Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Д. Хронологическая последовательность осаждения (знания) и система релевантности
Но формирование нашего запаса наличного знания имеет историю и в другом смысле – биографическом. Чрезвычайно важно знать, в каком хронологическом порядке и в какое время нашей сознательной жизни приобретались отдельные элементы нашего знания. Если на время предположить, что два человека имеют в определенный момент совершенно одинаковый запас наличного знания, – предположение, конечно же, невозможное, – это значило бы не только то, что эти двое имели совершенно одинаковые ощущения, длившиеся одно и то же время и воспринятые с одинаковой интенсивностью, но и то, что последовательность этих отдельных восприятий была в точности той же самой. А. Бергсон показал, что все эти требования должны быть выполнены, чтобы суждение «Петр и Павел обладают одинаковым содержанием сознания», было спра-ведливым115. Он также показал, что вопрос об идентичности
312 313 содержания сознания Петра и Павла бессмыслен, поскольку, если бы все перечисленные условия были бы выполнены, то два сознания были бы идентичны и, таким образом, Петр и Павел были бы одной и той же личностью. Проблема хронологической последовательности, когда требуется знание одной и той же темы и предположительно на одном и том же уровне ясности, отчетливости и точности, конечно же, хорошо известна. Это главная проблема техник преподавания и обучения. Каждый предмет требует своего собственного подхода, и эти подходы, как показывает история образования, различны в разное время и в разных культурах. К примеру, мы не можем сказать116, что хорошо подготовленный американский юрист по своим профессиональным качествам выше французского и наоборот. Однако в странах, имеющих гражданское право, студенты-юристы для начала обучаются в течение нескольких лет системе римского права, затем национальному праву своей страны, а уж затем технике использования и интерпретации закона. И только на этой, последней стадии своего обучения они изучают отдельные случаи. Студент американской правовой школы начинает с анализа отдельных случаев, и отсюда переходит к теории права как такового, очевидности, интерпретации и т.д. С одной стороны, было бы ошибочным полагать, что каждый подход к корпусу знания (например, в отдельной науке) должен начинаться с основополагающих определений, очерчивающих ее объект, и с фундаментальных понятий и аксиом, а затем выстраивать на манер геометрии теорему за теоремой, вывод за выводом. Прежде всего, такая система преподавания и обучения подходит лишь дедуктивным наукам и не применима к эмпирическим и индуктивным. Во-вторых, существует целая серия развитых наук, которые, тем не менее, не могут адекватно определить свой предмет исследования. Биология не может объяснить, что же такое жизнь, медицина не имеет удовлетворительного определения здоровья и болезни, многие школы спорят по поводу определения природы закона, границы собственно экономической деятельности более чем спорны, большинство современных психологов исключают из своего рассмотрения понятие «душа», и Гильберт начинает свою знаменитую аксиоматическую геометрию с предположения, что существует класс объектов а, b, с.., называемых точками, и другой класс А, В, С, называемых линиями, и т.д. Аксиоматизация и точность в отношении фундаментальных понятий ка-
кой угодно науки появляется на очень поздних стадиях ее развития. Нам не следует, однако, обращаться к высокорационализи-рованным формам знания, воплощенного в корпусе научных высказываний, считающихся истинными в определенное время, чтобы понять важность последовательности, в которой обретаются отдельные элементы знания. Ж. Пиаже и его сотрудники в серии монографий показали, сколь медленно и постепенно ребенок схватывает понятия и ситуации, связанные с представлениями о пространстве, времени, причинности, математические понятия и т.п.117 Он и в самом деле доказал, что невозможно учить ребенка, например, проблемам, связанным с причинностью, пока его общее интеллектуальное развитие не достигло уровня, на котором это основополагающее понятие имеет для него смысл. Преждевременное знание, даже факту-ального характера, может привести к серьезным расстройствам, о чем свидетельствуют психоаналитические описания. Но даже если мы, взрослые, обратимся к своей биографии, мы наверняка обнаружим некоторые решающие восприятия, определившие нашу жизнь простым фактом того, что имели место в определенное время и в определенном сплетении обстоятельств. Наши жизни приняли не тот оборот, чем могли бы, потому что мы прочитали такую-то книгу на определенной стадии нашего развития, познакомились с таким-то человеком в определенный момент, заболели именно в это время, познали разочарование, бедность или доброту слишком рано или слишком поздно. Все эти восприятия вошли в наш запас наличного знания, но их осадок (sedimentation) обнаруживает особый профиль, обусловленный временем их появления (когда и на какой стадии нашего развития это знание приобретено).
Этот феномен временности или хронологической последовательности, как мы полагаем, можно объяснить развиваемой нами теорией релевантности. Появившаяся тематическая релевантность конституирует то, что является тематическим в нашем опыте, т.е. выделяется из привычного горизонта привычно знакомых окружающих предметов именно в этот момент и, следовательно, принимается к сведению до последующего уведомления. Будучи конституирована, тема становится определяющим фактором для установления системы интер-претативных релевантностей тех элементов нашего знания, которые выдвигаются из области горизонта в смысловое ядро, чтобы установить место тематически релевантного восприятия
314 315 в запасе наличного знания. Теперь те элементы знания, которые были интерпретативно релевантными, становятся лишь осадком (sedimentation) прошлых восприятий, которые на тот момент времени были тематически релевантными. Итак, мы видим, что чем более полон набор элементов знания, используемого как интерпретативно релевантное в отношении появившейся темы, тем менее анонимным будет тип, под который подпадает тема, и, таким образом, также тем более велика возможность свести тему к «знакомым» сторонам привычного запаса знания, готовым стать интерпретативно релевантными новой теме. С другой стороны, если во время восприятия тематически релевантного материала элементы, релевантные его интерпретации, недостаточно полны (или «не имеются в наличии»), тогда, может быть, появится новая и в чем-то искаженная система мотивационных релевантностей. Тогда тема будет видима в незнакомой и странной перспективе; она порождает непривычные предвосхищения и ожидания, и поэтому мы еще более не уверены (полны надежды или страха) в отношении нее, поскольку достаточного интерпретативного материала нет под рукой. Мы взираем на объект с особым интересом – преувеличенным или непривычно малым. Следовательно, мы мотивированы либо более глубоко, чем обычно, проникнуть во внутренний и внешний горизонты этой темы, либо разбить ее, поглотить другими тематическими релевантно-стями и обратиться к другим, более благодатным задачам. Если такое случается, мы оставляем проблему как непознанную или непознаваемую, нагруженную надеждами и страхами, она становится тем, что просто должно быть принято и во что надо верить, т.е. как не вызывающая беспокойства. Это, как правило, случается, если рассматриваемая проблема навязана нам в то время, когда мы не были достаточно готовы к тому, чтобы иметь с ней дело из-за недостатка интерпретативно релевантной информации. Обычный взрослый человек, размышляя о многих навязанных ему ощущениях во времена его юности, скажет: «Я был слишком молод и неопытен в то время, чтобы постичь все значение этого события». Или в другом случае он с сожалением констатирует: «Если бы в годы моей юности я знал то, что сейчас!»
Явление, которое мы сейчас рассматриваем, представляется важным сразу в нескольких отношениях. Во-первых, оно объясняет другой важный аспект воздействия генезиса осаждения (знания) на структуру привычного нам запаса наличного знания. Во-вторых, оно по-новому высвечивает взаимосвязь между тремя системами релевантности, особенно мотивацион-ной, ведущей к оценке его функциональных зависимостей в наших сегодняшних интересах. В-третьих, оно, возможно, может послужить (или функционировать) в типизации структуры персональности, ее типичных достижений и неудач и т.д., объясняемых биографической последовательностью восприятий. Предположительно можно утверждать, что анализ открытий Ж. Пиаже подкрепляет эту возможность. Возможно также, что введенное Кардинером понятие основополагающей персо-нальности118, столь умело используемое для понимания первобытных культур, на самом деле направлено на типизацию структурных черт запаса наличного знания, хотя, конечно же, и весьма неадекватным образом. Глава 5 Затруднения в процессе отложения (знания)119 Прежде чем продолжить структурный анализ запаса знания, мы должны обсудить группу взаимосвязанных характеристик генетической организации запаса наличного знания, влияющих на структуру этого осажденного (sedimented) привычного достояния. Как мы уже знаем, предметно релевантное определяет глубину и уровень исследования, необходимого для адекватного разрешения проблемы. И таким образом оно определяет, сколь глубоко мы должны проникнуть во внутренний или внешний горизонты предмета и в каком объеме должен быть рассмотрен интерпретативно релевантный материал. Этот процесс может беспрепятственно осуществляться до достижения адекватного решения проблемы. Но определенные затруднения могут прервать или замедлить этот процесс следующим образом. а) Процесс может быть прерван на определенной стадии без
б) Процесс может быть прерван лишь временно, чтобы за в) Он может быть повторен, т.е. тематический феномен, ко
316 317 время, со временем требует реинтерпретации, и даже нового решения. Мы должны рассмотреть каждый из этих случаев более внимательно. А. Исчезновение темы В первом случае тема исчезает безо всякого намерения быть возобновленной заново. Она более «не схватывается», или теряет свою тематическую релевантность; и таким образом, она более не является проблемой также и потому, что (1) она «перестает существовать» или (2) она оказывается в тени других проблем, поглощается вновь возникшими темами. Обе ситуации могут возникнуть как сами по себе, так и быть навязанными нам. Мы не можем осуществить исчерпывающего анализа всех этих деталей, но ограничимся лишь некоторыми значимыми примерами. 1. Одной их главных причин полного исчезновения темы является скачок с одного уровня (или из одной области) реальности – в другой. Как будет ясно из последующего изложения в последней главе120, мы живем одновременно на различных уровнях реальности (в различных областях значений), определяемых напряжением сознания, степенью бодрствования, или, иными словами, вниманием к жизни121. Мы, так сказать, присваиваем звание реальности тому или иному уровню нашей сознательной жизни. Смена этих уровней осуществляется в специфическом и фундаментальном восприятии, которое с объективной точки зрения можно охарактеризовать как «скачок», с субъективной – как «шок». Одним из таких уровней является уровень повседневной жизни, в котором мы «полностью бодрствуем» и всецело погружены в свои заботы и хлопоты, работу со своими товарищами, выполняя действия во внешнем мире, изменяя и модифицируя его множеством способов. Этот уровень является верховной реальностью, основой и отправной точкой нашего опыта122. Все прочие уровни или области (значений. – Н.С.) могут интерпретироваться как модификации, производные от верховной реальности. Существует, однако, также и множество различным образом структурированных миров фантазии, грез о различных придуманных мирах (когда мы погружаемся в реальность произведений искусства). Есть также миры или области игры, шуток, безумия, теоретических размышлений и снов. Живя в одном из таких миров (который мы наделяем «статусом реальности»), мы живем в различных системах присущих ему релевантностей. Иными словами, тематическая, мо-тивационная и интерпретативная релевантности проникают в мир снов, игры, теорий и т.д. Если мы осуществляем «скачок» с одного уровня на другой, мы покидаем все системы релевантности, действующие лишь в пределах этого уровня. Тема сна, например, жизненно важна до тех пор, пока длится сон, она создает агонию кошмара, поскольку мы не в состоянии решить проблему, видимую во сне. Она теряет свою тематическую релевантность вследствие того шока, который мы ощущаем в результате сдвига уровня реальности, – ощущение, которое мы называем «пробуждением». Конечно, проснувшись, мы можем думать об этой стороне тематической релевантности как о «сне прошедшей ночи», но это означает, что мы более не схватываем как тематически релевантное то, что нам приснилось. Мы не пребываем более во сне, но лишь думаем об ощущениях, свойственных другому уровню, в который мы возвратились. Случай со сном столь интересен, что заслуживает краткого анализа.
Вспоминая сон, я более не сплю, я возвратился в верховную реальность повседневной жизни. Тема моего сна, позвольте сказать, все еще присутствует в моем уме, и я также помню, что эта тема была особо релевантной во сне. Но она не является релевантной в системе релевантностей, превалирующих в реальности моего бодрствования. Тем не менее, я могу интерпретировать сон, но делая это, я не использую материал, определенный системой интерпретативных релевантностей, присущих миру сна. Пока я вижу сон, тема сна имеет свое ядро, специфический внутренний и внешний горизонты, и именно из него берется интерпретативно релевантный материал тематического ядра сна. Пока я вижу сон, я руководствуюсь системой релевантностей-для и – потому-что, превалирующих исключительно в мире сна; мой жизненный интерес во сне требует, чтобы я нашел свой способ вырваться из-под магического заклятия персоны, в руках которой (как я уверен во сне) находится тайна моего бытия. Теперь же, в состоянии бодрствования, я могу обдумать значение этого сна, но в той мере, в какой я ставлю такую цель, я использую не систему релевантностей, превалировавшую в моем сне (когда он имел «статус реальности»), но, скорее, схему интерпретативных релевантностей, действующих в верховной реальности моей повседневной жизни.
318 319 И точно так же я более не использую систему мотивационных релевантностей, управляющих моими мотивами-для и – пото-му-что в мире сна; они заменяются на те, что преобладают и ограничены реальностью моего бодрствования. Парадоксально, но главная тема моего сна исчезает вследствие самого факта пробуждения; она полностью отбрасывается, высвобождается из моего схватывания. В преобладающей теперь реальности бодрствования нет никого, кого я должен был бы преследовать, чтобы востребовать секреты моего существования; да и нет «резона», мотива попытки преследования, никакого ощущения фрустрации, поскольку, несмотря на все мои усилия, я не могу двигаться. Если бы подобное случилось со мною в реальности повседневной жизни, я мог бы погнаться за этим человеком, схватить его, востребовать принадлежащее мне. Но толкование сна, напряжение, примирительное сосуществование систем релевантности, преобладающих в повседневной жизни, и их несводимость к тем, что господствуют в мире снов, – все это создает замещение тематической релевантности сна, которая на самом деле была отброшена и уничтожена. Тема исчезла, оставила пробел; но поскольку все интерпретативные и мотивационные релевантности, взятые из мира бодрствования, относятся к этой исчезнувшей теме, то пробел, образованный недостающим звеном исчезнувшей темы, становится чем-то вроде анклава (enclave) в реальности моей повседневной жизни. Он (анклав. – Н.С.) удерживает ее тематическую релевантность, но в трансформированной форме; эта тематическая релевантность более не является подлинной (как в моем сне), это реальность лишь производная и трансформированная. Образовавшийся пробел заполнился новой темой, – замена, относящаяся к обоим мирам: к миру снов, поскольку новая тема создана в результате отказа от прежней, все еще относящейся к реальности мира снов, оставленного моим пробуждением, и к реальности повседневной жизни, поскольку все интерпретативные и мотивационные релевантности, относящиеся к этому пробелу, принадлежат к верховной реальности, и пробел, созданный в результате отказа от подлинной темы на ином уровне реальности, я теперь назову символом. В этом смысле символ является анклавом на данном уровне реальности, образовавшимся в результате уничтожения предметно релевантной темы восприятий другого уровня реальности. Это, по меньшей мере, один из многих источников символи- ческой трансформации реальности123 и объяснение одного из многих значений, которым нагружено значение символа. Это, конечно же, тот самый смысл, который использовался в интерпретации снов со времен магических ритуалов – от сна фараона, истолкованного Иосифом, до техник современного психоанализа. Наш анализ снов, конечно же, лишь пример различных и многообразных следствий генетической структуры нашего наличного знания, возникающего вследствие отказа от темы на одном уровне реальности и реинтерпретации пробела, созданного этим исчезновением, с помощью систем релевантности, принадлежащих другому уровню реальности. «Что Гекуба этому актеру?» – вопрошает Гамлет. А что нам Гамлет? Почему нас так глубоко трогает участие в судьбе вымышленных персонажей трагедии? Почему мы обретаем новое знание, обживая вымышленную реальность великих произведений искусства? Как возможно, что религиозный опыт открывает новый тип знания, истинность которого не может быть постигнута с помощью схемы интерпретативных релевантностей, превалирующих в мире повседневной жизни? Все эти вопросы могут быть истолкованы с помощью сдвига системы релевантностей, превалирующих на различных уровнях реальности, – сдвига, относящегося в основном к «утрате» главной темы, господствовавшей на ныне оставленном уровне реальности. Подобная смена уровней (реальности. – Н.С.) может быть навязанной или внутренней. Она навязана мне в случае пробуждения ото сна. С другой стороны, вполне естественно оставить все хлопоты, связанные с миром работы, в часы досуга и временно погрузиться в вымышленный мир романа, закрыть книгу там, где мне захотелось, и вернуться к реальности моего повседневного жизненного мира. Различие между навязанной и внутренней релевантностью очень важно также и в других из-менениях124. Теперь мы должны обратиться к таким примерам этого явления, которые не связаны с изменением уровней реальности. Когда я пишу свои труды, я сосредотачиваюсь на моей задаче. Вдруг необычный звук с улицы прервал мою деятельность. Я встаю, чтобы посмотреть в окно. Был ли это взрыв? Выстрел? На улице все спокойно, и я прихожу к выводу, что «ничего особенного», «ничего, заслуживающего моего внимания» не случилось. Я возвращаюсь к своему письменному столу и возобновляю прерванную литературную работу.
320 321 Я оставил тематическую релевантность (а именно, для того, чтобы выяснить причину и источник звука) добровольно, не решив проблемы. Лишь если бы источником был взрыв, выстрел или какое-либо другое событие (возможно, опасное или просто интересное), если оно тематически релевантно, то заслуживает моего внимания лишь на то время, пока сохранялась открытая возможность, что происхождение или природа этого события была чем-то вроде взрыва или выстрела. Убедившись, что ни то, ни другое не было причиной необычного звука, я более не интересуюсь, произведен ли он возгоранием автомобильного двигателя или каким-либо иным подобным событием. Истинная причина звука не волнует меня, и восприятие утратило свою тематическую релевантность. Я оставил его добровольно, и оно выпало из моего схватывания. В таком случае оставленная тематическая релевантность не оставила анклава, пробела, который должен быть переинтерпретирован в соответствии с измененной системой релевант-ностей и затем заполнен символом. Произошло то, в результате чего событие стало гипотетически релевантным. Мое привычное знание состоит в том, что взрывы и выстрелы – типически важные события – сопровождаются такими из множества прочих форм поведения: бегство прочь, поиск укрытия, помощь тем, кто в опасности, и т.д. Когда я услышал звук, это привычное знание создало систему мотивационных релевант-ностей, нейтрализованную, но готовую к реактивации в любой момент, если обстоятельства навязывают преобразование нейтральности в актуальность. Этот случай идентичен тому, что мы рассматривали ранее, а именно, боязнь змей. Звук, подобный взрыву, разбудил нейтрализованное привычное обладание мотивационными релевантностями и породил гипотетически тематическую релевантность: тематическую «релевантность, порожденную тем-то…». Убедившиись, что предпосылки этого тематически релевантного явления отсутствуют, я прихожу к выводу, что событие вовсе не является тематически релевантным, и, строго говоря, никогда не было тематически релевантным, а лишь ощибочно полагалось таковым. Это, очевидно, очень простой пример; но тот же самый тип гипотетически релевантных тем управляет большей частью наших действий в естественной установке повседневной жизни. Они почерпнуты из наших предвосхищений и ожиданий будущих событий и их развития. Мы должны «наблюдать» за тем, что происходит, поскольку, если события приняли тот или иной предвосхищенный нами оборот, данное состояние дел может стать в высшей степени важным. Если то, что предвосхищалось, не случается, прежнее состояние дел оказывается неважным. Оно нерелевантно и несущественно. Таким образом создается серия «заготовленных» тематических релевантностей. Однако этому соответствует очень сложная темпоральная структура. Предвосхищая грядущий ход событий в настоящем времени, я имею дело с пустыми ожиданиями, которые могут быть, а могут и не быть наполнены реально случившимися событиями. Любая «заготовленная» тематическая релевантность, следовательно, является подлинно тематической релевантностью в настоящее время, т.е. до тех пор, пока мы не можем удостовериться, будут или нет реализованы предпосылки ее типичности впоследствии. На данный момент это остается открытым, хотя я и могу надеяться на такую реализацию или бояться ее. Устанавливая гипотетически тематическую релевантность, я лишь воображаю, что событие определенного типа и природы будет иметь место; я помещаю себя в точку будущего, глядя из которой нынешняя ситуация ретроспективно покажется релевантной. Такой способ мышления следует назвать мышлением в будущем прошедшем времени – modo futuri exacti125. С другой стороны, есть ситуации, в которых данное состояние дел представляется, возможно, тематически релевантным, потому что я знаю из предыдущих восприятий, что в типичном случае всегда есть возможность, что типичная ситуация, подобная данной, может быть предвосхищена. Обычно мы называем такую «заготовленную» тематическую релевантность означающей релевантностью (significative relevance) 126, и говорим, что данное состояние дел является знаком для пустых предвосхищений возможного будущего, которые, если оправдываются, становятся подлинно тематической релевантностью моего данного восприятия. Если не оправдываются, мои ожидания будут подорваны, а связанные с ними надежды – разрушены, а страхи окажутся безосновательными, и я бы сказал, что переоценил важность данного события, преувеличил его значимость или увидел вещи в неверной перспективе, и таким образом нашел знаки там, где их реально нельзя обнаружить. То, что было сказано об одном важном аспекте символа, верно для настоящего обсуждения знака и значения: всего лишь один аспект, одна из многих коннотаций термина «знак» может быть объяснена с помощью теории тематических «заго-
322 323 товленных» релевантностей, которую мы интерпретируем с помощью такого модуса мышления, как modo futuri exacti127. Это то, что мы обычно понимаем под этим термином, когда говорим, что специфическая форма поверхности земли является знаком для геологов обнаружить нефть на определенной глубине, что гало вокруг луны является знаком того, что на следующий день пойдет дождь, и т.д. Гипотетически тематическая релевантность станет особо важной, когда мы впоследствии обратимся к подробному анализу проектируемого человеческого поведения, которое мы называем действием128. Проект такого поведения предвосхищен в фантазии, посредством репетиций в уме, по выражению Дж. Дьюи 129, как еще не исполненное действие, воображаемое выполненным в будущем прошедшем времени. 2. Другой аспект отношения между проектом и действием приводит нас ко второму подтипу исчезновения тематических релевантностей, а именно, случаю, когда исходная тематическая релевантность отбрасывается, поскольку появляется другая проблема, связанная с предыдущей таким образом, что та покрывается ею, скрывается в новой теме. Типичный случай таков: для достижения определенной цели определенными средствами спроектирован определенный способ действия, чтобы «запустить» его. При выполнении этого проекта, т.е. проектировании деталей каждого шага, которые надо сделать, или средств, находящихся в пределах досягаемости, оказывается, что последний шаг в конце выполненной цепочки действий утратил свою тематическую важность. Это случилось потому, что он, как оказалось, был лишь промежуточным в более обширном проекте, или потому, что некоторые шаги, ведущие к реализации изначально задуманного проекта, не выполнимы, т.е. не могут быть выполнены в реальности мира работы – либо потому, что средства ее достижения вне пределов досягаемости, либо потому, что, будучи досягаемы, они влекут за собой неожиданные вторичные последствия, не совместимые с изначальным проектом130. В обоих случаях (т.е. в продолженном и ограниченном способе действия) мы можем сказать, что вновь установленный проект в своей тематической релевантности покрывает или поглощает подлинный изначальный проект. Последний абсорбирован первым и более не находится в поле зрения; его тематическая релевантность вытеснена вновь появившимся проектом. Ретроспективно может показаться, что ситуация в точности обратная, что именно новый проект сокрыт импликациями изначального, и лишь тогда вошел в поле зрения, когда от старого отказались. Такая ситуация часто случается, если система изначальных внутренних релевантностей не может быть установлена без перерыва, т.е. если она разрушена другой системой релевантностей (как в том случае, когда она не создана нами, но навязана нам). Нетрудно найти примеры подобного рода, особенно если обратиться к истории открытий и изобретений, как и к истории науки. Алхимики, пытавшиеся превратить обычные минералы в золото, сделали очень важные металлургические открытия; Колумб искал новый путь в Индию, а открыл Новый Свет, дискуссия об аксиомах геометрии создала новый инструмент общей теории относительности, обеспечив математическое объяснение искривленной, замкнутой и бесконечной вселенной. Выражаясь более обобщенно, всякий, кто пытается записать хорошо известную вереницу мыслей (будь то просто письмо к незнакомому или деловое в адрес фирмы), обнаружит, что в процессе письма, артикуляции и выговаривания своей мысли возникают новые тематические релевантности, в результате чего конечный продукт будет с необходимостью отличаться от спроектированного. Всеобщий принцип теории действия состоит в том, что, будучи выполнено, оно оказывается отличным от спроектируемого: «Ein anderes Antlitz, eh sie geschehen, ein anderes zeigt die vollbrachte Tat»131. Причина этого будет прояснена в соответствующем месте; сейчас же нас интересует лишь явление сокрытия, исчезновения предыдущей тематической релевантности за вновь возникшими. Исследуемое явление особенно важно для теории социального действия, которое характеризуется тем, что для действующего чьи-то другие (его товарища) внутренние релевантности являются навязанными, они ограничивают свободу проявления и следования своей собственной системе внутренних ре-левантностей. Так, шахматист, например, вынужден изменять спроектированный ход игры с каждым шагом партнера. Генерал должен приспосабливать свои стратегические и тактические планы к тому, что предпринимает противник, бизнесмен должен строить свою политику в соответствии с поведением его конкурентов, потребителей и т.д. Так или иначе, элемент неожиданности присущ вновь возникшим и неожиданным ре-левантностям, которые вытесняют и поглощают предыдущие. Для обозначения этого явления Мертон использовал термин
324 325 «прозрачность»132. Она происходит из того, что все наши предвосхищения всегда пусты, пока не наполнены или не опрокинуты последующими событиями. Но этот аспект проблемы относится к логике непознанного и апоретической теории, которая будет рассмотрена в дальнейшем133.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.045 с.) |