общей характеристики будет достаточно для целей данной статьи. Кроющаяся здесь проблема сложнее, особенно в такую эпоху, когда благодаря возможности применения ракет дальнего радиуса действия манипулятивная сфера может выйти за пределы мира, который находится в моей досягаемости. Расширение манипулятивной сферы является, быть может, одной из самых характерных особенностей нынешнего состояния западной цивилизации.) Сфера манипулирования26 – это регион, доступный моему непосредственному вмешательству, который я могу модифицировать либо непосредственно движениями моего тела, либо с помощью искусственных расширений моего тела, т.е. орудий и инструментов, в самом широком смысле слова. Зона манипулирования – это та часть внешнего мира, на которую я могу реально воздействовать. В некотором смысле можно бы было сказать, что та часть мира, находящегося в моей досягаемости, которая не принадлежит к зоне манипулирования, трансцен-дирует ее пределы: она конституирует зону моих потенциальных манипуляций, или, как мы предпочитаем говорить, моих потенциальных актов работы27. Конечно, эти сферы не имеют жестких границ; каждой принадлежат специфические ауры (halos) и открытые горизонты; существуют даже «анклавы», вклинивающиеся в «чужую территорию». Ясно также, что вся система «мир в моей актуальной досягаемости», включая и манипулятивную сферу, претерпевает изменение вследствие каждого моего передвижения; перемещая свое тело, я смещаю центр О моей системы координат в точку О’, и уже одно это изменяет все числа (координаты), относящиеся к этой системе. Метки Я переживаю мир в моей реальной досягаемости как элемент или фазу моей уникальной биографической ситуации, а это предполагает выход за пределы Здесь и Сейчас, которым она принадлежит. К моей уникальной биографической ситуации относятся, помимо всего прочего, мои воспоминания о мире, находившемся в моей досягаемости в прошлом, но уже не находящемся в ней, поскольку я переместился из Там в Здесь, и мои предвосхищения мира, который войдет в пределы моей досягаемости и для вовлечения которого в мою досягаемость я должен переместиться из Здесь в другое Там. Я знаю или полагаю, что, несмотря на технические препятствия и другие ограничения, как то: принципиальную необратимость прошлого, я могу снова вовлечь мой вспомненный мир в мою реальную досягаемость, если возвращусь туда, откуда я пришел (мир в восстановимой досягаемости); кроме того, я ожидаю найти его в сущности таким же (хотя, быть может, и изменившимся), каким я его переживал, когда он был в моей реальной досягаемости; и, наконец, я знаю или полагаю, что находящееся сейчас в моей реальной досягаемости выйдет из моей досягаемости, когда я отсюда уйду, но в принципе будет восстановимым, если я сюда позднее вернусь.
476 477 Последний случай имеет для меня важный практический интерес. Я ожидаю, что находящееся сейчас в моей актуальной досягаемости выйдет из моей досягаемости, но позднее снова обретет досягаемость; и в особенности я предвосхищаю то, что находящееся сейчас в моей сфере манипулирования позднее снова в нее войдет и либо потребует моего вмешательства, либо будет служить для меня препятствием. Следовательно, я должен быть уверен, что тогда я найду в ней мои точки опоры и приду с ней в согласие так, как я могу это сделать сейчас, когда она находится под моим контролем. Этим предполагается, что я буду способен узнать те элементы, которые я нахожу релевантными для себя сейчас в мире в моей реальной досягаемости, особенно в зоне манипулирования, и которые (как я полагаю благодаря общей идеализации, называемой Гуссерлем «я-могу-сде-лать-это снова»28) окажутся релевантными и тогда, когда я позднее сюда вернусь. Таким образом, я мотивирован выделять и помечать некоторые объекты. Когда я возвращаюсь, я ожидаю, что эти метки будут мне полезны как «субъективные напоминания» или «мнемонические средства» (термины Уайл-да)29. Состоит ли такое мнемоническое средство в сломе ветки дерева или выборе особого ориентира на местности с тем, чтобы пометить тропу к колодцу, несущественно. Закладка на странице, на которой я прервал свое чтение, подчеркивание некоторых мест в книге или карандашные пометки на полях – тоже метки, или субъективные напоминания. Что здесь существенно, так это лишь то, что все эти метки, сами по себе являющиеся объектами внешнего мира, отныне будут интуитивно схватываться не просто как «самоданности» (selves) в чисто апперцептивной схеме. Они вошли для меня, интерпретатора, в аппрезентативное соотнесение. Сломанная ветка дерева есть нечто большее, нежели она есть сама по себе. Она стала меткой местоположения колодца, или, если хотите, сигналом, говорящим мне, чтобы я повернул налево. В своей аппрезента-тивной функции, берущей начало в интерпретативной схеме, которой я ее наделил, сломанная ветка теперь соединилась в пару со своим референциальным значением: «Путь к колодцу». Эта метка, функционирующая как субъективное напоминание, есть одна из простейших форм аппрезентативной связи; она отделена от всякого интерсубъективного контекста. Следует особо подчеркнуть сущностно произвольный характер моего выбора тех или иных объектов в качестве «меток». Метка «не имеет ничего общего» с тем, о чем она должна мне напо- минать; то и другое попадают в интерпретативный контекст просто в силу того, что такой контекст был мною установлен. Согласно принципу относительной нерелевантности средства, я могу заменить сломанную ветку камнем; согласно принципу метафорического перенесения, я могу посвятить этот камень наяде и т.д. Уайлд30 усматривает характерное отличие меток, или мнемонических средств, от знаков в том, что знак может быть неправильно истолкован, тогда как напоминание не может нас «обмануть». Я не могу согласиться с этим утверждением. Перечитывая книгу, которую я читал еще студентом, я нахожу на полях пометки, смысла которых уже не понимаю. И даже более того, у меня нет уверенности относительно того, почему именно помеченный пассаж я счел представляющим особый интерес. Зачем сегодня утром я положил в карман пуговицу? Я пытался о чем-то напомнить себе, но о чем именно, я теперь уже сказать не могу. Индикации Ранее мы уже говорили о наличном запасе знания как элементе моей биографической ситуации. Этот запас знания никоим образом не однороден. Еще Уильям Джемс в свое время провел различие между «знанием о [чем-то]» (knowledge about) и «знанием [чего-то]» (knowledge of aquaintance)31. Помимо того, есть еще зоны слепой веры и полного неведения. Структурирование моего наличного запаса знания определяется тем фактом, что не все слои мира, находящегося в моей досягаемости, меня одинаково интересуют. Избирательная функция интереса организует для меня мир, разделяя его на слои, более и менее релевантные. Из мира, находящегося в моей реальной или потенциальной досягаемости, отбираются как первостепенно важные те факты, объекты и события, которые действительно являются или, возможно, станут целями или средствами, препятствиями или условиями осуществления моих проектов либо являются или, возможно, станут для меня опасными, доставляющими удовольствие или иным образом релевантными. Некоторые факты, объекты и события известны мне как более или менее типичным образом связанные друг с другом, однако мое знание конкретного рода взаимосвязи между ними может быть довольно смутным или даже вовсе лишенным про-
478 479 зрачности. Если я знаю, что событие В обычно является одновременно с событием А, предшествует ему или следует за ним, я принимаю это как проявление типичной и вероятной взаимосвязи, которая существует между А и В, хотя ничего не знаю о природе этой взаимосвязи. Я просто ожидаю, или принимаю как данность до последующего уведомления, что любое будущее повторение события типа А будет связано типически тем же самым способом с предшествующим, сопутствующим или последующим явлением события типа В. Следовательно, я могу схватывать А как объект, факт или событие, которые выступают не сами по себе, но означают что-то другое, а именно: отсылают к прошлому, теперешнему или будущему явлению В. Здесь мы, опять-таки, имеем форму спаривания посредством аппрезентации, которую большинство авторов подводят под понятие знака. Мы предпочитаем приберечь термин «знак» для других случаев и назовем обсуждаемое здесь аппрезентативное отношение индикацией. Гуссерль32 охарактеризовал это отношение индикации («Anzeichen») следующим образом: объект, факт или событие (А), актуально могущие быть мною воспринятыми, могут переживаться как связанные с каким-то другим прошлым, настоящим или будущим фактом или событием (В), которые я не могу реально воспринять, так, что мое убеждение в существовании первого (А) будет переживаться мною как непрозрачный мотив для моего убеждения, допущения или веры в прошлое, настоящее или будущее существование последнего (В). Эта мотивация конституирует для меня соединение в пару индицирующего (А) и индицируемого (В) элементов. Индицирующий член пары не только «свидетельствует» об индицируемом, не только указывает на него, но и предполагает принятие допущения, что другой член существует, существовал или будет существовать. Опять-таки, индицирующий член воспринимается не как «сам по себе», не просто в апперцептивной схеме, но как аппрезентативно «пробуждающий» или «вызывающий» в сознании индицируемый член. Вместе с тем важно, чтобы конкретная природа этой мотивационной связи оставалась непрозрачной. При наличии ясного и достаточного понимания природы связи между этими двумя элементами нам приходится иметь дело не с референциальным отношением индикации, а с доказательным умозаключением. Уточнение, содержащееся в последнем утверждении, не дает, стало быть, возможности назвать след тигра (узнанный в качестве такового) индикацией или «знаком» присутствия его в окрестностях. Однако нимб вокруг Луны, служащий приметой того, что вот-вот начнется дождь, дым, указывающий на огонь, определенная форма поверхности бензина, указывающая на наличие в нем нефти, определенная пигментация лица, являющаяся симптомом Адди-соновой болезни, положение стрелки на приборе контроля уровня бензина, показывающее, что бензобак моего автомобиля пуст, и т.п. – все это примеры индикации. Отношение индикации, как мы его описали, охватывает большинство феноменов, обычно относимых к категории «естественных знаков». Знание индикаций крайне важно с практической точки зрения, поскольку помогает индивиду транс-цендировать за пределы мира, находящегося в его реальной досягаемости, связывая элементы, находящиеся в его пределах, с элементами, находящимися за его пределами. Отношение индикации, опять-таки, является такой аппрезентативной категорией, которая не обязательно предполагает интерсубъективность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.014 с.) |