Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сердечная чакра и ее вибрация
Рассмотренный нами физиологический и духовный центр иногда называют хрит - чакрой, но более распространенный термин – анахата - чакра. Принято считать, что сердце представляет собой вместилище тихого мистического звука, подобного эху непрерывно расширяющейся Вселенной. Вибрация в сердце носит парадоксальное название – «звук, возникающий без удара» (анахата-шабда), которое подразумевает глубокую, ничем не нарушаемую тишину. В состоянии глубокой медитации человек способен воспринимать тишину, резонирующую в сердце, – тишину, составляющую основу бытия всех существ. Переживая алхимическое преображение тонкого тела, йоги настраиваются на восприятие вибрации, проходящей по внутренним каналам организма. Звуковые потоки движутся по нади, и божественный звук, подобно вибрации струн ситара, отдается эхом в нервах и сосудах. Таким образом, частоты звука имеют прямое отношение к пране, пронизывающей все ткани и жидкости организма. Когда кости, суставы, связки и органы приведены в равновесие выполнением асаны, а легкие и сердце расширяются в ходе пранаямы, звучание этой сокровенной жизненной силы нарастает. Классическим слогом, который произносят с целью усилить и привести в гармонию вибрационные ритмы сердца в тонком теле, является слог Ом. В священных индийских текстах морфемой Ом обозначается звуковой поток божественного начала (Шабда Брахман). Согласно Патанджали, произнося слово Ом, человек возвеличивает божество в своей душе путем совершенствования внутренней акустики сердца («Йога-сутры», 1.27). Именно посредством звуковой вибрации – звучания, не поддающегося истолкованию со стороны разума, – пробуждается божественная сущность. Таким образом, сердце является единственным источником вибрационного ритма, который слышат те, кто настроен на восприятие его присутствия. Во время произнесения мантр в глубокой медитации атмосферное пространство сердца расширяется настолько, что поглощает разум, и в результате человека охватывает состояние безмятежной радости. При этом вибрации духовного сердца, именуемые спанда, неотделимы от потока сознания. В «Виджняна-Бхайраве» («Мудрости Шивы»), собрании тантрических наставлений, составленном в VIII веке в Кашмире, сказано:
Практика. Пламя сердечной медитации Задача данной медитативной техники заключается в развитии сосредоточенного внимания и пробуждении внутреннего света посредством визуализации пламени, спокойно горящего в сердце. Сядьте в удобную позу на возвышении высотой 8–15 см, опустите вес костей ног и таза на подушку. Подтяните боковые поверхности туловища вверх, приподнимите и раскройте область вокруг «глаз сердца». Закройте глаза и представьте, что у вас в центре груди теплится пламя. По мере того как ваше дыхание становится все более легким, представляйте, что пламя сознания в сердце горит все более спокойно и равномерно. Если в сердце-ум проникнут дуновения отвлекающих факторов, огонь начнет дрожать и выходить из-под контроля. При этом пламя утратит свою яркость, а появившийся дым будет препятствовать удержанию концентрации. В этом случае дышите спокойно, плавно и равномерно. Это поможет сделать огонь вашего сердца спокойным и устойчивым. Визуализируйте невозмутимое, безмятежно сияющее пламя, как огонь, который горит в месте, недоступном для ветра. Представьте, как ваша грудная клетка наполняется спокойным светом, который оно испускает. Вместе с тем почувствуйте дух великой радости, сопутствующий этому неколеблющемуся бессмертному внутреннему племени. Медитируйте таким образом в течение 5–30 минут. Пещера сердца В философии йоги сердце часто сравнивается с пещерой. Скрытое, потаенное и непостижимое, оно подобно древнему гроту, в котором теплится лампа сознания. Цокньи Ринпоче, мой учитель практики тибетского буддизма дзогчен, описывая путь от поверхности в глубину сердечной пещеры, говорил о трех аспектах сердца: внешнем, внутреннем и тайном (сокровенном). Внешнее сердце можно охарактеризовать как порог пещеры. На него влияют внешние обстоятельства и взаимоотношения с другими людьми – в определенном смысле оно формируется под непрерывным воздействием кармы. Социальное «я» человека неизменно определяется взаимодействием между внутренним сердцем и окружающим миром. Данный слой является источником как радости, так и страданий, ибо мысли, эмоции, надежды и страхи зависят от явлений, происходящих вовне. Внешнее сердце всегда находится под ветрами обстоятельств, в результате чего внутрь проникают смятение, гнев, пристрастие, гордость и ревность («пять ядов»). Второй уровень, внутреннее сердце, можно считать составной частью внутреннего пространства сердечной пещеры. Оно представляет собой вместилище наших глубинных чувств, настроений и впечатлений. Это срединное сердце заключает в себе индивидуальное чувство «я» и определяет наше самоощущение. Под этим понимается все, что укоренялось и крепло в душе человека под воздействием условий внешней среды начиная с самого первого дня его жизни: самооценка, мысли, суждения, привычки, личная идентичность. Этот слой оказывает длительное и зачастую неоднозначное влияние на тонкое тело.
Самый глубокий уровень, тайное сердце, сродни неизмеримой сущности, которую невозможно ни познать, ни описать на человеческом языке. Тайное сердце тесно связано с тонким телом. Когда в «Катха-упанишаде» говорится, что «у сердца есть сто и одна нади и одна из них ведет к самому темени», речь идет о пути сокровенного сердца. Оно пребывает на такой глубине, что его невозможно осмыслить и даже назвать. Единственное средство установить связь с этим глубинным и вечным сердцем – продвигаться в отдаленные участки сердечной пещеры, что является поистине путешествием во мрак. Такое движение предполагает радикальный отказ от собственного «я» и переживание опыта подлинного самоотвержения. Поскольку тайное сердце недоступно для мышления и познания (которые являются всего лишь отпечатками собственных образов), последняя возможность добраться до этого слоя – решительное отречение от всего. Когда мы переходим в состояние не-знания, отступаем в темные глубины сердечной пещеры, нам «открывается величие «я», наступает конец [нашей] скорби» [10]. В буддийском учении этот незабываемый опыт утраты самоидентификации именуется шуньята (пустота). Одна из моих учителей дзэн, Роси Джоан Сазерленд, определяла это прикосновение к мудрости тонкого тела и погружение в глубину сердца как процесс «потемнения»[14].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.005 с.) |