Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е. Взаимозависимость трех систем релевантностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С точки зрения человека, ориентированного главной темой своего интереса, т.е. «субъективно», вполне можно воспринимать три главных типа релевантности в иной, чем описанная выше, хронологической последовательности. В самом деле, мы вполне можем сказать, что любая из этих систем может рассматриваться в качестве отправного пункта по времени, так сказать, в качестве основополагающей. Это можно кратко проиллюстрировать на примере появления незнакомых аспектов знакомого восприятия, и даже совершенно необычных, непривычных восприятий. Главная черта нашего привычного достояния, т.е. того не-проблематизируемого знания, которое мы принимаем как само собой разумеющееся (будь то мышление или действие), состоит в том, что оно несет в себе ожидания типа «И так далее, и тому подобное», а также «Я могу сделать это снова», т.е. то, что те же самые или типично сходные восприятия повторятся. Мы, к примеру, можем ожидать, что невидимая сторона красного шара, воспринимаемая с «этой» стороны, окажется красной и сферической, если мы обойдем его вокруг (или повернем его). Эти ожидания соответствуют нашему привычному знанию, относящемуся к типологическому сходству видимой и невидимой частей типически сходных объектов. Но эти ожидания могут оправдаться, а могут и нет. Может оказаться, что невидимая задняя сторона, будучи повернута, окажется не красной, а пятнистой, и не сферической, а деформированной. В общем, может оказаться, что ожидаемая типичность повторяющегося, до сих пор не проблематизированного окажется иной, чем ожидалось, что ожидания не оправдаются или будут расстроены неожиданной атипичностью ожидаемого события или что выполняемая нами привычная деятельность осложняется непредвиденным препятствием. Предмет, событие или состояние дел могут оказаться «иными, чем ожидалось», выглядеть «не так, а как-то иначе». Именно это «не так, а немного иначе» делает новое восприятие незнакомым. «Как странно! Дела идут совсем не так, как прежде! Их более нельзя воспринимать как неоспоримую данность (само собой разумеющееся)!» Эти высказывания свидетельствуют о неоправданности воспринимать все, как было. Необычные восприятия требуют рассмотрения, если они достаточно интересны, поскольку очень уж незнакомы. Они становятся проблематичными. И вместе с ними возникают и новые тематические релевантности. В таком случае становится явным двойственное отношение между системами тематических и мотивационных релевантнос-тей. С одной стороны, именно преобладающая система мотива-ционных релевантностей, возникший у меня интерес приводит к конституированию новых тематических релевантностей, а именно, исследовать атипичное, необычное событие, которое оказывается «не тем, а иным». С другой стороны, вновь созданная тематическая релевантность может быть истоком и отправным пунктом набора новых мотивационных релевантностей. Что-то ранее нерелевантное (находящееся в неисследованном горизонте знакомой главной темы) становится интересным и конституируется как новая тема или, по меньшей мере, как новая подчиненная тема. Она все еще не знакома мне, но, став тематически релевантной, она «побуждает меня» (т.е. она становится мотивационно релевантной мне) «познакомиться» с нею. Я могу, например, соотнести незнакомое восприятие с ранее знакомым. Я решаю сделать это, входя в незнакомые и, следовательно, непонятные горизонты того, что до сих пор было нерелевантным и поэтому «не заслуживало» специального исследования. Наконец, разве я не верю, что до сих пор был достаточно знаком с исследуемым объектом – «достаточно» для моих наличных целей на данный момент времени? Конечно, может оказаться, что я найду в этих неисследованных горизонтах некоторые указания на ожидаемые элементы или события, которые, будучи атипичными с позиции того, что мне известно, имеют «нечто общее» с непонятным и незнакомым восприятием. Теперь, для того чтобы трансформировать импликации горизонта главной темы в подтемы, я должен постоянно модифицировать мою систему интерпретативных релевантностей, – ту, что содержит «предписания», относящиеся к господствующей главной теме. С другой стороны, весьма возможно, что сдвиг в системе интерпретативных релевантностей – как в случае введения нового понятия – становится отправным пунктом для создания набора новых мотивационных или тематических релевантностей, не присущих запасу наличного знания, которым я обладаю. Наше исследование показывает, что мы не можем поместить ни одну из трех систем релевантностей в привилегированное положение. Напротив, каждая из них может стать отправным пунктом изменений в двух остальных. Мы можем графически представить это круговое взаимоотношение в следующей диаграмме:
290 291
Эти три системы релевантности, следовательно, являются не чем иным, как тремя аспектами одного и того же набора явлений. Тем не менее, мы полагаем, что проведенное нами различие между ними является чем-то большим, чем простой казуистикой, надеясь, что наше исследование не было бесполезным. Предвосхищая последующие результаты, мы можем сказать, что теория тематических релевантностей вносит вклад в понятие ценности и нашей свободы выбирать ценности, которыми мы хотим руководствоваться в своей теоретической деятельности и практической жизни. Более того, теория интерпретатив-ных релевантностей по-новому высвечивает значение и функции методологии ( которая ограничена областью интерпретативных релевантностей) и выстраивает фундамент теории экспектаций и особенно проблем рационализации. Эта последняя оказывается черезвычайно полезной в прояснении теории верификации, опровержения и фальсификации высказываний, относящихся к эмпирическим фактам, а также вносит вклад в конститутивные проблемы типичности. Наконец, теория мотивационной релевантности оказывается полезной для анализа проблем, связанных со структурой личности и особенно теорией интерсубъективного понимания 67.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.01 с.) |