Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Гуссерлево понятие проблематичных возможностей и поле непроблематизируемогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сходство карнеадовой теории правдоподобия (piqanТn) и его степеней с гуссерлевским анализом проблематичных возможностей, как они изложены в работе «Опыт и суждение» («Erfahr-ung und Urteil»), бросается в глаза. Профессор Робин, из ясно изложенной книги которого мы многое позаимствовали, обсуждает вопрос, относится ли кратко описанная выше теория Карнеада лишь к сфере действия, как многие думают, или же ко всем типам когитаций, таким, как суждения, восприятия и т.д. Сравнивая тексты и анализируя их содержание, он приходит к подтверждению последней гипотезы. И это опять-таки состыкуется с анализом Э. Гуссерля, согласно которому источник проблематичных возможностей коренится в допредика-тивной сфере. Но если для Карнеада эти проблематичные возможности ограничены различными видами активности разума (хотя и не только действиями в смысле актов работы, обращенной во внешний мир), то Э. Гуссерль не может пренебречь их референцией к пассивному синтезу, с помощью которого, как он полагает, конституируются такие отношения, как тождество, подобие и т.д. Именно этот пассивный синтез26 соотносит наличные переживания с уже пережитыми27, которые в форме типов являются элементами нашего запаса знания. С помощью пассивного синтеза узнавания наличные переживания приводятся в соответствие или накладываются на типы уже пережитого материала. Объективно они могут быть, а могут и не быть конгруэнтными; они могут походить или отличаться друг от друга. Субъективно же мы можем отождествить данное переживание с чем-то уже пережитым как «то же самое» или как «то же самое, но видоизмененное» или же как «нечто подобное»; мы можем либо «распознать» его, либо выяснить, что
250 251 в запасе нашего ранее типизированного знания нет ничего, что было бы конгруэнтно или даже сопоставимо с наличным переживанием – в последнем случае мы признаем это данное переживание новым, т.е. таким, которое не может быть приведено в соответствие с чем-то уже пережитым с помощью пассивного синтеза узнавания. Однако сколь ни важна эта проблема для общей теории переживания – а в дальнейшем мы еще вынуждены будем к ней вернуться, – она не является фокусом наших интересов при исследовании взаимоотношений между темой и горизонтом, избирательной функцией разума и лежащей в ее основе структурой релевантности. И все же все упомянутые выше теории – Карнеада, Гуссерля, Бергсона и Янкелевича – сходятся в допущении, что в пределах данного поля нашего сознания несколько конфигураций (перцептивных, фантазийных и проч.) состязаются друг с другом за то, чтобы стать интерпретацией. Они конкурируют на манер проблематичных возможностей или альтернатив: каждая имеет определенную привлекательность, собственный вес, каждая может быть связана с предшествующими переживаниями или, по крайней мере, с переживаниями подобного типа. В момент, предшествующий нашему обзору (periodeusis), мы имеем в поле нашего сознания, так сказать, неструктурированное целое рядоположенных конфигураций, каждая из которых может стать тематической, а может и остаться в пределах горизонта данного поля. Описанная ситуация, как видим, отлична от той, что восходит к истокам гештальт-психологического исследования. Приверженец гештальт-психологии также допускает как данность неструктурированное общее поле и стремится доказать, что посредством акта интерпретации избирательная способность разума структурирует это поле на фон и то, что на нем выступает (то есть является гештальтом). Но он не показывает, как в пределах неструктурированного поля (которое, по выражению Э. Гуссерля, является полем открытых возможностей, открытой структурой, в котором равновозможны все конкурирующие типы интерпретативного структурирования, каждый из которых имеет равный вес и одинаковую привлекательность) может быть конституирована подлинная альтернатива, т.е. проблематичные возможности. Гештальту, интерпретативно вычленяемому в открытом поле (или, лучше сказать, несколько конфигураций, которые в процессе колебания в открытом поле становятся, соответственно, темой и горизонтом), с само- го начала отводится привилегированное положение. У меня может быть выбор интерпретировать ту или иную конфигурацию как гештальт или как относящуюся к фону данного поля; но это возможно лишь в том случае, если в самом поле конституированы в качестве проблематичных не одна, а несколько интерпретативных возможностей. В рамках первой ступени правдоподобия (т. е. простой вероятности) равно возможна любая интерпретация, любая связь с типичными, ранее пережитыми данными. Каждая из «отобранных» в пределах данного поля конфигураций может стать тематической или остаться горизонтной, и в принципе не существенно, осуществляется ли этот процесс посредством пассивного синтеза, как утверждает Э. Гуссерль, или как акт выбора и сравнения, как, по-видимому, полагает Янкелевич. Но как тогда объяснить вторую стадию интерпретативной процедуры – ту, которую Карнеад обозначил как борьбу между perispastos (отклоненными) и aperispastos (неотклоненными) представлениями, или, в терминологии Э. Гуссерля, проблематичными возможностями? Иначе говоря, как и с помощью какой процедуры некоторые из открытых возможностей отбираются, сопоставляются и обращаются в проблематичные возможности, каждая из которых обладает своим правдоподобием (piqanТn) и, тем не менее, примиряются посредством взаимоотношения отклоненных (per…pastoj) и неотклоненных (¢per…pastoj). Что заставляет человека в приведенном Карнеадом примере колебаться между интерпретацией некоей вещи в темном углу комнаты как мотком веревки или змеи? Она может быть открыта для множества других интерпретаций: это могла бы быть груда камней, куча белья и что угодно еще. В данной же ситуации – время зимнее, помещение слабо освещено, а человек труслив – он не проявляет интереса к подобным изысканиям. Его скорее интересует то, не опасен ли данный предмет и не требуется ли предпринять мер предосторожности? В углу помещения находится объект, который не структурирован в поле его зрительного восприятия? Прежде всего, почему этот объект настолько привлекает его внимание, что становится темой его интерпре-тативной активности? Что вообще заставляет его проблемати-зировать интерпретацию этого объекта? В помещении может быть множество других предметов, возможно, в том же углу, а возможно и в других, которые оставляют его абсолютно равнодушным; и все они расположены в неструктурированном поле его видения. Они остаются в области горизонта. В данной си-
252 253 туации они не становятся тематическими. Они не представляют никакой проблемы, интерпретативной или какой-либо еще, и потому он не обращает на них внимания. Та вещь, которую он пытается интерпретировать либо как моток веревки, либо как змею, является в некотором смысле привилегированной среди других объектов, находящихся в помещении. Она выделяется из них, она изначально – введем этот термин, предвосхищая дальнейшие результаты, – релевантна ему. Это может иметь самые разные причины, и чтобы определить их, мы должны располагать всеобъемлющим знанием не только ситуативных элементов текущего момента человеческой биографии, но и всей истории предшествующего становления, приведшего к теперешней ситуации (иными словами, всего осажденного опыта, результатом которого и является нынешняя ситуация). Могло бы быть, к примеру, что комната, в которую входит человек, является его собственной, с которой он хорошо знаком и все детали которой ему хорошо известны, – известны в смысле пассивного или автоматически привычного знания, почерпнутого в рутинном опыте. Тогда, входя в помещение, он ожидает увидеть его более или менее таким, каким он его оставил, как это было много раз, когда он возвращался домой – в дом, о котором он не может мыслить иначе, как посредством идеализации «снова-то-же-самое». Этот набор ожиданий может конституировать непроясненную, но устойчивую рамку всех возможных переживаний этого помещения, которых он вправе ожидать, входя в него в данный конкретный момент времени. Но этот набор ожиданий, это поле непроблематичного, конституирующего или, по меньшей мере, со-конституирующего рамку соотнесения (референции) всех возможных и ожидаемых им переживаний, оказывается разбитым вдребезги новым переживанием, не являющимся ни непроблематичным, ни знакомым. С первого взгляда человек обнаруживает в пока что не разрушенном поле визуального восприятия элемент, который не соответствует тому, что он ожидал, – некую вещь в углу. Что бы это могло быть? Почему она мне не знакома? Почему она не вписывается в ожидаемое поле непроблематизируемого, которое, как он по привычке полагал, найдет снова? Человек мог войти в комнату тематически озабоченным совсем другой проблемой, например, он мог думать о своих друзьях или о предстоящем путешествии. Однако крушение его ожиданий, неожиданная перемена навя- зывает ему изменение его тематического поля. Нечто, которое, как предполагалось, будет знакомым, и, следовательно, непроблематичным, оказывается незнакомым. Его, стало быть, нужно исследовать и удостоверить его природу; оно стало проблематичным и, таким образом, должно быть тематизировано, а не оставлено в неразличимости фона сопутствующего горизонта. Оно достаточно релевантно, чтобы быть навязанным в качестве новой проблемы, новой темы и даже возобладать над предыдущей темой его мышления, которую, сообразуясь с обстоятельствами, наш человек либо более вовсе «не схватывает», либо временно отодвигает в сторону. Нет необходимости рассматривать здесь те незначительные модификации, которые привносятся в ситуацию, если помещение, в которое входит человек, является не его «домом», а помещением, с которым он до сих пор не был знаком. Тем не менее, даже и в этом случае у него есть более или менее хорошо определенные ожидания того, что он может найти в помещениях подобного типа. Объект, подобный лежащему в углу, не относится к тому типу вещей, которые он ожидает найти в помещениях такого типа. Среди прочих более или менее знакомых или непроблематичных вещей эта выделяется своей неожиданностью. Что бы это могло быть? Вещь возбуждает его любопытство, приглашает уделить ей внимание, узнать или, возможно, отождествить ее с чем-то, чтобы почувствовать себя непринужденно в отношении других типизаций своих ожиданий. Она становится проблематичной для него, и, следовательно, тематической.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.008 с.) |