Практика. Прислушиваемся к черепным ритмам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практика. Прислушиваемся к черепным ритмам



Данная техника позволяет почувствовать едва уловимые изменения в костной и соединительной тканях черепа и движении жидкости в нем. Примите удобное положение сидя, так чтобы таз был приподнят над полом на 10–15 см. Дайте весу седалищных бугров и костей рук и ног «улечься». Мягко подайтесь теменем вверх к потолку, вытягивая шею на манер цапли. Опустошите нижнюю челюсть и позвольте коже на скулах обмякнуть. Внимательно проверьте, не осталось ли в шее, лице и челюсти напряжения, и освободите эти области от неосознанных зажимов. Расслабьте кожу по бокам черепа, почувствуйте, что височные кости как будто парят, а намет мозжечка – соединительная ткань, простирающаяся между этими костями, – вытягивается. Войдите в состояние безмысленной осознанности, и пусть ваш череп наполнится чувством безмятежности. Сосредоточьтесь на ритме дыхания, обращайте внимание на любые ощущения пульсации, подрагивания, покалывания или сдавливания внутри и вокруг черепа. Теперь сфокусируйтесь на движениях жидкости в черепе и головном мозге. Постарайтесь ощутить легкие сокращения костей черепа и оболочек мозга. Почувствуйте, как в зигзагообразных швах между черепными костями то сжимаются, то расширяются рецепторы растяжения. Прислушайтесь к флуктуациям в мозге и ощутите, как он едва уловимо покачивается, подобно морской водоросли на волнах у берега. Выполняйте упражнение на протяжении 10–15 минут.

Древний мозг и новый мозг

В ходе своей биологической эволюции Homo sapiens (человек разумный) совершил переход от стойки на четырех конечностях к стойке на двух, тем самым освободив руки для изготовления орудий труда. Это послужило толчком для стремительного роста коры головного мозга. Некоторые биологи-эволюционисты полагают, что, если бы размер мозга не был ограничен размером черепа новорожденного, которому предстоит пройти по родовому каналу, извилины серого вещества переднего мозга продолжали бы увеличиваться и дальше. Передний мозг состоит из 15–30 миллиардов нейронов, между которыми идет непрерывный обмен сообщениями. Скорость передачи сигнала от одной клетки к другой равна скорости света, отчасти благодаря миелиновой оболочке, покрывающей нервные волокна. Коммуникация в нервной сети быстрая и бесперебойная. Внутричерепные сигналы движутся в синапсах головного мозга быстрее, чем происходит обмен информацией, осуществляемый посредством биохимических сигналов, в нервах за пределами черепа. В структуре мозга один аксон – микроскопический нитевидный волосок, ответвляющийся от нервной клетки, – способен создавать несколько тысяч синоптических связей с другими нейронами. Всего в мозге насчитывается до ста триллионов возможных нервных связей, а это в тысячу раз больше числа звезд в нашей галактике. Такая метакоммуникация продолжается в спинном мозге, где сеть нервов суммарной длиной 50 000 км обеспечивает передачу информации из штаба в периферийные участки тела и обратно [8].

Позади переднего мозга с его новейшими технологиями спрятан памятник доисторических времен – ствол головного мозга, который состоит из среднего мозга, продолговатого мозга и варолиевого моста, объединяющего правое и левое полушария. Эта древняя система действует под надзором когнитивного мозга. Жестко смонтированная, она контролирует базовые функции, такие как температура тела, сердцебиение, чувство голода, дыхание, поддержание равновесия и эмоции.

Глубоко в височных долях находится парная структура – миндалевидные тела, которые играют важную роль в управлении эмоциями. Они хранят память о прошлых положительных и отрицательных эмоциональных состояниях. Они напрямую связаны с лицом (посредством тройничного нерва), и этим объясняется, почему эмоциональная реакция так часто и так ярко отражается на лице. Поскольку эмоции оказывают сильное воздействие на биоритмы тонкого тела, йогическая дисциплина требует внимательного анализа чувственной сферы. Чувства по большому счету пребывают за пределами сознательного контроля и тесно связаны с инстинктивной змеиной силой кундалини. В этом заключается функция «жесткого диска» инстинктивного мозга. Этот «жесткий диск» стремятся взломать и декодировать хатха-йоги, что является весьма трудной задачей.

Рисунок 8.5. Кундалини и ствол мозга

Восходящее движение сознания. Ствол головного мозга на вершине позвоночного канала, восходящего в череп, подобно священному сооружению, связан с кундалини, что погребена в области двух нижних чакр.

Йоги представляют себе головной мозг и спинной мозг как тело жилистой змеи – не обычной змеи, какие водятся у нас в садах, но архетипической кобры, наделенной уникальной способностью из горизонтального положения подниматься вертикально вверх, преодолевая силу притяжения.

Лингам Шивы представляет собой вертикальную каменную массу, поднятие которой, как и вертикальное движение первобытной кобры, символизирует основную силу жизни. Этот лингам – бесформенный фаллос, отображающий высшую силу царя йогов Шивы. Его движение вверх – могущественный рефлекс, необходимый для поддержания жизни. Вертикальный камень лингама стоит на фундаменте горизонтальной йони, которая являет собой источник женской созидательной энергии и первоначало всякого рождения. Алхимическое сочетание лингама и йони не просто порождает жизнь, но и знаменует творческий союз противоположных сил. Своим вертикальным положением лингам Шивы – как и гранитные колонны Стоунхенджа – указывает на восходящее движение сознания.

У прямоходящего человека позвоночник и ствол мозга расположены вертикально, и сознание встает на дыбы, подобно поднимающейся кобре. В самой верхней точке спинного мозга, там, где он входит в толщу головного мозга, ствол раздается вширь. У основания черепа он раздувается, формируя ряд небольших пазух. Именно здесь, в месте слияния с головным мозгом, сравнительно узкая полоса спинного мозга начинает разрастаться, порождая сложную систему синоптических связей. Если развивать сравнение с коброй, широкий ствол головного мозга напоминает раскрытый капюшон возбужденной кобры.

Внутри ствола головного мозга происходит четкая регуляция автономной нервной системы. В ряде техник хатха-йоги, предполагающих задержку дыхания, определенное положение тела, пост, обращение чувств внутрь и тому подобное, главной задачей является снижение активности ствола. Как мы уже отмечали, сила кундалини считается скрытой, свернутой кольцами и пребывающей в противоположном конце позвоночника на тазовом дне. Когда кундалини выходит из своего логова, она движется подобно змее, ползущей внутри бамбуковой трубки. Пробуждение скрытого могущества кундалини – это не просто явление биологического порядка, оно сопровождается появлением альтруистических мотиваций и таких состояний ума, как терпение, терпимость, доброта и т. п. Согласно «Хатха-йога-прадипике»,

В алхимии раджа-йоги происходит трансформация грубой энергии рептильной силы, в результате которой страх за свою жизнь обращается в любовь, а навязчивое чувство неловкости – в сущность Будды.

Тысячелепестковый лотос

Сахасрара – седьмая, теменная чакра – описывается как тысячелепестковый лотос. Как и десять тысяч вещей в даосизме и дзэн-буддизме, число лепестков сахасрары символизирует бесконечность. Теменная чакра огромна, как бескрайнее небо, свободна от имени, формы и личности. Бесконечно широкий, тысячелепестковый лотос служит метафорическим отображением мириад возможных связей в головном мозге, а «черепной цветок» есть обозначение радикально раскрытого ума. Как мы уже видели, безграничный ум сравнивается с пространством и небом. Поэтому теменную чакру называют также шунья-чакрой – «чакрой пустоты».

До пробуждения тысяча лепестков цветка обращены вниз, и в процессе расширения сознания – акте расцветания – они разворачиваются вверх. Говоря языком современной науки, этот цветок символизирует образование новых нервных связей в головном мозге и центральной нервной системе. Пластичность мозга является необходимым условием здоровья и жизни, свободной от предубеждений и предрассудков. Томас Мертон, монах-траппист, исследователь дзэн-буддизма, литератор и общественный деятель, плодотворно работавший в 1950–60-х годах, называл эту пластичность «пространством свободы». В книге «Другой склон горы» он пишет:

Рисунок 8.6. Тысячелепестковый лотос

Мертоново «пространство свободы», нетронутое пространство, которое наслаждается собственным потенциалом вне стереотипов мышления и поведения, не является чем-то потусторонним. Оно достижимо для просторного и открытого ума. Сахасрара-чакру можно было бы назвать Безграничным Осознанием или, как говорят практикующие дзэн, Большим Умом. Метафора черепного цветка подразумевает движение к всеобъемлющему сознанию, которое постоянно открыто новому.

Драгоценность в лотосе

Дальнейшее развитие образа лотоса в черепе – драгоценный камень (мани) в центральном сплетении головного мозга. Грани его изощренно обработанной поверхности бессчетное множество раз отражают вещи мира. Он наделен бесконечным созидательным потенциалом, пребывает в непрерывном движении и непрестанно меняется. Но при всей своей изменчивости он остается идеально оформленным, твердым и неразрушимым. Его невозможно раздробить, сжать или расширить. Он постоянен, прочен и един и остается таким от начала времен.

Образ драгоценного камня ума занимает важное место в ваджраянских школах буддизма. Слово ваджра означает алмаз или бриллиант (а также молнию), а аяна – колесницу или путь. Соответственно, ваджраяна – это «алмазный путь». Алмаз символизирует неразрушаемую природу ума, и, как и разделяющий меч мудрости, этот ум-алмаз обладает способностью рассекать все сущее, в том числе липкую паутину заблуждений. При необходимости он отсекает также любые представления о самом себе.

Самая известная и часто повторяемая молитва в практике тибетского буддизма, шестисложная мантра «Ом Мани Падме Хум», переводится как «Преклоняюсь перед алмазом (мани) в лотосе (падма)». Сила этой мантры пробуждает сострадание и нерушимую невозмутимость. Итак, на водяном цветке мозга покоится алмаз бесконечной мудрости и доброты.

Вершина черепа

Теперь пора перейти к рассмотрению жизненно важных структур на вершине черепа. Когда человек рождается, у него на макушке в течение некоторого времени остаются разделенными два отверстия – передний и задний роднички. Эти маленькие колодцы обеспечивают развитие и расширение мозга и позволяют черепу сжиматься при родах. В самом деле, силы сжатия, действующие на череп младенца во время прохождения по родовому каналу, крайне важны для «резкого старта» краниосакрального ритма, и детям, появившимся на свет через кесарево сечение, зачастую недостает слаженности и амплитуды, необходимых для здоровой подвижности черепных структур. После родов передний родничок, имеющий форму алмаза, остается открытым в течение двух лет. Это «уязвимое место» младенца отличается рыхлой консистенцией, как у спелой сливы. Сквозь зазор родничка можно прощупать артериальный пульс сердца новорожденного. Тот факт, что пульсацию сердца можно почувствовать на макушке головы, говорит о созвучии между ритмом сердечных сокращений и частотой мозговой деятельности.

Ранее в этой главе мы говорили о девяти вратах, отверстиях в теле, через которые происходит сообщение между внутренним «я» и внешним миром. Передний родничок на темени определяется как «десятые врата» и главный путь для сушумна-нади и кундалини (рис. 8.5). Это отверстие, также называемое брегмой, образовано на пересечении венечного и сагиттального швов. Согласно мистическим учениям, через этот участок душа входит в тело при рождении и покидает его в момент смерти. Поэтому передний родничок имеет еще одно название – брахмарандхра (отверстие Брахмы); считается, что прохождение через это отверстие ведет к состоянию высшего наслаждения (брахмананда).

Место ста встреч

Из области переднего родничка мы поднимаемся к самой вершине черепа, полярной звезде всего тела, в аюрведе именуемой «точкой повелителя» (адхипати-марма). Примерно на эту область приходится вес тела в стойке на голове, поэтому ширшасану называют царицей всех поз и она является непосредственным способом получить доступ к центральному каналу. Точка повелителя находится на сагиттальном шве, верхнем шве черепа. Этот шов находится на одной линии со срединной линией нёба, центральным сухожилием диафрагмы и центральным сухожилием промежности. Относительно сагиттального шва выстраивается вся координатная сетка внутреннего пространства тела.

В китайской медицине вершина теменной чакры называется «сто встреч» (байхуэй). Она является самой высокой акупрессурной точкой организма, которая находится на линии управляющего сосуда (это его 20-я точка), берущего начало в копчике (рис. 2.8). Как на Северном полюсе Земли сходятся все географические меридианы, так и центральная точка черепной крыши является местом соединения всех янских энергетических меридианов человека. Согласно учению цигун, через эту точку энергия неба втягивается внутрь тела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.012 с.)