ТОП 10:

Личность и экология пищеварительного тракта



В каждом из нас обитает целая армия кишечных бактерий, миллиарды микроорганизмов по всему пищеварительному тракту. Эти микроорганизмы мы наследуем от родителей и накапливаем на протяжении всей жизни. Кишечные бактерии просеивают, регулируют и расщепляют пищу, которую мы потребляем. Экология желудочно-кишечного тракта является настолько важным элементом нашего существа, что не только участвует в процессе пищеварения, но и воздействует на тонкое тело, влияя на настроение, мироощущение и уровень жизненной силы в теле. Каждый человек неповторим, и особенности микрофлоры в органах пищеварительного тракта определяют, кто мы есть. Наш темперамент, личные качества и даже мышление находятся под влиянием микробной среды в складках нашего кишечника.

Приведение в равновесие пищеварительного тракта представляет постоянную трудность, но при этом является одной из главных задач для йога. Когда страдает место обитания микробных колоний и кишечная флора ослаблена, в теле не вырабатывается необходимое количество праны. Это в свою очередь может снизить общую способность к сосредоточению и затруднить медитативную концентрацию. Существует множество факторов, вызывающих ослабление и раздражение микрофлоры в складках кишечника, среди них – воздействие паразитов, прием антибиотиков, несбалансированной пищи и т. д. Задача йога при этом – создать в органах пищеварительного тракта гармоничную среду посредством разумного питания и дополнительных пробиотиков.

Интуитивный кишечник. Уникальным качеством мозга живота, которое часто не принимается во внимание, является его способность чувствовать. Это связано не только с его задачей разделять, организовывать и обрабатывать пищу, но и играть значимую роль в целенаправленном отборе мыслей, настроений, чувственных ощущений и эмоций. Поскольку живот обрабатывает информацию, которая находится за пределами досягаемости радара познающего ума, он является первичным ресурсом для интуиции. Йогическая дисциплина и другие созерцательные духовные практики развивают интуитивное «я». Слово интуиция происходит от латинского корня intueri – «размышлять», «созерцать». Когда мы пользуемся интуицией, мы размышляем о том, чего не можем видеть. Это выражается в «нутряном» чутье, при котором настроения, ощущения и предчувствия колышутся внутри живота, но так и не приобретают четких очертаний.

Мозг живота, так называемая энтеральная нервная система, обладает способностью обрабатывать информацию независимо от головного мозга, при этом его способность к саморегуляции до сих пор не понимают в полной мере даже специалисты в области гастроэнтерологии. Однако мы знаем, что время от времени желудочно-кишечный тракт работает, не получая прямых сигналов со стороны центральной нервной системы. Майкл Гершон в книге «Второй мозг» говорит об уникальных особенностях мозга живота:

В целом у нас есть только смутное представление о разуме брюшного мозга. Его регуляторная функция занимает лишь отдаленный участок в поле восприятия, при этом в языке имеют место отсылки к брюшному мозгу в таких выражениях, как «чуять нутром».

Интуиция позволяет установить связь с субстратом бессознательного. Она ведет нас к снам, к невысказанному, к тайне. Если глубоко прислушаться к себе и исследовать пограничные области между вдохом и выдохом, ночью и днем, солнцем и луной, реальностью и вымыслом, мы разовьем в себе чувство интуиции. В тиши медитации или в йога-нидре (состоянии сознания между сном и бодрствованием) мы настраиваемся на восприятие все время ускользающего духовного мира.

Даньтянь

Точно между пупком и тазовым дном находится центр тяжести тела, именуемый даньтянем. В даосских практиках и в боевых искусствах даньтянь считается резервуаром ци и источником всех движений. Когда даньтянь становится прочной опорой тела, он способствует мощному восходящему движению уддияна-бандхи, которому уделяется большое значение в занятиях йогой.

С точки зрения анатомии даньтянь расположен на границе внутренней части таза, в самом низу подвздошно-поясничного комплекса. Подобно балласту судна, этот нижний центр тяжести помогает практикующим тайцзи и мастерам медитации поддерживать равновесие и устойчивость при выполнении упражнений. Как говорится в «Дао дэ цзине», корень легкости заключен в тяжести, а следовательно, укрепление положения даньтяня приносит анатомическую и физиологическую уравновешенность.

Китайское слово даньтянь указывает на область (тянь) жидкой жизненной силы (дань), которая, подобно подземному озеру, покоится в основании позвоночника. В искусствах медитации крайне важно, чтобы осознанность опускалась к резервуару живота, подобно тому как туман стелется над долиной. Это сочетается с раскрытием области третьего поясничного позвонка (L3), так называемых «врат жизни» (по-китайски минмэнь). «Врата жизни» помогают работе почек, поддерживают уровень жизненной эссенции и необходимы для действия защитной ци тела.

Нисхождение к этому центру тяжести позволяет нам крепко стоять на ногах при столкновении с любыми разрушительными силами внешнего мира. Именно благодаря пребыванию в нижнем[11]даньтяне мастера боевых искусств сопротивляются броскам, выдерживают опрокидывающие удары и не дают сбить себя с ног каким-либо иным способом. Один из моих учителей описал нижний даньтянь как место, в котором «ничто не сможет выбить тебя из центра твоего дня».

Пупочная чакра

Пупку в человеческом теле отводится весьма почетная роль. Он не только позволяет зародышу получать от матери живительное дыхание – кровь, но и расположен рядом с центром тяжести всего человеческого существа. В йоге пупок считается самостоятельной чакрой и называется набхи-чакра. В третьей главе «Йога-сутр» Патанджали, где описываются сиддхи («сверхъестественные» силы) йоги, есть стих, посвященный пупочной чакре («Набхи-чакре кайя-вьюха-джнянам»). В нем говорится о том, что пупок является сердцевиной, духовной осью организма и хранит в себе информацию о внутренней организации тела.

Представление о пупке как источнике всех движений стоит рассмотреть более подробно. Если взглянуть на согнутое тело новорожденного, легко представить, что пупок есть отправная точка для последующего развития способности поддерживать положение тела. От пупка начинают вытягиваться ноги, руки и шея – движения, совершаемые уже зародышем в утробе. Автор фундаментальных работ о психосоматическом центрировании Бонни Бейнбридж Коэн[12] называет действие этого центра «излучением пупка» и сравнивает «излучение» рук и ног от пупочной сердцевины с тем, как вытягиваются лучи морской звезды.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.248.180 (0.007 с.)