Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Временно прерванный процессСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теперь же мы обратимся к другой группе факторов, препятствующих осаждению (sedimentation) наших восприятий, – ситуации, когда этот процесс временно прерван с намерением вновь к нему вернуться. В таком случае тема не отбрасывается и не уходит из поля зрения, а лишь нейтрализуется; она пассивна, но готова к реактивации в любой момент, как только позволят обстоятельства. 1. Прерывание процесса может носить как навязанный, так и добровольный характер. В первом случае он может быть навязан как нашей собственной природой, так и природой вещей. Так, наша природа не позволяет нам осуществлять определенные действия вплоть до их завершения с одним и тем же напряжением. Нашему сознанию присущ определенный ритм различных напряжений: период полного бодрствования необходимо чередуется с периодом сна, усилия ведут к усталости, внимание имеет свои степени интенсивности. Этот ритм нашей внутренней жизни, хотя и имеет свое биоорганическое основание, субъективно воспринимается как явление нашей внутренней жизни – артикуляции ритмов нашей внутренней активности, требующие для своего завершения большего периода времени, чем те, что определены колебаниями напряжения нашего сознания. Прерывание процесса может быть навязано природой вещей: т.е. если развитие чего-либо нуждается в том, чтобы во внешнем времени произошло нечто такое, на что наша власть не распространяется, возникает специфический феномен «ожидания». Ожидание и усталость являются категориями, относящимися к онтологической ситуации человека в мире (и поскольку являются фундаментальными релевантностями, основанными на обстоятельствах, определенных биографическими факторами, эти явления будут рассмотрены впоследствии в наборе «биографических проблем»)134. Сейчас же нас интересует лишь тот факт, что эти навязанные перерывы ведут к па- узе, приостановке нашей деятельности, которая, конечно же, не нуждается в том, чтобы быть навязанной. Они могут возникнуть и в добровольном прерывании, когда мы отвлекаемся от нашей темы, а затем вновь возвращаемся к ней. В обоих случаях – навязанного и добровольного прерывания – возникает проблема: Что произошло с темой в период приостановки? Как можно вернуться к ней после такой паузы? Почему я могу предполагать, что завтра начну с того, чем закончил вчера? И имеют ли эти вопросы один и тот же ответ для навязанных и добровольных прерываний? Предположим, что я читаю «Дон-Кихота» и меня прервали; ответы на поставленные вопросы сравнительно просты. Я не могу закончить чтение романа за один присест; но, закрывая книгу на ночь на главе XX, я могу предвосхитить, что завтра XXI глава даст мне продолжение истории. Даже если я не продолжу чтение до следующей недели или следующего месяца, я могу быть уверен, что начну оттуда, где закончил сегодня. Тем временем я могу или должен вернуться к другим видам деятельности, другие темы станут главными объектами моего внимания, другие релевантности возникнут в то время, на которое я отложил чтение романа. Поскольку я не филолог и не изучаю литературу профессионально, мое чтение романа отложено на часы досуга. Как отмечалось выше, у меня есть различные планы, интегрирующие различные мотивы: планы работы и досуга, на час и на день, организованные в иерархию, зависящую от моего генерального жизненного плана. Эти планы определяют мотивационные релевантности моей деятельности. И ими определяются тематические релевантности, основанные на таких мотивах. В моих планах на досуг тематическая релевантность продолжить чтение остается неизменной. Но это не подходит моему плану работы; и когда я работаю, этот план нейтрализован, взят в скобки, пассивен, он дремлет, но, тем не менее, в поле моего схватывания. Короче, это тема, принадлежащая другой системе планов, другой области моей жизни; она сохраняется господствующей темой моего досуга, но в нейтрализованной форме, готовой к реактивации. Конечно, когда в часы досуга я занят чтением этой книги, темы моих рабочих планов оставлены, чтобы быть возобновленными, когда я вновь обращусь к системе мотивов-для, называемых моими планами. Этот пример может привести к непониманию, поскольку моя повседневная деятельность принадлежит к области вер-
326 327 ховной реальности работы в общем для всех нас мире, в то время как мое чтение романа требует погружения в вымышленную реальность. Точнее, много так называемых перерывов в процессе осаждения (sedimentation) моего опыта включают смену уровня реальности или области (значений. – Н.С.). А поскольку мы определяем верховную реальность повседневной жизни как мир полного бодрствования, основанного на максимальном внимании к жизни (которое является высшим напряжением сознания), мы можем объяснить даже усталость модификацией такого внимания, т.е. с помощью верховной реальности как таковой. Но такая смена уровней реальности в случаях приостановки случается не всегда. Иными словами, паузы и перерывы могут возникать, если системы мотивов-для, принадлежащих тому же самому уровню реальности, пересекаются или конкурируют. Это и имеет место в приводимом нами примере. Если мы прервали процесс деятельности а1 и обратились к деятельности а2, вернувшись к а1 по завершению а2, мы заменили тему а1 и соответствующую ей систему релевантностей на тему а2 и соответствующие ей тематические релевантности. Таким образом, а2, пребывавшее на периферии сознания, выдвигается в фокус, в то время как а1 отодвигается на периферию. Но она отодвигается как нейтрализованная тема с присущими ей релевантностями, откладывается, отсрочивается в полной тематической релевантности и не исчезнувшей из области схватывания. Имея а2 в центре моего тематического поля с его полной тематической релевантностью, я, тем не менее, удерживаю а1 как маргинальную и тематическую в своем роде, но как временно отложенную, взятую в скобки и удерживающую всю полноту релевантной структуры в пассивной, нейтрализованной форме. Мы можем назвать такую тему «маргинальной», а присущие ей релевантности – «маргинальными». В той мере, в какой последние являются мотивационными ре-левантностями, мы можем говорить о маргинальных планах. Различие между этой ситуацией и двумя, описанными выше, очевидно135. В первом случае тема была оставлена, ее не было в поле сознания, даже в маргинальной области. Она могла оставить пробел, но системы релевантностей, присущие этому пробелу, не идентичны тем, что свойственны изначальной теме (ушедшей из поля зрения), это релевантности темы, находящейся в фокусе. Во втором случае, когда тема отодвигалась в том смысле, что «поглощалась» другой, существенно то, что вновь возникшая проблема была связана с первой таким образом, что предыдущая либо расширяла, либо сужала размах последней. Но в нашем последнем случае (когда она прервана, активно отложена), оставленная тема удерживается в маргинальной области; здесь нет пробела, который мог бы служить источником гетерогенных релевантностей, и маргинальная тема не связана с актуальной посредством замещения. Маргинальная и актуальная темы равным образом завершают друг друга с присущими им полными системами релевантности (первая, уточним, в нейтрализованной модификации). 2. Соответственно, полный набор мотивационных релевант-ностей (называемый нами планом), которые в данный момент «не задействованы», можно интерпретировать как маргинальную тему. И в этом качестве он может быть вновь приведен в действие по желанию в любое время, если позволяют обстоятельства. Однако, строго говоря, допущение, что я могу начать завтра с того, чем закончил сегодня, включает идеализацию, являющуюся особой формой того, что мы назвали «и так далее, и тому подобное» или «я могу сделать это снова»136. Фактически я не могу возобновить прерванную деятельность а1 с того места, откуда я передвинул ее из фокуса в маргинальную область моего поля. Во время паузы, перерыва она была маргинальной темой и поэтому воспринималась как особый оттенок c позиций системы релевантностей, присущих актуализированной теме а2. Моя восстановленная деятельность а1 может быть существенно «той же самой», как и до перерыва, но она всегда будет иметь значение «та же самая деятельность, продолженная после перерыва». Конечно, может быть, что это изменение значения имеет единственной причиной прерывание протенции – предвосхищения того, что угрожает непрерывности реализации в процессе деятельности – тогда она прервана вторжением новой темы. Субъективным следствием такого опыта является более или менее заметное усилие «возобновить процесс» после приостановки. Это восстановление прерванной деятельности является частным случаем всеобщей проблемы повторения, которая станет особенно важной для исследования определенных форм социального взаимодействия и социальных отношений. Мы должны вспомнить, что наша прерванная деятельность а1 и обращение к а2 либо навязано нам, либо является добровольным сдвигом нашего фокуса внимания. В последнем случае этот сдвиг является мотивированным; восприятие самого сдвига
328 329 может стать тематической релевантностью, но последний основан на мотивационных релевантностях особого рода. Мы даже можем ввести здесь четвертую категорию релевантности, которую можно было бы назвать релевантностью актуализации. Однако более внимательный анализ показывает, что релевантность актуализации может быть проанализирована с учетом нескольких факторов. а) Сами мотивационные релевантности сдвига от одной деятельности к другой присущи всеобщему жизненному плану, в рамках которого все остальные планы – работы и досуга, планы на час и на день и т.д. – имеют свою позицию в иерархии. Релевантность актуализации является, следовательно, лишь системой мотивационных релевантностей более высокого порядка. б) Релевантность актуализации может относиться к онтологической структуре нашего бытия в мире как смертных, которые должны экономить свой ограниченный запас времени и энергии. Фактически эта проблема должна быть изучена заново, когда мы обратимся к анализу биографических моментов, определяющих нашу ситуацию в мире обстоятельств. в) Продолжая в том же контексте, пределы, навязанные нам онтологическим порядком вещей, включая биологические потребности нашего организма, навязывают нам порядок одновременности и последовательности форм взаимопересечения событий во внешнем и внутреннем времени (длительности). Ограничения, навязанные одновременностью, препятствуют тому, чтобы выполнять неограниченное множество форм деятельности, или воспринимать большое количество сопутствующих вещей. Порядок следования создает порядок приоритетов и предпосылок в ситуационных обстоятельствах, если не с помощью оценки, то хронологии, заставляя нас ставить главное на первое место. д) Релевантность актуализации основана, в конечном счете, на том, что мы изначально живем в социальном мире, что наше знание социально распределено и по большей части имеет социальное происхождение и что примирение нашей собственной системы тематической, интерпрета-тивной и мотивационной релевантностей с теми, что присущи нашим товарищам, всегда остается частичным и фрагментар-ным137. С помощью такого частичного совпадения индивидуальных систем релевантности возникает новый мотив актуализации, причем внутренние релевантности моих товарищей воспринимаются мною как навязанные релевантности. И здесь становится заметным другое различие между навязанным и добровольным разрывом: навязанный разрыв – будь он навязан человеческими условиями, природой вещей или социальными взаимодействиями – субъективно воспринимается как препятствие на пути непрерывного потока нашей деятельности. Так называемый добровольный разрыв также мотивирован теми же факторами, но эти мотивы, будучи подлинными мотивами-потому-что, открываются лишь в рефлексивной установке. Конечно, разрыв может восприниматься как болезненный, может привести даже к психопатологическим явлениям. Но по большей части переключение с одной деятельности на другую, взаимопроникновение наших планов, цепь взаимных разрывов, довлеющих всей нашей жизни и формирующих ее (даруя ей уникальный и индивидуальный ритмический образец), становится привычной и как таковое является частью нашего запаса наличного знания, непроблематизируемого и принимаемого как само собой разумеющееся. 3. Современная психология стала особенно интересоваться проблемой приостановки подлежащих решению задач, и несколько замечательных экспериментов были поставлены для того, чтобы показать влияние этих искусственных прерывов на эффективность выполнения поставленных задач (Цайгарник, Осинака)138. Нас не интересует собственно психологическая проблема, особенно потому, что лабораторная ситуация обходилась исключительно навязанными задачами и прерывами, не проясняя того, что означает сам разрыв и когда задачу следует считать решенной – не с точки зрения наблюдателя (психолога), а с точки зрения самого действующего. Нас скорее интересует проблема прерыва в несколько иных отношениях. Во-первых, как мы указывали во вводных ремар-ках139, нам следует быть внимательными, дабы не быть сбитыми с толку статическим описанием генетического процесса в интерпретации прерванной темы как маргинальной и ее возобновления как восприятий, которые с необходимостью выделяются из потока нашей сознательной жизни как отличные ото всех прочих восприятий. Актуальная и маргинальная темы соприсутствуют в нашем разуме; они одновременны. Мы называем такую способность нашего разума удерживать обе темы в области схватывания «контрапунктной структурой нашего разума». С ее помощью мы способны воспринимать, подобно слушателям полифонической музыки, две независимые темы, одновременно разворачивающиеся в одном и том же потоке, рассматривая одну как фокусную, а другую – как маргинальную, и наоборот. Во-вторых, там же мы указывали, что это яв-
330 331 ление – лишь следствие того, что мы назвали гипотезой шизофренического эго, а именно, тот факт, что мы вовлечены в одну актуальную и множество маргинальных релевантностей различными пластами своей личности и на различную глубину. Эта черта станет особенно важной для последующего изучения как исходный пункт анализа понятий социальной роли и социальной персональности. В-третьих, прерывание процесса отложения (sedimentation) нашего знания, т.е. ритмические колебания между актуальными и маргинальными релевантно-стями, становятся фундаментально важными с точки зрения структуры нашего запаса наличного знания. Сказанное необходимо кратко пояснить. Если непрерывная организация ментальной жизни на различных уровнях и глубине оказывается такой, что деятельность разума относится к различным системам изменяющихся актуальных и маргинальных релевантностей, тогда налицо определенное привычное обладание знанием. Не только переход с одного уровня на другой становится само собой разумеющимся (непроблематизируемым), но также и система релевант-ностей, свойственная каждому виду деятельности, становится привычным, непроблематизируемым, само собой разумеющимся знанием, – однако лишь в рамках определенной системы релевантностей. Когда набор а2 актуализирован, а набор а1 схватывается маргинально, система релевантностей, присущая а1, равно как и свойственная а2, может быть опривычена и рассматриваться как сама собой разумеющаяся. Но, когда мы берем а2 в качестве отправного пункта, основания и референци-альной основы, система соотнесений, присущая а1, может проблематизироваться, она более не воспринимается как сама собой разумеющаяся, и наоборот. Релевантная система а1 может оказаться внутренне последовательной, но непоследовательной в отношении релевантной системы а2: т.е. объяснительные возможности а1 могут быть не совместимы с а2 (хотя ритмический сдвиг от а1 к а2 и обратно может стать привычным). Если такое случается, так сказать, по необходимости – поскольку коренится в контрапунктной структуре разума и шизофреническом вовлечении различных глубин нашей личности в каждый из этих наборов релевантности, тогда универсальная применимость нашего запаса наличного знания разрушается. Запас знания, с помощью которого управляются с проблемами на работе, не используется в часы досуга. Бизнесмен, играющий с ребенком, «забывает» о бизнесе. Напряжение сознания изменилось; обыденный язык более подходит в минуты расслабления. И в этом смысле приостановка или пауза является расстройством, препятствующим процессу отложения (sedimentation) знания. Однако беспрепятственный процесс является лишь идеальной моделью, и различные явления, которые мы до сих пор рассматривали под рубрикой отклонений и затруднений этого процесса, являются скорее нормальным состоянием дел. В. Возобновление процесса Мы только что рассмотрели случаи, когда тема высвобождалась из области схватывания без достижения решения поставленной проблемы и в которых процесс отложения (sedimentation) был прерван, хотя и с намерением его продолжить. Теперь же мы должны обратиться к случаю, когда действующий полагает, что адекватное решение поставленной проблемы достигнуто. Тема адекватно определена для наличных целей, и процесс отложения (sedimentation) приостановлен, т.е. адекватное знание тематической проблемы получено. Однако впоследствии оказывается, что решение проблемы, интерпретация темы была неполной и что весь процесс следует начать заново. 1. То, что считалось достаточно хорошо известным, непроб-лематизируемым, обнаруживает ранее незнакомые аспекты неизвестного или импликации ранее неисследованных горизонтов, не совместимые с тем, что казалось достаточно хорошо установленным. Или смысловой контекст, в котором объект нашего восприятия казался достаточно знакомым, тем или иным образом модифицируется: он расширяется или сужается, пересекается с другими значащими контекстами, структурно изменяется. Он теряет присущий ему характер привычного обладания вследствие навязывания ему вновь возникших тематических релевантностей и т.д. Во всех этих случаях возникают новые проблемы, и то состояние дел, которое считалось непроблематизи-руемым, и даже за рамками того, что может быть оспорено (потому что не имело отношения и было нерелевантным к исходной наличной теме), становится проблематичным и требует исследования. Однако на эти вновь возникшие вопросы нельзя ответить, если рассматривать их изолированно, новая тематическая релевантность не может быть отделена от ранее обретенного знания того же объекта и не может рассматриваться изолированно.
332 333 Последнее характеризует отличие рассматриваемого случая от тех, что обсуждались ранее. Это не просто перерыв в процессе отложения (sedimentation) (в соответствии с идеализацией «и так далее, и тому подобное», означающей возможность вновь начать и продолжить сегодня то, что я оставил или прервал вчера). Скорее, вновь возникшая или последующая тема требует полного возобновления всего процесса, пересмотра привычного достояния, которое лишается характера достаточно установленного: теперь мы не можем просто принять то, что мы уже знаем, или продолжать считать само собой разумеющимся то, в чем убедились в предыдущих процессах. Фактически, конечно, оно считалось таковым «до последующего уведомления», и возникновение новой тематической релевантности является как раз таким «последующим уведомлением», препятствующим тому, чтобы твердо держаться ранее достигнутых результатов. Таким образом, наше привычное знание этой темы, наше знакомство с нею утрачивает характер привычного. Мы более не склонны ожидать, что все пойдет по принципу «и так далее, и тому подобное», как полагали прежде, и это прерывание наших предвосхищений само становится мотива-ционно релевантным для радикального пересмотра темы. Такая ситуация может случиться, поскольку наши предыдущие предвосхищения «подорваны», уничтожены последующими восприятиями вновь возникших событий. Такое также может случиться и из-за внутренних сдвигов фокуса нашего интереса к тому, что ранее находилось в области горизонта, которое оказывается не совместимым с системой интерпрета-тивных релевантностей, присущих тематическому ядру, определенному прерывом дальнейшего исследования. Аналогично этому, подобная проблемная ситуация может возникнуть из-за вновь навязанных релевантностей (тематических, интерпрета-тивных, мотивационных), обусловленных природой вещей, биографической ситуацией или, как это часто бывает, нашими товарищами. Конечно же, возможны и любые комбинации этих факторов. Более того, может случиться, что пересмотр привычного и растворение осадка (знания. – Н.С.), лежащего в его основе, относится либо к сравнительно хорошо очерченным секторам нашего запаса наличного знания, либо к факторам, определяющим его структурирование как целого, т.е. типичным способам формирования систем тематической, интерпретативной и мотивационной релевантностей, которые сами принадлежат к нашему привычному запасу наличного знания. Примером последнего может быть необходимость перегруппировать нашу систему мотивов-для как целое, т.е. наш жизненный план. Если такие ситуации случаются – будь они навязаны или произвольны, – они оказываются поворотным пунктом всей нашей жизни, который обычно называют кризисом. Тогда принципы нашего привычного обладания становятся проблематичными, и наше привычное ощущение мира как непроблематизируемо-го разбито вдребезги. Но сейчас нас интересует пересмотр более или менее ограниченного сектора нашего знания. Все вопросы возникают на основе непроблематизированного или даже непроблематизи-руемого, т.е. на основе привычного запаса опыта, который считается сам собой разумеющимся. Проблематичное возникает на основе непроблематичного, а неизвестное относится к знакомому; новое восприятие является новым, поскольку не может быть отнесено или сведено к тотальной сумме известного. Однако, как мы уже знаем, знакомое является таковым лишь по отношению к типичному, и неисследованный материал из области горизонта остается неизвестным в том, что касается его атипичных черт, которые могут оказаться странными. Все знание за пределами непроблематичного остается непроблематизированным, ибо то, что мы называем известным, является таковым лишь в отношении наличных теоретических и практических целей. Добровольным распоряжением мы провозглашаем наше любопытство на данное время удовлетворенным, то, с чем мы познакомились, «отложено про запас» как наше достоверное достояние. Возникают новые вопросы как следствие суперпозиции новых систем релевантности того или иного типа. 2. Невозможно описать вновь возникающие мотивацион-ные релевантности, не анализируя онтологических условий человека в мире, посредством которых он определяет обстоятельства своей ситуации в соответствии с биографической определенностью. Наш анализ, следовательно, будет ограничен теми элементами биографически детерминированной ситуации, которые сами принадлежат к субъективно непроблемати-зированному миру неоспоримой данности. Однако поскольку один набор таких элементов, возникающих из биологических потребностей нашего организма, состоит в необходимости поладить с субъективно определяемым окружением (достичь власти над обстоятельствами, изменяя их, выполнять действия,
334 335 нацеленные на внешний мир), наши мотивационные релевантности, по крайней мере, частично, будут определены этими элементами. Прагматизм, в своей вводящей в заблуждение попытке построить монистическую философию, основываясь на единственной стороне человеческой жизни, демонстрирует курьезную монополию мотивационных релевантностей, возникающих из потребностей организма поладить с окружением. Другие, подобно М. Шелеру, обнаружили прагматический мотив даже в нашем восприятии и в общем характере нашего знания140. Радикальный прагматист старается свести любое знание к его полезности в интересах прилаживания к окружающему миру, а успех или неудача в этом деле становится даже критерием истинности такого знания. С этой точки зрения наша идея по определению становится тематически нерелевантной, если она не мотивирована релевантностями, относящимися к высшей цели – приспособления к окружающему миру. Иными словами, радикальный прагматист рассматривает систему релеван-тностей-для, – тотальная сумма которых составляет план жизни, во имя и с помощью которого мы приспосабливаемся к окружению, – как нечто-то само собой разумеющееся – для него это не допускающее возражения aприорное знание. Точнее, мы всегда интересуемся определенными темами, и для того, чтобы их определить, мы должны их адекватно интерпретировать. Однако такая позиция могла бы быть оправданной, лишь если бы уровень реальности, конституированный нашими актами работы, направленными на внешний мир, был бы единственной реальностью, в которой мы живем. Мы предположили, что именно она является верховной реальностью (основополагающей для всех прочих уровней реальности, понятых как ее производные). Она является верховной реальностью, поскольку только в ней возможны социальные и межчеловеческие коммуникации141. Но есть много других систем мотивацион-ных релевантностей, возникающих на других уровнях «внимания к жизни» («attention to life»), с помощью которых мы можем присвоить и действительно присваиваем статус реальности. Среди них – уровни теоретического рассуждения, на которых человек пытается осмыслить фундаментальные восприятия, особенно те, что выходят за пределы факторов окружающей среды. Они возникают из ситуативных обстоятельств верховной реальности, его фундаментального опыта, т.е. трансцен- дентны его жизни. Их трансцендентность делает возможной имманентность его существования. Система мотивационных релевантностей, возникающих на иных, чем верховная, уровнях реальности, просто игнорировалась радикальным прагматизмом, и таким образом отбрасывались различные системы тематической и интерпретативной релевантностей, обусловленные их мотивационными релевантностями. Прагматизм, таким образом, является философией, занимающейся не всеобъемлющим человеческим существованием, а лишь описанием нашей жизни на непроблематизируемом уровне верховной реальности. Это типизация и идеализация нашего бытия в мире как неоспоримой данности во всех иных отношениях, кроме «занятия жизнью» («business of living»). Но даже и эта ограниченная цель лишь частично достигается радикальным прагматизмом. Он предлагает решение лишь с точки зрения воображаемого, бесплотного наблюдателя, изъятого из окружающей среды, с которой он должен поладить. Прагматистская теория познания никогда не сможет объяснить, что делают прагматистски ориентированные философы, равно как и бихевиоризм никогда не сможет объяснить поведения бихевиористов142. Рассматриваемая субъективно (т.е. с точки зрения самого действующего субъекта, пытающегося совладать с окружением), система мотивационных реле-вантностей, которой он руководствуется, воспринимается не только как система взаимосвязанных мотивов-для, но также и как система взаимосвязанных подлинных мотивов-потому-что. Последние сопротивляются всем рационализациям и известны как страсти, надежды, страхи, выражения метафизически основополагающих восприятий, порожденных существующим миром, в котором мы взрослеем и в конечном счете умрем, т.е. в мире, который пребудет после нашей смерти так же, как и существовал до нашего рождения143. Это возражение радикальной прагматистской философии не является отрицанием важности мотивационных релевант-ностей, возникающих в области верховной реальности работы, которые, казалось бы, разбивают самообъяснительный характер само собой разумеющегося в непроблематизируемой сфере, противостоящий проблематичным темам. И требуется принципиально значимая причина, чтобы поставить под вопрос ранее воспринимавшееся как непроблематизируемое состояние дел – действие, которое заставляет нас «аннулировать» процесс отложения (sedimentation) казавшегося прочно
336 337 установленным знания. Но не только благодаря мотивацион-ным релевантностям. Подобные мотивы для новых вопросов или для проблематизации того, что ранее было непроблемати-зированным, могут возникать на любом уровне реальности. 3. До сих пор мы имели дело со вновь появившимися вопросами, которые возникали в навязанных системах мотивацион-ных релевантностей. Но, как мы уже говорили, новые вопросы могут возникать и в навязанных интерпретативных релевантно-стях. Казалось бы, эти интерпретативные релевантности, когда проблематизируются, относятся к «тем же самым» темам, что в предыдущих процессах отложения (sedimentation) привели к достаточно удовлетворительному знакомству с ними, т.е. они уже наделены статусом знакомого. Но мы также увидели, что это очень произвольный способ выражения. Вновь возникшие интерпретативные релевантности, строго говоря, никогда не относятся к той же самой знакомой теме. Они относятся скорее к неизвестным, атипичным аспектам чего-то уже знакомого как типичное, – аспектам, доселе скрытым в неисследованном материале горизонта. И опять же в философии налицо стремление относить все вновь возникшие вопросы к последующим системам интерпретативных релевантностей, дающих последним своего рода монополию в процессах разрушения поля непроблематизированного и «аннулирования» уже установленного. Философская система, провозглашающая эту монополию, известна как операционализм. В нем предполагается, что мир фактически пред-дан в качестве тотальной суммы данных, которые изначально содержат в себе тематические релевантности, часто сгруппированные в пред-данный иерархический порядок. Предполагается также, что существует постоянный набор мотивационных релевантностей, побуждающих разум трансформировать неясные ситуации проблематичного знания в состояние гарантированной достоверности. Подобная трансформация осуществляется с помощью набора операций, являющихся не чем иным, как системой интерпретативных реле-вантностей, набором правил, в соответствии с которыми материал горизонта может быть отнесен к тематическому ядру для определения его импликаций, пока не будет установлена гарантированная достоверность. Как и любая философская теория, впоследствии развитая выдающимися мыслителями, операционализм содержит значительную долю истины. Операционалисты, возможно, яснее других мыслителей увидели, что все проблемы возникают на основе непроблематизируемого корпуса знания, который про-блематизируется в процессе отложения (sedimentation) нового. Они также поняли, что, аннулируя привычно установленное, мы намерены достичь удовлетворительного для наличных целей состояния знания. Такое состояние знания достигается, если его достоверность гарантирована, и на принятом нами языке это означает, что если наше исследование интерпрета-тивных релевантностей горизонта проведено до такой степени, что удовлетворительным образом проясняет наличную тему, то не осталось незаполненных мотивационных релевантностей, которые побуждали бы нас продолжить исследование далее. Наличная проблема решена, достоверное знание может быть «отложено про запас», пока в нашем поле восприятия не возникнет чего-то нового, не совместимого с запасом достоверного знания и не сводимого к нему. Если это происходит, возникает другая непроясненная ситуация и требуется дальнейшее исследование. Вновь возникает та же взаимосвязь операций, или, на принятом нами языке, возникают последующие ин-терпретативные релевантности, и весь процесс исследования возобновляется. Операционализм ясно видит все это и считает несомненным тот факт, что система интерпретативных релевантностей сама является элементом наличного знания и зависит от темы и фактов, к которым относится. Именно это отрицает все прикладные операциональные правила. В сфере рационального научного мышления эти правила могут быть эксплицированы; и их совокупность конституирует методологию данной науки. В сфере практики эти правила являются оправданными и апробированными процедурами управления ситуациями, вещами, людьми. Даже логика может рассматриваться как система исследования в соответствии с правилами с целью трансформировать непроясненные ситуации в ситуации гарантированной достоверности144. Однако в каждом из этих случаев операционализм имеет в виду лишь систему интерпретативных релевантностей, побудивших к исследованию. Мотивационные релевантности просто рассматриваются как сами собой разумеющиеся, а тематические также рассматриваются как возникшие новшества или результат действия интерпретативных релевантностей. Но в той мере, в какой верно, что методы относятся лишь к тому, что полагается интерпретативно релевантным, это последнее
338 339 понятие относится к наличной теме. Вопрос о том, как возникли эти тематические релевантности, выходит за рамки операциональных правил и методологии. Кроме того, мы уже констатировали, что интерпретативные релевантности могут сделать видимыми новые аспекты предыдущих тематических аспектов, скрытые за до сих пор не проблематизированными импликациями горизонта (в таком случае может возникнуть субтематизация и даже поглощение предыдущей темы). Фундаментальной ошибкой неокантианской школы была вера в то, что метод – что бы ни означал этот термин – «творит» объект исследования145. Методология и ее производное на практическом уровне, а именно, предписания и максимы действия, способы поведения и т.д. относятся лишь к соответствующей детерминации того, что интерпретативно релевантно в отношении предыдущей преобладающей темы146. Это особенно справедливо (научно и практически) в отношении корректного использования типизаций, определения уровня исследования, определения наличной цели и т.д. Методология в принципе не в состоянии определить, какая тема является релевантной для нас, а операциональные правила не могут установить фокуса наших мотивационных интересов. Как навязывающие интерпретативные релевантности, они важны для восстановления проблем, отнесенных к более не пробле-матизированным. Ни интерпретативные релевантности, как полагает операционализм, ни мотивационные релевантности, как полагает прагматизм, не обладают монополией и даже не выполняют главных функций в этих процессах. 4. Это становится особенно ясным, если необходимость аннулировать процесс отложения (sedimentation) привычного запаса знания возникает тогда, когда последующие тематические, интерпретативные или мотивационные релевантности сталкиваются с теми, что до сих пор считались само собой разумеющимися. Они могут оказаться не совместимы, не сравнимы с предыдущими до такой степени, что препятствуют использованию идеализации «и так далее, и тому подобное», и расстраивают процесс привычных ожиданий, особенно про-тенций, возникающих из привычного использования систем релевантностей, до сих пор считавшихся само собой разумеющимися. Степень такой несовместимости не может быть определена в общем виде. Как свидетельствует анализ статического состояния структуры нашего наличного запаса знания147, наш запас знания всегда содержит определенный набор эле- ментов, не согласующихся с остальным знанием и не сравнимых друг с другом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.235.107 (0.019 с.) |