Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансцендентность мира другогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
До сих пор мы имели дело только с отношением лицом-к-лицу, когда некоторый сектор мира находится и в моей, и в моего собрата реальной досягаемости. Строго говоря, мир, который находится в моей реальной досягаемости, пересекается с миром, который находится в его досягаемости, однако с необходимостью существуют зоны, находящиеся в моей реальной досягаемости, но не находящиеся в его реальной досягаемости, и vice versa. Например, находясь лицом к другому, я вижу вещи, которые не видит он, а он видит вещи, которые не вижу я. То же самое можно сказать о наших сферах манипулирования. Этот камень, лежащий между нами, находится в моей сфере манипулирования, но не попадает в его сферу манипулирования. В этом смысле мир другого трансцендирует за пределы моего. Однако из идеализации взаимозаменяемости точек зрения (см. выше п. 3а) вытекает, что мир, находящийся в реальной досягаемости другого, находится также в моей достижимой (потенциальной) досягаемости и vice versa. В некоторых пределах (описание которых слишком далеко увело бы нас от темы нашего обсуждения) даже мир, находящийся в восстановимой досягаемости другого, и мир, находящийся в его предвосхищаемой досягаемости, находятся в моей потенциальной досягаемости (так сказать, потенциальной досягаемости второго порядка) и vice versa. Однако мир другого трансцендирует за пределы моего еще и в другом смысле. Чтобы понять особую форму этой транс-ценденции, мы, прежде всего, должны принять во внимание главенствующую функцию отношения лицом-к-лицу в консти-туировании социального мира. Только в нем тело другого находится в моей реальной досягаемости, а мое тело – в его; только в нем мы переживаем друг друга во всей нашей индивидуальной уникальности. До тех пор, пока длится отношение лицом-к-лицу, мы взаимно вовлечены в биографическую ситуацию друг друга: мы вместе стареем. Мы действительно имеем общую среду и общие переживания происходящих в ней событий: я и ты, т.е. Мы, видим летящую птицу. И это явление птичьего полета как события во внешнем (публичном) времени происходит одновременно с нашим его восприятием, которое есть событие в нашем внутреннем (частном) времени. Два потока внутреннего времени, твой и мой, синхронизируются с событием во внешнем времени (полетом птицы), а тем самым и друг с другом. Это будет особенно важно для нас, когда мы приступим к исследованию событий во внешнем мире, служащих средствами коммуникации, а именно: значащих жестов и языка. Тем не менее, как существование другого трансцендирует за пределы моего, так и мое – за пределы его. Общей для нас является лишь малая часть наших биографий. Кроме того, каждый из нас входит во взаимоотношение лишь частью своей личности (Зиммель), или, как говорят современные социологи, приняв особую социальную роль. И наконец, поскольку система релевантностей другого укоренена в его уникальной биографической ситуации, она не может совпадать с моей: она не может быть вовлечена в мою досягаемость, хотя я и могу ее понять. Есть еще третий род трансценденции, и эта трансценденция выходит за пределы не только моего мира, но и мира другого: само Мы-отношение, берущее начало во взаимном биографическом вовлечении, трансцендирует за пределы существования каждого из сообщников в царстве повседневной жизни. Оно принадлежит к иной конечной области значения, нежели область реальности повседневной жизни, и может быть схвачено только с помощью символизации. Это утверждение предвещает целый узел проблем, приступить к которым мы пока еще не готовы. Следует, однако, указать, что отношение лицом-к-лицу, которое мы до сих пор описывали, есть лишь одно из измерений социального мира, хотя и самое главное. Если соотнести его с миром, находящимся в моей реальной досягаемости, то можно будет найти в социальном мире и другие измерения, соотносимые с разными формами мира, находящегося в моей потенциальной досягаемости. Есть мир моих современников, с которыми я биографически не вовлечен в отношение лицом-к-лицу, но с которыми меня объединяет общий сектор времени, дающий мне возможность воздействовать на них, а им на меня в коммуникативной среде взаимной мотивации. (В пер-
486 487 вобытных обществах, где считается, что души умерших участвуют в социальной жизни группы, умершие рассматриваются как современники.) Существует мир моих предшественников, на которых я повлиять не могу, но чьи прошлые действия и их результаты открыты моей интерпретации и могут оказывать влияние на мои собственные действия; и существует мир моих преемников, пережить которых в непосредственном опыте невозможно, но на которых в более или менее пустом предвосхищении я могу ориентировать свои действия. Для всех измерений социального мира, кроме отношения лицом-к-лицу, характерно то, что я не могу схватить моих собратьев как уникальных индивидов, а могу лишь переживать их типичное поведение, типичный образец (pattern) их мотивов и установок во все более и более возрастающей анонимности. Мы не можем углубиться здесь в подробное обсуждение различных измерений социального мира. Однако необходимо иметь в виду заключенные здесь проблемы, чтобы правильно проанализировать некоторые вопросы, связанные с коммуникацией и аппрезентативной апперцепцией общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.009 с.) |