ТОП 10:

Сакральный крестец. Водный мир нижней части позвоночника



Подобно цветку синего, красного или белого лотоса, который рождается и растет в воде, но потом выходит из воды и не привязан к ней, Татхагата (Будда) родился и вырос в мире, вышел из мира и больше не привязан к миру.

Из Наставлений Будды о Срединном Пути [1]

Продолжая наш путь из подземных глубин таза вверх по позвоночнику, мы поднимемся чуть выше и вплотную подойдем к пещере крестца, гроту скрытой силы и обители водной чакры. Крестец чрезвычайно важен как с точки зрения анатомии (будучи структурным основанием позвоночника), так и с точки зрения мистицизма йоги (будучи хранилищем рептильной энергии).

В структурном отношении крестец считается замковым камнем таза, поскольку по нему передаются кинетические силы из ног в позвоночник. Крестец отвечает за все виды движений, именно он, благодаря своей способности выдерживать вес тела, обеспечивает устойчивость и телесную целостность при выполнении всех асан йоги. Что касается тонкого тела, пещеристая передняя поверхность крестца являет собой укрытие, где дремлет всемогущая богиня-змея Кундалини, которую предстоит разбудить посредством дисциплины тела и концентрации духа.

Сущность крестца

Крестец занимает в организме уникальное положение, так как выполняет сразу две функции: одну – в тазе, другую – в позвоночнике. С одной стороны, он играет ключевую роль центрального элемента в задней части таза, которая за счет крестцово-подвздошного сочленения (рис. 2.1) обеспечивает его подвижность. С другой стороны, данная кость служит основанием позвоночника и действует подобно рулю корабля, помогая направлять и стабилизировать весь позвоночный столб. Устойчивость крестца – важнейшее условие для сохранения естественного положения всех двадцати четырех позвонков и черепа.

Позвоночник можно сравнить с туром – пирамидкой из камней, какие встречаются на обочинах туристических троп. Тур представляет собой архаический символ, который с древнейших времен использовался для ориентирования и определения местоположения. При строительстве тура то, как лежит самый нижний камень, определяет, насколько устойчивыми будут все остальные камни вертикальной конструкции. Подобным образом, положение крестца и копчика составляет основу опоры для всех остальных позвонков.

Еще одним архитектурным элементом, с которым можно сравнить крестец ввиду его ключевой роли в поддержании конструкции, является замковый камень романской арки. Замковый камень несет нагрузку со стороны двух сходящихся сторон арки; так и крестец уравновешивает правую и левую стороны таза. Кинетические силы, проходя через крестец, равномерно распределяются между обоими крыльями таза (подвздошными костями). Таким образом, крестец выравнивает и объединяет противопоставленные друг другу стороны тела, и прежде всего – направленные вверх силы ног, несущие основную весовую нагрузку (рис. 3.1).

Рисунок 3.1. Романская арка и замковый камень крестца

Священная кость

Крестец представляет собой сакральный элемент физической структуры организма. Древние греки почитали его как святыню, потому что видели в нем единственную кость, не подверженную разложению. Возможно, это представление проистекает из того факта, что крестец, состоящий из плотной и компактной кортикальной ткани, входит в число самых твердых костей человеческого тела. Поскольку крестец занимает центральное место в основании позвоночника, его устойчивость – необходимое условие здоровья и долголетия.

Поверхность сакральной кости буквально испещрена отверстиями, которые пропускают нервы, выходящие из позвоночника, – нервные тракты, следующие через таз в ноги (рис. 3.2). Вместе с тем они придают крестцу легкость. За счет крестцового канала крестец подвешивается к позвоночнику, благодаря чему приобретает определенные аэродинамические свойства. Именно это делает возможным выполнение арабеска в классическом балете или позы журавля в йоге (бакасана). Прочный и вместе с тем подвижный крестец вместе с прилегающей мускулатурой напоминает парящего ястреба, который балансирует в воздухе, широко развернув хвостовое оперение.

Если первая чакра принадлежит земной стихии, то вторую соотносят с водой. Можно считать, что крестец заключает в себе жизненную силу в жидком виде, наподобие темного, наполненного водой пространства в основании колодезной скважины. В анатомическом смысле водная область крестца ассоциируется с мочевым пузырем – резервуаром, расположенным прямо над ним. Эта система включает в себя мочеточники, по которым в мочевой пузырь поступает выкачиваемая из почек излишняя жидкость. Кроме того, к передней поверхности крестца присоединяется толстая кишка, поглощающая влагу для последующего выведения из организма.

Связь крестца со сферой жидкости обусловлена тем, что внутри самой кости находится гидравлический насос, который обеспечивает движение жидкости вверх и вниз по спинному мозгу. Спинномозговая жидкость омывает головной мозг и спинномозговые нервы, и ее циркуляция внутри позвоночника отчасти вызвана ритмическими сокращениями в крестце.

Рисунок 3.2. Крестцовое сплетение

Не менее важно для тонкого тела и то, что в жидкостную систему крестцового сплетения входят репродуктивные органы: матка, яичники, яички и семявыносящие протоки также ассоциируются со второй чакрой. В женском организме матка соединяется с крестцом посредством крестцово-маточной связки. Различные практики йоги, аюрведы и цигун имеют целью сохранение жидкой жизненной силы в репродуктивных органах: семенной жидкости у мужчин, маточной крови и овариальной жидкости – у женщин. Женщинам для этого необходим регулярный и гармоничный менструальный цикл. Эта важнейшая энергия репродуктивных органов, на санскрите именуемая оджасом, оказывает подлинное влияние на тонкое тело. Оджас имеет отношение к иммунитету, и его излучение придает организму телесную красоту, мощь, магнетизм и долголетие. Он несет в себе божественную искру, оживляющую и укрепляющую прану.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.006 с.)