Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Множественные реальности и их конституированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В начале статьи мы ссылались на теорию множественных под-миров Уильяма Джемса. Каждый из этих подмиров, пока на нем сосредоточено внимание, может на свой особый лад восприниматься в качестве реальности. Сам Джемс отмечал, что каждый из этих подмиров обладает своим особым и неповторимым стилем существования; что относительно каждого из них «все утверждения, будь то о свойствах или о существова-
422 423 нии, принимаются на веру уже в силу самого факта их восприятия – если только они не сталкиваются с другими утверждениями, принимаемыми на веру в то же самое время, – вследствие подтверждения того, что их термины совпадают с терминами этих последних утверждений»18; что всякое различение реального и нереального основывается на двух особенностях мышления: «во-первых, мы склонны мыслить об одном и том же по-разному; и, во-вторых, мы можем при этом выбирать, какой способ мышления принять, а какой отвергнуть». Следовательно, у Джемса речь идет о «чувстве реальности», которое можно исследовать в психологических категориях веры и неверия. Дабы освободить это важное прозрение от его психологического контекста, мы предпочитаем говорить не о множественных подмирах реальности, а о конечных областях значения, каждую из которых мы можем наделить отличительной чертой реальности. Мы говорим об областях значения, а не о подмирах постольку, поскольку именно значение наших переживаний, а не онтологическая структура объектов, конституирует реальность19. Поэтому мы называем некоторый комплекс наших переживаний конечной областью значения, если все они проявляют специфический когнитивный стиль и – в отношении этого стиля – не только непротиворечивы сами по себе, но и совместимы друг с другом. Оговорка, выделенная курсивом, важна, так как несогласованность и несовместимость каких-либо переживаний, причастных к одному и тому же когнитивному стилю, не обязательно влечет за собой изъятие отличительных черт реальности с соответствующей области значения в целом, а лишь приводит к обесценению отдельного переживания или нескольких переживаний в пределах этой области. Но что следует понимать под выражениями «специфический когнитивный стиль» и «отличительная черта реальности»? Давайте вновь возьмем в качестве примера мир повседневной жизни, как он был определен и проанализирован в предыдущей главе. Этот мир определенно является «подмиром», или «конечной областью значения», наряду со множеством других, хотя и выделяется как высшая, или верховная реальность по причинам, указанным в предыдущем параграфе. Суммируя главные характеристики, конституирующие его специфический когнитивный стиль, мы обнаруживаем: (1) специфическую напряженность сознания, а именно, бодрствование, вытекающее из полного внимания к жизни; (2) особенное эпохé, а именно, воздержание от сомнения;
(3) преобладающую форму спонтанной активности, а именно, работу (осмысленную спонтанную активность, которая базируется на проекте и характеризуется намерением осуществить спроектированное положение дел с помощью телесных движений, встраивающихся во внешний мир); (4) специфическую форму переживания собственного Я (работающее Я как целостное Я); (5) специфическую форму социальности (общий интерсубъективный мир коммуникации и социального действия); (6) специфическую временную перспективу (стандартное время, берущее начало в пересечении durй e и космического времени как всеобщей временной структуре интерсубъективного мира). Таковы, по крайней мере, некоторые характерные черты когнитивного стиля, присущего этой особой области значения. Пока наши переживания этого мира – как надежные, так и обесцененные – подчинены этому стилю, мы можем рассматривать эту область значения как реальную, т.е. придавать ей черты реальности. И пребывая в естественной установке, мы вынуждены это делать в отношении верховной реальности повседневной жизни, так как наши практические переживания удостоверяют единство и гармоничность мира работы как заслуживающие веры, а гипотезу о его реальности – как неопровержимую. Более того: эта реальность кажется нам естественной, и мы не готовы отказаться от нашей установки по отношению к ней до тех пор, пока не переживем специфический шок, заставляющий нас вырваться из этой «конечной» области значения и перенести акцент реальности на другую. Разумеется, эти шоковые переживания частенько подстерегают меня в самой гуще моей повседневной жизни; они свойственны самой ее реальности. Они показывают мне, что мир работы в стандартном времени – не единственная конечная область значения, а одна из многих, доступных мне в моей ин-тенциональной жизни. Разнообразных шоковых переживаний так же много, как и конечных областей значения, которые я могу наделить чертами реальности. Вот несколько примеров: шок засыпания как перескакивание в мир сновидений; внутренняя трансформация, происходящая в нас, когда в театре поднимается занавес, и переносящая нас в мир сценического представления; радикальное изменение нашей установки, когда мы, прежде чем приступить к рисованию, позволяем полю нашего зрения ог-
424 425 раничиться тем, что находится внутри рамки, как переход в художественный мир картины; наше замешательство, переходящее в смех, когда мы, выслушав шутку, готовы ненадолго принять фиктивный мир остроумия в качестве реальности, по отношению к которой мир нашей повседневной жизни приобретает довольно дурацкий характер; переключение внимания ребенка на игрушку как переход в мир игры; и т.д. Вместе с тем, такого рода шок представляют собой религиозные переживания во всех их разновидностях – например, кьеркегоровское переживание «мгновения» как скачка в религиозную сферу, – а также решение ученого заменить всякое страстное участие в делах «этого мира» беспристрастной созерцательной установкой. Теперь можно сконцентрировать вышесказанное в следующих тезисах: (1) Все эти миры – мир сновидений, грез и фантазий, особенно мир искусства, мир религиозного опыта, мир научного созерцания, игровой мир ребенка и мир сумасшедшего – суть конечные области значения. Это значит, что (а) все они обладают особым когнитивным стилем (хотя и иным, нежели мир работы в естественной установке); (б) все переживания в каждом из этих миров внутренне непротиворечивы и совместимы друг с другом в отношении этого когнитивного стиля (хотя и не совместимы со значением повседневной жизни); (в) каждая из этих конечных областей значения может получить специфические черты реальности (хотя и не те, которыми наделяется мир работы). (2) Непротиворечивость и совместимость переживаний в отношении их особого когнитивного стиля существует лишь в границах той конкретной области значения, которой принадлежат эти переживания. Совместимое с областью значения Р ни в коем случае не будет совместимо с областью значения Q. Напротив, видимые из области Р, предположенной в качестве реальности, область Q и все принадлежащие ей переживания будут казаться фиктивными, противоречивыми и несовместимыми, и наоборот. (3) Именно поэтому мы вправе говорить о конечных областях значения. Эта конечность предполагает невозможность соотнесения любой из этих областей с какой бы то ни было другой посредством введения некой формулы преобразования. Переход из одной области в другую может быть совершен, по выражению Кьеркегора, лишь посредством «скачка», и этот «скачок» проявляется в субъективном переживании шока.
(4) То, что мы назвали только что «скачком», или «шоком», есть не что иное, как радикальная модификация в напряженности нашего сознания, коренящейся в разных степенях attention а la vie. (5) Таким образом, когнитивный стиль, присущий любой из областей значения, включает в себя специфическую напряженность сознания, а, стало быть, свое особое эпохе, преобладающую форму спонтанности, особую форму переживания собственного Я, особую форму социальности и особую временную перспективу. (6) Мир работы в повседневной жизни является архетипом нашего переживания реальности. Все другие области значения можно рассматривать как его модификации20. Было бы интересно попытаться систематизировать эти конечные области значения соответственно их конститутивному принципу, т.е. по степени уменьшения напряженности нашего сознания, проявляющейся в отключении нашего внимания от повседневной жизни. Такой анализ показал бы, что чем больше разум отворачивается от жизни, тем большие куски повседневного мира работы ставятся под сомнение; эпохе естественной установки, которое заставляет воздерживаться от сомнения в его существовании, заменяется другими эпохе, которые заставляют воздерживаться от веры во все большее и большее число слоев реальности повседневной жизни, заключая их в скобки. Иначе говоря, типологизацию разных конечных областей значения можно было бы начать с анализа тех факторов мира повседневной жизни, с которых отзываются черты реальности по причине их выпадения из фокуса заинтересованного внимания к жизни. Тогда все, оставшееся за скобками, можно было бы определить как конститутивные элементы когнитивного стиля переживаний, принадлежащих к отграниченной таким образом области значения. Она, в свою очередь, может приобрести иную черту реальности, или, на языке архетипа всякой реальности (а именно, мира нашей повседневной жизни), квазиреальности. Последнее замечание открывает особое затруднение, с которым сталкиваются любые попытки описания этих квазиреальностей. Суть его в том, что язык – любой язык – как коммуникативный кат' Ј7ro%r|v принадлежит к интерсубъективному миру работы и, следовательно, упрямо отказывается служить средством выражения значений, выходящих за эти рамки. Отсюда многочисленные формы непрямой коммуникации, к не-
426 427 которым из них мы еще вернемся. Например, научная терминология – это специальное средство, позволяющее преодолеть указанное затруднение в пределах ограниченной научной области. Здесь мы вынуждены отказаться от разработки подробной типологии многочисленных реальностей на основе только что названных принципов. Нас, в первую очередь, интересует, как связаны области мира повседневной жизни с мирами наук, особенно миром социальных наук и их реальностью. Однако мы не можем разобраться в этой проблеме и во всех ее импликациях одним наскоком. Поэтому мы будем идти вперед постепенно и для начала сопоставим мир работы с двумя типичными образцами иных конечных областей значения, а именно: миром фантазий и миром сновидений. Далее мы, опираясь на результаты анализа когнитивного стиля этих двух областей, подвергнем исследованию структуру мира научного созерцания.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.008 с.) |