Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Всеобщий тезис альтер эго и его временная структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Только что мы охарактеризовали две разные установки: установку жизни в наших актах, направленных на объекты наших актов; и другую, рефлексивную установку, посредством которой мы обращаемся к нашим актам, схватывая их через другие акты. Теперь нам необходимо бросить взгляд на временную структуру этих двух установок. Принимая первую, мы живем в своем настоящем и направлены на непосредственное будущее, которое предвосхищаем в своих ожиданиях. Эти ожидания – Гуссерль, по аналогии с ретенциями, называет их «протенци-ями»51 – принадлежат, разумеется, нашему действованию в настоящем. Они являются элементами нашего настоящего, хотя и соотносятся с непосредственным будущим. Они, так сказать, непрерывно втягивают будущее в наше настоящее. Это настоящее, разумеется, не просто математическая точка на линии времени. Напротив, по терминологии Джемса52, это кажущееся настоящее; и великий Дж. Г. Мид посвятил изучению его структуры одну из самых замечательных своих книг53. Жить в своих актах – значит жить в своем кажущемся настоящем, или, как мы могли бы его назвать, в нашем живом настоящем. Но, как мы выше установили, живя таким образом, мы не сознаем свое эго и поток своего мышления. Мы не можем подступиться к сфере нашего Я без акта рефлексивного обращения. Однако тем, что мы схватываем посредством рефлексивного акта, никогда не бывает настоящее нашего потока мышления, а равно его кажущееся настоящее; это всегда его прошлое. Только что схваченное переживание принадлежало моему настоящему, но, схватывая его, я знаю, что настоящим оно уже не является. И даже если оно продолжается, я уже только потом сознаю, что мое рефлексивное обращение к его начальным фазам происходило одновременно с его продолжением. Следовательно, настоящее в целом, а также живое настоящее нашего Я недосягаемы для рефлексивной установки. Мы можем обратиться к потоку нашего мышления лишь так, как если бы он остановился вместе с последним схваченным переживанием. Иначе говоря: самосознание может переживаться лишь modo praeterito, в прошедшем времени. Теперь давайте вновь возвратимся к наивной установке повседневной жизни, в которой мы живем в наших актах, направленных на их объекты. Среди объектов, которые мы воспринимаем в опыте в живом настоящем, – поведение и мысли других людей. Например, слушая лектора, мы, видимо, непосредственно участвуем в развитии потока его мышления. Но – и этот момент, очевидно, является решающим – наша установка, когда мы это делаем, совершенно отлична от той установки, которую мы принимаем, обращаясь в рефлексии к нашему собственному потоку мышления. Мы схватываем мысль другого в ее живом присутствии, а не modo praeterito; т.е. мы схватываем ее как «Сейчас», а не как «Только что». Речь другого и наше слушание переживаются в опыте как живая одновре-менность54. Вот он начинает новое предложение, нанизывает слово на слово; мы не знаем, как это предложение закончится, и до тех пор, пока оно не закончится, не знаем, что оно означает. Одно предложение присоединяется к другому, следуют параграф за параграфом; вот он выразил одну мысль и перешел к другой, а в целом получается лекция в ряду других лекций; и т.д. Насколько далеко мы захотим проследить за развитием его мысли, зависит от обстоятельств. Но до тех пор, пока мы это делаем, мы участвуем в непосредственном настоящем мышления другого.
Тот факт, что я могу схватить поток мышления другого – а значит: субъективность альтер эго в его живом настоящем55, – в то время как свое собственное Я я не могу схватить никак иначе, кроме как через рефлексию его прошлого, ведет нас к определению альтер эго: альтер эго есть тот субъективный поток мышления, который может переживаться в его живом настоящем. Чтобы включить его в поле зрения, нам нет нужды останавливать поток мышления другого в своем воображении и нет необходимости трансформировать его «Сейчасы» (Nows) в «Только что» (Just Nows). Он одновременен нашему потоку сознания, мы разделяем с ним одно живое настоящее – одним словом: мы вместе стареем. Следовательно, альтер эго – это тот поток сознания, активность которого я могу схватить в ее настоящем посредством своей собственной одновременной активности.
222 223 Это переживание потока сознания другого в живой одновременности я предлагаю назвать всеобщим тезисом существования другого Я. Это означает, что данный поток сознания, принадлежащий не мне, проявляет ту же фундаментальную структуру, что и мое собственное сознание. Это значит, что другой, как и я, способен действовать и мыслить; что его поток мыслей проявляет от начала до конца ту же связность, что и мой; что, аналогично жизни моего сознания, жизнь его сознания проявляет ту же самую временную структуру с заключенными в ней специфическими переживаниями связанных друг с другом ретенций, рефлексий, протенций, предвосхищений, а также феноменами памяти и внимания, ядра и горизонта мышления и всеми их модификациями. Кроме того, это означает, что другой может, как и я, либо жить в своих действиях и мыслях, направленных на их объекты, либо обращаться к своему действованию и мышлению в рефлексии; что свое собственное Я он может переживать лишь modo praeterito, но мой поток сознания способен увидеть в живом настоящем; и что, следовательно, он имеет подлинный опыт старения вместе со мной, который, насколько я знаю, я имею вместе с ним.
Потенциально каждый из нас может возвратиться в свою прошлую сознательную жизнь, насколько ему позволяет память, однако наше знание другого остается ограничено тем отрезком его жизни и ее внешних проявлений, который нам довелось наблюдать. В этом смысле каждый из нас знает о себе больше, чем о другом. Но в некотором особом смысле верно и обратное. Поскольку каждый из нас может переживать мысли и акты другого в живом настоящем, в то время как собственные мысли и акты может схватывать в рефлексии лишь как уже прошедшие, то я знаю о другом, а он знает обо мне больше, чем каждый из нас знает о своем собственном потоке сознания. Это настоящее, общее для нас обоих, есть чистая сфера «Мы». И если принять это определение, то можно согласиться с принципом Шелера, что сфера «Мы» дана заранее, еще до сферы Я – хотя Шелер никогда не имел в виду только что изложенной в общих чертах теории. Мы, сами того не сознавая, участвуем в живой одновременности «Мы», в то время как «Я» проявляется лишь после рефлексивного к нему обращения. Кроме того, наша теория смыкается (разумеется, на ином уровне) с утверждением Шелера, что поступки не объективируемы и что поступки другого могут быть пережиты в опыте лишь посредством их совыполнения. Ибо мы не можем схва- тить собственный процесс действия в его актуальном настоящем; мы можем схватить лишь те наши прошлые акты, которые уже осуществились; однако действия другого мы переживаем в их непосредственном живом исполнении. Все, что мы описали как «общий тезис альтер эго», представляет собой описание наших переживаний в обыденной сфере. Это составная часть «феноменологической психологии», как называет ее Гуссерль, в противоположность «трансцендентальной феноменологии»56. Но результаты анализа обыденной сферы – в том случае, если они правильны, – не могут быть поставлены под сомнение никакими базисными допущениями (метафизическими или онтологическими), которые могли бы быть предложены с целью объяснения нашей веры в существование других. Независимо от того, относится происхождение «Мы» к трансцендентальной сфере или нет, наше непосредственное и подлинное переживание альтер эго в обыденной сфере отрицать нельзя. В любом случае всеобщий тезис альтер эго, схематично описанный выше, является достаточной схемой соотнесения для обоснования эмпирической психологии и социальных наук. Ведь все наше знание социального мира, даже самых анонимных и отдаленных от нас феноменов и всевозможного рода социальных общностей, базируется на возможности переживания альтер эго в живом настоящем57.
VI. Восприятие альтер эго Однако является ли это переживание альтер эго восприятием, а если да, то внутренним ли, как утверждает Шелер? По всей видимости, это, как отмечал уже ранее Гуссерль, вопрос тер-минологический58. Если понимать термин «восприятие» не в узком смысле «адекватного восприятия», т.е. изначального, дающего исходные данности опыта, а именно как более или менее обоснованную веру в апперцепцию вещи как присутствующей, то наше переживание мышления другого можно назвать перцепцией. Если я слушаю кого-то, я воспринимаю его как такового; более того, я воспринимаю его говорящим, доказывающим, сомневающимся, желающим и т.д. И в тех же самых пределах я могу говорить, что воспринимаю его ярость, его страдание и т.д. Но является ли это восприятие внутренним? Если принять определение Гуссерля, по которому внут-
224 225 реннее восприятие имеет место в том случае, если объекты восприятия принадлежат тому же потоку переживаний, что и сами эти восприятия, то, конечно, все наши восприятия мыслей других будут внешними, или трансцендентными. Это уверенности в существовании их объектов, обоснованные не лучше и не хуже, чем наша вера в существование всех других объектов внешнего мира. Но если мы примем шелеровское определение внутреннего опыта, соотносящее его со всеми объектами психической или умственной жизни, то наши переживания мышления других людей можно будет с не меньшими основаниями подвести под понятие внутренних восприятий. По-видимому, мы должны, подобно Шелеру, провести различие между нашим переживанием существования других, т.е. всеобщим тезисом альтер эго, и нашим знанием специфических мыслей других или об этих мыслях. Первое, согласно нашей теории, является настоящим внутренним переживанием, в радикальном гуссерлевском смысле, ведь наше Я участвует аналогичным образом в живой одновременности «Мы», которая принадлежит, следовательно, нашему потоку сознания. Как минимум, в этой степени «Мы» всегда и изначально связано с Я. Однако наше переживание мыслей других людей является трансцендентным, и, следовательно, наша вера в существование этих мыслей является, вообще говоря, спорной верой. Конечно, это не означает, что наше знание существования другого или даже его мыслей прямо соотносится с психофизическим существованием другого и особенно восприятием его тела. Шелер определенно прав, когда вновь и вновь подчеркивает, что простого существования схемы соотнесения, указывающей на другого, например, системы поддающихся истолкованию знаков или символов, уже достаточно для веры в существование других людей. Нам следует добавить сюда, что и любая продукция, любое орудие, любое произведение искусства, любая изготовленная вещь указывают на того, кто их создал. Это замороженный результат человеческой активности, и мы, воспроизводя акты, приводящие к их существованию, всегда можем получить доступ к потоку мышления других людей, не испытывая при этом необходимости обращаться к их телам. Мы понимаем симфонию, не задумываясь о пишущей руке композитора. И тем не менее, функция тела наиболее важна для знания мысли другого.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.73.6 (0.013 с.) |