ТОП 10:

Алмаз в короне. Размышления о недвойственности



Этот ум не изменялся на протяжении бесчисленных, не имеющих начала кальп. Он никогда не жил и не умирал, не появлялся и не исчезал, не увеличивался и не уменьшался. Он ни чист, ни грязен, ни добрый, ни злой, ни в прошлом, ни в будущем. Он ни истинен и ни ложен, он ни мужского рода и ни женского… Он не стремится ни к какой реализации и не страдает ни от какой кармы. У него нет ни силы, ни формы. Он подобен пространству. Вы не можете владеть им и не можете его потерять. Его движению не могут помешать ни горы, ни реки, ни каменные стены.

Учение Бодхидхармы о дзэн. Проповедь кровяного потока [1]

Одной из важнейших задач йогической тренировки является снятие внутричерепного напряжения: только тогда, когда раскрываются структуры внутри и вокруг головного мозга, наполненные миллиардами нейронов, нервная система наполняется чувством легкости. В практике большое внимание уделяется приведению в состояние безмятежности внешних структур черепа – черепных костей, мышц головы и, что особенно важно, органов восприятия. Без расслабления этих сложных и хрупких структур мозгу будет трудно находиться в состоянии глубокой медитации (самадхи). Поэтому в хатха-йоге упор делается на пратьяхару – смягчение и очищение чувственной сферы.

Человеческое тело напоминает средневековый дворец тем, что вход в него возможен только через несколько главных ворот. Считается, что входящие и исходящие сигналы проходят через девять «врат», семь из которых находятся в черепе: два глаза, две ноздри, два уха и рот. Йоги оберегают эти врата, подобно часовым, охраняющим двери дворца. Закрывая глаза, поднимая кончик языка к нёбу и фиксируя взгляд на срединной линии тела, человек приобретает возможность отслеживать движение потока чувственных ощущений, проходящего через эти врата. Две другие двери – отверстия, которые расположены в тазовом дне, они управляются посредством мула-бандхи.

Перенаправляя чувственное восприятие внутрь, йоги воссоединяются с внутренним источником праны. В «Бхагавадгите», когда Арджуна спрашивает у Кришны, какая из жертв является величайшей, Кришна отвечает:

Мы уже знаем, что черепаха почитается в йоге за способность втягивать конечности в панцирь (рис. 2.7). Такое самопоглощение с последующим пребыванием во внутреннем пространстве аналогично пратьяхаре. В практике йоги перенаправление ума вовнутрь, отвлечение его от периферийных врат и обращение на самого себя открывает вход в тонкое тело. В последовательности восьми частей пути йоги Патанджали пратьяхара следует за асаной и пранаямой и в обязательном порядке предваряет последние три медитативные части – дхарану, дхьяну и самадхи. Первые четыре части аштанга-йоги – яма, нияма, асана и пранаяма – называются внешними частями (бхайранга), последние же четыре, начиная с пратьяхары, определяются как части внутренние (антаранга). Глубокая инволюция на пути йоги просветляет тонкое тело. Благодаря отслеживанию потока стимулов, проходящего через врата органов чувств, не только снижается напряжение внутри черепа, которое один из моих учителей охарактеризовал как сдавленность мозга, но способствует изменениям в химических процессах, протекающих в головном мозге.

Можно сказать, что из всех органов тела мозг хуже всего поддается воздействию и изменению, его невозможно «настроить». Мы способны управлять толстой кишкой и желудком, вытягивая позвоночник, мы в силах варьировать ритмические сокращения сердца и легких за счет глубокого дыхания, но нам не удастся манипулировать мозгом, который находится под надежной защитой «герметичного» свода черепа. Медитативные состояния, доброта, сфокусированная на сердце (метта), вибрационные ритмы мантры – все это влияет на командные центры, скрытые в глубине головного мозга.

В традиционных практиках медитации вход в сокровенный «высший» канал тела вызывает глубокие нервные и гормональные сдвиги. Снижение давления в черепе (и во всей нервной системе) облегчает нагрузку на чувствительные ткани мозга, включая ствол, черепные нервы, железы эндокринной системы и спинной мозг. Происходит снижение дыхательных ритмов, и устанавливается протяжный черепной ритм, при котором снижается частота сердечных сокращений и повышается регуляторная активность парасимпатических нервов. Согласно ряду духовных учений, такие перемены влекут за собой реорганизацию душевного устройства человека, так что он перестает воспринимать себя только как материальное обособленное «я». В результате этого сдвига обособленная дуалистическая схема ума распадается, как бы становится прозрачной, и на первый план выступает всепроникающее сознание как источник любого чувственного и душевного опыта.

Прежде чем мы продолжим наше восхождение к вершине черепа и изучение сокровенных энергий мозга, нам нужно рассмотреть некоторые из структур, отвечающих за чувственное восприятие. В первую очередь мы исследуем челюсть, поскольку напряжение в этой части тела оказывает влияние на весь череп и весь организм в целом. Затем мы поговорим об ухе и о том, насколько важное место оно занимает в процессе циркуляции праны. Наконец мы исследуем глаза и узнаем об их ведущей роли в чувственном восприятии. Равновесное состояние структур, окружающих эти органы чувств, имеет первостепенное значение для черепного механизма и динамики жидкостей в головном мозге.

Строение челюсти

В идеальном положении тела напряжение в области выше ключиц отсутствует, и шея, челюсть и череп не подвержены механической нагрузке. К сожалению, телесное и психологическое напряжение имеет свойство въедаться в окружающие мозг структуры – соединительные ткани скальпа, кости черепа, лицевые мышцы и, в первую очередь, челюсть. Когда в состоянии стресса в теле нарастает давление, мощные мышцы, посредством которых нижняя челюсть прикрепляется к черепу, сжимаются. Стискивание челюстей является защитной реакцией организма, оберегающей жизненно важные органы – головной мозг и горло.

Уникальная особенность черепа – затрудняющая работу с этой частью тела – заключается в том, что положение костей его верхней части в целом зафиксировано, тогда как в состав нижней входит крайне подвижная челюсть. В черепе двадцать две кости, и лишь одна из них – нижняя челюсть – способна свободно перемещаться. Эта кость двигается в самых разных направлениях, может смещаться в бок, подаваться вперед, оттягиваться назад и поворачиваться. Ее функции в организме многообразны. Она связана с пищеварением, дыханием и иммунитетом. Как составная часть речевого аппарата, нижняя челюсть участвует в артикуляции. Кроме того, она является средством выражения эмоций; мышечное напряжение в челюсти демонстрирует чувства, которые могут варьироваться от любви и нежности до страха и отвращения. Каждый из нас знает по себе, что, когда мы испытываем гнев или вынуждены защищаться, наши челюсти сжимаются; челюсть свободно свисает в расслабленном и сонном состоянии и широко раскрывается, когда мы радуемся и смеемся. Короче говоря, эта часть черепа служит вместилищем человеческого «я», поскольку на ней почти мгновенно отражается внутреннее состояние человека.

Близкое расположение нижней челюсти относительно головного мозга и органов чувств создает определенные проблемы; челюсть, по сути, является магнитом, притягивающим эмоциональное и психологическое напряжение. Это оказывает глубокое воздействие на деятельность мозга, так как 38 % нервных импульсов поступает в головной мозг по нервам, иннервирующим лицо, рот и область височно-нижнечелюстного сустава [3].

У взрослых людей и непрерывно растущего числа детей мышечное напряжение в челюсти приводит к тому, что положение этого сочленения нарушается. Несимметричное движение челюсти способно вывести из хрупкого равновесия устройство всего черепа. Под действием «ветров беспокойства», которые мы рассматривали в предыдущей главе, в области шеи и нижней челюсти накапливается напряжение. Ежедневное психологическое давление, связанное с финансами, семейными заботами и работой, также усугубляет нагрузку на височно-нижнечелюстную область.

Рисунок 8.1. Височно-нижнечелюстной сустав

Наряду с солнечным сплетением, которое мы обсуждали в главе 3, нижняя челюсть связана с силой воли. Когда наша воля ослаблена или подавлена, челюсти, как правило, сжимаются и теряют подвижность. Большие амбиции и соревновательный дух проявляются в челюсти, выпяченной вперед, как у актера Джона Уэйна. Сжатые челюсти, как и сжатый кулак, отражают сдерживаемый гнев, подавленную ярость и скрываемую скорбь. Челюсть несет бремя эмоционального страдания, связанного с нехваткой любви, чувства защищенности или близости. С другой стороны, посредством смеха и улыбки тело выражает радость, удовольствие и любовь и расслабляет мощную мускулатуру челюсти.

У любого человека в ситуации, представляющей угрозу для жизни, челюсть – та телесная структура, которая сжимается в первую очередь. В главе 5 мы говорили о последствиях того, что Томас Ханна в книге «Соматика» обозначил как «рефлекс красного света». Вот как он описывает явление, происходящее с челюстью при срабатывании этого рефлекса:

Этот примитивный нейромускульный рефлекс связан с работой центров, расположенных в глубине лимбической системы мозга, отвечающих за защиту жизненно важных органов – головного мозга, горла и сердца. Жесткость челюсти может быть обусловлена болевыми ощущениями, но, когда тело и ум оказываются охвачены реакцией на угрозу, как при внезапной атаке, челюстные мышцы подчас расслабляются и челюсть падает. Так, когда мы переживаем большую утрату, неудачу, печаль или вынуждены сдаться и отступить, происходит то, о чем в разговорном обиходе говорят «отвисла челюсть».

В состоянии стресса челюсть притягивается к височной кости, к которой она прикреплена (отсюда название соответствующего сустава – височно-нижнечелюстной). Эти суставы имеют вид шарового шарнира (хотя их и относят к классу скользящих сочленений). В динамике тонкого тела височно-нижнечелюстные суставы, расположенные по бокам черепа, соотносятся с шаровыми суставами бедер на внешней границе таза. В структурной динамике таза и черепа, напряжение в височно-нижнечелюстном суставе соответствует напряжению в тазобедренном.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.007 с.)