Е. Взаимозависимость трех систем релевантности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. Взаимозависимость трех систем релевантности



С точки зрения человека, ориентированного главной темой своего интереса, т.е. «субъективно», вполне можно восприни­мать три главных типа релевантности в иной, чем описанная выше, хронологической последовательности. В самом деле, мы вполне можем сказать, что любая из этих систем может рас­сматриваться в качестве отправного пункта по времени, так сказать, в качестве основополагающей. Это можно кратко про­иллюстрировать на примере появления незнакомых аспектов знакомого восприятия, и даже совершенно необычных, непри­вычных восприятий.

Главная черта нашего привычного достояния, т.е. того не-проблематизируемого знания, которое мы принимаем как само собой разумеющееся (будь то мышление или действие), состоит в том, что оно несет в себе ожидания типа «И так да­лее, и тому подобное», а также «Я могу сделать это снова», т.е. то, что те же самые или типично сходные восприятия повторятся. Мы, к примеру, можем ожидать, что невидимая сторона красно­го шара, воспринимаемая с «этой» стороны, окажется красной и сферической, если мы обойдем его вокруг (или повернем его). Эти ожидания соответствуют нашему привычному зна­нию, относящемуся к типологическому сходству видимой и невидимой частей типически сходных объектов. Но эти ожи­дания могут оправдаться, а могут и нет. Может оказаться, что невидимая задняя сторона, будучи повернута, окажется не красной, а пятнистой, и не сферической, а деформированной.

В общем, может оказаться, что ожидаемая типичность по­вторяющегося, до сих пор не проблематизированного окажет­ся иной, чем ожидалось, что ожидания не оправдаются или будут расстроены неожиданной атипичностью ожидаемого со­бытия или что выполняемая нами привычная деятельность ос­ложняется непредвиденным препятствием. Предмет, событие или состояние дел могут оказаться «иными, чем ожидалось», выг­лядеть «не так, а как-то иначе». Именно это «не так, а немного иначе» делает новое восприятие незнакомым. «Как странно! Дела идут совсем не так, как прежде! Их более нельзя воспри­нимать как неоспоримую данность (само собой разумеющее­ся)!» Эти высказывания свидетельствуют о неоправданности воспринимать все, как было. Необычные восприятия требуют рассмотрения, если они достаточно интересны, поскольку очень


уж незнакомы. Они становятся проблематичными. И вместе с ними возникают и новые тематические релевантности.

В таком случае становится явным двойственное отношение между системами тематических и мотивационных релевантнос-тей. С одной стороны, именно преобладающая система мотива-ционных релевантностей, возникший у меня интерес приводит к конституированию новых тематических релевантностей, а именно, исследовать атипичное, необычное событие, которое оказывается «не тем, а иным». С другой стороны, вновь создан­ная тематическая релевантность может быть истоком и отправ­ным пунктом набора новых мотивационных релевантностей. Что-то ранее нерелевантное (находящееся в неисследованном горизонте знакомой главной темы) становится интересным и конституируется как новая тема или, по меньшей мере, как но­вая подчиненная тема. Она все еще не знакома мне, но, став те­матически релевантной, она «побуждает меня» (т.е. она ста­новится мотивационно релевантной мне) «познакомиться» с нею. Я могу, например, соотнести незнакомое восприятие с ра­нее знакомым. Я решаю сделать это, входя в незнакомые и, сле­довательно, непонятные горизонты того, что до сих пор было нерелевантным и поэтому «не заслуживало» специального иссле­дования. Наконец, разве я не верю, что до сих пор был достаточ­но знаком с исследуемым объектом – «достаточно» для моих на­личных целей на данный момент времени? Конечно, может оказаться, что я найду в этих неисследованных горизонтах не­которые указания на ожидаемые элементы или события, кото­рые, будучи атипичными с позиции того, что мне известно, име­ют «нечто общее» с непонятным и незнакомым восприятием.

Теперь, для того чтобы трансформировать импликации гори­зонта главной темы в подтемы, я должен постоянно модифици­ровать мою систему интерпретативных релевантностей, – ту, что содержит «предписания», относящиеся к господствующей глав­ной теме. С другой стороны, весьма возможно, что сдвиг в сис­теме интерпретативных релевантностей – как в случае введения нового понятия – становится отправным пунктом для создания набора новых мотивационных или тематических релевантностей, не присущих запасу наличного знания, которым я обладаю.

Наше исследование показывает, что мы не можем поместить ни одну из трех систем релевантностей в привилегированное по­ложение. Напротив, каждая из них может стать отправным пун­ктом изменений в двух остальных. Мы можем графически пред­ставить это круговое взаимоотношение в следующей диаграмме:


 


290


291



тематические релевантности


мотивационные                  интерпретативные

релевантности                      релевантности


Эти три системы релевантности, следовательно, являются не чем иным, как тремя аспектами одного и того же набора явлений.

Тем не менее, мы полагаем, что проведенное нами различие между ними является чем-то большим, чем простой казуисти­кой, надеясь, что наше исследование не было бесполезным. Предвосхищая последующие результаты, мы можем сказать, что теория тематических релевантностей вносит вклад в поня­тие ценности и нашей свободы выбирать ценности, которыми мы хотим руководствоваться в своей теоретической деятельно­сти и практической жизни. Более того, теория интерпретатив-ных релевантностей по-новому высвечивает значение и функции методологии ( которая ограничена областью интерпретативных релевантностей) и выстраивает фундамент теории экспектаций и особенно проблем рационализации. Эта последняя оказыва­ется черезвычайно полезной в прояснении теории верификации, опровержения и фальсификации высказываний, относящихся к эм­пирическим фактам, а также вносит вклад в конститутивные проблемы типичности. Наконец, теория мотивационной реле­вантности оказывается полезной для анализа проблем, связан­ных со структурой личности и особенно теорией интерсубъек­тивного понимания 67.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.006 с.)